Классное руководство
Разработки классных часов, внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первый классный час в 5 классе | 45.5 КБ |
разработка с элементами АМО | 48 КБ |
Вклад ученых в великую победу | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 классе.
План классного часа.
- Вступительное слово учителя.
- Пресс-конференция классного руководителя.
- Создание автопортрета класса.
- Путешествие по планете Знаний.
- Игра «Перемена».
- Игра «Цветик- семицветик».
- В гостях у оракула.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
- Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня вся страна отмечает праздник День знаний. Для вас – это тоже необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. 5 класс – это вторая ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, принести пользу России, стать уважаемыми людьми.
5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новый распорядок дня, и новые требования, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща. Будем помогать друг другу, чтобы всем в нашем классе было хорошо, комфортно, уютно, как в большой и дружной семье. Вы прекрасно знаете, что 2008 год – год семьи. И сегодня у всех нас еще один праздник – рождение семьи 5 класса.
Итак, вы перешагнули порог среднего звена, а я, перешагнув школьный порог, стала вашим классным руководителем. Я буду беречь классный коллектив и обещаю… Нет, не обещаю, а клянусь!
Коль в жизни я выбрала этот путь,
Клянусь с него никогда не свернуть!
А если (не дай Бог!) случится беда,
Ребят поддержу везде и всегда!
На путь доброты буду их наставлять!
Поменьше наказывать, а убеждать!
Глубокие знания детям давать,
Для этого свой кругозор расширять!
Класс и детей клянусь я любить,
И сделаю все, чтобы самыми лучшими в школе нам быть!
2.Пресс-конференция классного руководителя.
Я начинаю свою пресс-конференцию. В роли журналистов будете выступать вы, ребята. Вы можете задать мне свои вопросы, чтобы узнать обо мне побольше.
Вопросы детей.
Спасибо вам за необычные вопросы. На этом моя пресс-конференция закончена. Впереди у нас много интересных уроков, трудных дел, и я надеюсь, в процессе учебы и работы мы познакомимся поближе. Но теперь мне хотелось бы узнать хоть немного о таинственном незнакомце по имени 5 класс.
3.Создание автопортрета класса.
Помогите мне, пожалуйста, разузнать о загадочном 5 классе. Какие у него рост, вес, физическая форма? Чем увлекается наш класс? Какая у него дисциплина? Любят ли учиться пятиклассники? Каков характер класса? И наконец, какое у него лицо? Все это мы сейчас выясним и запишем рядом с портретом.
Рост _____________
Вес ______________
Физическая форма ____________________
Увлечения _______________
Дисциплина ______________
Учеба _______________
Характер ______________
А поможет мне тот, у кого самый красивый, аккуратный и разборчивый почерк. Есть ли среди вас такие?
К доске выходит ученик, берет маркер.
Первый вопрос самый легкий – это рост 5 класса. По статистике, а статистика – наука точная, средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в графу? Какой рост нашего класса? Высокий, средний, низкий?
Ученик записывает.
Теперь вес. Он может быть нормальным, недостаточным, излишним.
Ученик записывает.
Физическое развитие – занимается ли класс спортом? Каким?
Ну, что ж, так и запишем, что физическая форма – отличная.
Ученик записывает.
А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у вас увлечения?
Ученик записывает.
Как у 5 класса обстоит дело с дисциплиной – хорошо или плохо?
Ученик записывает.
А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Как вы думаете почему? Эту тайну нам откроет конец I четверти, а пока графа останется незаполненной. Надеемся, что ответом будет число… «4» и «5».
Осталось самое простое: записать качества характера класса. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?
Ученик записывает.
Чтобы окончательно сложился портрет класса, осталось только нарисовать его лицо. Признавайтесь, кто лучше всех рисует. А вы, ребята, подсказывайте художнику.
Художник рисует.
Вот и сложился портрет 5 класса. Спасибо всем, кто помог его составить. Автопортрет мы повесим в наш классный уголок и будем наблюдать, как класс растет, становится умнее, сильнее, лучше. А вместе с ним будем расти и мы. Но мы будем не просто расти, а путешествовать по планете Знаний. Чтобы не заблудиться на этой планете, я нарисовала карту.
4.Путешествие по планете Знаний.
Перед вами – карта планеты Знаний. На ней есть страны и континенты, вам уже знакомые, а есть и неизвестные территории, о которых вам предстоит узнать. Сейчас мы совершим путешествие, но название континентов, на которых мы побываем, зашифрованы в загадках.
Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать … (математика).
Укрепит мускулатуру всем детишкам … (физкультура).
Чтоб найти таланты у вас вокальные,
Вам нужны уроки … (музыкальные).
Грамотным будет любой ученик,
Если он знает … (русский язык).
Мастерить, работать с увлечением –
Для этого нужно … (трудовое обучение).
Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать … (язык иностранный).
Картины, краски, высокие чувства –
Этому учит … (изобразительное искусство).
Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках … (литературы).
Знать и любить природу научит … (природоведение).
Далекое прошлое, древние территории –
Это изучает наука … (история).
Какие предметы вами изучались в начальной школе? С какими новыми названиями вы познакомились? Итак, наше путешествие закончилось. Посмотрите, на планете Знаний совсем не осталось белых пятен. Чтобы исследовать каждый континент подробно, у вас впереди целый учебный год.
От меня вы услышали клятву. А что же пообещаете вы, ученики?
Я, ученик 5 класса гимназии №1 клянусь:
Прилежно учиться, образцово выполнять домашние задания и примерно себя вести!
Если я нарушу эту клятву, то пусть
Меня навсегда лишат денег на мороженое,
Порвутся мои любимые джинсы,
Запутаются шнурки на моих кроссовках,
Отвалятся колеса моих роликовых коньков,
Проедет бульдозер по моим компакт-дискам,
Зависнет мой компьютер!
А после уроков что наступает?
5.Игра «Перемена».
На перемене дети должны двигаться, отдыхать. Мы будем отдыхать и двигаться под музыку. Заодно проверим ваше внимание.
Выйдите из-за парт. Вы будете выполнять простые движения. Движения вам будет задавать учитель физкультуры, мама одного из ваших одноклассников, Горбунова Татьяна Николаевна. На слова «солнце светит в вышине» поднимаем руки вверх, на слова «рыбы плавают в глубине» - опускаем руки вниз, на слова «ласточка машет нам крылом» - машем вытянутыми перед собой руками, на слова «листики кружатся за окном» - кружимся.
6.Игра «Цветик-семицветик».
Я хочу подарить классу волшебный цветок – цветик-семицветик. В чем его сила заключается? Если на его лепесток прикрепить свои пожелания, то все задуманное сбудется. У вас на партах лежат листочки, на которых написано: «В 5 классе я хочу…». Продолжите начатую фразу.
И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листке, а на обратной стороне подпишите свою фамилию, чтобы прикрепить бумажку с заветным желанием к цветику-семицветику и в конце учебного года проверить, чьи мечты волшебный цветок исполнил, а чьи остались только на бумаге.
Дети пишут желания, прикрепляют к цветку.
7.В гостях у оракула.
Желания загаданы, но все-таки так хочется заглянуть в будущее. Помогают в этом людям гадалки, предсказатели. Но в последнее время развелось много шарлатанов, обманывающих людей. Я обратилась к необычным предсказателям: к дынному и арбузному оракулам. А вы знаете, кого так называют? Оракул - человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением. Эти джентельмены написали вам рассказ о том, что такое 1 сентября, как его обычно празднуют, и попросили меня прочитать поздравление с праздником.
8.Подведение итогов (рефлексия).
Подошел к концу наш классный час. Я еще раз поздравляю вас с началом учебного года, с днем рождения семьи 5 класса. Думаю, что все наши пожелания и предсказания исполнятся, потому что мы не одни, мы вместе, мы друзья.
Как вы считаете, удачно ли прошло 1 сентября?
Что нового вы узнали?
Что вам особенно понравилось, запомнилось?
Предварительный просмотр:
Классный час –
«Мой родной город Курчатов!».
Разработала : Ушакова Г.Н.
Классный руководитель 6Б класса
2014 г.
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:
Рисунки (фотографии) учащихся.
Ход занятия.
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.
Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. И сегодня наш классный час посвящен дню рождения города Курчатова.
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель: Давайте совершим виртуальную экскурсию по нашему городу с преподавателем информатики и учащимся 10 кл, которые разработали сайт, на котором отмечены все памятные места нашего родного города.
Учитель: Давайте теперь вспомним каким был наш город в начале своего развития. Исторический экскурс совершит педагог дополнительного образования «Краеведение».
Учитель: Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть свой любимый уголок возле дома или в другом месте. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играли с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки. Любимым местом для многих горожан остается детская площадка, на которой установлен слоник.
Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.
Поляна детства.
Поляна детства! Как ты далеко…
Лишь в памяти моей ты сохранилась:
С извилистой заросшею рекой,
С плакучей ивой, что над ней склонилась.
С высоким шелковистым колоском
С невинным взглядом белой маргаритки,
С пичуги малой чистым голоском,
С уютным домом-теремом улитки.
Поляна детства есть у нас у всех.
На ней резвятся беззаботно крохи,
Над ней витает радость, льётся смех.
В ней нашей жизни светлые истоки!
Учитель: А теперь поиграем в детстве, где каждый любил собирать пазлы. Перед вами пазл с изображением любимого уголка нашего города. Соберите пазл и наклейте его на картон. А затем мы с вами вложим их в альбом «Моя малая родина – город Курчатов».
Упражнение: «Всё прекрасное будущим поколения сохраним»
Запишите, что бы вы сохранили в нашем городе будущим поколениям.
• Чистый воздух
• Прозрачные реки
• Цветущие клумбы
- Достопримечательности города
- Красивые уголки природы
Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет
• Людям досаждать;
• Маленьких и слабых обижать;
• В квартире прыгать и скакать;
• Громким голосом кричать;
• Дверь ногою открывать
• В лифте кнопками играть;
• И на стенах рисовать;
• Сор на улице бросать;
• Правила движенья выполнять.
- Любить родной город
Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»
Нарисуйте то, чем вы гордитесь в нашем городе? Расскажите, где вы побывали на каникулах? Что запомнилось? Почему?
Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.
6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?
Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
- Знаю все о своих родителях
- Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
- Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
- Затрудняюсь ответить
- Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
-Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
- Не знаю
- Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
- Особенности речи
- Традиции праздников
- Особенности местного костюма
- Легенды, сказки, предания
- Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?
Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
А сейчас мы предлагаем послушать стихотворения учащихся нашей школы, написанные к юбилею нашего города.
Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Предварительный просмотр:
Тема: «Наука ковала победу».
Цель: патриотическое воспитание учащихся на основе славного героического прошлого советских ученых-физиков, химиков, биологов, математиков.
формирование познавательной активности учащихся.
Ход мероприятия:
Ведущий1. Июнь 1941 г. начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к школьному выпускному балу; учёные трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах… Прекрасный мир окружал людей. Но на рассвете воскресного дня, 22 июня, на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война. Минута молчания.
Ученик1: И сто, и двести лет спустя,
Кляня событье роковое,
Помянут старец и дитя
Июньский день, 22-е…
Земля, как мать в кольце огня,
Кричала –
Ужас исступленья.
Тот ужас в сердце у меня
Живёт – и нет ему забвенья.
Не уставали бомбы выть
И падать вниз, за сотней сотня.
Ведущий 2. Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращённый ко всем гражданам:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
Звучит Священная война (отрывок)
А вот строки из обращения «К учёным всех стран», подписанного действительными членами Академии наук СССР:
«…В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Под этим обращением в числе других стоят подписи крупнейших советских физиков А.Ф.Иоффе и П.Л. Капицы, механиков А.Н. Крылова и С.А. Чаплыгина.
Ведущий 1.И учёные сделали решительный выбор: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием долга шагнули в жестокие военные будни. Академия наук получила задание немедленно пересмотреть тематику научных и научно – технических работ, ускорить исследования. Вся деятельность учёных была подчинена теперь трём целям: поиску и конструированию новых средств обороны и наступления; научной помощи промышленности; создание новых материалов для военной техники и вооружения.
Ведущий 2. Учёных ждало ещё одно испытание. Враг наступал: его армии двигались на восток. С первых дней войны началась эвакуация научных учреждений и вузов. В Казань были вывезены ведущие физические, физико-технические и химические институты, на Урал – геологические, в Среднюю Азию – биологические и гуманитарные институты. Через 2-3 месяца войны эвакуированные институты, лаборатории начали функционировать в новых условиях! А это равносильно подвигу.
Ведущий 1. Рассказать обо всех героических делах, совершённых советскими учёными в годы великой битвы с фашизмом, почти невозможно: так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.
Ведущий 2. Готовясь к войне с СССР, гитлеровцы рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным и мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и ликвидировать постепенно. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года фашисты приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, Одессы, Феодосии, Мурманска и Архангельска, Рижском заливе. Однако удалось обнаружить, что мины магнитные, т.е. такие, которые срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.
Ведущий 1. 27 июня 1941 года был издан приказ о срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Во главе этих бригад были А.П.Александров, И.В. Курчатов, А.Р. Регель и др.
Под их руководством был создан безобмоточный метод размагничивания.
1 Ученик .Заключался он в следующем. К станции размагничивания подходил корабль и принимал с неё кабель виток, через который затем пропускался постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи станции. Борта корабля «натирались» этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля. Корабль в результате становился магнитно-нейтральным, причём стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. Это была еще одна победа учёных.
Во многом благодаря И.В. Курчатову, ядерно-физические исследования в нашей стране в предвоенные годы были на уровне лучших мировых лабораторий. К началу Великой Отечественной войны в нашей стране был создан солидный научный задел, подготовлены научные кадры в основных направлениях научных исследований, в том числе в области ядерной физики.
2Ученик И.В. Курчатов 10 марта 1943 года был назначен научным руководителем работ по использованию атомной энергии. Ему были предоставлены чрезвычайные полномочия и всемерная поддержка Правительства. В том же году он был избран действительным членом Академии наук СССР. Главными направлениями исследований в решении задачи овладения ядерной энергией Курчатов наметил измерение ядерно-физических констант урана и замедлителя, создание теории реактора и макроскопические опыты с решетками урана и замедлителя.
Возглавляя работу над атомным проектом, И.В. Курчатов принимал самое непосредственное участие в научных исследованиях, в которых определялись ядерные константы, разнообразные данные, необходимые для расчетов создания ядерных реакторов, в других крупномасштабных экспериментах. В процессе научных работ, исследований и инженерных разработок у И.В. Курчатова рождались открытия и изобретения. Почти все они сразу использовались в промышленности, на практике.
Ведущий1. Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема - разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления «флаттера».
Ведущий2. Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить устойчивость самолета. При создании новых профилей крыльев использовались труды профессора А.А.Дородницына.
Ведущий1. Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики.
Ведущий2. Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.
Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н.Колмогоров.
Ведущий1 . Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага.
3Ученик Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.
В конце тридцатых годов в области его научных интересов появляются новые направления: проблемы турбулентности. Война заставляет Колмогорова прервать свою исследовательскую работу и обратиться к оборонной тематике.
4Ученик Завтра самый длинный день в году и годовщина начала войны, - пишет Колмогоров Александрову в Казань 21 июня 1942 г. - Пора уже мне перестать, по преимуществу, заниматься переживанием происходящего мирового потрясения, подвести некоторый итог первой фазы этого переживания, привести себя в порядок и заниматься делом”.
Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику- академику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
5Ученик Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.
Ведущий1 . Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.
6Ученик В годы Великой Отечественной войны Иосиф Рапопорт с первых дней войны пошёл добровольцем на фронт. Прошел путь от командира взвода до начальника штаба 184-го гвардейского полка 62-й гвардейской стрелковой дивизии, дважды был тяжело ранен, потерял левый глаз. Во время войны защитил докторскую диссертацию, находясь на лечении после одного из ранений.
За мужество и изобретательность, проявленные на полях сражений (в частности, примечателен случай успешного отражения атаки немецких танков в Венгрии стрелковым батальоном Рапопорта с помощью фаустпатронов, захваченных у самих же немцев) Иосиф Рапопорт был удостоен награждения двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова III степени.
За боевую операцию по соединению с американскими союзниками был в третий раз представлен к Герою Советского Союза, вместо этого был награждён орденом Отечественной войны, также получил американский орден «Легион Почёта».
Во время войны трижды был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его.
Ведущий2. Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы - знаменитые «Катюши». В годы войны впервые в истории, заявили о себе «Катюши» - наше чудо-оружие.
7 ученик. Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно -зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные». Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
8 ученик. Многие ученые с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах
Внедрение научных достижений в ряде случаев приводило к огромному увеличению производительности целых отраслей военной промышленности. Применение на военных заводах станков-автоматов, разработанных учеными, способствовало громадному росту выпуска патронов. Использование дефектоскопов, созданных сотрудниками Уральского филиала АН СССР, дало возможность намного увеличить выпуск военной продукции за счет сокращения брака. Метод обработки тяжелых частей танка, предложенный сотрудниками экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков Ю. Б. Эрпшер, Н. А. Волчек, А. Л. Купцовым и другими, сократил втрое число рабочих, занятых на этих операциях, и в 1,5 раза увеличил пропускную способность цеха.
Ученые немало сделали, чтобы советская военная техника была обеспечена высококачественным топливом и смазочными маслами, хорошо выдерживающими низкие температуры.
Ведущий1. Но враг не дремал, создавая всё новые и новые взрывные устройства. Для защиты морских рубежей нашей Родины были созданы различные мины, типы взрывателей и способы защиты.
9Ученик Правительство по достоинству оценило героический труд учёных, благодаря которому были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В 1942 году группе сотрудников Ленинградского физико - технического института: А.П. Александрову, И. В. Курчатову, В. Р. Регелю, Б. А. Гаеву, П. Г. Степанову, В. М. Тучкевичу, военным морякам Б. Е. Годзевичу, И. В. Климову – была присуждена Государственная премия первой степени.
10 Ученик Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Казахстана и Средней Азии в 1943 году было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза-новокаина, в 7 раз- хлорэтана, в 5 раз- препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для самолетов. Добыча нефти в некоторых районах Башкирии возросла в 12 раз.
11-ый учащийся. Война требовала скорейшего внедрения в производство научных достижений. Ученые разработали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Только в 1942 году внедрено около 50 важнейших работ, выполненными сотрудниками Академии наук. Освоением природных богатств востока руководил А.Е. Ферсман. За период ВОВ были выявлены оловянные месторождения на Дальнем Востоке, вольфрамовые и свинцовые – в Средней Азии, медно- колчедановые и бокситовые – на Среднем Урале. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия, их поиски возглавил Д.В. Наливкин.
12учащийся. Открытия химиков сыграли огромную роль в спасении многих тысяч раненых: Академик А.В. Палладин синтезировал аналог витамина К- викасол. Ученые МГУ в январе 1942 г разработали и внедрили в медицинскую практику препарат для ускорения свертывания крови – фермент тромбин. Он расширил возможности хирургов при операциях. Много жизней спас бальзам Михаила Федоровича Шостаковского. Полученный на основе полимеризации виниловых эфиров, он оказался прекрасным противовоспалительным средством и не давал побочных эффектов.
13 учащийся. Работы выдающегося ученого, основоположника одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений Арбузова А.Е. в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. Арбузов в своей лаборатории получил 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, его использовали для изготовления нового оборонного оптического прибора в танковых частях для обнаружения врага на далеком расстоянии. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов. 14Ученик Георгий Владимирович Акимов с группой ученых создал сплав, не содержащий дефицитного кобальта – хромансиль. Этим была обеспечена длительная работа мощных двигателей и повышена скорость боевых самолетов.
Исследования, проведенные под руководством профессора Исаака Ильича Китайгородского, привели к созданию бронестекла, которое в 25 раз прочнее обычного стекла. Это позволило защитить прозрачной броней кабину штурмовика Ил- 2.
Ведущий 2. Немного найдется образцов оружия, которые снискали столь большое удивление врагов и уважение друзей. Можно смело сказать: танк Т-34 поистине символ мощи советской военной техники.
Мнение наших бывших союзников - военных экспертов США: "Выдающимися особенностями Т-34 являются: низкий силуэт, простота конструкции, малая величина среднего удельного давления на грунт. Большие углы наклона брони определяют блестящие баллистические характеристики".
15 Ученик Главный конструктор танка Т-34 - Михаил Ильич Кошкин. Окончил Ленинградский технологический институт в 1934 году. Еще студентом он участвовал в создании колесно-гусеничного танка Т-29. Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года и прошли очень суровый испытательный пробег в феврале-марте 1940 года (по маршруту Харьков-Москва) в дождь, снег и распутицу. Кошкин, лично участвовавший в пробеге, простудился и тяжело заболел - сказалось утомление от многолетнего напряженного труда. И в сентябре 1940 года в возрасте 42 лет Кошкин скончался. В 1942 году он посмертно удостоен Государственной премии первой степени вместе с Морозовым и Кучеренко. Дело главного конструктора продолжил А. Морозов (впоследствии Герой Социалистического Труда). Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире.
16 Ученик Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет. Ветеран претерпел лишь незначительную модернизацию вооружения. Вес Т-34/85 составлял 32 т. Танк нес мощную 85-миллиметровую пушку и 2 пулемета. Увеличились размеры башни, толщину ее лобовой брони конструкторы довели до 90 мм, боковой - до 75 мм. Запас горючего позволял машине пройти 420 км по шоссе и 320 по проселочной дороге. С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков.
ВЫСТУПЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ ГИМНАЗИИ С АНАЛИЗОМ КНИГ О ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ВОЙНЕ, ИМЕЮЩИХСЯ В ФОНДЕ БИБЛИОТЕКИ.
Ведущий 2. Пусть немеркнущим великим примером для каждого из вас станет любовь к Родине, которую так ярко проявили её сограждане – деды и прадеды – в годы Великой Отечественной войны,
Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что, как доказала история, знания – это сила! В памяти нашей навсегда должен остаться подвиг наших солдат, наших учёных, нашего народа.
В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.
Ведущий 1 История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!!
17 ученик. Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа,
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствуют сейчас. ( Песня «День Победы»)