В помощь педагогам.
Учебно-методический материал.
Буду рада, если кому-то пригодится в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование интонационной стороны речи | 2.8 МБ |
открытое занятие с мамами в рамках прокта "Социокультурные истоки" | 23.21 КБ |
Вокальная работа с дошкольниками | 206.77 КБ |
открытое интегрированное занятие "Домик-балалайка" | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С каждым годом все больше детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения, имеют речевые нарушения. В дошкольных учреждениях дети с нормой речевого развития становятся скорее исключением. При этом у многих детей наблюдается не только нарушения произношения, но и проблемы просодической стороны речи. У таких детей возникают проблемы в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, они избегают общения.
Таким образом в жизни этих детей грубо нарушается коммуникативная функция, что неизменно ведет к проблемам в познавательной сфере.
Просодика - это совокупность ритмико-интонационных средств речи. Основной составляющей просодии является интонация . Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи
В интонации следует различать два аспекта: коммуникативный эмоциональный и Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов:
тембр — окраска человеческого голоса; тон речи — степень высоты звука; интенсивность или сила звучания голоса, паузы – перерывы в произнесении речевых элементов; мелодика — чередование повышений и понижений голоса; темп речи — степень скорости произнесения речевых элементов; ритм речи — чередование ударных и безударных слогов .
Проблема формирования интонационной стороны речи как нельзя актуальна и с успехом может решаться на музыкальных занятиях.
Виды музыкальной деятельности: Пение Слушание
Муз-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах
Пение Выработка воздушной струи, необходимой для формирования как певческого, так и речевого дыхания Развитие правильного голосообразования, позволяющего менять плавность, громкость, силу и мелодику голоса, Речь становится более выразительной, убедительной, легче воспринимается собеседником. Возрастает способность быть услышанным.
Слушание Развитие слухового внимания, восприятие и памяти Развитие звуковысотного слуха Формируются: способность слушать и слышать собеседника; умение доносить до слушателя смысл сказанного, оценивать малейшие изменения интонации; активизируется словарный запас и прививаются навыки анализа и синтеза.
Муз.-ритмические движения воспитание чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; развития музыкально-ритмических способностей; умение слышать и обозначать ударные слоги и акценты в предложениях; умение слышать главную мысль в тексте и сообщении.
Игра на детских музыкальных инструментах развитие мелкой моторики; развитие чувства ритма и звуковысотного слуха; формирование слоговой структуры слова; развитие чувства логического ударения; формирование умения воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворные тексты; развитие быть интонационно убедительным и услышанным собеседниками.
Музыкально-театральная деятельность. Объединяет в себя все виды деятельности детей на музыкальных занятиях. Именно здесь дети имеют возможность реализовать и закрепить все навыки, полученные в процессе обучения.
Все эти виды деятельности направлены не только на развитие музыкальных способностей, но и активизируют формирование всех компонентов интонационной стороны речи, что несомненно является основой будущей успешности детей во всех сферах жизни.
Предварительный просмотр:
«Мамочке любимой»
открытое занятие для младших дошкольников
в рамках проекта «Социокультурные истоки»
Участники: воспитанники 2-ой младшей группы и их мамы.
Цель: формирование чувства любви и уважения к маме.
Задачи:
развивать добрые отношения в семье;
учить видеть красоту в окружающих нас людях и природе;
формировать знания о домашних животных и их детенышах;
учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать к существительным прилагательные, образовывать от существительных уменьшительно-ласкательную форму;
продолжать формировать правильное представление о семье, о маме.
Дети входят в зал под музыку «Мамочка моя» и встают полукругом.
Воспитатель здоровается с детьми и гостями и обращает внимание детей на украшенный зал.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!-
Доброе утро!
Дети: доброе утро!- Солнцу и птицам!
Дети: доброе утро!- Приветливым лицам!
Воспитатель:
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель :
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Сегодня мы поговорим о самом близком и дорогом человеке для каждого из нас. А о ком, вы сейчас узнаете.
Кто нас крепко любит? И. Арсеев
Кто нас крепко любит?
Кто нас утром будит?Мама.
Книжки нам читает?Песни напевает?Мама.
Кто нас обнимает?Хвалит и ласкает?Мама, мама.
Воспитатель:
Мама – это самое прекрасное слово на земле! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека.
Воспитатель:
Дети, а кто для вас мама? (Дети читают стихотворение) .
Мама - это небо! Мама - это свет!
Мама - это счастье! Мамы лучше нет!
Мама - это сказка! Мама - это смех!
Мама - это ласка! Мама любит всех!
Мама - осень золотая! Мама - самая родная!
Мама - это доброта, Мама выручит всегда!
Воспитатель:
Молодцы! Мама любит вас, заботится о вас, всегда находится рядом и готова в любую минуту прийти к вам на помощь. Ребята, а вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших мамочек. Давайте вместе подумаем. Я буду называть действие, если это радует ваших мам - вы хлопнете в ладоши, если огорчает - топните ножкой.
- Жалеть свою маму. (Это хорошо или плохо? Хорошо! Хлопаем) .
- Помогать маме.
- Постоянно ждать подарки.
- Хвалить маму.
- Не мыть руки перед едой.
- Нарисовать и подарить маме красивый рисунок.
- Разбросать по комнате игрушки.
- Помочь маме помыть посуду.
Воспитатель:
Надеюсь, вы будете совершать только хорошие поступки! А теперь давайте расскажем о своих мамах.
Дети садятся на стульчики. На экране фотографии мам. По желанию дети рассказывают о своей маме. Воспитатель помогает вопросами и демонстрирует слайды.
Воспитатель:
Чья это мама? Что она делает? (На слайдах фото с изображением действий: мама моет посуду, протирает пыль, готовит, пылесосит, готовит.) .
Воспитатель:
Да, ребята, у мамы очень много дел и она устает. А все мамам помогают? Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, какие вы помощники.
Песня- игра “Помощники”
Воспитатель: Какие вы молодцы. Так хорошо маме помогаете. Ведь у мамы много дел.
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А у зверей — зверята!
Посмотрите на картинки и назовите детенышей домашних животных, диких животных.
Игра «Назови детенышей»
Сценка.
Как - то звери потерялись и без мамочки остались.
Они весело играли и от мамочек отстали.
Выбегает зайчик
Зайчик -Я, наверно, потерялся и без мамочки остался.
Где же мамочка моя? Мне так плохо без тебя!
Не могу тебя найти, видно сбился я с пути.
Выходит медвежонок
Медвежонок -И я тоже потерялся и без мамочки остался.
Захотелось взрослым стать, вот пошёл один гулять.
Я ушёл без разрешенья. Ох, сплошные огорченья!
Появляется лисичка
Лиса - И я тоже потерялась и без мамочки осталась.
Захотелось взрослой стать, вот пошла одна гулять.
Я ушла без разрешенья. Ох! Сплошные огорченья!
Выбегает волк
Волк -Почему вы здесь стоите? Отчего вы так грустите?
Зверята -Мы сегодня потерялись и без мамочек остались.
Волк: Вам, зверята, помогу, как сейчас завою :УУУУ!
Мамы, вы сюда спешите и зверятам помогите!
Выходят мамы (родители)
Зайчиха -Очень долго вас искали, ну, зачем вы убежали?
Лиса -В лес один ты не ходи, лучше дома посиди.
Медведица -Как меня ты напугал, лучше б дома отдыхал.
Зверята -Вы простите мамы нас, будем слушаться мы вас!
Дети:
Мама наша как весна, будто зоренька ясна.
И зовём мы все её: мама - солнышко мое.
Солнышко, солнышко! Наша мама- солнышко!
Ну, а мы, ну, а мы, мы - её подсолнушки.
Воспитатель: Ребята, свою маму мы всегда сравниваем с солнышком. Как вы думаете, почему? ( мама такая же ласковая , теплая). Вот и сейчас, с приходом весны, солнышко начало пригревать теплее и светить ярче. И в лесу скоро распустятся красивые цветочки. Давайте и мы украсим нашу поляну.
Давайте, по очереди выложим лепестки у цветов и скажем доброе пожелание своим мамам.
Дети берут по одному лепестку и собирают цветы.
Вот какие красивые получились цветы! А сколько добрых слов сказали вы своим мамам!Молодцы! Ну а теперь, вы, ребята, не зевайте, мам на танец приглашайте!
Танец с мамами. После танца дети с мамами идут в группу и проводится чаепитие (по желанию)
Предварительный просмотр:
Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.
Певческий голос-самый доступный из музыкальных инструментов
Попытка овладения этим инструментом начинается с самых первых дней жизни.
Ребенок подает звуковые сигналы, демонстрируя свои желания и сообщая о дискомфорте, пробует различные звуки-вокализации, «гулит», вступая в активное общение с родными и близкими.
Далее наступает время лепета и первых слов. С каждым днем ребенок все больше учится владеть своим голосом: расширяется диапазон, возникают новые интонации, увеличивается динамика. Умение и активное использование всех возможностей голоса трудно переоценить.
Действительно-это самый совершенный инструмент:
С помощью голоса можно не только сообщить информацию, но и донести все оттенки чувств и переживаний
Педагогам, работающим с дошкольниками необходимо обладать знаниями, которые помогут не только правильно сформировать навыки бережного использования голоса, но и тщательно следить за голосовой нагрузкой, не допуская перенапряжения и форсированного использования детских голосовых ресурсов. Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого и имеет свои особые качества. Он ещё не сформирован и укрепляется с общим развитием организма и созреванием. Ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания их краёв, детский голос характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Для этого нужно создавать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребёнка. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Итак для дошкольников характерно:
- преобладание головного резонатора;
- отсутствие дифференциация работы мышц,
участвующих в процессе дыхания и голосообразования.
- голосовой аппарат у дошкольника очень хрупкий;
- гортань в 1,5 раза меньше, чем у взрослого;
- звук очень слабый;
- голосовые связки тонкие, короткие;
Вокальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Основной задачей вокального воспитания является научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, несложных, интересных ему песен, сформировать простейшие певческие навыки.
Все певческие навыки тесно связаны между собой, поэтому работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Развитие вокальных навыков проходит более эффективно только тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и обучающихся, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка и наконец, с учётом психофизиологических и возрастных особенностей ребёнка. Вокальное воспитание детей дошкольного возраста имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов.
Чтобы вокальное развитие дошкольника осуществлялось правильно, необходимо сформировать у него основные вокальные навыки, такие как певческая установка, звукообразование, дикция и певческое дыхание. Правильная певческая установка подготовит обучающихся к серьезной, активной работе. Это правильное положение корпуса, головы, рук и ног при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. На правильную певческую установку следует обращать постоянное внимание, так как от нее во многом зависит успех всей вокальной работы.
Работая над звукообразованием, следует учить детей петь естественно, легко, звонко и напевно. Детям дошкольного возраста свойственно отрывистое звукообразование, поэтому с самого начального этапа обучения пению важно развивать протяжное звукообразование используя музыкальный материал, написанный в умеренном и медленном темпах.
Для овладения навыками легкого, подвижного пения целесообразно использовать показ, построенный на имитации игры на музыкальном инструменте, игровой прием, к примеру:
«Споем как на дудочке играем: ду-ду-ду»;
«Покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь».
Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно. Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз можно транспонировать в более высокую тональность.
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.
Обучая детей четкой дикции, необходимо, прежде всего, привлекать внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Также необходимо уделять большое внимание артикуляционной гимнастике .
Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль, дыхание это энергетический источник голоса. Искусство пения – это искусство вдоха и выдоха. Связь вдоха и выдоха весьма существенна. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить обучающимся, три общих правила, касающихся певческого дыхания:
1. вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3. выдох производиться ровно и постепенно, без резких толчков (как будто дуя на свечу).
Далее в работе над певческим дыханием ставится задача научить ребенка «не разрывать слово», используя систематический показ правильного исполнения. Необходимым условием формирования вокальных навыков является правильный подбор репертуара, это важный момент. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о поставленных задачах, а также выбранный музыкальный материал должен быть направлен на отработку выше перечисленных вокальных навыков.
Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям: - носить воспитательный характер;
- быть высокохудожественным;
- соответствовать возрасту и пониманию детей;
-соответствовать возможностям исполнительского коллектива;
- быть разнообразным по характеру и содержанию;
- каждое произведение должно двигать воспитанников вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Основное условие правильной постановки вокального воспитания – компетентность для занятий с детьми дошкольного возраста, знание голосовых возможностей детей данного возраста и понимание задач вокальной работы для каждого этапа обучения. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к воспитанникам, необходимо постоянно следить за вокальным развитием каждого из них.
Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у обучающихся. Это зависит от индивидуальных особенностей дошкольников. Тем не менее правильно проводимая вокальная работа не только разовьет слух, научит ребенка владеть голосом и воспитает музыкальный вкус, но и окажет неоценимую помощь в становлении речи дошкольников,
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие для старших дошкольников
«Домик-балалайка»
Области:
Речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
уточнить артикуляцию звуков «Ш» и «Ж»;
учить различать данные звуки по артикуляционным и аккустическим признакам;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
обучать приемам игры на музыкальных инструментах;
формировать навыки певческого дыхания и звукообразования;
способствовать формированию слоговой структуры слова;
учить отвечать полным предложением;
учить выслушивать ответы других;
развивать потребность взаимодействовать со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.
Вед.:
Ребята, сегодня мы вспомним звуки и буквы, которые вы уже знаете. А какие это звуки вы скажите сами.
Мышонку мама мышка
Шептала: - Шалунишка,
Шумишь, шуршишь, болтаешь.
Ты маме шить мешаешь.
А я, - шептала мышка, -
Подушку шью, малышка.
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнет на ушко
Волшебная подушка.
Правильно, это звук «Ш»
Расскажите об этом звуке.
Дети рассказывают характеристику звука (согласный, глухой, твердый)
Вед.:К нам пришел очень интересный гость:
Жук:
Здравствуйте,ребята,
Что-то со мной случилось, в моем имени потерялся один звук.
И теперь меня никто не узнает!
Кто-то называет меня зук, кто-то шук.
Что же мне делать.
Вед.: Ребята, вы можете помочь нашему гостю?
Дети:
Он потерял звук «Ж»
Находим картинку.
Расскажите об этом звуке.(Согласный, твердый, звонкий, имеет пару «Ш»)
Игра услышь звук. (Если в слове есть звук «Ш» дети поднимают карточку с изображением наушников, если «Ж» -с изображением колокольчика)
Игра «Угадай первый звук»
Игра «Выбери нужную игрушку»
(Дети сортируют игрушки на разные столы)
На столах должны оказаться герои сказки:
мышка, лягушки, ежики, барашек.
Восп.:
Посмотрите, ребята, что это за звери.
Дети: Это герои сказки «Домик-балалайка»
Вед.:
У леса на опушке стояла деревушка,
Жил в ней мальчик Ермолайка,
Он играл на балалайке.
Только, братцы, вот беда,-
Забывал ее всегда!
Ночью Мышка подошла:
Что такое за дела?
У меня промокла норка,
А здесь домик у пригорка.
Прогрызу пошире двери.
Приходите в гости, звери!
Вед.:
Возле дома прибрала,
Свою песню завела.
Песня мышки.
Вед.:
Рядом жили три лягушки,
Три чудесные подружки.
Они песню услыхали
К дому вместе прискакали!
Лягушки:
Кто тут песенку поет?
Собачонка или кот?
Мышка:
Это- маленькая мышка,
Здесь живу одна в домишке.
Балалайка- домик мой,
Музыкальный, не простой.
Лягушки:
Если домик музыкальный,
есть у нас талант вокальный,
Посмотри, как мы втроем,
И станцуем, и споем!
Поют песню.
А теперь, а теперь,
Открывай нам , мышка, дверь!
Мышка:
Заходите, лягушата,
Вам я буду очень рада.
Вед.:
А у леса и межи
Жили ежики-ежи.
Ежи:
До чего же интересно,
Кто поет так звонко песню?
Что за домик необычный,
треугольный, симпатичный.
Что за зверь такой живет,
Веселится и поет?
Мышка:
Это мышка…
Лягушка:
И лягушки_
Мы хорошие подружки!
Ежи:
Нас пустите погостить,
Будем с музыкой дружить.
Мы вам можем показать,
Как умеем танцевать,
Но сначала мы втроем
Песню дружную споем!
Поют песню.
Мышка и лягушки:
Очень рады мы гостям,
Заходите в гости к нам!
Вед.:
А потом еще барашек к балалайке прибежал.
Звери:
Ты не будешь нас бодать?
Барашек:
Нет, хочу я поиграть,
В сундучке я вам принес,
Звонких ложек целый воз!
Еж:
Поскорее побегу и барашку помогу.
Сорока:
Заиграли у избушки
Музыкальные зверушки,
Ведь у всех у них таланты,
Это чудо-музыканты!
Сорока:
Вдруг дождь полили , раздался гром,
Так каждый испугался, что каждый убежал в свой дом,
Никто здесь не остался.
Утром только встал Ермошка,
Сразу выглянул в окошко:
Балалаечка стоит,
Рядом с ней Барашек спит.
Вот подходит Ермолайка,
Видит:
В луже балалайка,
Мокрая, а в ней дыра_
Не получится игра!
Все персонажи выходят:
Чтоб всегда в любой момент
Мог играть твой инструмент,
Ты его не бросай,
Береги и убирай!
Ермолайка:
Я согласен,
Все:
Молодец!
Вот и сказочке
Конец!
Вед.:
Ребята, мы сегодня с вами вспомнили звуки «Ж» и «Ш»
А какие герои участвовали в нашей сказке.(дети называют героев сказки, проговаривая звуки, повторяя характеристики пройденных звуков )
В конце занятия дети получают подарки.