Современные образовательные технологии
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности
- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
- ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов | 1.02 МБ |
Здоровье-сберегающие технологии | 90.37 КБ |
Технологии критического мышления | 144.93 КБ |
Игровые технологии | 217.47 КБ |
ИКТ технологии | 293.53 КБ |
Технология развивающего обучения | 320.02 КБ |
Учебно-воспитательные технологии Г.К.Селевко | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как современная педагогическая технология.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов:
- По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- информационный
- исследовательский
- практико-ориентированный
- ролевой
- творческий
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
- По форме:
- видеофильм
- рекламный ролик
- журнальный репортаж
- инсценировка
- интервью с известным человеком
- телепрограмма
- мультимедийный продукт
- стенгазета
- По профилю знаний:
- монопроекты – в рамках одного учебного проекта
- межпредметные – в рамках двух или более предметам
- По числу участников:
- личностные
- парные
- групповые
- По характеру контактов:
- внутриклассными
- внутришкольными
- региональными
- международными
- По продолжительности:
- минипроекты – в течение 1 урока
- краткосрочные – в течение 1-5 уроков
- среднесрочные – 1-2месяцев
- долгосрочные – до 1года
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
- планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
- поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
- этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
- презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
- защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)
Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.
В методике преподавания русского языка и литературы проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.
Моими учащимися были созданы такие проекты, как «Горький в Самаре» в 7 классе; «Роль односоставных предложений в поэзии» в 8 классе, по творчеству Пушкина «Лицейское братство», «Южная ссылка», «Моя мадонна» в 9 классе; «Поэзия Серебряного века» в 10 классе.
Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих учеников. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.
Список литературы:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М.: Аркти, 2003. - Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2007. - Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.
Интернет-ресурсы:
- http://uo-bograd.narod.ru
- http://project.1september.ru
- http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
- http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок – система и единица образовательного процесса Учебное занятие, урок – развивающая и развивающаяся система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы
Структура профессиональной компетентности учителя: Умение педагогически мыслить Умение подвергать факты и явления теоретическому анализу Умение педагогически действовать Умение на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях переходить от конкретного к абстрактному, доведение до теоретического анализа
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении Жан Жак Руссо
Требования к организации учебного занятия с позиции здоровьесбережения В начале урока обратите внимание на санитарно-гигиенические условия в учебном классе: Температура и свежесть воздуха ( чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся) Качество освещения класса и доски, помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное Шумовой (звуковой фон) Чистота помещения, аккуратность
Санитарно-гигиенические условия: Чистота классной доски Знание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.) Место и длительность применения ТСО Подготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям
В ходе проведения урока: Создавайте атмосферу психологического комфорта на уроке, успешности учащихся в учебной деятельности Следите за внешней мотивацией учащихся, способствуя поддержанию работоспособности Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не должна превышать в начальной школе 5-7 минут, в средних и старших классах 7-10 минут
В ходе проведения урока: Чередуйте виды преподавания: аудиальные, визуальные, практические, самостоятельная, лабораторная работа, творческая работа и т.п. не менее 3 в учебном занятии. «Знания лучше усваиваются, когда они поглощаются с аппетитом» - в активной деятельности, творчестве, самостоятельно. Выбор методов обучения должен соотноситься с целями урока и особенностями учащихся
В ходе проведения урока: контролируйте чередование позы учащихся на уроке в зависимости от вида работы, обязательно следите за осанкой обязательно проводите на уроке 2-3 оздоровительных паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики, «гимнастики для мозга» и т.п.
Создание условий есть основа воспитания Л.С. Выгодский
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Плотность урока Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Частота чередования различных видов учебной деятельности Число видов преподавания Чередование видов преподавания
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Наличие эмоциональных разрядок (число) Место и длительность применения ТСО Чередование позы Физкультминутки Психологический климат Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке (начальная - средняя школа) : Потягивание; Коррекция осанки за партой, стоя, на переменах Развитие, укрепление корсетных мышц; Пальчиковая гимнастика Минимассаж ушных раковин и кистей рук и т.п; Упражнения для ног Упражнения для стоп Динамические позы на уроке Гимнастика для мозга
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке (начальная - средняя школа) : Диафрагмальное дыхание Правильный сознательно контролируемый вдох и выдох Игровые упражнения, профилактика ОРЗ и ОРВ Ритмическое дыхание Работа с офтольмотренажерами Ежемесячное изменение поля зрения Контроль за посадкой ученика
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке ( средняя - старшая школа): Растяжки, скрутки, вытягивания Упражнения для снятия напряжения в воротниковой зоне Силовые упражнения без использования дополнительных тяжестей для рук, ног, туловища Коррекция осанки Развитие гибкости, ловкости, умений держать равновесие Приемы Су-Джок гимнастики
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке ( средняя - старшая школа): Гимнастика для мышц живота Лицевая гимнастика Гимнастика для мозга Диафрагмальное дыхание Упражнения с задержкой дыхания Упражнения с силовым выдохом Упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики Гимнастика для глаз
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд В. А. Сухомлинский
Основные элементы самоанализа урока учителем: Характеристика класса: характер межличностных отношений состояние здоровья психические свойства учащихся недостатки подготовленности недостатки дидактических и воспитательных воздействий недостатки влияния семьи, сверстников и др.
Основные элементы самоанализа урока учителем: Внешние связи урока Адекватность триединой цели урока Анализ эффективности замысла урока Как был построен урок исходя из его замысла (морфологический аспект самоанализа)
Структурно-функциональный аспект самоанализа урока: Соответствие цели сохранения здоровья всех задач урока Взаимодействие задач для достижения цели Микроструктура каждого действия на уроке Качество учебного диалога Элементы «творчества» Рефлексивная деятельность
Аспект самооценки воспитательной стороны урока: Мое поведение на уроке? Активность внимания формированию ценностных ориентаций Как вели себя ученики? Что дал урок для дальнейшего развития отношений «учитель-ученик»?
Анализ оценки конечного результата урока: Вклад урока в дальнейшее развитие личности ученика Оценка качества ЗУН, полученных на уроке Урок как средство развития у школьников позитивных потребностей
Самоанализ - остановка внутри себя А. Грин
Предварительный просмотр:
Приёмы критического мышления
Чтение с остановками
Развитие критического мышления не может быть целью в точном понимании этого слова, но может быть ориентиром, на который направлены учебные стратегии. Итак, познакомимся подробнее с одной из них.
В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение», описание которого частично пересекается с описанием данной стратегии. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться.
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Некоторые учителя просят детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовал слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк.
3. Теперь – самое интересное. Вы, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».
Рис. 1 «Дерево предсказаний»
На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков и ответ», «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут», «На обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося в русле изучения того или иного учебного предмета.
Необходимый глоссарий
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Технология РКМЧП подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.
Читательский семинар – специально организованная форма работы с учащимися с целью обсуждения текстов посредством использования стратегий развития критического мышления.
Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – соответственно, небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения.
Домашнее задание
1. Самостоятельно разберите нижеприведенный материал.
Вся образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма базируется на исследованиях когнитивных психологов, занимающихся изучением закономерностей и механизмов процессов познания, а также – последних достижений в области психологии эффективного обучения. Мы предлагаем познакомиться с тремя фазами (адаптация Н.М.Сандерса), на которых основывается данная образовательная технология, и предлагаем немного поработать с этим материалом.
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).
Первая фаза – фаза Вызова
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
- самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
- Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
- Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.
Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
- организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
- Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Третья фаза – фаза рефлексии
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:
- самостоятельно систематизировать новый материал.
- определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).
2. Посмотрите, пожалуйста, на известную карикатуру датского художника Х.Бидструпа «Кубики». Где, как Вам кажется, были соблюдены фазы образовательной технологии развития критического мышления, а где – нарушены. Поочередно представьте, что учителем в данном случае является то взрослый, то ребенок.
3. Выберите сюжетный текст, напишите план занятия на основе стратегии «Чтение с остановками». Самостоятельно проведите занятие. Опишите его по следующему плану.
1. Тема занятия.
2. Класс, возраст.
3. Задачи занятия.
4. Необходимые материалы.
5. Описание хода занятия на основе стратегии «Чтение с остановками» с указанием планируемой реализации трех фаз технологии развития критического мышления.
6. Предположите возможный результат такого семинара.
Подробная разработка занятия по этой стратегии напечатана в этом номере газеты в рубрике «Я иду на урок». Вы можете провести урок по ней, а потом написать план своего занятия
Использование некоторых методов и приемов
технологии развития критического мышления
на уроках литературного чтения.
Шубенко Ольга Михайловна
Учитель начальных классов
СОШ № 24, г. Нерюнгри РС (Я)
Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического мышления я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) –представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Рис.1. Технологические этапы
А сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.
И так, первый прием, или фаза – это кластер «гроздь». На фазе Вызова, это: рассказ по ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы), верные и неверные утверждения. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна всем детям.
Наша тема урока – это центр (т.е «гроздь») и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный прием я использую на всех этапах урока.
С большим удовольствием мои ученики используют этот прием, используют кластеры. Приведу прием кластера, который использую на уроке литературного чтения, при изучении темы: К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома». Литературное чтение, 3 класс, программа «Школа 2100».
Рис.2 Пример кластера
Как работать с «гроздьями» - советы.
- Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.
- Нужно ли разбивать на «грозди».
- Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы, ключевые слова по всему тексту).
- Озвучьте «грозди» - т.е. смысловые единицы.
- Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи
Вторая фаза – реализация смысла (или осмысление). Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому». Здесь я использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой».
Метод «Чтение с остановками» - выглядит так:
- Обсуждение названия произведения.
- Почему рассказ построен именно так?
- Как будут развиваться события дальше?
После нескольких остановок я использую прием «Дерево предсказаний», который провожу по группам. Дети с удовольствием работают по этому приему. На стрелочках, т.е. линиях соединения – ребята записывают объяснения своим версиям.
Рис. 3 Дерево предсказаний
Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой».
Всего отводится 10 – 15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием «Инсерт». Как работать по приему «Инсерт». Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.
«∨» - уже знал «-» - думал по другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое «эссе» (маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры чтения.
Третья фаза – фаза рефлексии (размышление). На стадии рефлексии (размышление) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме). Этот прием я успешно применяю на всех уроках.
Большое значение в технологии развития критического мышления через чтение и письмо отводится приемам ТРКМ на формирование навыков работы с художественным текстом и развитием мыслительной деятельности обучающихся. Мысль остается живой, только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция повышает надежность образования потому, что становится осознанным, рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких» и «толстых» вопросов». На фазе Вызова - задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного.
А сама таблица «тонких» и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные, которые требуют от учащихся полных ответов.
Вопросами по теме: А.Н.Толстой «Детство Никиты» (Литературное чтение, 3 класс, программа «Школа 2100») могут быть такие:
- Кто будет героем произведения?
- К какому жанру относится произведение?
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:
- Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
- Повышать познавательное отношение к прочитанному;
- Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
- Изменила отношение детей к уроку литературного чтения.
- Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
- Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
- Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
- Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Список используемой литературы.
- С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
- И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
- Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
Работа в группах
1. Метод Learning Together (учимся вместе) был разработан в университете штата Минесота в 1987 г. (David Johnson, Roger Johnson).Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. В реальности я разбиваю класс, как правило, не более, чем на 4 группы, т. е. по 6-4 человек. Каждая группа получает 1 задание, которое является подразделением какой – либо большой темы, над которой работает весь класс.
2. обучение в командах
- каждой группе ставится проблема по теме
- учитель проводит эвристическую беседу
- учащиеся выбирают материал необходимый им для решения проблемы
- учащиеся индивидуально работают с текстом
- в группах сопоставляют результаты, делают общие выводы
- эти выводы выносят на обсуждение (рассмотрение) остальных групп.
3. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 году и назван Jigsaw. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логический и смысловой блоки).
Например: тема «Биография выдающегося деятеля» может быть разбита на части – ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией, как эксперты по данному вопросу. В итоге отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Я считаю, чтобы работа была достаточно мобильна, учащиеся должны знать, что любой из них в конце урока может ответить на любой вопрос учителя по теме.
кластер
1.Напишите ключевое слово или предложение в середине.
2.Начните записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
З. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
6 шляп мышления |
На любое событие можно посмотреть на основе шести точек зрения. Надев воображаемую шляпу определённого цвета, вы должны оценить данное событие с точки зрения этой шляпы. 1. Белая шляпа - статистическая (событие оценива 2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оцен 3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оцен 4. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: 5. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, 6. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые |
ВЗАИМООБУЧЕНИЕ
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила: 1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
|
- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Тема: Лампы накаливания.
№ | Верные и неверные утверждения | До чтения | После чтения |
1. | Первые лампы появились в Х VII веке. |
|
|
2. | Лампа накаливания была изобретена в России. |
|
|
3. | Срок службы ламп составлял 10-15 минут. |
|
|
4. | Телом накаливания был угольный стержень. |
|
|
5. | В поисках тела накаливания погибло много людей. |
|
|
6. | Вольфрам предложил использовать Т.Эдисон. |
|
|
7. | Лампы- гиганты имеют высоту более метра, массу свыше 7 кг. |
|
|
Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. |
|
|
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка "известной информации", рассказ |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах. |
|
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. |
|
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. | - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах. |
|
|
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" - в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан; Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. |
Приёмы технологии РКМ |
|
I - interactive | самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления | " V " - уже знал |
Таблица "Инсерт" |
" V " | " + " | " - " | " ? " |
Предположения | Новая информация |
|
|
|
|
|
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Например, дерево предсказаний из урока "Невские наводнения" |
|
|
Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и "бортовые журналы"(Гудлат). |
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
|
|
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. |
Цитата | Комментарии |
|
|
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. |
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? | Вопросы к учителю |
|
|
|
Трехчастный дневник может быть оформлен иначе: |
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы) | Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) |
|
|
|
Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено. |
|
|
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. |
|
Толстые ? | Тонкие ? |
Дайте 3 объяснения, почему...? | Кто ? |
|
Толстые ? | Тонкие ? |
Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов? | Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов? |
|
|
|
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом. |
Концептуальная таблица |
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. |
| Категория | Категория | Категория | Категория |
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
|
|
Несколько примеров из практики: |
Концептуальная таблица, созданная на уроке истории на стадии рефлексии. Тема: "Культура доколумбовой Америки" |
Линии сравнения | Ацтеки | Инки | Майя |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок географии по теме „Открытие Южного полюса". На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы. |
Линии сравнения | Роберт Фалкон Скотт | Рауль Амунсен |
Команда |
|
|
Снаряжение |
|
|
Опыт |
|
|
Погода |
|
|
Удача |
|
|
"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом) |
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. |
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
|
|
|
|
|
Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее. |
Извозчик | Конка | Омнибус | Линия сравнения | Трамвай | Автобус | Таксомотор |
|
|
| маршруты |
|
|
|
|
|
| популярность |
|
|
|
|
|
| внешний вид |
|
|
|
"Таблица-синтез" |
Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом. |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА | ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА | ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) |
1……………. |
|
|
При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез": |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА | ТОЛКОВАНИЕ | ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА |
|
|
|
"Таблица-ЗХУ" |
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл |
1.З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали, и что нам осталось узнать |
2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться | 3.Источники информации. |
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
|
|
|
|
|
|
Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Общий алгоритм работы по данной стратегии: 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. |
Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. |
Зигзаг |
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. 1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом. 2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. |
|
|
|
Ход игры: |
Каникулы Учитель. | Критическое мышление. Учитель. |
| |
| |
Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления. Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка. | |
| |
| |
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. | |
| |
| |
| |
В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. | |
| |
Можно привести пример составляемых учителями экспериментальных школ портфолио: Приучить учащихся к написанию эссе, дневников, составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. На основании анализа исследований по этой проблеме можно выделить основные правила обучения письменной рефлексии: | |
| |
| |
Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем). | |
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. | |
Уроки с использованием данного приёма:. | |
" Весь мир театр. В нем женщины, |
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Не случайно эпиграфом к описанию стратегии мы взяли известные слова В.Шекспира. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: "Праздник последнего звонка в моей школе". Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику , свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например, Ход работы: 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров. 3. Письмо. 4. Правка. 5. Читка в читательском кресле. 6. Работа в группах. 7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. Предметом разговора в этих группах будет специфика жанра, жанровые особенности и их соблюдение в текстах. Этот этап, безусловно, может отсутствовать. Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся: Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием. |