Раздел 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого урока от МО муниципального уровня)
4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого урока от МО муниципального уровня)
2. Участие в проектах и программах в области образования.
3. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.
4. Профессиональный рост педагога (повышения квалификации по профилю педагогической деятельности).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях
Год участия | Уровень | Название НПК | результат | Подтверждающий документ |
2015 | Муниципальный | Августовское совещание руководящих и педагогических работников образования | участие | Программа августовского совещания |
2017 | Муниципальный | Августовское совещание руководящих и педагогических работников образования | участие | Программа августовского совещания |
2014 | Региональный | Электронные образовательные ресурсы по предметам этнокультурной составляющей | участие | Грамота |
2015 | Региональный | Электронные образовательные ресурсы по предметам этнокультурной составляющей | 2 место | Диплом |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа г.Ак-Довурак
ПРОГРАММА
муниципального августовского совещания
руководящих и педагогических
работников образования г. Ак-Довурак
«Повышение качества образования через развитие
профессиональной компетентности педагога »
(28 августа 2015 г.)
Ак-Довурак-2015
Секция № 2.6 Секционная работа учителей естественного цикла.
Модератор: Тамдагай Л.В., руководитель координационной группы
Тематика выступлений:
10.00 -10.15 « Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно- деятельностного подхода в
рамках требований ФГОС», (фрагмент урока) Хомушку С-С.А., учитель МБОУ СОШ №1.
10.15-10.30. «Исследовательская компетентность школьника в условиях введения ФГОС», Куулар А.Ш., учитель МБОУ СОШ № 1.
10.30-10.45 « Использование на уроках химии новых технологий обучения» (мастер-класс), Тулина Н.И., учитель МБОУ СОШ №1.
10.45-11.00«Реализация идей системно-деятельностного подхода ОУ в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» (мастер-класс) Салчак Т.С., учитель МБОУ СОШ № 1.
11.00- 11.15 «Формирование интеллектуальных умений на уроке биологии», (доклад) Хертек А.К., учитель МБОУ СОШ №3.
11.15-11.30 «Роль портфолио при самооценке деятельности учителя географии», Чульдум Ч.А., учитель МБОУ СОШ №2.
11.30.-11.40 «Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения по географии (проект, мастер-класс), Сарыглар У.М., учитель МБОУ СОШ №4.
11.45.-12.00 «Пути обновления методического мастерства учителя химии в период модернизации образования» (доклад) Куулар Д.М., учитель МБОУ СОШ№4.
12.00-12.30 Дискуссия и обсуждение докладов
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
муниципального августовского совещания
руководящих и педагогических
работников образования г. Ак-Довурак
«Конкурентоспособность и доступность образования
г.Ак-Довурак: опыт, проблемы, пути решения»
Девиз совещания: «Эффективная школа – образованная Тува»
Дата проведения: 25 августа 2017г.
Место проведения: МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак.
Время работы секционных площадок:
с 09.30-10.00 ч - регистрация участников совещания
с 10.00-13.00ч - работа секционных площадок
Участники августовского совещания: представители органов государственной власти Республики Тыва; представители муниципального образования, руководители образовательных организаций; педагогические работники.
Цель августовского совещания: создание пространства для открытого диалога участников образовательных отношений по вопросам повышения качества обучения и воспитания и определение перспектив на 2017-2018 учебный год в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.
Задачи:
-подведение итогов 2016-2017 учебного года и постановка задач на 2017-2018 учебный год;
-создание условий для профессионального общения руководящих и педагогических работников с целью обмена опытом успешной реализации современных образовательных задач;
-выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;
- определение ориентиров деятельности региональной системы образования по вопросам управления качеством образования на основе анализа результатов ГИА 2017 года;
-представление программы развития образовательных организаций направленной на создание конкурентоспособной образовательной среды «Образованная Тува»;
-презентация образовательных кейсов начальных классов, кейса по патриотическому воспитанию;
-стимулирование и мотивация руководящих и педагогических работников к непрерывному профессиональному развитию.
ПЛАН
проведения муниципального августовского совещания руководящих и педагогических работников образовательных организаций г.Ак-Довурак
«Конкурентоспособность и доступность образования г.Ак-Довурак:
опыт, проблемы, пути решения»
Время | Наименование мероприятий |
09.30-10.00ч | Регистрация участников августовского совещания |
10.00-13.00ч | Работа площадок (по плану) |
13.00-14.00ч | Обеденный перерыв |
14.00-16.00ч | Пленарная часть августовского совещания (Дворец культуры имени К.Сагды) Модератор: Ензак Долаана Делеш-ооловна, начальник Управления образования г.Ак-Довурак |
14.00-14.10ч | Приветственное слово представителя Правительства РТ |
14.10-14.20ч | Приветственное слово представителя Верховного Хурала (Парламента) РТ Конгар А.Д. |
14.20-14.30ч | Приветственное слово Первого Заместителя министра образования и науки РТ Ощепковой С.М. |
14.30-14.40ч | Приветственное слово главы городского округа г.Ак-Довурак Куулар А.О. |
14.40-14.50ч | Приветственное слово Председателя администрации г.Ак-Довурак Ооржак Ш.А. |
14.50-15.00ч | Приветственное слово председателя профсоюзной организации работников образования Монгуш Ч.К. |
15.00-15.20ч | Вручение государственных наград, чествование ветеранов, молодых специалистов |
15.20-15.50ч | Доклад начальника УО г.Ак-Довурак Ензак Д.Д. «Основные результаты деятельности и приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы» |
15.50-16.00ч | Принятие резолюции совещания |
Секция 4.
Муниципальный семинар для учителей биологии, химии и географии
Модератор: Сарыглар Т.А. – руководитель ГМО естественно-научного цикла
Целевая аудитория: учителя биологии, химии и географии
Время | Обсуждаемые вопросы |
10.00-10.30ч | «Анализ результатов ГИА за 2016-2017 учебный год по биологии, химии, географии», Сарыглар Т.А., руководитель ГМО естественно-научного цикла |
10.30-11.00ч | «Актуальные вопросы преподавания химии в условиях модернизации образования», Куулар Д.М., учитель химии МБОУ СОШ №4 |
11.00-11.20ч | «Современные формы организации систематического контроля за качеством географических знаний», Чульдум Ч.А., учитель географии МБОУ СОШ № 2 |
11.20-11.40ч | Особенности преподавания профильного предмета в биолого-химическом классе», Тулина Н.И., учитель МБОУ СОШ №1 |
11.40.-12.00ч | «Формирование кейса учителя биологии», Сарыглар А.А., учитель биологии МБОУ СОШ №4 |
12.00-12.30ч | «Вариативность подхода к подготовке выпускников 11 классов к ЕГЭ по биологии» Хомушку С.А., учитель биологии МБОУ СОШ №1 |
12.30-12.45ч | План работы на 2017-2018 учебный год, руководитель ГМО Сарыглар Т.А., руководитель ГМО учителей естественно-научного цикла |
12.45-13.00ч | Рассмотрение проекта резолюции августовского совещания педагогических работников |
Предварительный просмотр:
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Годы | Тема курсовой подготовки | Кто проводит | Дата | Количество часов | Номер/Регистрационный номер |
2014-2015 | Удостоверение «Профессиональная компетентность учителя географии в условиях введения ФГОС ООО» | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК | 27.09.2014 | 72 | 3800/ 172401933356 |
Удостоверение «Превенция суицидного поведения несовершеннолетних» | ГБОУ РЦ ПМС «Сайзырал» | 01.11.2014 | 72 | 00420 | |
Сертификат «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по географии в оценивании экзаменационных работ 2014 года » | ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК | 27.03.2014 | 6 | 810 | |
Удостоверение «ФГОС ООО: содержание и технологии введения» | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК | 31.03.2015 | 40 | 1449/ 172402344497 | |
2015-2016 | Удостоверение «Особенности подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по географии» | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК | 06.10.2015 | 24 | 988 |
Сертификат «Анализ результатов работ ЕГЭ по географии в 2015 году» | ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК | 22.09.2015 | 6 | Г-38 | |
Сертификат «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения» | ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК | 14-15.05.2015 | 16 | 227 | |
2016-2017 | Сертификат «Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня при сдаче ЕГЭ по географии» | ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК | 26.10.2016 | 8 | 379 |
Удостоверение «Новые подходы в подготовке к ЕГЭ по географии» | ГАОУ ДПО ТИРОиПК | 18.01.2017 | 24 | 5645 | |
Сертификат «Актуальные вопросы аттестации педагогических работников» | ГАО ДПО ПК (С) ТИРОиПК | 06.02.2017 | 8 | 156 | |
Сертификат «Моделирование индивидуальной траектории учащихся при подготовке к итоговой аттестации» | КМЦ «ПлюсПРАКТИКА» | 15.12.2017 | 36 | 04/07 | |
2017-2018 | Организация подготовки выпускников 11-х классов к ЕГЭ по географии | ГАОУ ДПО ТИРОиПК | 28.03.2018 | 24 | 2110 |
2018-2019 | Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС СОО | ГАОУ ДПО ТИРОиПК | 02.11.2018 | 24 | 4577 |
Психологическое сопровождение и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ГАОУ ДПО ТИРОиПК | 23.01.20192 | 40 | 0394 | |
Всего удостоверений | 356 | ||||
Всего сертификатов | 80 |
Предварительный просмотр:
Тема: «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»
Цель урока: сформировать представление о распределении тепла и влаги на территории России.
Задачи:
Обучающая: изучить распределение температуры воздуха и количества осадков;
сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения. Познакомить с климатическими «рекордами» России;
Развивающая: развивать умение работы с климатическими картами.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность.
Оборудование: Климатическая карта России, физическая карта России, учебник.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос домашнего задания, групповая практическая работа на основе проблемно-поисковой деятельности.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, проблемный.
Методы познания: анализ, сравнительный, картографический.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос - повторение понятий учащимися записаны на доске.
Термины: суммарная радиация, изотерма, воздушные массы, циклон, антициклон, атмосферный фронт, осадки.
- Какие показатели характеризуют климат? (Средняя температура января и июля, годовое количество осадков, режим выпадения осадков, господствующие ветры, воздушные массы)
- От чего зависит распределение температуры воздуха? (От географической широты, суммарной радиации, подстилающей поверхности)
- Как может повлиять на климат господство над территорией антициклона? (В антициклоне устанавливается ясная погода. Зимы морозные, безветренные, усиливается выхолаживание за счет увеличения количества отраженной радиации. Лето жаркое, сухое)
- Каковы закономерности распределения осадков на Земле? (Осадки связаны с поясами низкого атмосферного давления. Количество выпадения осадков зависит от близости океана.)
- Что такое амплитуда температур?
3. Изучение темы урока "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России"
Анализируем Рис. 48, 49 стр. 66-67 учебника
Вопросы /Ответы
Как вытянуты изотермы января?
(субмеридионально)
В какой части территории страны зима теплее, а в какой холоднее?
(На юго-западе зима самая теплая, на северо-востоке самая холодная)
Какая наблюдается закономерность в изменении температуры зимой?
(Чем восточнее, тем холоднее зима. С юго-запада на северо-восток)
Какая сила нарушает широтную закономерность изменения температуры?
(Влияние Атлантического океана и западных ветров)
Почему на востоке зима холоднее?
(Чем дальше на восток, тем сильнее охлаждается воздух. Он трансформируется, превращаясь из теплого, влажного в сухой и холодный, из-за большой протяженности территории с запада на восток. Зимой над Сибирью господствует антициклон)
Где были зафиксированы абсолютные минимумы?
(Оймякон, Верхоянск)
Почему на побережье Тихого океана зима теплее?
(Тихий океан согревает побережье, над Охотским морем формируются зимой циклоны)
Как вытянуты изотермы июля? Почему?
(Направлены субширотно, главное влияние на распределение температур летом оказывает географическая широта, от нее зависит суммарная солнечная радиация. Закономерность распределения тепла: чем ближе к экватору, тем теплее в полной мере проявляется над Россией летом)
- Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 ?
Работаем с климатической картой России
- Определите годовую амплитуду температур в городах Санкт-Петербург, Якутск.
- О чем говорит увеличение амплитуды температур? (О континентальности климата)
Распределение осадков
Анализируем Рис. 47 «Годовое количество осадков» стр. 63 учебника.
- Как распределяется количество осадков по территории России? От каких факторов зависит?
Коэффициент увлажнения
Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения (К), показывающий отношение годовой суммы осадков (О) к испаряемости (И) на этот же период: К=О/И
Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Чем меньше коэффициент увлажнения (К), тем суше климат.
k =1Увлажнение достаточное, оно наиболее благоприятное для развития растительности
k >1Увлажнение избыточное
k < 1 Недостаточное увлажнение характерно для степей
k<1 (0,3)Скудное увлажнение характерно для пустыни и полупустыни
4. Закрепление и применение знаний и умений.
Практическая работа. 1.Вычислив коэффициент увлажнения для некоторых пунктов, определить местоположение каждого из них в пределах той или иной природной зоны. Коэффициент увлажнения (по Н.Н. Иванову) определяется по формуле К= О/И, где К- коэффициент увлажнения, О - количество атмосферных осадков, мм, И - испаряемость, мм. Согласно Н.Н. Иванову, коэффициент увлажнения для лесной зоны равен1-1,5, лесостепи-0,6-1, степи-0,3-0,6, полупустыни-0,1-0,3, пустыни - менее 0,1.
Пункты | Осадки, мм в год | Испаряемость, мм в год. | Коэффициент увлажнения | Природная зона |
1 | 520 | 610 | ||
2 | 110 | 1320 | ||
3 | 560 | 520 | ||
4 | 450 | 810 | ||
5 | 220 | 1100 |
2.Используя климатическую карту атласа и картосхемы на страницах учебника 63,66,67,69, заполните таблицу:
Пункты | температура | Год. амплитуда | Осадки | Испаряемость | К | Природная зона | |
января | июля | ||||||
Москва | |||||||
Санкт-Петербург | |||||||
Мурманск | |||||||
Астрахань |
Вывод: учащиеся записывают вывод.
5. Домашнее задание. На контурной карте нанести температуры воздуха июля и января, количество осадков.
Предварительный просмотр:
Тема: "Природные уникумы Урала и экологические проблемы" 8 класс.
Учебники: География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, Кунгурская пещера, река Чусовая и с острыми экологическими проблемами и путями их решения;
- познакомить учащихся с химическим составом минералов.
- Развивающие:
- развивать умение распознавать минералы и их местонахождение;
- развивать умение работать с физической картой России.
- Воспитательные:
- продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей родине – России;
- продолжить воспитание географической культуры школьников как участников цивилизованного общества.
Средства обучения: физическая карта Урала, физическая карта России, контурные карты и атлас 8 класса, периодическая система химических элементов, коллекция минералов, компьютер, презентация к уроку.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Называть и правильно показывать природные уникумы Урала, определять минералы. Объяснять экологическую проблему Урала. | Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат | Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Урал»
Цель: закрепить полученные знания по теме «Урал»
Задачи урока:
- проверить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Урал
- использовать групповые формы работы;
- совершенствовать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях.
Форма урока: командная игра «Восхождение»
Оборудование: карта России, рисунок горы, карточки с заданиями.
Правила игры: каждой команде задаются вопросы, а на привалах — задания, если одна команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, право ответить получает вторая команда, за каждый правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100 условных метров. В команде ребята решают кому отдать жетон, т.е. отдают его тому, кто выдвинул версию правильного ответа. Выигрывает та команда, которая первой поднимется на вершину горы или поднимется выше других.
Ход урока.
Учитель. Ребята, мы завершаем работу над темой «Урал. Видите гору? Очень хочется, чтобы вы на неё взошли. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Ведь вы много трудились.
(правила игры)
игра Восхождение.
Итак, мы у подножия горы.
Старт.
Задания:
Соотнесите термин с определением.
1. Елань - обширная каменная россыпь и нагромождение камней на склонах и плоских вершинах.
2. Асимметрия - приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
3. Трог - поляна, пастбище, луг.
4. Курум - корытобразная долина, след древнего оледенения.
5. Цирк - различие в крутизне обращенных в разные стороны склонов горного хребта.
6. Горст - естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, образующееся при морозном выветривании.
(Ответы: 1-3; 2-5; 3-4; 4-1; 5-6; 6-2)
Привал 1. Исторический
Вопросы:
1 Как Уральские горы назывались в древности?
(Рифейские, Каменный пояс, Камень, Земной пояс.)
2. Когда и в чьих работах появилось название «Урал?
(С ХУШ века, в работах знаменитого русского историка и географа В. Н.
Татищева.)
3. Какие народы, кроме русских, живут на Урале?
(Башкиры, татары, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, ненцы.)
4. Где появились первые поселения русских на Урале?
(В верховьях Камы.)
5. Когда купцами Калинниковыми были созданы первые солеварни в селении Соль-Камское? (В ХУ веке.)
б. Когда на Урале русские переселенцы стали добывать железную руду и стали выплавлять железо? (В ХУЦ веке.)
Привал 2 Узнай меня
1. Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Инзера, Сима, Ая и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассованы в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк - жемчужина Урала — по красоте своей не уступает многим прославленным озерам Западной Европы. (Южный Урал.)
2. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое лето с не заходящим за горизонт солнцем — всего лишь более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах, и на равнинах. (Полярный Урал.)
З. Природа этой части Урала наиболее изменена трудом чело века. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 м. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами. (Средний Урал.)
4. Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственниц, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро - Илычский заповедник. Здесь встречаются феноменальные природные изваяния —обелиски ,столбы — не уступающие ям по причудливости высокие колонны из сцементированных конгломератов и других стойких пород.
(Северный Урал.)
5. Эта часть Урала особенно дика и сурова. Горы подразделяются здесь на Большой Урал и Малый Урал. Глубокие ущелья разрезают горные массивы, дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики — вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится именно здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя. (Приполярный Урал.)
6. Замечательное творение природы. Находится в ведрах громады — Ледяной горы. Образовалось это чудо в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты.
(Кунгурская пещера.)
Привал З. «Смекалка»
1. К торжественному гласу
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг. (Ура-л.)
2. Четвертую ноту к предлогу добавишь -
Название речки Урала составишь. (Уфа.)
З. Местоимение с притоком Волги запишите,
В конце местоимение допишите.
В целом гору на Урале соберите. (Высокая.)
4. Междометие — слог первый,
Среди птиц ищи второй.
Третий — буква.
По Уралу
Протекаю я рекой. (Чусовая.)
5. Река — возглас. (Ай.)
б. В боях всегда идут со мною,
Частенько помогаю я штыку,
Но встречусь с буквою одною —
И превращусь в реку. (Ура-л.)
Привал 4. Покажи меня
Задания:
Покажите на настенной карте:
1. Природные районы Урала.
2. 5 рек Урала.
3. 5 месторождений железной руды.
4. 5 городов Урала.
5. Наивысшие точки природных районов Урала.
6. 5 месторождений нерудных ископаемых Урала.
Привал 5. Поэтический
1. Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец...
Вопрос: Почему так описал Урал Твардовский?
(Урал обладает богатством недр. Из них черпали и продолжают добывать самое разнообразное сырье. С ХVII века русские переселенцы стали добывать железную руду и выплавлять железо. Промышленность Урала -— фундамент хозяйства страны в период индустриализации и во время Великой
Отечественной войны)
2. С. Щипачев пишет:
Урал. Он лег в мою строку.
Во всю длину размашисто и строго.
Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом.
Вопрос: Почему Урал поэт назвал «Каменным порогом»?
(Урал — складчато-глыбовые горы, расположенные между двумя
тектоническими структурами: к западу — жесткий фундамент Русской
платформы, к востоку — Западно-Сибирской платформы протянулся Урал от побережья Карского моря до степей Казахстана. Урал — рубеж между Европой и Азией.)
З. В. Бенедиктов говорит:
Кто скажет мне, что времени рука
Не посягнет на зодчество природы?
Тут был обвал — исчезли высоты,
Там ветхие погнулись их опоры;
Стираются и низятся хребты,
И рушатся дряхлеющие горы...
Вопрос: О каких процессах идет речь?
(Уральские горы сформировались в области герцинской складчатости. Это древние горы. Большую роль в преобразовании рельефа Урала играют процессы выветривания и деятельность текучих вод. Продукты выветривания остаются в виде каменных россыпей на вершинах гор. На пологих склонах они медленно сползают под действием силы тяжести, образуя иногда каменные реки. На более крутых склонах перемещение продуктов выветривания создает осыпи.)
4. Когда-то над хребтом Урала
Соляной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Вопрос: О каком времени идет речь?
(В первой половине палеозойской эры на месте современного Урала было море. Это неопровержимо доказывается наличием горных пород, образующихся на морском две, и окаменелыми остатками животных, обитавших некогда в море. В палеозойской эре под воздействием глубинных сил земли и мощного
давления с востока поднялись горы, но море еще долго шумело у их западного побережья).
5. М. Лермонтов пишет:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Вопрос: К какой части Урала можно было бы отнести эти слова?
(Приполярный Урал. Суровый климат. Тундра (горная,) представляет суровую картину каменных россыпей — курумов, скал и останцов. Растения не создают сплошного покрова. Встречается древесная растительность.)
6. Справедливо ли высказывание:
«Молод Кавказ, потому и высок,
древен Урал, потому и принижен
Если нет, то почему?
(Выражение несправедливо: Урал, как и Кавказ, испытывал поднятие в
альпийско-гамалайскую складчатость, но амплитуда поднятий, их размах были гораздо меньше, чем на Кавказе.)
Привал 6. Щедрая кладовая
1. Тот камень чудесный с Урала,
Нежным светом зеленым манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут. (Малахит.)
2. В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью малахиты,
Железо, мрамор и (Гранит.)
З. Найдем в нем много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубки сияет красным цветом,
Зеленым цветом (Изумруд.)
4. Из какого металла изделия светят?
(Вольфрам, из него делают волоски электрических лампочек накаливания.)
5. для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен, отлично куется,
Серебряный этот металл. (Алюминий.)
6. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
Гранит.)
Привал 7. Бедная ворона
Задание: выбери лишнее.
1. Реки: | 2. Горы: | З. Высотная |
4. Рудные полезные | 5. Месторождение руд: | б. Города: |
Привал 8. Эрудит
1. На правом берегу р. Белой находится Какова пещера. Чем она знаменита? (В Каковой пещере обнаружены наскальные рисунки древнего человека.) 2. Одна из пещер Урала носит имя национального героя Башкирии. Кто этот герой?
(Пещера Салавата. Салават Юлаев -— сподвижник Емельяна Пугачева.) З. Назови автора исторического романа, посвященного освоению железорудных ресурсов Урала. Какова роль семьи промышленников Демидовых в создании металлургического производства?
(Каменный пояс. Е. Федоров.)
4. «Медной горы Хозяйка», <Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», « Горный мастер» и др. Как называется произведение, в которое входят эти сказы. Кто ах автор? («Малахитовая шкатулка» Навел Петрович Бажов.)
5. Одно из месторождений бокситов, открытое на Урале еще до революции носит имя героев из сказки французского писателя Шарля Перро. Как называется это месторождение? (Красная Шапочка.) -
б. Далеко за пределами Урала известна единственная в своем роде коллекция «Пермские боги». Что это за коллекция?
(Скульптурные образы святых вырублены из древесины: липы, сосны, березы).
Привал 9. Выше - выше (блицтурнир)
Каждой команде задается по 5 вопросов.
Команда 1
1. На какой реке расположен город Соликамск? (На Каме.)
2. По какому меридиану протянулись горы Урала? (600 в.д.)
З. Назовите наивысшую точку Пай-Хоя. (Гора Мореиз.)
4. Как называется минералогический заповедник на Урале? (Ильменский.)
5. Назовите одним словом неподвижное скопление снега и льда в защищенных
от солонца и ветра местах, не тающего даже в течение года. (Снежник.) Команда 2
1. По какой реке Ермак отправился в путь на уральский хребет? (По Чусовой.)
2. Назовите наивысшую точку Приполярною Урала. (Гора Народная.)
3. Екатерина 1 правила с 1725 г., Екатерина П — с 1762 г., а город
Екатеринбург основан в 1723 г. Почему он так назван?
(Екатерина 1 была императрицей, женой Петра 1, с 1712 г. и после смерти
Петра взошла на престол.)
4. Где в 1668 г. Махайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые, фатисы
вишневые и зеленые...>,? (Близ Мурзинки.)
5. Старые, обычно открытые горные выработки? (Коли.)
Дополнительные вопросы:
1. Назовите реку, в которой утонул раненый В. И Чапаев. (Урал)
2. Назовите наивысшую точку Полярного Урала.
(Гора Пай-Ер, или Пайер.)
3. Как переводится название горы Народная? (Местное название горы — Народаиз; народ по-ненецки: чаща, дремучий лес, а на коми языке -— камень.)
4. На Урале издавна идет добыча руд цветных металлов. Производством какого
цветного металла особенно известен Урал сейчас? (Медь.)
5. Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, утрата
продуктивности земель, деградация лесных массивов и т. д. Все это создает
что? (Экологические проблемы.)
1. Эта река берет начало в безлюдных тундрах Северного Урала и оканчивается губой Баренцева моря. Назовите се. (Печора.)
2. Крупная река и ее самый большой приток берут начало на Урале. В бассейне
притока — важный каменноугольный бассейн. Назовите этот приток. (Уса.)
3. Назовите наивысшую точку Северного Урала. (Гора Тельпосиз, или Тельпос-Из.)
4. Назовите старейшее место золотодобычи в Россия. (Березовское
месторождение близ Екатеринбурга.)
5. Урал — это мировая жемчужина минерального царства. Кто так образно
назвал Урал?
(А. Е. Ферсман.)
1.Какая река берет начало с горы Юрмы? (Река Уфа.)
2. Назовите наивысшую точку Среднего Урала. (Горе IОрма.)
З. Какова высота горы Народной? (1895 м.)
4, Какое полезное ископаемое найдено на западном склоне Урала, в бассейне
реки Вишеры? (Алмазы.)
5. Назовите известных вам уральских писателей. (Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П.
Бажов.)
1. Как называлась река Урал в прошлом? (Яик.)
2. Назовите наивысшую точка Южного Урала. (Гора Ямантау.)
З. Какова протяженность Урала с севера на юг? (2000 км.)
4. Баженовское месторождение «горного льна — одно из крупнейших в мире.
О чем идет речь? (Об асбесте.)
5. Башкирские шиханы. Что это?
(Горы-одиночки с полуразрушеными скалами, каменными столбами,
башнями., колоннами.)
Подведение итогов .
Учитель. Молодцы, справились с заданиями, хотя и не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из учащихся, хоть на короткий срок, стал исследователем, творцом. Вы ощутили радость открытий, собственную значимость, проявили уважительное отношение к знаниям другого и жажду знаний. Спасибо вам.