Учебно-методические материалы по подготовке к ОГЭ по географии
Здравствуйте, дорогие друзья! на этой странице вы можете сказать методические материалы по подготовке к ОГЭ по географии
Пояснительная записка по подготовке к ОГЭ по географии 9 класс
Материалы для учащихся по подготовке к ОГЭ по географии
Норма оценивания заданий ОГЭ по географии
Демонстрационные варианты ОГЭ по географии скаченные из сайта oge.sdamgia.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_podgotovke_k_oge_po_geografii.docx | 19.1 КБ |
materialy_dlya_uchashchihsya_po_podgotovke_k_oge.docx | 33.56 КБ |
norma_otsenivaniya_zadaniy_oge_o_geografii.docx | 14.28 КБ |
variant_15.pdf | 580.17 КБ |
variant_12.pdf | 587.14 КБ |
variant_9.pdf | 760.12 КБ |
variant_5.pdf | 490.2 КБ |
var_1.pdf | 540.45 КБ |
variant3.docx | 846.89 КБ |
variant2.docx | 766.05 КБ |
variant6.pdf | 577.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Итоговая аттестация в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности. Только хорошие знания курса географии во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.
Авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ создан модульный курс «Я сдам ОГЭ» для того, чтобы помочь учащимся, выбирающим географию в качестве экзамена ОГЭ по выбору, организовать эффективную к нему подготовку.
Модульный курс представляет собой комплекс материалов, использование которых в образовательном процессе, позволит учащимся совместно с учителем решить задачу по достижению ими большинства требований государственных образовательных стандартов и в дальнейшем успешно сдать ОГЭ по географии. Важнейшим инструментом решения методической задачи - подготовка к итоговой аттестации как элемент (часть) уроков географии должна быть направлена на каждого отдельного ученика. В пособии «Я сдам ОГЭ. Практикум и диагностика» его организация имеет свою специфику. Она заключается в следующем.
- Учебный материал группируется по основным разделам содержания школьного курса географии. Организация курса требует от учителя предвидения и осмысления затруднений, которые могут возникнуть у учащегося при изучении темы. Всё это способствует профессиональному росту учителя, даёт возможность для самореализации. Учитель, работая по модульному курсу, осуществляет мотивированное управление учеником. Меняется его парадигма действий: учитель берёт на себя роль координатора, консультанта, помощника учащихся в их исследовательском поиске. Таким образом, отправным моментом для модульного предъявления материала являются потребности ученика. В ситуации подготовки к Основному государственному экзамену речь идёт о потребности ученика успешно сдать экзамен.
- Распределение учебного материала по основным разделам содержания школьного курса географии осуществляется с учётом логики построения экзаменационной работы по географии.
Поскольку для эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии основным дополнением к УМК по географии в 8 — 9 классах ОО республики рекомендован Модульный курс «Я сдам ОГЭ! Практикум и диагностика».
Ниже приведены примерное поурочное календарное планирование работы на учебный год (с ноября 2017 года по апрель 2018 года) и формы примерного листа учета индивидуальных достижений ученика по темам. (Приложение 1, 2).
На занятиях курса учитель помогает выявить слабые места ученика и устранить пробелы ученика по тем или иным темам, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 5-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний.
Пособие «Я сдам ОГЭ. Практикум и диагностика» состоит из 5 тем:
- «Источники географической информации»;
- «Природа земли и человек»;
- «Материки, океаны, народы и страны»;
- «Природопользование и геоэкология»;
- «География России»;
Календарно-тематическое планирование рабочей тетради «Я сдам ОГЭ» по географии
№ | Наименование темы | кол часов | Дата по плану | Дата фактическая |
Тема1. Источники географической информации | ||||
1 | Измерение расстояния и определение направления по географической карте | 2 | ||
2 | Изображение рельефа на топографических картах. Построение профиля рельефа местности | 2 | ||
3 | Определение географических координат | 2 | ||
Тема 2. Природа Земли и человек | ||||
4 | Атмосфера, погода и климат, мировой океан | 2 | ||
5 | Тема Земля, как планета Солнечной системы | 2 | ||
6 | Литосфера, геохронологическая шкала. Воды суши. Биосфера | 2 | ||
Тема 3. Материки, океаны, народы и страны | ||||
7 | Население Земли. Численность населения Земли. Этносы | 2 | ||
8 | Многообразие стран. Основные черты природы, особенности населения, природные ресурсы, основные виды хозяйственной деятельности отдельных стран | 2 | ||
Тема 4. Природопользование и геоэкология | ||||
9 | Особо охраняемые природные территории. Географическое распространение стихийных и антропогенных природных явлений | 2 | ||
10 | Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2 | ||
11 | Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2 | ||
Тема 5. География России | ||||
12 | Географическое положение России | 2 | ||
13 | Природа России. Литосфера, воды суши. Биосфера. Номенклатура | 2 | ||
14 | Природа России. Климат России, моря, омывающие территорию России, внутренние воды | 2 | ||
15 | Природа России. Природные зоны. Основные типы почв. Широтная зональность и высотная поясность | 2 | ||
16 | Население России. Естественный прирост и численность населения России. | 2 | ||
Население России. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города. | 2 | |||
17 | Хозяйство России. Добывающая промышленность | 2 | ||
18 | Хозяйство России. Обрабатывающая промышленность | 2 | ||
19 | Хозяйство России. Факторы и условия размещения промышленных предприятий | 2 | ||
20 | Регионы Европейской части России | 2 | ||
21 | Регионы Азиатской части России и Урал | 2 | ||
22 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
23 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
24 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
25 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
26 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
27 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
28 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
29 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
30 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
31 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
32 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
33 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
34 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
35 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
36 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
37 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
38 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
39 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
40 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
41 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
42 | Решение демонстрационных вариантов | 1 | ||
43 | Решение демонстрационных вариантов | 1 |
Предварительный просмотр:
№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.
Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».
Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,
№3. Вопросы о климате России.
Атлас 8 класс. Климатическая карта.
Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
№5. Вопросы по экономике России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
№6. Вопросы о заповедниках.
Атлас 8 класс. Природные святыни России
№7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
№8.Вопросы по графикам.
Определить по графику, таблице необходимую величину.
№9. Вопросы: определить:
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция
Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения
Площадь
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
Иммиграция – въезд в страну
Эмиграция – выезд из страны
№10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.
Вопрос по синоптической карте.
В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)
№11. Вопрос по синоптической карте.
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт
№12. Вопросы по экологии
Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия
Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)
Смог образуется в центрах черной металлургии
Природные ресурсы
Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов
Невозобновимые Возобновимые
(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)
№13. В каком высказывании говорится о процессе:
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)
Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
№14. Определить координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.
Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная
с.ш.
з.д. в.д.
ю.ш
№16. Задача на расчеты
Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.
20 – 100% х= 8 х100
8 - х% 20
Определить относительную влажность (составляем пропорцию).
Определить температуру на вершине горы.
Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)
№17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.
Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.
Города миллионеры России:
Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,
Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж
№18. Определить расстояние по топографической карте.
1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)
4 см х 100 = 400 м
№19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта
С
З В
Ю
№20. Определить какой из участков подходит для:
-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)
-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)
- фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)
№21. Определить какой профиль подходит
_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)
№22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….
Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»
№24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.
№26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста
(от самого молодого до самого древнего).
Чем выше слои горных пород – тем моложе
№28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы
№29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.
- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
Предварительный просмотр:
Норма оценивания:
В работе используются задания:
базового уровня сложности – 17 заданий
повышенного уровня сложности – 10 заданий
высокого уровня сложности – 3 задания.
Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл; задания 14, 20 – от 0 до 2 баллов.
Количество заданий – 30
Максимальный балл – 32
Минимальный балл - 12
0 – 11 баллов – «2»
12 – 19 баллов – «3»
20 – 26 баллов – «4»
27 – 32 балла – «5»
В работе проверяются знания и умения:
Задания 1 – 5, 9: знание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли; различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России;
Задания 6, 12: знание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Задания 7, 8: умение находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, представленную в виде таблицы, диаграммы или графика;
Задание 13: проверяется сформированность некоторых важных понятий, входящих в курс географии за основную школу и имеющих большое значение для ориентирования современного человека в событиях, происходящих в стране и мире;
Задание 30: умение определять географические объекты по их признакам проверяется заданиями с географическими текстовыми описаниями городов, природных зон, регионов России или стран мира;
Задание 25: умение определить регион России также проверяется заданиями, в которых краткие описания взяты из жизненных ситуаций (используются рекламные слоганы туристических компаний);
Задания 10-11: предлагается с использованием знаний о факторах, влияющих на погоду, интерпретировать информацию, представленную на карте погоды, подобной тем, которые ежедневно публикуются в СМИ;
Задания 28-29: проверяются умения интерпретировать информацию для выявления зависимости между географическим положением объекта и особенностями его климата по данным таблицы, и умения сравнивать продолжительность дня или высоту Солнца над горизонтом в пунктах, географические координаты которых приводятся в таблице;
Задание 17: проверяются такие картографические умения, как определять географические координаты;
Задание 18-20: определять расстояния и направления по топографическим картам;
Задание 24: проверяется понимание географических процессов в литосфере с использованием схематической зарисовки залегания горных пород;
Задание 27: требуется проанализировать данные климатограммы и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме;
Задание 16: в задании предлагается, применив умения чтения карт с помощью различных картографических способов, определить на карте численность населения городов;
Задание 15: Задание нацелено на проверку сформированности метапредметного умения;
Задание 23: проверяется умение объяснять особенности размещения промышленных предприятий.
Задания с развернутым ответом являются более сложными по сравнению с остальными заданиями.
Задание 14: проверяется умение объяснять особенности компонента природы той или иной территории, (России или мира), а также знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем;
Задание 20: проверяется умение распознавать в реальных жизненных ситуациях идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии, а именно прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вариант № 663226
1. Задание 1 № 557
На каком из перечисленных материков находятся озёра Эри и Мичиган?
1) Австралия
2) Северная Америка
3) Африка
4) Южная Америка
2. Задание 2 № 1329
С какой из перечисленных стран Россия имеет как сухопутную, так и морскую границу?
1) Эстония
2) Белоруссия
3) Монголия
4) Япония
3. Задание 3 № 709
Для какого из перечисленных регионов России характерен муссонный климат умеренного пояса?
1) Калининградская область
2) Ямало-Ненецкий АО
3) Мурманская область
4) Приморский край
4. Задание 4 № 830
Одним из возможных последствий глобальных изменений климата учёные считают повышение уровня Мирового океана. Какой из перечисленных городов России может наиболее пострадать в случае такого развития событий?
1) Астрахань
2) Санкт-Петербург
3) Новосибирск
4) Челябинск
5. Задание 5 № 681
В каком из перечисленных регионов России производится наибольшая добыча нефти?
1) Сахалинская область
2) Республика Татарстан
3) Ханты-Мансийский АО — Югра
4) Республика Коми
6. Задание 6 № 1141
Студенты из Франции хотят увидеть непривычную для них природу российской тундры. Какой заповедник им необходимо для этого посетить?
1) Оренбургский
2) Таймырский
3) Приокско-террасный
4) Тебердинский
7. Задание 7 № 1113
В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая?
1) Рязанская область
2) Магаданская область
3) Самарская область
4) Чувашская Республика
8. Задание 8 № 293
В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?
Изменение численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | 6747 | 4367 | 1872 | –381 |
Естественный прирост населения за год, человек | –615 | 561 | 820 | 671 |
1) 2007 г.
2) 2008 г.
3) 2009 г.
4) 2010 г.
9. Задание 9 № 305
Определите миграционный прирост населения Астраханской области в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.
Изменение численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | 6747 | 4367 | 1872 | –381 |
Естественный прирост населения за год, человек | –615 | 561 | 820 | 671 |
10. Задание 10 № 535
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Мурманск
2) Ростов-на-Дону
3) Салехард
4) Воронеж
11. Задание 11 № 536
Карта погоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Оренбург
2) Новосибирск
3) Нижний Новгород
4) Тюмень
12. Задание 12 № 807
При сжигании какого из перечисленных видов топлива выделяется наименьшее количество веществ, загрязняющих атмосферу?
1) каменный уголь
2) мазут
3) природный газ
4) торф
13. Задание 13 № 328
В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?
1) В 2010 г. соотношение горожан и сельских жителей в общей численности населения России составляло 74% и 26% соответственно.
2) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. средний возраст жителей страны составлял 39 лет.
3) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность женщин в России превышала численность мужчин на 10,8 млн человек.
4) В 2009 г. в России родилось 1761,7 тыс. человек, а умерло 2010,5 тыс. человек.
14. Задание 14 № 201
Определите, какой город имеет географические координаты 22° с.ш. 88° в.д.
15. Задание 15 № 118
В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим в Приморье тропическим циклоном «Санба».
Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
16. Задание 16 № 1557
Используя данные таблицы, определите долю лиц старше трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иванова в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Распределение населения г. Иванова по возрастным группам в 2012 г., тыс. человек
Численность населения | |
Всё население | 408,8 |
В том числе в возрасте: | |
моложе трудоспособного | 57,4 |
из них детей в возрасте 1–6 лет | 23,7 |
в трудоспособном | 247,5 |
старше трудоспособного | 103,9 |
17. Задание 17 № 876
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
A) Лондон
Б) Архангельск
B) Пермь
18. Задание 18 № 338
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
19. Задание 19 № 339
Определите по карте, в каком направлении от точки А находится родник.
20. Задание 20 № 345
Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. | 2 |
В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями. Примеры ответов: 1. Участок 2, потому что там склон с большим уклоном. 2. Участок 2, поскольку там нет деревьев, как на участке 3. 3. Участок 3, потому что там есть склон | 1 |
В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: 1. Участок 2. 2. Участок 1, так как там крутая горка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
21. Задание 21 № 330
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
22. Задание 22 № 271
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором находится Ярославская область?
1) Поволжья
2) Северо-Запада
3) Центральной России
4) Урала
На территории Борисоглебского района Ярославской области началось строительство завода по переработке 350 тонн свежего молока в сутки. По уровню технической оснащённости это будет второе предприятие в России после завода «Галактика» в Гатчине Ленинградской области.
23. Задание 23 № 1072
Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клееного бруса и балок необходимым сырьём?
Сокольский деревообрабатывающий комбинат (г. Сокол, Вологодская область) первым в стране освоил технологию производства клееного бруса. Проектная мощность завода — 100 000 м3 клееной древесины в год. На сегодняшний день это одно из самых крупных предприятий в России по производству клееного бруса и балок (до 12 м).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
В ответе говорится о наличии в регионе лесных ресурсов. Примеры ответов: - Это производство ориентировано на лесные ресурсы, которыми обеспечена Вологодская область. - В Вологодской области много леса, необходимого для производства бруса | 1 |
В ответе ничего не говорится о наличии в регионе лесных ресурсов. Примеры ответов: - На выбор повлияло наличие здесь потребителя данной продукции. - На размещение таких предприятий влияет трудовой фактор | 0 |
Максимальный балл | 1 |
24. Задание 24 № 56
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Смоленская область
Б) Республика Алтай
В) Пермский край
25. Задание 25 № 1382
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками | |
июль | январь | ||||
Оренбург | 51° с.ш. 55° в.д. | 115 | +21,8 | –14,7 | 79 |
Самара | 53° с.ш. 50° в.д. | 44 | +20,5 | –13,1 | 95 |
Казань | 55° с.ш. 49° в.д. | 64 | +19,7 | –12,9 | 103 |
Иваново | 57° с.ш. 41° в.д. | 111 | +18,4 | –9,5 | 126 |
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Елена: «Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур».
2) Сергей: «Чем западнее, тем жарче в июле».
3) Мария: «Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки».
4) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферные осадки».
26. Задание 26 № 370
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) глина
Б) мелкий песок
В) крупный песок
27. Задание 27 № 812
Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на рисунке.
1) А
2) В
3) С
4) D
28. Задание 28 № 843
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись результатами наблюдений, проведённых ими на географических площадках 23 сентября, в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время). Они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице.
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Витя: «Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
2) Инна: «Температура воздуха повышается при движении с востока на запад».
3) Наташа: «При движении на север уменьшается высота солнца над горизонтом».
4) Игорь: «При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня».
29. Задание 29 № 724
В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?
1) Балахна
2) Сортавала
3) Уфа
4) Вологда
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
30. Задание 30 № 1222
Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область находится в Европейской части страны, имеет выход к Государственной границе РФ с одной из стран СНГ и не имеет выхода к морю. Климат умеренно континентальный. Область расположена в лесостепной и степной зонах. Южная часть области подвержена суховеям. Из полезных ископаемых здесь имеются залежи медно-никелевых руд, стройматериалы. В области развито многоотраслевое машиностроение: производят сельскохозяйственные машины, пассажирские самолёты-аэробусы, горно-обогатительное оборудование; развита химическая и нефтехимическая промышленность; на территории области функционирует АЭС. Численность населения административного центра области составляет примерно 1 млн человек.
Предварительный просмотр:
Вариант № 663225
1. Задание 1 № 497
Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади?
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Австралия
4) Африка
2. Задание 2 № 678
С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1) Таджикистан
2) Грузия
3) Турция
4) Афганистан
3. Задание 3 № 799
Почвы какой из перечисленных природных зон России имеют наиболее высокое естественное плодородие?
1) тундра
2) тайга
3) степи
4) смешанные и широколиственные леса
4. Задание 4 № 1229
Велико воздействие многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность человека. Кроме отрицательных факторов её существования есть и некоторые положительные. Например, многолетнемёрзлые грунты используют как естественный холодильник для хранения продуктов. На территории какой из перечисленных стран можно создавать естественные холодильники для хранения продуктов?
1) Австралия
2) Монголия
3) Франция
4) Чехия
5. Задание 5 № 711
Какой из перечисленных портов Северного морского пути является незамерзающим?
1) Мурманск
2) Диксон
3) Хатанга
4) Тикси
6. Задание 6 № 892
С целью сохранения природной среды жизни коренных народов компания «Газпром» предпринимает специальные меры по рекультивации земель, нарушенных в результате буровых работ в районах добычи газа. На территориях традиционного проживания какого из перечисленных народов необходимо предпринимать такие меры?
1) чукчи
2) карелы
3) ненцы
4) чуваши
7. Задание 7 № 714
Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения?
1) Казань
2) Ставрополь
3) Петрозаводск
4) Киров
8. Задание 8 № 97
За какой период времени в Тверской области произошло сокращение числа прибывших и увеличение числа выбывших?
Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2000–2008 гг.
(человек)
1) 2000–2002 гг.
2) 2002–2004 гг.
3) 2004–2006 гг.
4) 2006–2008 гг.
9. Задание 9 № 109
Определите миграционный прирост населения Тверской области в 2008 г. Ответ запишите в виде числа.
Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2000–2008 гг.
(человек)
10. Задание 10 № 985
Какой из перечисленных городов, обозначенных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Воронеж
2) Нижний Новгород
3) Санкт-Петербург
4) Элиста
11. Задание 11 № 986
Карта погоды составлена на 15 мая. В каком из перечисленных городов обозначенных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха?
1) Нижний Новгород
2) Оренбург
3) Воронеж
4) Калининград
12. Задание 12 № 567
Примером рационального природопользования является
1) избыточное орошение в засушливых районах
2) комплексное использование добываемого сырья
3) перевод ТЭС с природного газа на уголь
4) сплав леса по реке отдельными брёвнами
13. Задание 13 № 838
В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения?
1) Численность населения России увеличилась за 2011 г. на 190,9 тыс. человек.
2) В 2011 г. число родившихся в России превысило аналогичный показатель 2010 г. на 7681 человека.
3) Ежегодно из России выезжают более квалифицированные кадры, чем в неё въезжают.
4) В настоящее время почти каждый восьмой россиянин находится в возрасте 65 лет и более.
14. Задание 14 № 817
Определите, у какой республики в составе РФ столица имеет географические координаты 56° с.ш. и 49° в.д.
15. Задание 15 № 1451
Почему в Андах часто происходят землетрясения?
Древний город Мачу-Пикчу (13° ю.ш. и 72° з.д.) кажется парящим в тумане. Этот древний город был случайно обнаружен в 1911 г. экспедицией американского археолога Хайрема Бингема. Местный крестьянин рассказал Бингему про развалины города на одной из окрестных гор. Бингем попросил крестьянина отвести его на эту гору. Члены экспедиции карабкались по склону сквозь заросли джунглей, пока наконец почти у самой вершины не увидели сложенные из блоков белого гранита здания. Блоки не были скреплены раствором. Они были так плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. Такая кладка намного увеличивала прочность стен, что очень важно, так как здесь часто случаются землетрясения.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
В ответе, частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Примеры ответов: • Здесь океаническая плита пододвигается под материковую. • Анды находятся в зоне сближения литосферных плит. • Тут зона границы литосферных плит. | 2 |
В ответе частые землетрясения объясняются положением территории в сейсмическом поясе, или положением в области кайнозойской складчатости, или положением в пределах «Тихоокеанского огненного кольца». Примеры ответов: • На карте видно, что здесь — сейсмический пояс. • Анды входят в сейсмический пояс, где часто происходят землетрясения. • Здесь проходит сейсмический пояс, это область кайнозойской складчатости. | 1 |
В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни о положении территории в сейсмическом поясе, ни о положении в области кайнозойской складчатости или в пределах «Тихоокеанского огненного кольца». Пример ответа: • Здесь часто бывают землетрясения | 0 |
Максимальный балл | 2 |
16. Задание 16 № 1214
Используя данные таблицы «Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г.)», определите долю (в %) сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.
Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г., млн га)
Всего земель | 1709,8 |
в том числе: | |
сельскохозяйственные угодья | 220,5 |
лесные земли | 870,8 |
поверхностные воды, включая болота | 225,0 |
другие земли | 393,5 |
17. Задание 17 № 1215
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Петропавловск-Камчатский
2) Новосибирск
3) Владивосток
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
|
|
|
18. Задание 18 № 22
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
19. Задание 19 № 23
Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.
20. Задание 20 № 29
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
21. Задание 21 № 14
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
22. Задание 22 № 15
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен г. Сорочинск Оренбургской области?
1) Северо-Запада
2) Центральной России
3) Урала
4) Европейского Юга
В г. Сорочинске Оренбургской области строится маслоэкстракционный комбинат. Объём инвестиций в его строительство составит 2,8 млрд рублей. Мощности нового производства позволят перерабатывать 400 тыс. т сырья в год. Планируется, что предприятие будет ежегодно производить 177 тыс. т растительных масел. Окончание строительства намечено на июль 2013 г.
23. Задание 23 № 406
Какая особенность сельского хозяйства Краснодарского края способствовала строительству в Белореченском районе нового предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков?
8 сентября 2012 г. в Белореченском районе Краснодарского края состоялся торжественный ввод в эксплуатацию предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков. Проектная мощность нового предприятия — 250 млн литров сока.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Ответ включает названые элементы | 1 |
Ответ не включает названные элементы | 0 |
Максимальный балл | 1 |
24. Задание 24 № 1353
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.
1) Республика Карелия
2) Свердловская область
3) Забайкальский край
25. Задание 25 № 1505
Туристические фирмы разных стран Европы разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СЛОГАН |
| СТРАНА |
А) Добро пожаловать на отдых в нашу страну, где соединились солнце, Чёрное море и горнолыжные курорты! Б) Откройте для себя всё самое яркое в нашей стране, путешествуя по фьордам! |
| 1) Дания 2) Болгария 3) Чехия 4) Норвегия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б |
|
|
26. Задание 26 № 340
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) гранит
Б) песок
В) известняк
27. Задание 27 № 1657
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) А
2) B
3) C
4) D
28. Задание 28 № 1373
Определите, на каком острове находится географический объект, имеющий географические координаты 35° с.ш. 33° в.д.
29. Задание 29 № 334
В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность светового дня будет наименьшей?
1) Элиста
2) Тамбов
3) Нижний Новгород
4) Любань
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 13 сентября 2012 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
30. Задание 30 № 733
Определите регион России по его краткому описанию.
Республика расположена в Азиатской части страны. На юге граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации. Республика богата полезными ископаемыми: здесь имеются крупные залежи свинцово-цинковых, молибденовых, вольфрамовых, урановых руд, а также месторождения угля и многих других полезных ископаемых. На территории Республики находится около 60% береговой линии самого глубокого пресноводного озера в мире.
Ответ: Республика _______________________.