Научно-исследовательская деятельность

Рыжикова Марина Александровна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Родничок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Театрализованная деятельность в средней группе».

 

Воспитатель: Рыжикова М.А.

г.Рославль 2017г.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

а) Познакомить детей с различными видами театра;

б) Обогащать словарь детей, активизировать его;

в) Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;

г) Развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.

Ожидаемые результаты:

а) Дети с интересом разыгрывают новые постановки сказок;

б) Повышение темпа развития речи в целом за счёт включения детей в творческую деятельность;

в) Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей;

г) Развитие эмоционального фона детей, пополнение театрального уголка.

Вид проекта: средней продолжительности, групповой, игровой, творческий.

Срок реализации: 1 год (с 01.09.2016г. по 01.06.2017г.)

Участники: воспитатели, дети, родители.

Проблема: неумение передавать эмоциональный характер героев; недостаточный словарный запас и связанной речи.

Основные направления реализации проекта:

а) организация работы с детьми: чтение художественных произведений(сказки, рассказы и т.д.); прослушивание звукозаписей детских сказок и рассказов; речевые игры, драматизации сказок;

б) совместная деятельность с родителями: консультации.

в) создание предметно-развивающей среды: изготовление фигурок для настольного, пальчикового и кукольного театра, сборники рассказов и сказок, фотографии.

ПЛАН

1.Чтение и прослушивание звукозаписей детских сказок и просмотр сказок с использованием мультимедийных установок: «Два жадных медвежонка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Теремок», «Приключения Незнайки и его друзей», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Красная шапочка», «Заяц и ёж», «Зимовье», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «В стране невыученных уроков», «Палочка выручалочка».

2.Рассказывание детьми сказок: «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три поросёнка».

3.Пение и прослушивание музыкальных произведений: «Колыбельная медведицы» Ю.Яковлев, «Песня Матроскина» Э.Успенский, «Песенка мамонтенка», «Песенка про Чебурашку», «Песенки крокодила Гены» Ю.Энтин, «Два веселых гуся», «Песенка Бременских музыкантов», «Антошка», «Песенка Незнайки».

4.Речивые игры: «Возьми игрушку», «Найди ошибку», «Повтори правильно», «Повтори, как я», «Назови и отгадай».

5.Изобразительная деятельность: лепка-петушка, волка, медведя, лисы, мышки (герои из прочитанных сказок); рисование-природа, новогодняя елка, дом, птиц, медведя и т.д. (сюжеты из сказок).

6.Театрализованная деятельность совместно с воспитателем: настольный театр «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Жихарка»; пальчиковый театр «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко»; кукольный театр «Три поросёнка», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк»; драматизация и инсценировка сказок «Пых», «Теремок», «Курочка Ряба», «Лисичка-сестричка и серый волк».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Настольные театры «Маша и медведь», «Лиса и Заяц», «Жихарка».

2.Пальчиковый театр «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко».

3.Кукольный театр «Три поросёнка», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк».

4.Костюмы к сказкам «Пых», «Теремок», «Курочка Ряба», «Лисичка-сестричка и серый волк».

5.Лото «Сказки».

6.Звукозаписи, мультики и сборники сказок и песен.

7.Подборка речевых игр.

        

Театрализованная деятельность в жизни детей.

Детство-это совсем не маленькая страна, это-огромная планета, где ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относится к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра-огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»(В.А.Сухомлинский).

Театрализованная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. У ребёнка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование  у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Речевые игры:

«Возьми игрушку»

Материал: игрушки или предметы, название которых состоят из 3-4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов,  лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

«Найди ошибку»

Материал: Игрушка: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.
Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия,  которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодать, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова летает, собака поёт, курица мяукает, лошадь пищит, ёжик летает и пр.
Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

«Повтори правильно»

Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

Следует тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирая для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

«Повтори, как я»

Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивает, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

Цель  следующих игр и упражнений – закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Назови и отгадай»

Материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, например: зайка – кошка, замок – ключ, коза – корова, ваза – графин.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка – кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять слова с этим звуком.

Консультации для родителей на темы:

«Значение театра в жизни ребенка»

Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он участвует. Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли и зрителя, и актера являются для развития ребенка весьма значительными.    

Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личности и социального опыта.

Изучение научной и методической литературы позволяет выделить два основных направления в развитии театрализованной деятельности детей:  формирование интереса к театрализованной деятельности через накопления опыта восприятия театрального искусства в процессе знакомства с его особенностями, наблюдением за работой актеров, костюмеров, осветителей и др.; приобщение детей к театрализованной деятельности как таковой: знакомство с драматическим произведением, осмысление характера героя, работа над ролью,  создание костюмов, сценическое перевоплощение и др.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно- образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Соответственно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым арттерапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредственно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Учитывая сказанное необходимо обратить особое внимание на театрализованную деятельность детей. В ходе работы решаются следующие задачи: - приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения; - формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности; - развивать художественно – творческие способности детей.          

 Успешность овладения детьми театрализованной деятельностью во многом зависит от заинтересованности родителей.

«Как устроить домашний театр для детей?»

 Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате… Но совсем другое дело — театр. Это не просто игра в лицах — это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре — актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Театр-игра:Трёхлетки на такое самоотречение ещё пока не способны. И для них — пальчиковый театр. Он очень близок к обычной игре с игрушками: вот теремок, вот лягушка-квакушка, вот мышка-норушка… Ни о каком чётком сценарии речь не идёт. Читаем сказку «Теремок», рассматриваем картинки, а потом играем вместе с малышом. Для этого не нужны ни ширма, ни кулисы. Только персонажи пальчикового театра (их можно сделать самостоятельно) или обычные куклы и плюшевые звери. С ними можно играть где угодно: хоть на столе, хоть на ковре, хоть в кровати перед сном. Вы вполне можете сами разыграть всю сказку для малыша. Но если он сам включается в игру, например, изображает Зайца-Побегайца, проиграть всю сказку от начала до конца вряд ли получится. Ребёнок обязательно увлечётся игрушкой, ему интереснее заниматься своим зайцем, чем думать о «правильном» ходе действия. Тогда можно обойтись отдельными, самыми забавными, сценами. Цель такого «театра» — игра — самый приятный и самый непринуждённый метод развития. В такой игре развиваются воображение, речь, память; ребёнок учится взаимодействовать — с вами, с другими детьми. Играючи можно заучивать стихи, отрабатывать звуки, получать начальные математические знания — словом, учиться. Без занудства, без осознанных усилий со стороны малыша.

«Настоящий театр»: А к пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т. е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей. Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном — это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что главное для спектакля — действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, — сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя — оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

Распределение ролей: Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно. Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить роль сказочника — должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно — читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.

 Реквизит: Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) — что-то подобное продают в магазинах в преддверии Нового года. С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине. Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

Сцена: Даже если у вас однокомнатная квартира — это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей — это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.

 Этот праздник — детский. Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр — не для вас. Он — для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети — не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее. Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть.

Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых заснимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноартистами.

Возможно, такой домашний театр — дело хлопотное. Но оно того стоит. Это не только решение дидактических задач — ваши дети получат опыт публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

        Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература. Перед нами, воспитателями и родителями, стоят такие задачи: развивать интерес и любовь к художественной литературе; воспитывать интерес и способность различать выразительные средства; учить определять и мотивировать своё отношение к героям произведения; формировать нравственные критерии оценки; учить выразительно читать, при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев; развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

      Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку   художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, при чтении художественной литературы, при пересказывании у детей становится чище произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.

       Художественная литература оказывает большое значение в развитие речи дошкольников. Многие родители спрашивают «Что лучше читать детям? Какие покупать книги? С чего начать чтение книги?». На эти вопросы мы постараемся вам ответить в определённой последовательности.

     «Первая встреча» с новой книгой всегда волнующе. Что же читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувства прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребёнка, возбудить интерес к книге. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя-природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде. Ну вот, книга выбрана, перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, рассмотрите, что изображено на картинках, не старайтесь рассказать содержание книги. Как начинать чтение? В начале, сообщите, что будете читать. Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей. Полезно дать краткие сведения о писателе. Но, если ваш ребёнок отвлекается от слушания? Никогда не делайте резких замечаний. Подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждёте от ребёнка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. Как заканчивать чтение? Следует ли обсуждать прочитанное? Если произведение сильно взволновало ребёнка, как например ненецкая сказка «Кукушка», то не стоит обсуждать книгу. Но если ребёнок о чём-то спросит, то конечно надо ответить. Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирёва «Скворец», вспомните с детьми, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вдуматься в слова,

прислушаться к ним.

     Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя

что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятие услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребёнка, тогда можно прочитать ещё что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Часто родители прибегают к чтению во время еды, чтобы заставить ребёнка есть, в транспорте по пути домой. Читают без учёта возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

     Какие же условия благоприятны для чтения? Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда все члены семьи слушают чтение. Книги, насыщенные большим количеством событий, читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения ещё раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребёнка бережного отношения к ней. Учите ребёнка самостоятельно рассматривать книгу. Покажите, что это нужно делать только за столом.

     Её всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребёнку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, её надо беречь. Желательно, чтобы у ребёнка был маленький шкаф для книг или полка. Пусть лучшие произведения литературы составляют сокровища ваших библиотек.

        

        МБДОУ «Детский сад «Родничок»

МОНИТОРИНГ

(в средней группе)

«Театрализованная деятельность».

 

Воспитатель: Рыжикова М.А.

г.Рославль 2017г.

Вопрос/ФИО

Абдыназаров Александр

Азаров Артём

Амеличева Анастасия

Апалькова Дарья

Бондарев Олег

Бунцев Арсений

Бунцев Артём

Головкин Роман

Горенков Родион

Болтов Артём

Исаченкова Вероника

Лебедев Илья

Макаров Илья

Мохова Анна

Мурачева Алиса

Какие виды театров ты знаешь:

Настольный

Пальчиковый

Кукольный

Какие сказки ты знаешь:

Лиса и заяц

Зимовье зверей

Теремок

Три поросёнка

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Какие песенки ты знаешь:

Песенки Бременских музыкантов

Песенка мамонтёнка

Песенка крокодила Гены

Нравится ли тебе театрализованная деятельность:

Кукольный театр

Настольный театр

Пальчиковый театр

Драматизация и инсценировка сказок

Принимаешь ли ты участие в театрализованной деятельности: драматизация и инсценировка сказок?

Вопрос/ФИО

Петракова Валерия

Подольский Артём

Полурусова Евгения

Терновская Алёна

Чазова Анастасия

Шлык Ксения

Яшенкова Виктория

Теплова Елизавета

Какие виды театров ты знаешь:

Настольный

Пальчиковый

Кукольный

Какие сказки ты знаешь:

Лиса и заяц

Зимовье зверей

Теремок

Три поросёнка

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Какие песенки ты знаешь:

Песенки Бременских музыкантов

Песенка мамонтёнка

Песенка крокодила Гены

Нравится ли тебе театрализованная деятельность:

Кукольный театр

Настольный театр

Пальчиковый театр

Драматизация и инсценировка сказок

Принимаешь ли ты участие в театрализованной деятельности: драматизация и инсценировка сказок?