План самообразования
Тема: "Использование системно - деятельностного подхода на уроках биологии в условиях ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2017-2021.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» города Когалыма
План профессионального самообразования
заместителя директора, учителя биологии
Мамедовой Светланы Анатольевны
Тема: «Использование системно-деятельностного подхода
на уроках биологии в условиях ФГОС»
Срок реализации: 2017 – 2021 год
Г. Когалым, 2017
Работа над темой начата в 2017 году
Предполагается закончить работу над темой в 2021 году.
Тема самообразования определена, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по биологии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.
Цели самообразования:
- систематизация накопленного опыта работы;
- повышение своего профессионального уровня в области теории и методики преподавания биологии в связи с введением новых ФГОС;
-представление результатов профессиональной деятельности;
-планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;
-оценка профессиональной компетенции;
Задачи самообразования:
-повышение профессионального уровня;
- достижение более высоких результатов в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);
-развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления;
-развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры.
Принципы профессионального самообразования:
непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.
Источники самообразования:
-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
-интернет;
-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
-мастер-классы,
-курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
-индивидуальная – через индивидуальный план,
-групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей биологии.
Ожидаемый результат самообразования:
-повышение качества преподавания предмета;
-разработка учебных рабочих программ по биологии в связи с требованием ФГОС,
-применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
-разработка и апробирование системно-деятельностного подхода на уроках биологии;
-разработка дидактических материалов, создание новых проектов;
-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
- самоанализ своей профессиональной деятельности.
Содержание и формы реализации программы
Направления | Формы |
Систематическое обучение | -курсы -методические семинары, вебинары |
Педагогическое общение | -участие в работе ГПС учителей биологии -проведение открытых уроков -посещение открытых уроков коллег -участие в тематических конкурсах -сообщение докладов -презентации |
Практика | -разработка методических материалов -обобщения педагогического опыта по теме самообразования -разработка уроков с внедрением темы самообразования |
Индивидуальная работа | -изучение методической литературы по теме -знакомство с опытом коллег |
Примерный план
реализации программы на 2017-2021 гг.
№ п/п | Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Сроки реализации |
1. Научно-теоретическая подготовка | |||
1.1 | Развитие: 1.знаний теоретических основ предмета. 2. знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике 3. знаний новых компьютерных технологий | 1.чтение научно-методической литературы по биологии и химии. 2. обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям 3.прохождение курсов повышения квалификации | Регулярно |
1.2 | Повышение уровня квалификации | 1. решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы 2. посещение уроков своих коллег 3. классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии 4. прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных 5.участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся | В течение года |
2.Методическая подготовка | |||
2.1 | Совершенствование | 1. разработка конспектов уроков 2.разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4.разработка комплекта олимпиадных заданий 5.участие в конкурсах, конференциях, семинарах | Регулярно |
2.2. | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа | 1. изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся 2. организация проектно-исследовательской работы учащихся | В течение года |
2.3. | б) участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы | 1.проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы 2. выступление на заседании ШМО и ГПС с самоанализом 3. общение с коллегами в школе 4. работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану ШМО и ГПС |
2.4. | в)опытно-экспериментальная работа
| 1.разработка программ 2.оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся | В течение года |
3.Психолого-педагогическая подготовка | |||
3.1 | 1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы 2.Совершенствование искусства общения, влияния, педагогических качеств | 1. чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике 2. обзор в Интернете информации по педагогике, психологии 3.изучение работы лучших учителей школы, города, региона | Систематически |
Перспективный план
В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания: портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования будет: «Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».
С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием, через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием технологий смыслового чтения и транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.
№ | Направление работы | Учебный год | |||
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | ||
Аттестация | + | ||||
Курсы | + | ||||
Выступление на МО | + | + | + | ||
Участие в семинаре | + | ||||
Участие в предметной неделе | + | + | + | + | |
Участие в олимпиадах | + | + | + | + | |
Участие в научно-практических конференциях | + | + | + | ||
Мониторинг | + | + | + | + | |
Публикации | + | ||||
Авторская программа | + | + | + | + | |
Национальное образование | + | + | + | + | |
Проекты и творческие работы одаренных учащихся | + | + | + | + | |
Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по биологии | + | + | + | + | |
Разработка календарно – тематического планирования обучения по биологии 5-11 класс | + | + | + | + | |
Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания | + | + | + | + | |
Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций | + | + | + | + |
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно |
-поурочные планы |
-заполнение электронного журнала |
Ежемесячно |
-взаимопосещение уроков |
-участие в конкурсах |
Каждую четверть |
-организация работы по преемственности |
-отчеты по качеству, успеваемости |
-посещение школьных семинаров |
Один раз в полугодие |
-посещение городских семинаров |
Один раз в год |
-разработка и утверждение рабочей программы |
-утверждение плана по самообразованию |
-представление и утверждение программ элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, кружка |
-школьные олимпиады |
-муниципальный этап олимпиады |
-промежуточная аттестация |
-подготовка материалов к промежуточной аттестации |
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.