ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Основные инновации пятого издания программы:
- Внесены изменения в распорядок дня
- Введены новые элементы режима дня (утренний и вечерний круг)
- Вводится новый формат совместной детско-взрослой деятельности
- Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия
- Новая организация образовательного процесса
- Предлагается новый формат праздников
- Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
- Предлагается новый формат взаимодействия с родителями
Рассмотрим подробнее каждую инновацию.
- Режим дня (таблица №1)
В программе представлен новый примерный режим дня. На основе него мы разработали новый режим дня для нашего сада. Что же в нем нового? Занятия с детьми в старшей и подготовительной группах начинаются 8.50. Вводится утренний круг. В связи с этим меняется расписание утренней гимнастики. Рекомендуемая для детей продолжительность прогулок 3-4 часа в день, в связи с этим обед и тихий час немного сдвигаются. Ужин остается по прежнему расписанию, перед ужином проводится вечерний круг. После ужина дети выходят на прогулку.
Таблица №2 Утренняя гимнастика.
- Утренний и вечерний круг. Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.
- Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг. Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний. Главное нововведение пятого издания - это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, то в ПДР взрослый следует за ребенком. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее. Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте приобретает вид (Схема №1).
- Новый формат детско-взрослого взаимодействия основан на умении «слышать голос ребенка» и нацелен на развитие детской инициативы.
- Особенностью пятого издания Программы является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. Таблица №3. Правильно организованные занятия должны отвечать следующим требованиям: занятие должно находиться в зоне ближайшего развития, т.е. задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказался в ситуации успеха. Опираться на детские интересы и ведущий вид деятельности, на занятии должны учитываться возрастные особенности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, т.е. педагог должен направлять детей не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать. В новом издании Программы оптимальной формой являются развивающие занятия, затем полученные знания используются в самостоятельной деятельности детей.
- Таблица №4 Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды. Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров активности. Таблица №5. Очень подробно описываются принципы организации центров и перечень материалов для их наполнения.
- Новый формат взаимодействия с родителями, при котором родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Педагоги должны выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Для этого нужно: обеспечение открытости дошкольного учреждения , открытость и доступность информации, обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе, общение с родителями по поводу детей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полное название: Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Березка». Сокращённое название: ООП ДО Срок реализации: 2020-2025гг. Ориентирована на детей в возрасте от 2 до 7 лет.
ООП ДО разработана на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В ариативная часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Региональная программа «Академия детства» (на русском языке) и «Башкортостан – тыуган илем » (на башкирском языке) (авторы – Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.), цель которой – создание в образовательной организации условий для приобщения детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры, ознакомление с социально-экономическим, климатическим, национальным своеобразием Республик Башкортостан.
Цель образовательной программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
создание ПДР (пространство детской реализации) – поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка; создание условий для самореализации ребенка; создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Задачи программы:
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа состоит из двух частей: Обязательная часть ( объем не менее 60% от её общего объёма) Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) – не более 40%
Образовательная программа ДОО включает три основных раздела: ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы; принципы и подходы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Содержание целевого раздела:
Организационный раздел включает в себя: особенности организации жизнедеятельности детей; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации программы; характеристику материально-технической базы; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; особенности организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий; Особенности воспитания и обучения в режимных моментах; Особенности воспитания и обучения в процессе детской деятельности; Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий особенности взаимодействия детского с семьями воспитанников. Содержание организационного раздела:
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В него входит: характеристика возрастных особенностей развития детей; описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; календарно-тематическое планирование образовательной деятельности; 11 Содержательный раздел:
Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие детей по ФГОС ДО: Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие
Основная цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка Задачи физического развития: Оздоровительные: формирование правильной осанки; развитие гармоничного телосложения; развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений) Воспитательные: формирование потребности в ежедневных физических упражнениях; воспитание умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений; воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи Основные направления работы по физическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств (координация, гибкость) Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения Приобретение опыта в двигательной активности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерб организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 13 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»:
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности. Задачи социально-коммуникативного развития по ФГОС ДО: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном учреждении: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»:
Основная цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи речевого развития по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении: Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения) Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)) Практическое овладение воспитанниками нормами речи (способствование развитию речи как средства общения) Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование) 15 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»:
Основная цель: ознакомление с окружающим социальным миром, с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности. Задачи познавательного развития по ФГОС ДО: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира Формирование первичных представлений об особенностях природы Основные направления работы по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении: Развитие познавательно-исследовательской деятельности Приобщение к социокультурным ценностям Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы 16 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»:
Основная цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки Восприятие художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Основные направления работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность 17 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»:
И нформация о ДОУ: Полное наименование дошкольного образовательного учреждения в coo тветствии с Уставом: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад «Березка» городского округа город Сибай Республики Башкортостан. Юридический адрес: 453833, Россия, Республика Башкортостан, город Сибай,улица Ленина, 21. Фактический адрес, телефон: 453833, Россия, Республика Башкортостан. Город Сибай, улица Ленина, 21. (34775) 2-32-91 Адрес электронной почты: berezkasibay@mail.ru Адрес сайта ДОУ: berezkasibay.edu-rb.ru Учредитель: Администрация городского округа г. Сибай Республики Башкортостан Лицензия серия 02Л01 № 0000762 дата выдачи «14» мая 2013г. Срок действия – бессрочно. Год ввода в эксплуатацию - декабрь 1972 г.; Проектная мощность - 240 воспитанников, 11 групп.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Основные инновации пятого издания программы:
- Внесены изменения в распорядок дня
- Введены новые элементы режима дня (утренний и вечерний круг)
- Вводится новый формат совместной детско-взрослой деятельности
- Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия
- Новая организация образовательного процесса
- Предлагается новый формат праздников
- Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
- Предлагается новый формат взаимодействия с родителями
Рассмотрим подробнее каждую инновацию.
- Режим дня (таблица №1)
В программе представлен новый примерный режим дня. На основе него мы разработали новый режим дня для нашего сада. Что же в нем нового? Занятия с детьми в старшей и подготовительной группах начинаются 8.50. Вводится утренний круг. В связи с этим меняется расписание утренней гимнастики. Рекомендуемая для детей продолжительность прогулок 3-4 часа в день, в связи с этим обед и тихий час немного сдвигаются. Ужин остается по прежнему расписанию, перед ужином проводится вечерний круг. После ужина дети выходят на прогулку.
Таблица №2 Утренняя гимнастика.
- Утренний и вечерний круг. Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.
- Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг. Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний. Главное нововведение пятого издания - это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, то в ПДР взрослый следует за ребенком. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее. Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте приобретает вид (Схема №1).
- Новый формат детско-взрослого взаимодействия основан на умении «слышать голос ребенка» и нацелен на развитие детской инициативы.
- Особенностью пятого издания Программы является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. Таблица №3. Правильно организованные занятия должны отвечать следующим требованиям: занятие должно находиться в зоне ближайшего развития, т.е. задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказался в ситуации успеха. Опираться на детские интересы и ведущий вид деятельности, на занятии должны учитываться возрастные особенности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, т.е. педагог должен направлять детей не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать. В новом издании Программы оптимальной формой являются развивающие занятия, затем полученные знания используются в самостоятельной деятельности детей.
- Таблица №4 Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды. Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров активности. Таблица №5. Очень подробно описываются принципы организации центров и перечень материалов для их наполнения.
- Новый формат взаимодействия с родителями, при котором родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Педагоги должны выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Для этого нужно: обеспечение открытости дошкольного учреждения , открытость и доступность информации, обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе, общение с родителями по поводу детей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы.