Моя тема по самообразованию
Дидактические игры и упражнения в педагогическом процессе.
Содержание
Введение
1 Основные функции дидактической игры.
2 Место игры в решении познавательных задач детьми дошкольного возраста.
3 Виды дидактических игр и упражнений.
4 Место дидактических игр в учебном процессе.
5 калейдоскоп дидактических игр на развитие мыслительных процессов.
6 Дидактические игры для индивидуальной работы.
7 Игры и упражнения для совместной деятельности взрослого и ребёнка.
8 Цикл занятий на развитие мыслительных процессов.
Литература
Введение
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре формируется потребность воздействия на мир. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, рассказов и т.д. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, плзваляющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. И очень важно использовать дидактические игры в практике обучения и воспитания детей. Наряду с использования дидактической игры в сенсорном воспитании ( формирование представлений о цвете, форме, величене и др.), составляющем одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формированя позновательных способностей, необходимо более широкое ознакомление детей дошкольного возраста окружающей их жизнью, воспитанием бережного и уважительного отношения к тому, что создается трудом людей.
Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста.
В моей работе использование дидактической игры рассматривается применительно к детям младшего и старшего дошкольного возраста.
1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста. И формой обучения, и самостоятельной игровой игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию. вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, оъяснениями, показом.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённыезнания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о пстроении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобызатем были созданы условия для переноса этих знаний ипредставлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитиисенсорной культуры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.Онучит и играет, а дети играют и учатся.Если на занятиях расширяются и улубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях,собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок,предложений, вопросов.Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основнна на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осущестиляется лишь в том случае, если детипроявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти павилаими усвоены. Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этоумогут служить народные игры, правила которых детям известны:"Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажемю", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.