Школьная служба примирения

Резевич Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.В-Ломов в с. Атмис 

Социальный проект

«Школьная служба примирения»


 

Автор проекта: Резевич О. Ю.


 

Содержание.

Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба примирения……………………………………………………………….. 3

Правовая основа организации служб школьной медиации 
в образовательных организациях……………………………………… 5

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»…... 6

План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба примирения» на 2017-2021 г.г. ……………………………………………7

Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба примирения»………………………………………………………………..10

Показатели результативности проекта………………………………....10

Жизнеспособность проекта……………………………………………..10

Ресурсное обеспечение………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………….13

Приложения.

Проект «Школьная служба примирения».

Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба примирения».

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий 
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., 
в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты 
их интересов.

Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:

  • социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострению межнациональных отношений;
  • усиление миграционных процессов, обострение межнациональных и межконфессиональных проблем;
  • необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
  • ослабление роли семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;
  • асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения;
  • переход на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы 
  • с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной 
из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.

Цель проекта: Создание школьной службы медиации, обеспечивающей защиту прав детей и создающую условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты 
их интересов, в соответствии со спецификой МБОУ «Ляховская СОШ».

Задачи проекта:

Создать рабочую группу для создания службы медиации.

Разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации.

Развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.

Создание инфраструктуры, необходимой для организации программ примирения.

Организовать рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

Выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.

Организовать тренинги школьных команд по освоению техник переговоров.

Участники проекта.

Участниками проекта являются:

- рабочая группа для создания службы примирения;

- инициативная группа из добровольцев (учеников 7-9 классов).

 

Правовая основа организации служб школьной медиации 
в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
в Российской Федерации».

Конвенция о правах ребенка.

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

 

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ 
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников 
в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения 
по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного  разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Задачи службы примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

- при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;

- реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

- строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

- дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

Основные принципы медиации.

Добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

Самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

 

План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба примирения» на 2017-2021 г.г.

мероприятия

сроки

ответственные

ожидаемые результаты

1

Создание рабочей группы по созданию службы мотивации.

январь 2017 г.

Администрация ОУ

Функциональная рабочая группа, готовая к созданию школьной службы медиации

2

Изучение теоретических, методологических и правовых аспектов о медиации.

январь 2017 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Необходимая для создания фундаментальная основа для создания службы

3

Составление нормативно-правовой базы для создания службы.

январь

2017г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Набор необходимой документации, необходимой для эффективного функционирования службы.

4

Создание межведомственных взаимодействий для эффективного функционирования службы.

январь, февраль

2017 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Эффективное межведомственное взаимодействие при создании и функционировании службы.

5

Создание инфраструктуры для проведения программ примирения.

Февраль, март

2017

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Готовая, рабочая инфраструктура (руководитель и участники службы), позволяющая проводить программы примирения.

6

Организация рекламной кампании по осведомлению всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

В течение всего времени реализации проекта

Руководитель школьной службы медиации, рабочая группа

Просвещение участников ОУ через школьный сайт, специализированные стенды, акции, круглые столы, буклеты и т.д.

7

Выявление специфики конфликтов ОУ

2017-2018 уч.г.

Куратор и медиаторы школьной службы медиации

Прогноз проведения программ примирения, учитывая полученные в ходе мониторинга результатов.

8

Проведение тренингов школьных команд по освоению техник переговоров.

2017-2021 г.г.

Руководитель службы

Подготовленные кадры для проведения программ примирения

9

Проведение программ примирения

2017-2021 г.г.

Куратор и медиаторы

Решение возникающих конфликтов на начальной стадии

10

Анализ результатов создания и функционирования службы

Май 2021г.

Куратор и медиаторы

Отчет о результатах работы.

 

Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»

Недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса.

Недостаточное финансирование.

Недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.

Показатели результативности проекта.

Снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.

Эффективно проведенные программы примирения.

Постоянное активное функционирование службы.

Жизнеспособность проекта.

Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.

Ресурсное обеспечение

Временные ресурсы (сроки реализации) – январь 2017- декабрь 2020года.

Материально-финансовые ресурсы:

- оборудование: оргтехника, звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор, ноутбук и экран;

-  помещение – филиал МБОУ СОШ с. В-Ломов

- расходы на мероприятие в рамках проекта:  бюджетные средства МБОУ СОШ с. В-Ломов


 

Выделенные средства из бюджетных средств

МБОУ СОШ с. В-Ломов

№ п/п

Статья расходов

Всего (руб.)

 

Канцелярские товары

1 000-00

 

Разработка и изготовление раздаточного материала

500-00

 

Стимулирование руководителя службы (ежемесячно)

На усмотрение руководителя ОУ

 

ИТОГО:

От 1500


  

Литература.

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 2012.
  2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.



Предварительный просмотр:

Примирительная встреча

• Добрый день!

• Возможно, многим было нелегко прийти сюда, поэтому я благодарю всех участников встречи за решимость участвовать сегодня в нашем разговоре.

• Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами.

• Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…),Я – ведущий. Меня зовут (…). Мой помощник (…).

• Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я буду сохранять нейтральность к сторонам.

• Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, если посчитаете это необходимым.

• Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

• Я попрошу вас не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;

• Я попрошу вас не оскорблять друг друга, чтобы все чувствовали себя в безопасности;

• Участие во встрече добровольно, вы вправе покинуть ее, если по каким-то причинам сочтете свое дальнейшее пребывание невозможным;

• Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время;

• В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине;

• Я попрошу всех соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе);

• Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и какие-нибудь дополнения?

• Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

• Я попрошу на время встречи выключить мобильные телефоны.

• Итак, прошу вас рассказать, что вы думаете об этой ситуации.



Предварительный просмотр:

Приёмы и техники ведущего примирительных программ. 
1) Активное слушание:

- уточняющие вопросы, для более полного понимания рассказа;

- позитивное переформулирование – смещение ситуации на позитивные мотивы;

- паузы для создания впечатления значимости сказанного;

- отражение – выдвижение гипотез о переживаемом собеседником, о предполагаемом отношении человека к создавшейся ситуации. 
Примеры отражения: 

Поведение

Гипотеза

Как отразить

Подросток молчит, не отвечает на приветствия, вопросы.

Пришел на встречу против своей воли

Ты не хочешь участвовать в этом разговоре?

Ты не хотел сюда приходить? 

Почему эта старая карга настучала на меня, ведь я не один там был.

Ощущение несправедливости, негодование.

Ты чувствуешь, что с тобой поступили несправедливо, и это тебя очень огорчает.

Думаю, что они меня не поймут.

Отсутствие доверия.

Ты думаешь, что они не будут тебя слушать.

Я хочу, чтобы их наказали.

Желание отомстить, восстановить справедливость.

Ты хочешь, чтобы всё было справедливо?


Если я с ним помирюсь, то все будут считать меня трусом. 


Страх унижения 


Ты боишься, что тебя посчитают слабым. 



Предварительный просмотр:

Порядок работы медиатора

Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов


ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

  1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;        

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

  1. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
  2. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

        Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать  сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

  • достижение и удержание контакта со сторонами;
  • создание условий для конструктивного выражения эмоций;
  • создание безопасной атмосферы во время работы;
  • создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы  диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная   атмосфера  во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом  и четко уяснить для себя,  как он будет  представляться, то есть :

  • кто он и его роль в деле;
  • роль и функции организации, которую он представляет;
  • его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу),  я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

  • помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);  
  • внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;  
  • в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
  • обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,  рассказать о ценностях восстановительной медиации.
  • Обсуждение последствий

обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

  • какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям  эти выходы могут привести;
  • пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
  • варианты заглаживания вреда;
  • в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
  • если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
  • обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече  являются стороны, а  медиатор обеспечивает  конструктивность и безопасность;
  •  предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
  • проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
  • если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;  
  • независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
  • если сторона согласна на встречу сторон, приступить  к 4 фазе.

4 фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече. 

Возможные действия медиатора:

  • рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
  • если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
  • пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий,  поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
  • поблагодарить  за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

  1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
  2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
  3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
  4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
  5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

  1. заранее подготовить место для встречи сторон;
  2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
  3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
  4. объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече

и фиксация решений сторон.

Задачи:

  1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
  2. поддержать извинения и прощение;
  3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
  4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
  5. обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
  • какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
  • чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.  

5 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

  • фиксировать решения и четкий план их реализации;
  • обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
  • зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза. Рефлексия встречи

  • обсудить,  удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с  рассказом сторон  друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1. провести рефлексию результатов медиации;

2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

  • как развиваются  ваши отношения и как выполняется договор?
  • что важного для себя вы поняли в результате встречи?
  • рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
  • бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?



Предварительный просмотр:

Отчет-самоанализ (описание случая)

Номер программы, фамилии и имена медиаторов, их класс, дата события, дата медиации, дата написания отчета.  Принимала ли участие территориальная служба примирения?

Краткое описание ситуации (что произошло,   в чем причиненный вред и т.д.)

Фамилию и имя участников, класс и возраст, перспективы передачи в правоохранительные органы, повторность правонарушения (если правонарушение),

кто предал случай в службу примирения, конфликт или правонарушение и другие вопросы, помогающие проведению программы.

Какая программа проведена (медиация, Круг сообщества, школьная конференция)?

Состоят ли участники на внутришкольном учете? Учете в ПДН?    В КДНиЗП?

Совершали ли ранее подобные действия?      Проходили ли ранее медиацию?

Краткое описание проводимой программы

  • Кто принял участие в проводимой программе (число участвующих в программе школьников, число участвующих взрослых)?
  • Как удалось избавиться от  негативных переживаний и предубеждений у сторон?
  • В чем негативные последствия конфликтной ситуации для участников?
  • Что оказалось важным для сторон и почему они согласились на совместную встречу?
  • Какие вопросы они вынесли на встречу?
  • Состоялся ли диалог между сторонами?
  • Избавились ли стороны от страха, ненависти, предубеждений?
  • Приняли ли стороны конфликта (или обидчик) на себя ответственность по исправлению причиненного жертве вреда и в чем она выражается (что было сделано для исправления ситуации)?
  • Участники конфликта сами нашли выход из ситуации или их «подтолкнули»?
  • Как привлекались другие заинтересованные люди (друзья, родители и т.п.)
  • Какую поддержку получила пострадавшая сторона конфликта?
  • В чем суть договора?
  • Что будет в дальнейшем?

Итоги программы через 2-3 недели

  • Был ли выполнен договор?
  • Обращались ли участники в правоохранительные органы или вышестоящие организации?
  • Какова дальнейшая реакция школы на  ситуацию?
  • Каковы отношения участников после программы?
  • что важного для себя  сформулировали участники конфликта в результате участия в восстановительной программе?
  • Довольны ли они участники результатом?
  • рассказали ли про службу примирения друзьям и знакомым,  советовали ли обратиться к медиаторам?

Вопросы для самоанализа:

  • Соответствует ли проведенная программа стандартам восстановительной медиации?
  • Соответствует ли проведённая программа этапам медиации (см. порядок работы медиатора).
  • Удалось ли удержать позицию медиатора?
  • Кто говорил больше: медиатор или стороны?
  • Какие были сложности в работе медиатора?
  • В какие моменты медиатор испытывал трудности с удержанием своей нейтральной позиции?
  • Что нового медиатор приобрел для себя в ходе этой программы?
  • Что не получилось?
  • Предложения медиатора по улучшению программы.



Предварительный просмотр:

 

 К кому из класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались или у вас что-то случилось? Напишите, пожалуйста, его фамилию, свою фамилию писать не надо.

 У нас будет создаваться служба, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на листочке свои фамилию и имя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Антон Коновалов

ОБЗОР ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЮ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В тексте рассматривается пять групп правовых материалов:

  • законы Российской Федерации, на которые можно опираться при создании службы примирения;
  • юридические материалы, значимые для работы медиатора с правонарушениями несовершеннолетних;
  • всероссийские и региональные программы, стратегии, планы и постановления, связанные с медиацией в социальной и образовательной сфере;
  • международные документы по медиации и восстановительному правосудию;
  • документы, регламентирующие работу медиатора и служб примирения.

Введение

Данный текст предназначен для правового обоснования деятельности службы примирения, а также для разработки документов, обеспечивающих работу службы примирения в системе образования[1].

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 г. в школе № 464 в Москве, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

По данным мониторинга 2012 года на 18 территориях действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими в ходе разных восстановительных программ было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали более семнадцати тысяч человек, находящихся в конфликте.[2] Служба примирения работает как по конфликтным, так и по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества, вымогательство и пр.) с участием несовершеннолетних.

Для поддержки школьных служб примирения на территории создается партнерство между районной службой примирения (обычно на базе социально-психологического центра), которая непосредственно проводит восстановительные программы, между региональной ассоциацией восстановительной медиации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и службами примирения нескольких школ.

Районные (окружные, территориальные) службы работают по сложным случаям из школ, по обращениям из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полиции, по обращениям граждан района. Также территориальные службы координируют работу школьных служб примирения в районе, поддерживают и обучают медиаторов и кураторов школьных служб примирения, организуют круглые столы и конференции медиаторов и т. п.

Основой работы служб примирения является восстановительная медиация. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. В этом процессе медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Основные принципы восстановительной медиации[3]

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение их в какой-либо форме к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если он чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

1. Законы Российской Федерации, на которые можно опираться при создании службы примирения.

Деятельность медиаторов в России регулируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010. Однако нужно обратить внимание, что согласно п. 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимателъс-кой и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

Это означает, что Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ не регулирует медиацию в школе (если медиатор в школе не будет работать со спорами, возникающими из гражданских, в том числе трудовых и семейных правоотношений). Член Независимого экспертно-правового совета, профессор кафедры Судебной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики», федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РСФСР С. А. Пашин провел экспертизу данного закона и показал, что он не распространяется на повседневную деятелъ-ностъ школъных служб примирения и не запрещает проводитъ в них медиацию[4].

Поэтому в образовательных учреждениях регулирование деятельности медиаторов и школьных служб примирения осуществляется на основании других законов. Закон, на основе которого действовали службы примирения в системе образования до 1 сентября 2013 года, - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в ред. от 12.11.2012. Статья 32 в пп. 20 и 21 относит к компетенции и ответственности образовательного учреждения «содействие деятельности учителъских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений, а также координацию в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом». Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов. Задачи службы примирения включают и указанные в п. 6 ст. 15 требования к организации образовательного процесса: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

С 1 сентября 2013 г. начнёт действовать[5]новый Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ[6], который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т. д. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими.

При создании службы примирения можно ориентироваться на ст. 27 п. 2 указанного закона, определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (... методические и учебно-методические подразделения,... психологические и социалъно-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными норма тивными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба примирения может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.

Надо также отметить, что в ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Закона № ФЗ-273 указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».

Исходя из текста закона и модели школьной службы примирения, «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.

Их различие вытекает из следующих положений.

• Пункт 2 ст. 45 Закона № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений как «урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов7 педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания».

Школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества и т. п., в том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в КДНиЗП). Кроме того, она может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т. д.

•        Пункт 4 ст. 45 Закона № ФЗ-273 определяет, что решение Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений «является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением».

В школьных службах примирения используется восстановительная медиация (и другие восстановительные практики8), основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта (а не специалистами из службы примирения). Данный принцип ответственности зафиксирован в частности в стандартах восстановительной медиации и других относящихся к медиации стандартах.

•        В Законе № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» остается непрояснённым вопрос о соблюдении конфиденциальности и добровольности в деятельности Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые также являются базовыми принципами в медиации. Комиссии только создаются, и определенности пока нет, но мы видим риск, что данные комиссии обяжут проводить расследование обстоятельств дела и доказательство вины. Поэтому в случае проведения медиации в таких комиссиях есть риск нарушения данных принципов, если этот вопрос не будет урегулирован на уровне локальных актов образовательного учреждения[7].

В школьных службах примирения принципы конфиденциальности и добровольности являются обязательными и регулируется, в частности, Положением о школьной службе примирения, издаваемым как локальный акт образовательного учреждения[8]. Служба примирения может провести медиацию только при условии, что обидчик признает свою вину или, как минимум, свое участие в ситуации, она не занимается расследованием и доказательством степени виновности.

  • В статье 43 в п. 11 ФЗ № 273 указано, что «обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся». Эти же нормы отражены в проекте «Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» Минобрнауки России. На наш взгляд, существует риск, что комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений могут быть переданы функции вынесения взыскания, поскольку в Законе четко не определено, кто в образовательном учреждении может выносить взыскания[9].
  • Часть передаваемых в комиссию споров (например, трудовой спор между администрацией ОУ и педагогом) может попасть под регулирование ФЗ-193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и тогда медиатор должен соответствовать определённым требованиям, указанным в данном законе (квалификация, возраст и т. д). В последнем случае надо также учитывать, что согласно п. 5 ст. 1 ФЗ-193 «процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы». Поэтому есть риск, что часть передаваемых в комиссию споров и конфликтов не сможет быть урегулирована при помощи медиации (и других восстановительных программ), а применение других процедур (юридических, правозащитных) не является функцией службы примирения.

Высказываются предложения о включении в службу примирения (или в Комиссию по урегулированию споров) Уполномоченного по правам участников образовательного процесса, поскольку в его задачи может входить в том числе и «урегулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребенка»[10].

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса может выступать в роли куратора (руководителя) службы примирения, если помимо технологии защиты прав он освоил медиацию и другие практики восстановительного разрешения конфлик-тов[11]. В противном случае существует риск, что при работе с конфликтом воспроизведутся формы педагогического совета и совета по профилактике. При этом важно не ограничивать деятельность службы примирения только ситуациями, связанными с соблюдением прав человека и прав ребенка.

Если рассматривать деятельность службы примирения как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.[12]

ФГОС[13] ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): (...) как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигатъ взаимопонимания, сотрудничатъ для достижения общих резулътатов».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (.):

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людъми и достигатъ в нём взаимопонимания;
  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школъном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Школьная служба примирения и реализуемые ею формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т. д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных в ФГОС личностных результатов.

2. Юридические материалы, значимые для работы медиатора с правонарушениями несовершеннолетних

Если в образовательном учреждении совершено правонарушение и делу дан официальный ход (в полицию потерпевшим подано заявление или пришла информация из травм-пункта и т. д.), то после расследования или дознания дело будет передано в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) или в суд. Служба примирения может работать с правонарушениями несовершеннолетних и проводить восстановительные программы: медиацию, круг сообщества, семейную конференцию. Помимо важных для участников психологических и гуманитарных результатов (примирение, восстановление отношений, восстановление справедливости и пр.) могут быть и юридические последствия. Это означает, что КДНиЗП и суд могут принять во внимание примирение сторон и заглаживание обидчиком причиненного жертве вреда, учесть это при вынесении решения.

В частности, в ст. 76 УК РФ указывается: «лицо, впервые совершившее преступление неболъшой или средней тяжести, может бытъ освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилосъ с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (ноне обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).

Статья 61 УК РФ рассматривает также добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.

КДНиЗП тоже имеет в своем арсенале различные меры, например, «обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему», «вынести предупреждение», «возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб» и т. д.

Проведение медиации до рассмотрения дела на заседании КДНиЗП может дать сторонам возможность достигнуть договоренностей, принять обидчиком на себя ответственность по заглаживанию вреда и т. д. Результаты медиации могут учитываться при принятии постановления КДНиЗП по данному делу[14].

Еще отметим, что на основании Федерального закона № 120 с подростками, совершившими общественно-опасные деяния, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа. В нее может входить участие несовершеннолетнего в восстановительной медиации или в других восстановительных программах (круги сообщества, семейные конференции).

3. Всероссийские и региональные программы, стратегии, планы и постановления, связанные с медиацией в социальной и образовательной сфере

Одним из первых российских стратегических документов, указывающих на важность развития и реализации технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур, является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетным направлением развития социальных институтов и социальной политики государства является «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, (...) реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

1 июня 2012 г. была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы[15], которая определила ряд мер, имеющих отношение к восстановительному правосудию и службам примирения[16]:

  • (.) приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
  • развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
  • организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
  • внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Также были определены меры[17], направленные на развитие воспитания и социализацию детей:

  • разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики;
  • обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений;
  • внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;
  • внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации [18].

Во исполнение «Национальной стратегии.» Правительством РФ был разработан План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в разд. V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» которого указывается:

59. Разработка программы восстанови-телъного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 62. Развитие сети служб медиации в целях реализации восстановителъного правосудия; 64. Организация служб школъной медиации в образовательных учреждениях.

Этот документ на национальном уровне дополнительно указывает на важность создания службы примирения в ближайший период.

Сейчас на основании «Национальной стратегии.» и «Плана первоочередных мероприятий.» регионы разрабатывают свои региональные стратегии и планы действий в интересах детей.

В некоторых регионах программы, включающие восстановительные практики, создание служб примирения, были приняты задолго до утверждения «Национальной стратегии.». Первой масштабной региональной программой стала Краевая целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы», принятая Законодательным собранием Пермского края 22 февраля 2007 г., а также ее продолжение «Семья и дети Пермского края на 20112015 годы», принятая Законодательным собранием Пермского края 19 августа 2010 г. Программа определяла «Внедрение восстановительных (ювенальных) технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» в двух направлениях: «обучение специалистов органов и учреждений системы профилактики правонарушений восстановительным технологиям», а также «создание и поддержка ресурсных центров восстановительных технологий и школьных служб примирения».

Сейчас процесс включения положений о службах примирения и о восстановительном правосудии из «Национальной стратегии.» в региональные стратегии развития пошел более активно, например[19]:

  • стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 гг.;
  • региональная стратегия действий в интересах детей Пензенской области на 2013-2017 гг.;
  • региональная программа действий в интересах детей Мурманской области на 2012-2017 гг.;
  • стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 20122017 гг.

Далее подробнее остановимся на программах Москвы как одного из регионов РФ. 8 сентября 2009 г. было принято постановление Правительства Москвы № 945-ПП «О Дополнительных мерах по профилактикексенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы».

«В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы по достижению целей государственной национальной политики в молодежной среде Правительство Москвы постановляет: Департаменту образования города Москвы в организации работы органов ученического самоуправления уделять особое внимание формированию среди детей и учащейся молодежи идей межнационального согласия и гражданской солидарности через школьные службы примирения, деятельность которых направлена на профилактику конфликтных ситуаций, в том числе на этнической почве».

На наш взгляд, данное постановление пока не оказало значительного влияния на развитие служб примирения в Москве[20] в отличие от принятого в 2011 г. протокола заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21.09.2011 г. № 01-11, в котором сказано, что «Комиссия постановляет:

1.4. Создать до 2013 г. в каждом общеобразовательном учреждении школьную службу примирения_в целях своевременного разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

2. Департаментам образования и семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечить в IVквартале 2011 г. изучение опыта работы районов Ярославский (СВАО) и Коньково (ЮЗАО) по созданию районных и школьных служб примирения.

3.4. Принять меры по поэтапному до 2013 г. созданию (по опыту районов Ярославский и Коньково) районных служб примирения. До 01.12.2011 г. направить в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав свои предложения по срокам создания названной службы».

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики...» КДНиЗП осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления образованием. Поэтому хотя образовательные учреждения напрямую городской КДНиЗП не подчиняются, многие из них (особенно в районах, где районные и окружные КДНиЗП поддерживают идеи восстановительного правосудия, медиации и служб примирения) начали выполнять постановление и создавать службы примирения.

В 2012 году была принята Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образова-ние-6»). Подпрограмма 0302 «Общее образование» определяет приоритеты политики Правительства города Москвы как «формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции; способностей к ответственному самоопределению...»

Школьные и территориальные службы примирения могут также содействовать реализации этих приоритетов.

4. Международные документы по медиации и восстановительному правосудию

Ряд международных документов определяет работу медиатора. В большинстве своем они не имеют юридической силы на территории РФ, но могут быть интересны при разработке аналогичных российских документов.

Руководство Организации Объединенных Наций по вопросам эффективной посреднической деятельности (сентябрь 2012) разрабатывалось в качестве ресурса для посредников, государств и других субъектов, оказывающих поддержку посредническим мероприятиям.

Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия CM/Rec(2009)10: «В случае детей, совершивших насилие, такие принципы, как возмездие и наказание, должны уступить место задачам в области реабилитации и восстановительного правосудия, причем должное внимание состороны государства должно уделяться эффективным гарантиям безопасности для детей, пострадавших от насилия, обеспечению их прав и правовой защите».

Рекомендация № R(99) 19 Комитета министров государствам - членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах (15 сентября 1999 г.). Она «относится к любому процессу, в рамках которого пострадавшему и правонарушителю предоставляется возможность, в случае их добровольного согласия, с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) принимать активное участие в разрешении проблем, возникших в результате преступления».

Резолюция ЭКОСОС Е/2002/12 от 24 июля 2002 г. «Основные принципы применения программ реституционного правосудия в вопросах уголовного правосудия» (ООН).

Рекомендуемые стандарты к программам медиации ровесников, реализуемым в рамках среднеобразовательных учебных заведений,

разработанные профессиональным сообществом медиаторов - Ассоциацией по разрешению конфликтов (theAssociationforConflictResolutionUSA, 2007). В этом стандарте подробно рассматривается работа медиаторов (в том числе школьников-медиаторов) в образовательном учреждении, система подготовки тренеров и т. д. В частности, документ указывает, что медиация ровесников может быть частью программы восстановительного правосудия и модели «пострадавший-обидчик»13.

5. Документы, регламентирующие работу медиатора и служб примирения

Одним из основных документов для работы школьной службы примирения в России являются стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации[21].

23        http://www.mediate.com/acreducation

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», семейная конференция, круги сообществ, школьные конференции и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода. При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.

В стандартах восстановительной медиации указано, что «программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения. Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и по межведомственному, надведомственному (службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальному принципам.

Медиаторы, руководители и кураторы служб должны пройти специальную подготовку. Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации. Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям. Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.

Также о создании и работе служб примирения в стандартах восстановительной медиации говорится, что «в системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (VII и VIII видов - в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов. В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор. В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а)        учащиеся;

б)        педагогические работники образова-
тельного учреждения;

в)        взрослый (родитель, сотрудник обще-
ственной или государственной орга-
низации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и учащимся.

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях. Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.

Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.

Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве со-ведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и т. д.».

Помимо стандартов восстановительной медиации межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации разработан ряд типовых документов, организующих службу примирения и работу медиатора (и защищающих от необоснованных претензий), в частности:

  • приказ директора образовательного учреждения о создании службы примирения и назначении куратора;
  • договор школьной службы примирения с территориальной службой примирения;
  • положение о школьной службе примирения;
  • положение о территориальной службе примирения;
  • формы мониторинга деятельности служб примирения;
  • регистрационная карточка;
  • примирительный договор;
  • порядок работы медиатора;
  • журнал регистрации конфликтов;
  • учебная программа подготовки медиаторов и кураторов служб примирения

и другие.

При составлении подобных документов на уровне образовательного учреждения необходимо учитывать закон «О персональных данных» 152-ФЗ и при необходимости запрашивать у родителей и законных представителей разрешение на сбор персональных данных, их систематизацию и обработку, в том числе в виде электронных баз данных.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в России есть правовые основания для создания служб примирения, и при этом важно отметить, что службы примирения не введены в качестве обязательного элемента образовательной системы, что снижает вероятность создания формальных и «существующих на бумаге» служб примирения.

Хотя касающиеся служб примирения правовые положения не приведены в систему, заинтересованные представители органов управления системой образования, директора и специалисты могут инициировать создание и поддерживать службы примирения, опираясь на существующие правовые документы. При этом основную роль будет играть заинтересованность и активность людей, создающих службу примирения, стремление видеть ресурсы и возможности в существующей


[1] Подробнее описание модели см.: Коновалов А. Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: Практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2012.

[2] См. мониторинг служб примирения в данном издании.

[3] См.: Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. М.: Центр «СПР»,

2010.

[4] См.: Пашин СА. Экспертное заключение. Актуальные проблемы правового регулирования медиации // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 8. М., 2011. С. 141.

[5]За исключением отдельных пунктов статей № 8, 9, 108, уже вступивших в действие.

[6]См. также Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"».

[7]ногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания» часто требует конфиденциальности как с этической точки зрения, так и для неразглашения информации о проступках несовершеннолетних. В случае присутствия и родителей, и обучающихся обеспечить конфиденциальность маловероятно. При этом сами «представители совершеннолетних обучающихся» могут оказаться учениками педагога, который имел отношение к «конфликту интересов педагогического работника».

[8]Типовое Положение о школьной службе примирения можно найти в разделе «Документы» настоящего Вестника и на сайте www.sprc.ruв разделе про службы примирения.

[9]См. п. 12 ст. 43 ФЗ № 273: «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

[10]См., напр.: «Положение об уполномоченном по правам ребенка в образовательном учреждении» САО г. Москвы http://www.ombudsman.mos.ru/node/107

[11]Интересный опыт партнерства школьных служб примирения и уполномоченных по правам участников образовательного процесса есть в Волгограде.

[12]«Требования ФГОС к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения» - из Разъяснения разработчикам основных профессиональных образовательных программ о порядке реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки.

[13]Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу. Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определенной в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нем системы оценочной деятельности.

[14] ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

«Статья 1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, (...) органы управления образованием (...).

Статья 2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Создаваемыми учреждениями предположительно могут быть и территориальные службы примирения.

[16]Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

[17]Раздел III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.

[18]Последний пункт - из разд. VII. Дети - участники реализации Национальной стратегии.

[19] Подробнее см. на сайте Ьйр://мониторингнсид.рф

[20] Например, в Департаменте образования Москвы создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам противодействия экстремистским проявлениям среди обучающихся и воспитанников, которая, в частности, в своем решении от 21 декабря 2012 г. отметила положительный опыт по внедрению школьных служб примирения.

[21]Стандарты восстановительной медиации и другие документы можно найти на сайте центра «Судебно-правовая реформа» www.sprc.ruи в изданиях центра.



Предварительный просмотр:

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАБОТЫ МЕДИАТОРА

В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ (автор ТКАЧЕНКО И.В.)

ЭТАП 1: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 фаза: СБОР ИНФОРМАЦИИ

2 фаза: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ЛИЦ

3 фаза: ПРИГЛАШЕНИЕ СТОРОН НА ВСТРЕЧЮ

ЭТАП 2: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ                              

1 фаза: СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ДИАЛОГА

  • Самопрезентация
  • Презентация программы примирения
  • «Расширенная» процедура знакомства
  • Безопасность: наш разговор - конфиденциален
  • Констатация факта: есть проблема, требующая решения

2 фаза: ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА ПО СУЩЕСТВУ ПРОБЛЕМЫ

  • Разговор о версии произошедшего события
  • Разговор о чувствах
  • Разговор об отношениях
  • Разговор о последствиях
  • Осознание истинных мотивов совершенного деяния: интересы, потребности, ценности

3 фаза: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ

  • Поиск возможных вариантов решения проблемы
  • Примирение как альтернатива
  • Получение согласия на участие в примирительной встрече: ДА или НЕТ?

4 фаза: ПОДГОТОВКА К СОВМЕСТНОЙ ВСТРЕЧЕ

  • Формат примирительной встречи
  • Повестка дня встречи

ЭТАП 3: СОВМЕСТНАЯ ВСТРЕЧА

1 фаза: СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ДИАЛОГА

  • Приветствие участников
  • Повестка дня встречи
  • Правила встречи
  • Позиция медиатора

2 фаза: ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА МЕЖДУ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА

  • Констатация факта случившегося
  • Обсуждение чувств
  • Обсуждение настоящего и будущего участников
  • Обсуждение вариантов решения
  • Тестирование решения на реальность исполнения

3 фаза: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ

  • Заключение соглашения
  • Рефлексия встречи
  • Аналитическая беседа (организуется в зависимости от задач ведущего через 2-3 недели)

 ЭТАП 1: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 фаза:  СБОР ИНФОРМАЦИИ

2 фаза: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ЛИЦ

3 фаза: ПРИГЛАШЕНИЕ СТОРОН НА ВСТРЕЧУ

ЭТАП 2: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ                              

1 фаза: СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ДИАЛОГА

2 фаза: ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА ПО СУЩЕСТВУ ПРОБЛЕМЫ

3 фаза: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ

4 фаза: ПОДГОТОВКА К СОВМЕСТНОЙ ВСТРЕЧЕ

ЭТАП 3: СОВМЕСТНАЯ ВСТРЕЧА

1 фаза: СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ДИАЛОГА

2 фаза: ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА МЕЖДУ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА

3 фаза: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ



Предварительный просмотр:

2) Нейтральность (принцип безоценочности).

Оценка, отрицательная или положительная, подразумевает превосходство, доминирование, что расценивается как давление, и вызывает естественное сопротивление. Оценка может содержаться в словах, недосказанном подтексте, интонации голоса, выражении глаз.

Упражнение.

Определите, какие высказывания оценочны:

- ты понял, что был неправ?

- разве тебе не было стыдно;

- ты решил поговорить, потому что хотел защитить сестру?

- ты сказал ему, что он не прав, и он ударил тебя по лицу?

- хотел бы ты изменить эту ситуацию?

- разве можно быть таким мстительным?

- можно ли было в этой ситуации поступить по-другому?

- ты не мог сдержаться, потому что не умеешь предвидеть последствия?

- тебе надо было сначала хорошенько подумать, прежде чем самому решать эту проблему;

- ты вёл себя необдуманно, поэтому и попал в такое положение.