Наставничество
В данном разделе, предоставлен материал для молодых педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Мастер – класс «Педагогический дуэт – путь к мастерству».
Наставник: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
Наставляемый: Котенева
Ольга Алексеевна, воспитатель,
молодой педагог.
г. Югорск, 2023 г.
Цель: рассказать и показать, как можно развивать систему наставничества в дошкольном учреждении.
Задачи: Расширить представление о наставнике;
Замотивировать педагогов на активное включение в процесс работы и участие в нем. Познакомить с моделями наставничества;
Познакомить с эффектом манделы;
Создать эмоциональный контакт для активного взаимодействия.
Раздаточный материал: стикеры трех цветов, три силуэта человека, маркеры 3 шт., ручки 3шт.
Ход мастер – класса:
Под песни «Леди Совершенство» заходит в аудиторию Мэри Поппинс (Ольга Сергеевна).
Ольга Сергеевна: Воспитатель я от Бога!
Договор со мною строгий!
Работа Мэри Поппинс нынче очень сложна
Каждая Мэри Поппинс СанПин, ФОП и ФГОС наизусть знать должна
Наш президент Путин сказал –
«Сегодня мы, Мэри Поппинс всему миру нужны»
Детям знания, умения – все дать должны.
Я наставник молодому педагогу,
Готова, всегда прилететь на подмогу.
Молодой мой педагог выходи,
Мастер – класс со мною покажи.
Ольга Алексеевна: Наш сегодняшний мастер – класс хотелось бы начать с притчи.
«Однажды молодой человек пришел к мудрецу, и говорит: Я повзрослел, много читал, и смог получить знания без помощи учителей. На что ему мудрец сказал: Ну, хорошо! В таком случае, выполни одну просьбу, я тебе дам конверт и его нужно перенеси в деревню по ту сторону моря. Твой корабль тебя уже ждет. Молодой человек отправился, но на пол пути у него возникла проблема.
- Какая проблема у него может возникнуть? У него ведь есть цель, и есть средства, чтобы достигнуть цели. Как вы думаете, какая проблема у молодого человека возникла?
Ольга Сергеевна: Я с вами совершено согласна. И сейчас на примере шариков, вам покажу. Представьте, что вы молодой специалист, который приходит в детский сад с полным багажом знаний и начинаются занятия, дополнительное образование, взаимодействие с родителями, конкурсы, проверки, контроли и т.д. огромная нагрузка, к которой он не был готов. Что может произойти с этим молодым специалистом и его знаниями? (шарик лопается). То есть он может просто лопнуть, не выдержать все это.
Вот у меня есть еще один молодой специалист. Он тоже пришел с теми же знаниями и с ним тоже совершаются все те же действия. Посмотрите, шарик не лопнул. Почему же? (ответы фокус группы) Правильно, потому что у него есть поддержка. Посмотрите, вот здесь у меня приклеен скотч, то есть у этого молодого специалиста есть наставник. В нашей модели, наставником стал скотч.
Все присутствующие здесь оказались совершенно не случайно. Каждый из вас готов возложить на себя почетное имя – наставник. А какие слова или может быть, фразы ассоциируются у вас со словом наставник? (ответы фокус группы).
Ольга Алексеевна: Всем известны такие модели наставничества, как: педагог – молодой педагог, старший воспитатель – молодой педагог, руководитель – педагог.
Предлагаю выйти участникам фокус – группы к нам, и разделиться на три группы, согласно моделям наставничества. Сейчас нам предстоит нарисовать наставника. Создавать образ мы начнем с его верхней части, то есть с головы. Но в начале в каждой паре, пожалуйста, распределите роли: один должен быть – наставником, другой – наставляемым. Подумайте. Готовы? И так, задача наставляемого – с закрытыми глазами нарисовать лицо, а задача наставника – оказать помощь в осуществлении данной деятельности. Возьмите, пожалуйста, шарфы и завяжите глаза. Начинаем работу.
Ольга Сергеевна: Ну, а сейчас, пока фокус – группа выполняет задание, мы хотим обратиться ко всем, кто находится с нами, и конечно же к нашим членам жюри. Все мы родом из детства, и все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит. Все мы любили играть, и сейчас мы с вами вернемся в детство и немного поиграем в игру «Угадай, что спрятано?». Скоро будет самый волшебный праздник новый год, и почти у каждого есть семейная традиция, перед новым год пересматривать советские кинофильмы. Давайте и мы с вами вспомним фрагменты из них.
- Что в руках у Леночки Крыловой из кинофильма «Карнавальная ночь»? (муфта).
- Что в руках у Тоси из кинофильма «Девчата»? (блюдце).
- Что в руках у Балбеса из кинофильма «Кавказская пленница»? (поднос с фруктами).
- Молодцы, вы замечательно справились со всеми вопросами.
Ольга Алексеевна: И так, участники фокус – группы, вы готовы? Хорошо! Разместите, пожалуйста, ваши портреты согласно модели. А теперь, скажи, с какими трудностями ы столкнулись при выполнении данного задания? (некомфортно работать с закрытыми глазами, нужно наладить контакт с обучающим, объяснить). А что было проще: быть наставляемым или наставником? (все роли понравились).
Благодаря этому упражнению, мы отработали мастерство управления, осознали, как важно давать четкие инструкции для того, чтобы прийти к намеченной цели и также отработали навык умения слышать и слушать.
А мы с вами продолжаем заполнять образ нашего наставника. У вас на столах лежат стикеры, пропишите на них личностные качества наставника, и прилепите их внутрь силуэта. Я напоминаю, личностные качества – это врожденные качества человека. Например, это доброта, честность, искренность.
Ольга Сергеевна: Фокус – группа работает, а мы с вами продолжаем игру. Но перед тем, как мы начнем, хотелось бы у вас узнать, кто – нибудь знает, что такое эффект манделы?
Эффект манделы – заключается в совпадении у нескольких людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам. Правила нашей игры заключаются в том, что я сейчас буду задавать вопросы, и вы должны будете вспомнить, как было на самом деле. И заодно узнаем, подвержены ли вы эффекту манделы.
Давайте потренируемся, на примере шедевра Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Как вы думаете Мона Лиза улыбается на самом деле или нет? Все верно она улыбается.
- Все мы помним знаменитый советский рисованный мультипликационный фильм Эдуарда Назарова «Жил был пес». И первый вопрос будет именно о нем, какую фразу сказ пес волку, когда уходил? (ну ты это).
- Мультфильм Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино», скажите, как звали почтальона Печкина из этого мультфильма? (Игорь Иванович).
- Многие из нас играли в настольную игру «Монополия», на коробке нарисован дядечка, поглядывающий на вас. Вспомните, есть ли на нем монокль? (Нет).
- Молодцы, и с этими заданиями вы справились успешно.
Ольга Алексеевна: участники фокус – группы уже готовы. Мы начинаем с модели педагог – молодой педагог, проходим, к своей модели, приклеиваем стикеры, и представляем личностные качества своего наставника. Следующий, старший воспитатель – молодой педагог. И руководитель – педагог.
Замечательно, у каждого из вас получились прекрасные наставники и замечательные личностные качества, которыми обладает ваш наставник.
Ольга Сергеевна: Путь к наставничеству очень не прост. На протяжении всего профессионального пути, встречаются разные трудности. И только взаимопонимание, поддержка друг друга в тандеме наставник – молодой педагог поможет справиться со всеми трудностями.
Уважаемые, участники, чтобы вы взяли с собой с нашего мастер – класса и положили в свой заветный чемоданчик знаний? Перед вами три чемоданчика, желтый, зеленый и красный. Свои впечатления вы можете написать на стикерах и положить в один из них. В желтый чемоданчик можно положить, следующее: все понравилось, узнала для себя что - то новое, трудности не возникли. В зеленый: все понравилось, но возникли некоторые трудности. И в красный: ни чего нового для себя не узнала, было не интересно. Каждый из вас может пройти к своему чемоданчику и приклеить стикер. Спасибо, вам за работу!
А закончить свой мастер – класс, нам бы хотелось словами древнегреческого поэта – баснописца Эзопе, который имел наставника и говорил: «Наставник, люби своего подопечного наравне с его родителями: родителей ему дала природа, подопечного же люби по доброй воле, и за это тебе он будет вдвойне благодарен».
Всем спасибо большое за активную работу и желаю каждому из вас успехов в роли наставников. Уважаемое жюри, готовы ответить на ваши вопросы!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Консультация «Проблемы профессиональной адаптации начинающих педагогов».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Педагогическая деятельность связана с высокой степенью ответственности, большими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Критерии успешности и компетентности достаточно размыты и не вполне конкретны, присутствуют жесткий административный контроль и строгая регламентированность деятельности многочисленными нормативами, дополнительные обязанности и перегруженность работой, дефицит времени. Когда выполнение требований, предъявляемых профессией, невозможно, возникает стресс, вызванный рассогласованием в системе «человек — среда», ведущий к эмоциональному выгоранию.
Анализ психолого-педагогической литературы и деятельности образовательных организаций показывает, что начальный период вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность и образовательную среду характеризуется повышенной напряженностью. От того, насколько успешно пройдет данный период, зависит дальнейшая профессиональная деятельность педагога. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения проблемы адаптации начинающих педагогов к профессиональной деятельности и определения путей ее решения.
Изучение исследований Е.И. Билитюк, Э.Ф. Зеер, Л.Л. Лашковой, Н.И. Окуневой, А.Ю. Мельника, С.А. Сопоева, В.Н. Соловьева, Е.Г. Черниковой и др. показало, что под профессиональной адаптацией понимается социальный процесс, в ходе которого личность осваивает новую профессиональную ситуацию, в результате чего начинает активно воздействовать на профессиональную среду.
Важно отметить, что профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза или колледжа, по мнению современных исследователей, выражается в уровне овладения им необходимыми для педагогической деятельности умениями, а также в развитии устойчивой мотивации к избранной профессии педагога.
Критерии оценки уровня профессиональной адаптации и факторы влияния на данный процесс.
В качестве основных критериев оценки уровней профессиональной адаптации у выпускников педагогических вузов в психолого-педагогической литературе определены: — профессиональные компетентность, мотивы и интересы;
— направленность (осмысление основ профессиональной деятельности, желание работать по специальности, сотрудничество с коллегами);
— стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и самообразованию.
В исследовании указанных авторов раскрывается не только характеристика понятия «профессиональная адаптация», но и сформулированы факторы, влияющие на процесс адаптации:
— недостаточная профессиональная мотивация (ощущение временности в профессии) и наличие других профессиональных целей;
— недостаточная методическая поддержка;
— высокие требования со стороны администрации;
— неудовлетворенность уровнем заработной платы;
— пассивность в связи со страхом ошибок, отсутствие стремления к развитию;
— трудности в работе с нормативной и локальной документацией образовательной организации;
— психологическая неготовность к решению сложных задач взаимодействия с обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
— трудности адаптации к уже сложившемуся педагогическому коллективу и администрации;
— отсутствие навыков (способности) самоанализа (рефлексии) собственной профессиональной деятельности;
— недостаточная организация собственной деятельности в условиях введения новых стандартов и повышения требований к квалификации педагога.
В механизмы профессиональной адаптации включены внутренние свойства этого процесса; специфические особенности его развертывания на разных этапах развития, динамика профессиональной адаптации; объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс адаптации; педагогические основы управления профессиональной адаптацией с целью ее ускорения; критерии адаптированности; результат адаптации; ее темпы, уровень и устойчивость и итоговые показатели адаптированности. Критерии оценки успешности профессиональной адаптации следующие.
1. Объективные: степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем; качество выполнения профессиональных функций, отсутствие нарушений.
2. Субъективные: удовлетворенность работой в целом и специальностью; благополучное эмоциональное состояние, положительная мотивация, адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений; стремление к совершенствованию, повышению квалификации.
В результате бесед, наблюдений, отзывов коллег и родителей администрация получает информацию о прохождении процесса адаптации молодым сотрудником и отслеживает успешность профессиональной деятельности, взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами, уровень комфорта и мотивации, удовлетворенность результатами труда, наличие проблем, наиболее частые из которых следующие:
— трудности в осуществлении проектировочной функции своей профессиональной деятельности;
— недостаток исследовательских умений и развивающего подхода к своей деятельности, из-за чего воспитатель оказывается не готов к инновационной деятельности;
— неумение формулировать и находить творческое решение педагогических задач, проектировать учебно-воспитательный процесс, корректировать цели, находить средства их достижения, что ведет к снижению эффективности образовательного процесса.
Согласно опросу, проведенному М.М. Шамовой, среди начинающих педагогов детских садов (100 чел.) со стажем работы не более 3 лет и высшим образованием уровня бакалавриата выявлены типичные профессиональные затруднения, а именно:
— проблема организации деятельности с обучающимися (воспитанниками), имеющими трудности в обучении, дети с ОВЗ (70%);
— прогнозирования результатов освоения воспитанниками программы и проектирования коррекционной работы по устранению выявленных недостатков (45%);
— психологической готовности к решению сложных профессиональных задач взаимодействия с родителями воспитанников и обучающимися (75%);
— управленческого и дидактического характера: сложности в управлении общением; неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач; сложности в управлении собственным психическим и эмоциональным состоянием (55%);
— во взаимодействии с администраций образовательных организаций (35%).
Все вышеперечисленное — достаточно широкий круг задач, к решению которых выпускник не готов и которые необходимо научиться решать на рабочем месте.
Профессиональная дезадаптация.
Проявляется в неспособности качественно и своевременно справляться с нагрузкой и в возникновении ощущения неуспешности и некомпетентности, неудовлетворенности трудом. Впоследствии, если рассогласование остается и особенно, если увеличивается, оно угрожает эмоциональному благополучию личности появлением тревоги, депрессии и психосоматических расстройств, которые также называют «болезнями адаптации». У педагогов профессиональная дезадаптация может проявляться в формировании синдрома эмоционального выгорания — психофизиологического феномена, возникающего при стойком ощущении усталости и опустошенности, потере удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью и ее результатом, отрицательном отношении к работе и неудовлетворенности в связи с сделанным профессиональным выбором, экономией эмоций, с поверхностным, формальным выполнением профессиональных обязанностей, негативным отношением к другим людям, депрессивностью.
Факторы, влияющие на восприятие и переживание производственного стресса.
Факторы условно разделяют на объективные и субъективные. К объективным относят нагрузку и условия труда. Субъективные факторы: мотивация, личностные особенности, поведенческие стереотипы. В качестве фактора, смягчающего воздействие стрессоров, выступает наличие социальной поддержки, способной стать источником дополнительной информации и более полного осознания ситуации: точно подбирается наиболее подходящая реакция, снижается интенсивность тревоги. Иначе говоря, может расцениваться как универсальный буфер, способствующий сопротивлению личности стрессу. Для эффективного применения возможностей, связанных с социальной поддержкой в ситуации стресса, необходимо наличие потребности в межличностных связях (тенденции к «аффиляции»), а также гибкость в общении и развитая коммуникативная рефлексия.
Субъективное переживание стресса достигает максимума, когда сочетаются несколько неблагоприятных факторов:
— несоответствие профессиональным требованиям и условиям профессиональной деятельности, перегруженность, вызывающая ощущение дефицита времени и некомпетентности;
— преобладание внешней профессиональной мотивации над внутренней, ориентированность на достижение статуса, власти, материальной обеспеченности;
— честолюбие, раздражительность, агрессивность, ригидность и манипулятивность в общении, как причины конфликтного поведения и несоответствия социальному окружению, отсутствия полноценной социальной поддержки;
— неэффективный стиль реагирования в стрессовой ситуации, неспособность смягчить стресс;
— преобладание ограничительной активности над поисковой активностью;
- отсутствие психологической готовности к инновациям, проявляющееся в неспособности вовремя оценить и изменить неудачный способ действия, приобрести новые навыки, осознать и перестроить саму структуру собственной деятельности, если она не эффективна. Этот фактор препятствует формированию эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности. В то же время наличие психологической готовности к инновациям может расцениваться как готовность к адаптации, успешному приспособлению к условиям профессиональной деятельности.
Вынужденный выбор профессии «под влиянием обстоятельств» связан с симптомом «загнанности в клетку» на стадии напряжения. Подтверждается предположение, что эгоистичность и высокая субъективная значимость терминальной ценности материальной обеспеченности, отсутствие материальных затруднений, а также преобладание внешней профессиональной мотивации над внутренней, ориентированность на достижение статуса, власти и стремление к отсутствию обязанностей связаны с наличием симптомов синдрома эмоционального выгорания и препятствуют успешной профессиональной адаптации.
Факторы успешной профессиональной адаптации.
Значимыми факторами успешности адаптации и роста являются:
- осознанный выбор профессии (профессиональная деятельность воспринимается как субъективно значимая, наполненная личностным смыслом);
- преобладание внутренней профессиональной мотивации над внешней (для педагогов: интерес к педагогической деятельности, стремление поделиться опытом, приносить пользу);
- высокая субъективная значимость терминальной ценности творчества, стремление к творческой активности и самореализации, в том числе в профессиональной деятельности;
- психологическая готовность к инновациям;
-способность оказывать социальную поддержку.
Педагоги, искренне увлеченные и ориентированные на профессиональную деятельность, приносящую пользу для других людей, соответствуют психологической структуре педагогической профессии благодаря своей альтруистичности и выраженной педагогической профессиональной направленности. Педагогическая деятельность не вызывает у них чрезмерного эмоционального перенапряжения, напротив, они удовлетворены своим трудом, собой, окружающими и выбранной профессией, качественно выполняют свои обязанности, умело взаимодействуют с людьми, сохраняю эмоциональную и личностную вовлеченность, обладают высоко субъективной значимостью творческой активности и психологической готовностью к инновациям в профессиональной деятельности способствуют успешной профессиональной адаптации за счет формирования эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Такие специалисты менее подвержены эмоциональному выгора- нию, чем педагоги с выраженной внешней мотивацией профессиональной деятельности, преобладанием ценностей материального благополучия, власти, престижа, стремящиеся при этом к максимальному сокращению обязанностей. Истинный мотив выбора профессии следует учитывать при организации процесса адаптации начинающих педагогов.
Мотивирующие факторы процесса адаптации
В повышении качества адаптационного процесса молодых педагогов играют роль несколько факторов: мотивация, профессиональные ценности и профессионально-значимые качества, среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя, самообразование. Начинающий педагог, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, в новые режимы умственных и физических нагрузок, новую сферу отношений и взаимодействий. Он вынужден мобилизовать волю, энергию, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом, стрессорами. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, умения, навыки и привычки адекватного поведения. Процессы, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни - от физиологических реакций организма до психологической регуляции деятельности.
Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и детьми). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами также отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний.
На успех профессиональной адаптации указывают несколько показателей:
- степень напряжения, тревоги, неуверенности; - уровень овладения знаниями и навыками, необходимыми для работы;
- степень профессиональной мотивации; - овладение профессиональной ролью и обретение собственного стиля деятельности;
- желание повышения профессиональной компетентности; - степень удовлетворенности выполняемой работой и ее результатами;
- оценка педагогическим коллективом достижений.
Основными ресурсами адаптационного процесса начального периода педагогической деятельности молодого специалиста является умение на психологическом и физиологическом уровнях приспособить свой организм к новой для него профессиональной деятельности. Для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать личностное адаптационное усовершенствование (самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль). Процесс профессиональной адаптации индивидуален и зависит от множества факторов.
В качестве основных стратегий поведения начинающего педагога можно выделить стратегию пассивную, когда личность целиком подчинена интересам и требованиям среды, без проявления самостоятельности и инициативы, не уверена в правоте своих действий, перекладывает ответственность на старших коллег, администрацию, сетует на отсутствие опыта, недостаточную подготовку в вузе. Человек не готов что-либо менять и меняться. Причинами такого поведения могут быть как проблемы подготовки в вузе, так и приход на новое рабочее место.
Среди причин первого порядка можно отметить недостаточную успешность в процессе обучения в вузе (низкие оценки, давление со стороны преподавателей, сверстников, отсутствие поддержки, несправедливость, негативный первый практический опыт), пассивную жизненную позицию в целом, страх и нежелание проявить себя в какой-либо сфере деятельности, отсутствие увлечений прикладных умений, успешности в творчестве, спорте и др. При этом позиция молодого специалиста может быть активной (включение и взаимодействие с социальной средой - конструктивная адаптация).
Если говорить о коллективе, в который вливается вчерашний выпускник вуза, то и здесь могут быть проблемы, влияющие на его позицию. Это сложности в общении с возрастными коллегами (недоброжелательность, упреки и замечания по работе), отсутствие в коллективе молодых сотрудников и новичков с общими проблемами и интересами, необоснованное давление со стороны администрации. Затрудняют адаптацию сложности в общении с родителями, которые не готовы к тому, что их детей будет воспитывать молодой и неопытный воспитатель. Сложности могут быть связаны и с особенностью характера самой личности (замкнутость, стеснительность, низкая самооценка, недостаточная общительность). Все указанное приводит к дискомфорту и неудовлетворенности процессом, и молодому специалисту необходимы особая поддержка и стимулирование педагогической деятельности.
Типология коллектива
H.А. Хамидулина в диссертационном исследовании приводит интересные данные. Одним из условий адаптации является социально-психологический климат педагогического коллектива, который проявляется в виде совокупности психологических составляющих, способствующих или препятствующих продуктивной совместной профессиональной деятельности, и определяется взаимоотношениями; от них зависит настроение в коллективе, удовлетворенность принадлежностью к нему. Именно от уровня развития межличностных отношений зависит, придется ли начинающему педагогу справляться с многочисленными трудностями, неизбежными при овладении новой для него профессиональной деятельностью, при дружеской поддержке единомышленников, либо в одиночку или в условиях администрирования.
Можно выделить три типа педагогических коллективов. По данным Н.А. Хамидулиной, коллективов первого типа, где сложилась атмосфера творческого поиска, сотрудничества, увлеченно сти педагогическим трудом, взаимопонимания, всего 22,7%, в них работают только 19,8% молодых педагогов. Наибольшая группа - коллективы второго типа (44,6%), со стабильными и ровными взаимоотношениями, где успехи чередуются с отдельными неудачами, но помощь молодому коллеге оказывается только в случае необходимости или возникновения конфликта. В них работают 51,9% молодых специалистов. Третий тип (32,7%) - с индифферентными межличностными отношениями, где самореализация происходит в одиночку. В таких коллективах работают 28,3% начинающих педагогов .
Стратегия поведения начинающих коллег
Для активной конструктивной позиции в команде характерны оптимизм, нормальная самооценка, устойчивый положительный эмоциональный фон, доброжелательность, коммуникабельность, целеустремленность, готовность к обучению, реализм, развитая рефлексия и понимание критики. Такая стратегия, пожалуй, самая прогрессивная для развития молодого специалиста. Это, как правило, бывшие успешные студенты, активные, уверенные, способные к коммуникации с людьми разного возраста, а не только со сверстниками и близкими по возрасту, ориентированы на работу с детьми и умеющие их заинтересовать, стремящиеся повышать свою квалификацию, обучающиеся, имеющие хобби, увлечения, достижения и какие-либо умения, отличающие их от других.
Обычно с ними не возникает проблем и именно таких ищут работодатели. Однако среди активных и успешных могут быть молодые педагоги с завышенной самооценкой, активно-деструктивной стратегией, которой свойственны амбициозность, агрессивность, завышенные ожидания, высокомерие. Низкий уровень профессионального самосознания и рефлексии заставляет таких коллег противопоставлять себя окружающим, а негативная реакция на замечания и критику приводит к ухудшению общения с администрацией и коллегами, родителями. Это могут быть и успешные студенты с хорошими оценками, но их сложный путь адаптации, как правило, заканчивается уходом из профессии.
Задача администрации ДОО - анализировать поведенческие факторы, предвидеть ситуацию заранее и выявлять деструкцию. Так, например, стоит расспросить о процессе обучения в вузе, выяснить мотивацию, уточнить, как проходила педагогическая практика, обратить внимание на оценки в дипломе, тему дипломной ра боты, чтобы узнать, в каких дисциплинах начинающий коллега бы более успешен, в процессе профессиональной подготовки выяснит круг его научных интересов и стремление к самообразованию.
Условия успешной адаптации начинающего педагога:
• повышение уровня профессиональной мотивации, сниженной на фоне высоких требований, предъявляемых к молодому педагог и большого объема отчетной документации;
• нормализация процессов саморегуляции начинающего педагога в условиях изменений уровня ответственности в работе;
• повышение самооценки, сниженной в ситуации стресса начального этапа профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, низкого материального уровня начинающего учителя;
• снижение уровня профессионального выгорания, вызванного повышенной учебной нагрузкой, расширением спектра обязанностей, эмоциональным перенапряжением.
Следует поддерживать связи с вузами и колледжами, давать возможность для прохождения практики студентами. Не рассматривать студентов как обузу, а обращать внимание на них еще в период педагогической практики, присматриваться, помогать, чтобы процесс вхождения в профессию был менее болезненным для обеих сторон.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что проблемы адаптации начинающих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в общеобразовательных организациях во многом схожи с проблемами большинства молодых специалистов других профессий. Однако при целенаправленной и систематической работе всех образовательных структур, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих специалистов дошкольного образования на этапе обучения в вузе и поствузовского сопровождения, возможно спланировать адресную работу по предупреждению указанных затруднений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Методическое сопровождение молодых специалистов в рамках реализации проекта «Школа наставничества».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Вопрос наставничества сейчас как никогда актуален: важны грамотная поддержка и сопровождение молодых педагогов опытными сотрудниками детского сада, не только администрацией, но и коллегами - воспитателями в развитии их профессиональных умений и навыков.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.
С целью развития кадрового потенциала системы образования, непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников создана единая федеральная система научно-методиче- ского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование».
Этапы становления молодого педагога включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, ее ценностей, приобретение автономности);
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Основные трудности, возникающие у молодых педагогов в начальный период их профессиональной деятельности, связаны, главным образом, с недостаточной практической подготовкой. Получив запас теоретических знаний в педагогическом колледже или университете, молодой педагог зачастую затрудняется их применять на практике: он не владеет техникой приемов и форм воспитания, у него недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
Многие молодые специалисты, вливаясь в уже сложившийся коллектив, при постижении азов профессиональной деятельности сталкиваются с теми или иными трудностями. Сотрудники МБДОУ «Детский сад № 14» г. Чебоксары приняли необходимость создания системы наставничества в рамках образовательной организации как одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
В нашей ДОО несколько лет применяется смешанная форма наставничества: коллективная (администрация, методическая и психологическая служба ДОО) и индивидуальная (педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге).
Практика наставничества помогла нам выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
- молодые специалисты - выпускники вузов и колледжей;
- начинающие педагоги - специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы в дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие наставника с наставляемым проходит в три этапа - знакомство, обучение и контроль (самоконтроль).
Требования к наставнику, назначаемому из числа опытных педагогов:
- опыт в должности не менее двух лет, высокие и стабильные результаты работы, пользуется авторитетом в коллективе, способен по своим моральным и деловым качествам оказывать квалифицированную помощь наставляемому в работе;
- коммуникативные навыки (легко находит общий язык с людьми умеет выстраивать горизонтальные и вертикальные связи, гибкий в общении);
- управленческие навыки (умеет формулировать и ставить цели и за дачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы).
Наставник назначается приказом руководителя образовательной организации не позднее одного месяца со дня приема молодого специалиста на работу. Кандидатура наставника утверждается с его личного согласия. За одним наставником закрепляется не более двух наставляемых.
Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет старший воспитатель:
- назначение наставников;
- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
-оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации;
-изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных планов обучения.
Ступени роста. Этапы работы с молодыми специалистами
Творческой группой нашего детского сада разработан проект сопровождения молодых специалистов «Школа наставничества «Ступени роста», создана система для профессионального становления каждого педагогического работника.
Процесс профессионального становления молодых педагогов индивидуален, старший воспитатель ДОО сопровождает их методическое самообразование с учетом индивидуальных особенностей, потенциала, профессионального интереса каждого. Помощь в формировании мотивационной сферы начинающего педагога оказывает педагог-психолог, Педагоги-наставники из числа воспитателей шеф- ствуют над молодыми педагогами, передавая им свой опыт и оказывая педагогическую помощь. Для обучения молодых педагогов в нашем детском саду используются различные формы и методы.
1 этап - адаптационный. «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!»
Задачи:
- выявить профессиональные и личностные затруднения молодого специалиста;
- разработать основные индивидуальные направления работы с ним;
- адаптировать в максимально комфортных для него условиях.
Содержание этапа. Наставник анализирует профессиональную готовность начинающего педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- ожидаемый результат педагогической деятельности; выявление особенностей личностных качеств педагога.
В зависимости от результатов диагностического этапа разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога. Результативность и эффективность реализации плана анализируется педагогом-наставником и начинающим педагогом. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап - практический. «Прояви себя! Мы тебе поможем»
Задача: реализовать профессиональное становление молодого педагога.
Содержание этапа:
- создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- взаимоподдержка и взаимопомощь;
- помощь по подбору и использованию пособий, игрового и дидактического материала, оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап - контрольно-оценочный. «У тебя все получилось! Мы гордимся тобой!»
Задача: подвести итоги работы и оценить эффективность реализации этапов проекта.
Содержание этапа:
- анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- динамика профессионального роста молодого педагога; - рейтинг молодого педагога среди коллег;
- самоанализ своей деятельности;
- выступление на методобъединениях, педсоветах, круглых столах;
- успешная аттестация молодого педагога на первую квалификционную категорию;
- подведение итогов, выводы.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию их познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с воспитанниками и членами их семей, оказывают положительное влияние на рост профессиональной значимости.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
«Алгоритм работы наставнической пары».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, уважаемое жюри! Мы снова рады видеть вас.
Цель нашей работы – поделится педагогическим опытом.
- Хотелось бы начать с цитаты: Если у двух человек есть по одному яблоку, и они обменяются ими, то у каждого из них опять окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по идее и они ими обменяются, у каждого станет по две идеи.
И пусть сегодня каждый из вас, придя сюда с одной идеей унесет с собой целый короб новых идей и знаний.
- Я Смирнова Ольга Сергеевна, являюсь наставником у молодого специалиста Котеневой Ольги Алексеевны уже 2й год. Свою работу наставника и молодого специалиста мы разделили на блоки.
- Изучение документации
- Обучение работе с детьми
- Обучение работе с родителями
- Обучение работе с педагогами
- Распространение педагогического опыта
Мы хотим представить опыт наставничества по этим 5 блокам. Так как детей мы обучаем в форме игры, и это является эффективным методом обучения, то с Ольгой Алексеевной мы обговорили, что обучение педагогическому мастерству будет в форме игр.
Первый блок: изучение документации. Данный раздел, мы с Ольгой Алексеевной изучили в первый год совместной работы. Но к сожалению фотографий не осталось.
Второй блок: обучение молодого специалиста работе с детьми.
- Проводя работу с этим блоком, мы взяли игру: «Кубик Блумо». Используя, кубик мы разделили образовательные цели на 3 блока; “Знаю”, ”Творю”, ”Умею”. То есть, предлагается молодому специалисту проблема, он, используя свои, знания и опыт находит пути решение проблемы. Для работы нужен кубик, на гранях которого написаны вопросы, на которые нужно ответить;
1) назови
2) почему
3) объясни
4) предложи
5) придумай
6) поделись.
“Кубик Блума” уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Удобно ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос:
Назови. Формы работы с детьми?
Почему. Выбрали эту форму работы для решения проблемы?
Предложи. Педагог должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное решение. Либо предложить своё ведение проблемы; свои идеи.
Придумай. Это творческий вопрос, на который молодой специалист может придумать творческое решение проблемы.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности молодого специалиста оценив значимость полученных сведений; проявить свои чувства, эмоции.
При помощи этой игры Ольга Алексеевна изучила работу с детьми, методы и приёмы, формы работы.
Третий блок: В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решения. В различных педагогических ситуациях, работая над блоком, обучение молодого педагога работе с родителями мы определили один из перспективных методов на наш взгляд. Это технология кейс-метод. Данный метод помогает комплексно изучить проблему и найти выход из неё. В основе кейс – метода лежит анализ проблемных ситуаций. Задача метода – самостоятельная работа по решению поставленной проблемы и задачи. Работу по этой технологии мы проводили в 2 этапа:
- Подготовка кейса: собрали учебные ситуации реальные ситуации с детьми. Определили вопросы, на которые после анализа всех материалов надо будет дать ответ.
- Работа с кейсом: - это его решение, сначала мы с Ольгой Алексеевной знакомимся с ситуацией, потом выделим, основные проблемы обсуждаем их (мозговой штурм; дискуссии) выдвигали правильный ответ, анализировали, затем Ольга Алексеевна выносила правильное решение той или иной ситуации.
Так же учились проводить консультации с родителями, беседы, и родительские собрания.
Четвёртый блок: Работая над блоком “Обучение молодого специалиста работе с педагогами” мы использовали игру «Стикермания». Для данной игры нам потребовались стикеры. Стикеры разделены на 2 цвета: розовый и желтый. Розовый цвет – это вопросы, которые требуют срочного решения. Желтые – вопросы, которые не требуют срочного решения и их можно решить на протяжении недели. В течение дня возникшие вопросы, Ольга Алексеевна записывает на цветных стикерах и приклеивает на доску. Исходя, из цветовой гаммы мы решаем данные вопросы молодого педагога.
Пятый блок: Распространение педагогического опыта. Как наставник, я на своем личном сайте, создала вкладку наставничество. В течение года, я пополняла свой раздел консультациями для молодого педагога, а также мастер- классами, и семинарами.
Из нашей работы наставника и молодого специалиста можно сделать вывод: правильно спланированная работа педагога – наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Остаться в профессии, стать настоящим педагогом! Хочется закончить своими словами, хорошая идея это та, что сработало. Поэтому никогда не скажешь, что хорошо, а что плохо, пока не попробуешь.
Спасибо за внимание! Всем удачи и творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Консультация «Методические подсказки молодому педагогу по основным вопросам ФГОС ДО».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Что учитывается во ФГОС ДО?
В Стандарте учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования на разных этапах се реализации.
Какие принципы заложены во ФГОС ДО? Основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
На какие цели и задачи направлен ФГОС ДО?
Цели Стандарта:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи Стандарта:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Назовите направления развития и образования ребенка.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Какими должны быть организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентарь?
В соответствии с ФГОС ДО и обшеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно- пространственная должна быть:
- содержательно насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей,
- полифункциональной обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Что такое развивающая предметно-пространственная среда?
Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку. в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
На какие полифункциональные зоны должна делиться группа ДОО?
Группа делится на три полифункциональные зоны:
- зону спокойной деятельности (уединение, виды работ с малой активностью) (20%); зону активной деятельности (основные виды деятельности в течение дня) (50%);
- учебную зону (30%).
Назовите принципы отбора игровой продукции для детей.
Общие принципы отбора игровой продукции:
- безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка (физические, психологические, нравственные риски);
- развития с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка;
- соответствия возрастным (половозрастным), индивидуальным, специальным особенностям ребенка;
- оценки безопасности игровой продукции (физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества); психофизиологическая безопасность (соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений); психологическая безопасность (отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка. его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие); нравственно-духовная безопасность (отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения).
Назовите целевые ориентиры выпускника ДОО
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания и ситуации общения, выделять звуки в словах у ребенка складываются предпосылки грамотности,
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими:
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Консультация «Новые подходы к совершенствованию профессиональных компетенций воспитателя ДОО».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Специфика дошкольного детства делает неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений. В Стандарте особо подчеркивается, что «…в дошкольном образовании оценивается не ребенок, а условия, созданные для его развития, позволяющие ему быть разным, успешным…». Необходимо обеспечить равенство возможностей в получении качественного дошкольного образования каждым ребенком и создать условия для индивидуализации его образования и позитивной социализации.
Успешная социализация зависит от состояния физического и психического здоровья, «достойного» воспитания подрастающего поколения. Эти направления остаются приоритетными в развитии современного общества.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения выявили, что нарушение психического здоровья у детей происходит из-за дисгармоничных отношений взрослого с ребенком. Это подтверждают и исследования ученых Института возрастной физиологии РАО. Оказывается, в России общая численность детей с проблемами в развитии составляет более 80%. Этот показатель резко возрос в последние годы. Увеличилось число гиперактивных детей, отличающихся неадекватным поведением, детей с ОВЗ, повышенным уровнем тревожности и страха, гипердинамией, что проявляется в заторможенности, задержке возрастного развития физических качеств. Причиной этому стало ускорение темпа современной жизни, чрезмерная загруженность родителей, их возбужденное состояние, а также ранний выход матери на работу, дефицит времени для общения с ребенком и др. Все это приводит к появлению множества психологических проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях их решения, личностной дисгармонии в жизни родителей, обострению детско-родительских отношений и взаимоотношений взрослых с детьми в целом. Вышеизложенное негативно влияет на эмоциональное состояние детей, что влечет за собой задержку их психического и эмоционального развития и находит отражение в процессе воспитания и образования детей в детском саду. Это комплекс психолого-педагогических проблем, которые нужно решать вместе с родителями.
Применительно к ребенку необходимо обеспечить в ДОО условия для психического и физического здоровья воспитанников, а также для воспитания их общей культуры.
Применительно к родителям - обеспечить психолого-педагогическую поддержку, повысить их компетентность в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Применительно к педагогу - изменить позицию по отношению к ребенку. Особенно важно научиться правильному взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, и др.), детьми с ОВЗ, девиантным поведением, а также выстраиванию с ними партнерских отношений, созданию психологически комфортной образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого из них.
Различия в физическом и психическом развитии детей столь велики, что более реально разрешить проблему могут только индивидуальные планы и программы развития детей, ориентированные на их индивидуальные интересы и потребности, специфический характер развития. Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы ему возможность быть успешным. При этом процессу наблюдения отводится роль изучения динамики изменения индивидуальных интересов и потребностей детей. Результаты наблюдений используются воспитателем с целью оптимизации собственно профессиональной деятельности, чтобы сделать ее более адекватной изменяющимся интересам и потребностям детей. Это чрезвычайно сложная задача, к решению которой должен быть хорошо подготовлен современный педагог. Он должен уметь определять «факторы риска» и с их учетом выстраивать оптимальную систему индивидуального развития.
Эти новые педагогические трудовые функции отражены в профессиональном стандарте которые соответствуют требованиям, отраженным в п. 3.2.5 ФГОС ДО, и предполагают «обеспечение эмоционального благополучия ребенка, поддержку его индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, а также взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования».
Выход из сложившейся ситуации очевиден. Необходимо мотивировать педагога к повышению его квалификации для овладения им востребованными социальной ситуацией и практикой дошкольного образования профессиональными компетенциями.
Анализ современной ситуации в образовании показывает, что не так много педагогов в полном объеме владеют компетенциями, заявленными Стандартом. Материалы анкетных данных слушателей программ повышения квалификации свидетельствуют о том, что более 84% из них испытывают существенные затруднения в проектировании индивидуальной программы развития ребенка, учитывающей результаты психолого-педагогических наблюдений, прогнозировании индивидуального развития детей, поддержке индивидуальности и инициативы ребенка в принятии им решений. Молодые специалисты испытывают трудности в вовлечении членов семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе в процессе реализации совместных проектов.
Ключ решения проблемы один - самореализация педагога средствами саморазвития, а это значит, путем самообразования и повышения квалификации овладеть востребованными практикой дошкольного образования профессиональными компетенциями. Процесс саморазвития должен осуществляться на основе индивидуальной программы профессионального развития педагога. Поэтому программы дополнительного профессионального образования должны учитывать объективную оценку уровня развития профессиональных компетенций каждого работника дошкольного образования, его достижений и самоанализ профессиональной деятельности.
На Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее - ПМЦПКиППРО) возлагается ответственность за качественное внедрение требований стандартов, поэтому считаем необходимым рассказать о его перспективах.
Научно-преподавательский состав ПМЦПКиППРО отчетливо понимает, что на сегодняшний день главным результатом повышения квалификации следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а позитивные изменения, происходящие в профессиональном и личностном развитии каждого специалиста в области дошкольного образования.
Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования станет ответом на объективные требования времени. Данный подход востребован педагогами в целях их профессионально-личностного развития и карьерного роста. Для этого необходимо создание персонифицированной базы данных о кадровом составе организаций, об уровне их образования, квалификации, достижениях и результатах профессиональной деятельности, динамике развития воспитанников.
В настоящее время мы изучили профессиональные затруднения, которые испытывают педагоги на практике. Вследствие этого переосмыслены базовые ценности, определены приоритеты, перспективные задачи, продуманы условия реализации программ повышения квалификации и их содержание, которое может быть подвергнуто корректировке в соответствии с подготовленностью педагогических кадров к ее освоению. Нами разработано 10 разно- уровневых программ повышения квалификации, которые получили положительную экспертную оценку Министерства образования и науки Республики Татарстан. Тематика программ отражает самые актуальные проблемы в образовании, такие как: «Психолого-педагогическое сопровождение позитивной социализации и индивидуализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «Современное дошкольное образование, обеспечивающее поддержку уникальности и самоценности детства», «Психолого-педагогическое сопровождение развития игровой деятельности в дошкольном возрасте» и др.
Продуман алгоритм педагогического взаимодействия, способствующий поэтапному овладению слушателями новыми профессиональными компетенциями. Формы взаимодействия со слушателями предусматривают лекционные занятия с элементами диалога, где их знакомят с основными закономерностями возрастного развития, кризисами развития и социализации личности, индивидуальными особенностями траекторий жизни и их возможными девиациями, а также приемами их диагностики. На практических занятиях слушатели осваивают психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями и с ОВЗ. На стажировочных площадках практикуют развитие у слушателя умения наблюдать и выявлять поведенческие и личностные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Их учат разработке программ индивидуального развития ребенка и их реализации совместно с родителями (законными представителями).
Современные интерактивные формы обучения, мастер-классы участников республиканской инновационной площадки (РИП), деловое общение с педагогами, успешно осуществляющими взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и, наконец, практикумы по самооценке профессиональных компетенций - все эти формы способствуют осмыслению, освоению и адекватному применению специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу в своей профессиональной деятельности.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время в ПМЦПКиППРО созданы все условия для повышения квалификации педагогов. Лекционные занятия проводятся на базе ПМЦПКиППРО и Института психологии и образования Казанского федерального университета (далее - ИПиО КФУ). Практические занятия могут проводиться в учебно-научной лаборатории «Ранняя помощь и комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» на базе ИПиО слу КФУ и в симуляционном центре вы Института фундаментальной медицины и биологии. В качестве до стажировочных площадок выступают ДОО республики, накопившие передовой педагогический опыт по актуальным проблемам дошкольного образования. Для занятий со слушателями привлекаются такие ведущие ученые об КФУ и педагоги-практики, как CE профессор Р.Ф. Шайхелисламов, доценты М.П. Осиповская, Г.В. Валиуллина, В.Ф. Петрова, Л.Ф. Блинова, Ю.Л. Блинова, руководитель стажировочной площадки на базе МБДОУ № 152 г. Казани Т.Н. Павлова, которые во многом определяют направления профессионального становления, развития и саморазвития педагога, реализующего программы дошкольного образования.
Следует признаться, что систему поэтапного внедрения Профессионального стандарта педагога, являющегося инструментом реализации ФГОС ДО, мы начали рассматривать сравнительно недавно, с момента широкого его обсуждения и первых шагов внедрения. Однако из анализа статистических данных о слушателях, материалов отчета участников РИП, передовой педагогической практики на стажировочных площадках, материалов итоговых работ и делового общения со слушателями мы убеждаемся в том, что добиться готовности слушателей к качественному выполнению трудовых функций достаточно сложно. Эта система должна быть системой ориентировки самого педагога. Успеха следует ожидать только от того, кто сам осознает необходимость профессионального развития, мотивирован к освоению новых компетенций, занимается самообразованием, заинтересован в своих достижениях и карьерном росте.
Можно с уверенностью сказать, что с принятием профессионального стандарта педагога воспитатели ДОО будут готовы к созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами, что повлияет в конечном итоге на качество дошкольного образования Республики Татарстан.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»
дошкольные группы
Консультация «Наставничество как механизм управления качеством образования».
Подготовила: Смирнова
Ольга Сергеевна, воспитатель,
1 квалификационной категории
г. Югорск, 2023 г.
Тема наставничества была популярна в 70-90-е гг. прошлого века. И сегодня, во время прогресса и новаций, к ней возвращаются снова - причем на самых высоких уровнях, например, в национальном проекте «Образование».
Наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным - поддерживая равноправие и порождая истину в споре.
Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е гг. наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.
Наставничество в образовании
Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения «учитель - ученик». Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.
Сегодня нужно осознавать, что наставничество - это не цель, а средство. Нужно отчетливо понимать, для каких целей оно подходит. Эта практика, подобно большинству образовательных практик, не внедряется, а взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности.
Наставник - опытный работник-профессионал, передающий свои знания и опыт другому (коллеге) непосредственно на рабочем месте, а также способствующий формированию взаимоотношений в новом коллективе.
Современные социальные, экономические условия развития России, модернизация системы непрерывного образования требуют значительного повышения качества кадрового потенциала. Главным инструментом в системе образования является педагог. Современным образовательным организациям необходимы мобильные, конструктивные педагоги, мотивированные на сотрудничество и саморазвитие, отличающиеся высоким уровнем ответственности за развитие и воспитание молодого поколения.
Сегодня каждое общеобразовательное учреждение объективно нуждается в квалифицированных сотрудниках: чем выше их профессионализм, глубже теоретические знания, тем качественнее они будут выполнять свои должностные обязанности, что служит необходимым условием качественной работы как для образовательного учреждения, так и для повышения качества образования. Имидж образовательного учреждения формируют высококвалифицированные сотрудники, что немаловажно для развития и конкурентоспособности учреждения. В свою очередь, профессионализм и адаптационная способность сотрудников становятся также их гарантом защищенности на рынке труда.
Факторы продуктивности образовательного процесса
Актуальность поднятой в статье темы в том, что при использовании технологии наставничества организация образовательного процесса становится более продуктивной. Сегодня наставничество необходимо использовать не только по основному профилю - профессиональному развитию сотрудников, но и для повышения сплоченности коллектива, усиления их мотивации к деятельности, а также для обеспечения связи поколений, передачи культурных традиций.
Организация наставничества в ДОО между участниками процесса образования позволяет создать условия для межличностного общения и взаимодействия одного человека с другим. Благодаря этому экономится время на поиск информации, идей, разрабатываются новые подходы к обучению, оптимизируется работа коллектива. Система наставничества позволяет построить оптимальные отношения внутри коллектива как обучаемых (воспитанников), таки педагогического, что является важнейшим индикатором в повышении качества образования в целом. А также решить проблемы молодого специалиста в новом коллективе и проблемы педагога с большим стажем, испытывающего кризис профессионального роста.
Создание программы наставничества - необходимое условие для эффективного развития персонала, обеспечивающее индивидуальный подход к формированию кадрового потенциала организации.
Под программой наставничества следует понимать комплекс мероприятий и действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого с целью получения ожидаемых результатов. Наставляемый в ходе организации совместной деятельности с наставником решает конкретные, личностные и профессиональные задачи, приобретает, накапливает и развивает профессиональные навыки и компетенции. Наставник, обладающий высокими профессиональными знаниями и компетенциями, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, знакомит со своим опытом работы, показывает наставляемому эффективные методы и приемы работы, дающие положительные результаты при организации деятельности, формирует мотивацию к процессам саморазвития у наставляемого.
Цели наставничества в образовании: помощь новым педагогам в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы, реализация обучения на рабочем месте, передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов в образовательной деятельности, понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.
Составляющие системы наставничества
Система наставничества условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, где используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: напри мер, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).
Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики, где основные этапы:
«Я скажу - ты послушай»;
«Я покажу- ты попробуй»;
«Сделаем вместе»;
«Сделай сам - я подскажу»;
«Сделай сам и расскажи, что сделал».
На всех этапах важны поддержка наставника и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще B организует практику. Специалисты выделяют три модели - общения между наставником и подопечными: общение-коррекция, общение-поддержка и общение - снятие психологических барьеров.
Выбор и мотивация наставничества
Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага: назначить координатора и создать документы, регламентирующие действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д.
Сопровождение молодых педагогов должно ориентироваться на их потребности:
- введение в рабочие будни (передача рабочего места, знакомство с пространством заведения);
- включение в образовательное сообщество (все должно быть основано на уважительном отношении);
- испытание самого себя(самостоятельный выбор методик, первые успехи);
- самореализация как педагога (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).
Ориентиром выбора эксперта, ведущего новичков по этим этапам становления, служат следующие качества:
- высокий уровень лояльности к организации;
- понимание всех внутренних систем работы;
- большой профессиональный опыт;
- желание быть наставником;
- готовность инвестировать свое время в развитие коллег;
- умение давать обратную связь и конструктивную критику;
- способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту;
- умение находить общий язык с коллегами, проявление лидерства, бесконфликтность.
Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса.
Материальное поощрение может предусматривать, например, единовременную выплату в размере 10-15% к окладу за каждого подопечного, регулярные выплаты в размере 5% к окладу, ежеквартальные премии. Но все стимулирующие выплаты - только в случае демонстрации подопечным высоких результатов.
Вариантов нематериального поощрения множество: повышение авторитета, должностные повышения, дополнительные отпускные дни и многое другое. В идеале создается такая корпоративная культура, где наставничество воспринимается не как обременение, а как почетная миссия.
Критерии эффективности наставничества
Как посчитать успешность наставничества? Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы. Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.
Основными критериями эффективности наставничества могут быть достижение поставленных целей, одобрение и позитивный настрой всех участников, высокие рабочие показатели подопечных, полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью, экономическая эффективность.
Результат правильной организации работы наставников - высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы. Как выразился профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер: «Наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее "здоровьем"». Мировая позитивная практика это подтверждает.