Финансовая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_puteshestvie_denezhki.docx | 21.9 КБ |
dengi_eto.docx | 24.67 КБ |
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 39.17 КБ |
puteshestvie_k_mishe_ekonomu.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
«Путешествие денежки»
Подготовительная к школе группа.
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель.
г. Югорск, 2019
Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.
Тема: «Путешествие денежки».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о деньгах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новыми словами: доллар, евро.
Развивающие задачи:
- Развивать самостоятельность мышления, речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Э.Н. Успенский «Бизнес Крокодила Гены»; сказки: Братья Гримм, Ш. Перро, русские народные сказки; просмотр мультфильмов; дидактические игры: «Экокуб», «Собери сказку»; рассматривание книг, иллюстраций к сказкам.
Словарная работа: монета, банкир, купюра, доллар, евро, Германия, Франция.
Оборудование и материалы: журнал Гнома Эконома «Экономика», настоящие деньги, карта мира, флажки с символикой разных стран. Иллюстрации к сказкам: «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Король Лев». Кроссворд (слова: валюта, евро, доллар).
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель показывает детям журнал, который принес почтальон в группу).
Воспитатель: Ребята, у нашего гнома Эконома есть вот такой журнал, называется «Экономика». Он его нам прислал по почте и предложил с ним познакомиться. В журнале есть иллюстрации, интересные проблемные ситуации, загадки, пословицы.
Воспитатель: Открываем первую страницу?! Посмотрите, что здесь изображено.
Дети: Деньги, рубль, монета.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у монеты есть две стороны. Как они называются?
Дети: Аверс – это лицевая сторона монеты, реверс – оборотная сторона монеты.
Воспитатель: Какие еще есть деньги, кроме монет?
Дети: Купюры, бумажные.
Воспитатель: Люди, какой страны пользуются такими монетами?
Дети: Жители России, потому что это рубль. Российский рубль.
(Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о деньгах. Дети отвечают).
Воспитатель: Давайте посмотрим следующую страницу нашего журнала.
(Здание банка).
Воспитатель: Какое интересное задание. Как вы думаете, что это?
Дети: Банк.
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами читали про бизнес крокодила Гены и «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Дети: Да.
Воспитатель: Там некоторые герои не знали, что такое банк, для чего он нужен, и поэтому с ними случались интересные ситуации. Давайте поможем им разобраться.
(Воспитатель предлагает детям послушать ситуации).
Воспитатель:
- Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенечке, рассматривал какие – то монеты и о чем – то сосредоточено думал.
- О чем ты думаешь, Буратино? – спросила Мальвина.
- Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь, - ответил грустно Буратино.
- Знаешь, Буратино, недалеко отсюда есть интересный дом, ты можешь туда вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше, - сказала Мальвина.
Воспитатель: О каком доме говорила Мальвина?
Дети: Банк.
- – Правильно ли было предложение старухи Шапокляк положить деньги в банку и закопать? Почему?
Дети: Нет
Воспитатель: Что такое сберегательный банк? Как называется главный человек в банке?
Дети: Сберегательный банк - это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами. Главный человек в банке – банкир.
(Воспитатель предлагает игру «Орел – решка»).
Воспитатель: Давайте вернемся к нашему экономическому журналу. Посмотрите, это сказочная страница! Из какого мультфильма эти герои?
Дети: «Король Лев».
Воспитатель: В какой стране живут эти герои?
Дети: Соединённые Штаты Америки.
Воспитатель: Правильно, Соединённые Штаты Америки.
(Работа с картой. Воспитатель показывает на карте страну, государственный флаг и прикрепляет его к США.).
Воспитатель: В Америке мы сможем что – нибудь купить на наши рубли? Какие деньги нужны для покупки?
Дети: Нет. Доллары.
Воспитатель: Правильно, доллары.
(Дети рассматривают доллар, прикрепляют его к флагу).
Воспитатель: У нас в России – рубль, а в США …
Дети: Доллар.
Воспитатель: Что же приготовил для нас Гном Эконом на следующей странице!? Открываем вторую страницу.
(Первая иллюстрация из сказки «Бременские музыканты»).
Воспитатель: Из какой сказки эти герои?
Дети: «Бременские музыканты».
Воспитатель: Кто написал сказку?
Дети: братья Гримм.
Воспитатель: Какие еще сказки братьев Гримм вы знаете?
Дети: «Золушка», «Мальчик-с-пальчик».
(Выясняют, в какой стране жили братья Гримм. Работа с картой; показ на карте мира Германии, ее флага).
(Внимание на вторую иллюстрацию из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»).
Воспитатель: Эти иллюстрации, из какой сказки?
Дети: «Кот в сапогах».
Воспитатель: Кто ее автор?
Дети: Шарль Перро.
Воспитатель: Назовите еще сказки Шарля Перро.
Дети: «Красная Шапочка», «Спящая красавица».
Воспитатель: Шарль Перро жил во Франции.
(Работа с картой, флагом; показ на карте мира Франции).
Воспитатель: В Германии и Франции денежные знаки называются евро.
(Рассматривают евро и прикрепляют их к флагам стран).
Воспитатель: В Германии используют денежные знаки?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель: А во Франции?
Дети: нет.
Воспитатель: Денежным знаком евро пользуются многие страны Европы, об этом подробно узнаем на следующем занятии.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам игру «Четыре дорожки». (К 4 мольбертам прикреплены иллюстрации из сказок: «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Король Лев»).
Воспитатель: У вас на столах лежат деньги разных стран, выберите одну купюру и идите по дорожке, которая приведет купюру в страну, где она живет. А герои сказок вам будут помогать.
(Дети объясняют свой выбор).
Воспитатель: Дети, вы узнали, что в каждой стране есть свой денежный знак, во Франции…, Германии…, Америке…, России…
Дети: Во Франции – евро, в Германии – евро, в Америке – доллар, в России – рубль.
Воспитатель: Осталась последняя страница, давайте откроем ее?
Дети: Да.
Воспитатель: Гном Эконом предлагает нам интеллектуальную разминку, мы разгадаем кроссворд после занятий. Надо поблагодарить Гнома Эконома за интересный журнал и порадовать его тоже журналом, который мы с вами составим из загадок, ребусов, кроссвордов. Я рада, что вы принимали активное участие в занятии, что мы с вами совершили интересное путешествие с денежкой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
дошкольные группы
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Познавательно развитие»
«Деньги это…»
Старшая группа
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель
г. Югорск, 2021
Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.
Тема: «Деньги это…».
Цель: Познакомить детей с историей денег.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию и развитию финансово – экономической культуры детей.
Развивающие задачи:
- Развивать память, внимание, умение ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Оборудование и материалы: карточки с изображением разных предметов для игры «Найди и обменяй»; презентация «История появления денег», мультимедийная установка для показа слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем наше занятие , отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них
Чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги).
Воспитатель: Как вы уже догадались, речь пойдет о деньгах.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
Воспитатель: Деньги … А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»?
Дети: торговля, богатство, покупки, магазины, копилка и т.д.
Воспитатель: Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные.
У разных народов деньгами служили различные предметы. В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. И это получило название «товаро – деньги».
Со временем, при обмене выбирался какой – то товар, который становился равнозначным ко всем товарам, то есть все товары, которыми торговали в данный местности, приравнивались к определенному количеству этого товара. Так, например, в Древней Монголии это был прессованный чай, а на Каролинских островах это были огромные камни. Сдвинуть с места такую «деньгу – камень» могли только несколько человек, а это достаточно проблемно.
Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. А многие племена эти раковины – деньги носили на связках и в случае опасности закапывали в землю. Конечно, же такая раковина не могла стать настоящими деньгами. В Мексике деньгами были какао – бобы; в Канаде, на Аляске и в Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Кое – где деньгами служили зерно или соль.
До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.
Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось сложнее их обменивать друг на друга. Если хотели рыбу обменять на овцу, необходимо было наловить очень много рыбы для того, чтобы обмен был равноценным. Далее нужно было найти того, кому нужно было много рыбы, и успеть ее обменять, чтобы рыба не испортилась. С ценой тоже было сложно: например, мешок сахара можно было обменять на 2 топора, а на следующий день уже за три топора и наоборот.
Запомните: обмен товара на товар называется бартер.
Обменивать товары было достаточно сложно, и чтобы облегчить обмен, люди стали задумываться о том, какой предмет больше всего подходит для этого. Перепробовали многое: меха, скот, зерно, табак, куски материи и многое другое.
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги?
Дети: Нет.
Воспитатель: Людям стало ясно, что деньги должны быть постоянными, не должны портиться, быть легкими по весу, но чтобы не теряли своей ценности. А теперь давайте поиграем.
Игра «Найди и обменяй».
Воспитатель: Представьте себя жителям Древней Руси, которые пришли на ярмарку. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вещь. Время на выполнение задания - 5 минут.
(Карточки делаются таким образом, чтобы дети могли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен: у купцов: ткани, пряности, им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры, им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи, им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца, им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.).
Воспитатель: Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси?
Дети: Да
Воспитатель: Кто не смог произвести обмен?
Дети: Крестьяне.
Воспитатель: Какие сложности возникли при обмене?
Дети: Не смогли обменять товар, так как не у кого было обменять.
Воспитатель: Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Дети: придумали деньги?
Воспитатель: да верно, сначала поговорим о том, как появились монеты. Ребята, может быть, кто – то из вас знает, как появились монеты, или есть какие – о предположения? (Ответы детей).
Воспитатель: Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговли. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье, пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делились на части, и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Для того чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.
Формы монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т.д. постепенно общим эквивалентом становится золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы торговли.
Как же стали называть деньги? На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово монета – это одно из прозвищ богини Юноны. Был храм, носящий ее имя, и в нем была расположена мастерская по чеканке денег, и поэтому стали называть их монетами. Вот так и появилось слово монета.
А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. На Руси существовала весовая единица – гривна, со временем она стала и денежной единицей, называли ее «гривна кун» (в 11 веке 1 гривна кун = 20 ногатам= 25 кунам= 50 резанам). А вот происхождение слова рубль связано со словом рубить. Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. В то время рублями называли новгородские гривны – серебряные слитки весом около 200 граммов. В 14 веке рубль становится счетной единицей, равной 200 московскими деньгами или 100 копейками, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века.
Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр Первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль равняется 100 копейкам. А само слово копейка произошло от изображения всадника с копьем.
Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов. Но у металлических денег оказались недостатки – они тяжелвые и занимают немало места. Люди придумали выход – золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано, какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Незаконченные предложения».
Представьте, что вы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы должны заметить только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю «За деньги можно купить кровать», а вы говорите «Но не сон». И так начнем:
- за деньги можно купить часы…(но не время)
- за деньги можно купить книгу…(но не мудрость)
- за деньги можно купить телохранителя…(но не друга)
- за деньги можно купить еду…(но не аппетит)
- за деньги можно купить дом…(но не семью)
- за деньги можно купить лекарство…(но не здоровье)
- за деньги можно купить развлечение…(но не счастье, не хорошее настроение).
Воспитатель: молодцы, ребята, так что же тогда деньги?
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги.
Воспитатель: А какие формы денег вы знаете?
Дети: наличные и безналичные.
Воспитатель: отлично! Молодцы!
Воспитатель: Ну а нам пора подводить итоги. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили? Как в старину люди жили без денег? Как появились первые деньги? Как стали называть деньги?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Дошкольные группы
«Диагностический инструментарий сформированности основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель
г. Югорск, 2021
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Формирование финансово – экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:
I уровень – низкий: находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень – средний: этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий: для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика для определения начального уровня финансово – экономических знаний.
Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно – поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.
Диагностический лист.
Фамилия, имя ребенка.
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 |
Задание № 1: «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, рекламы и т.д.).
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
- Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
- Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.
- Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
- Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
- Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже цена товара.
1 балл – правильно один или два ответа;
2 балла – правильно четыре ответа;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Задание № 2: «Найди лишнее».
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать, одним словом остальные три?».
1 балл – вес карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание № 3: «Продолжи предложение».
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картины.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
- Любой труд приносит…(пользу).
- Моя мама получает за свой труд…(зарплату), бабушка получает…(пенсию), а брат учится в институте и получает…(стипендию).
- Доходы семьи можно увеличить, если…(вести дополнительное хозяйство; кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).
- Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это …(профессии).
- Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
- Место хранения и накопления денег называется…(банк).
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна…(реклама).
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре – пять ответов;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.
Задание № 1. Цель: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание № 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание № 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание № 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Диагностический лист
(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Потребности | |||
Ресурсы | |||
Деньги | |||
Реклама |
Задание № 1.
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(товар).
- Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).
- Подумай и назови свои потребности, то, без чего ты не сможешь жить. (Пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).
- Проследи, какие изменения происходят с растениями или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание № 2.
- Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…(банкир).
В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет…(бизнесмен).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…(продавцы).
- - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле).
- Люди, каких профессий, по – твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).
- Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?
Задание № 3.
- На товаре быть должна
Обязательно…(цена)
Говорят про меня –
Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
Я – тяжелый, полновесный (рубль).
И врачу, и акробату
Выдают за труд…(зарплату).
- – На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться).
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
- Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай, почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).
Задание № 4.
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…(рекламы).
Яркой краски привлекает,
Покупать нас заставляет. (рекламный плакат).
Прохожу мимо витрины,
И стоит там человек,
Говорит он так красиво,
Кто же этот человек? (рекламный агент).
- – Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные).
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали).
- Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
- Знания в области социально – экономической сферы;
- Знания в области товарно – денежных отношений;
- Знания в области производства и связанных с ним вопросов;
- Знания в области информационно – организаторской сферы;
- Знания в области нравственно – этической сферы;
- Знания в области государственно – юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Задания первой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?».
Задание № 3: Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и т.д.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание № 4: Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание № 5: Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание № 6: Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребенок хочет для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Задания второй серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно – денежных отношениях, процесс купли – продажи
Задания третьей серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товар?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товар?».
Задание № 4: Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по – разному: в одном месте дороже, в дорогом дешевле?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, то есть о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
Задания четвертой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать, то что лежит перед тобой?»).
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Можно ли и одних материалов изготовить другие?».
Задание № 4: Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание № 5: Педагог предлагает рассказать ребенку технологию приготовления пищи.
Задание № 6: Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
Задания пятой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно – юридической сферы.
Задания шестой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое собственность?».
Задание № 2: Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем.
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Фёдору?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла – при ярко выраженном признаке;
2 балла – при его устойчивом проявлении;
1 балл – в случае слабого проявления признака;
0 баллов – при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) – количество баллов от 3 до 8;
II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;
III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.
Диагностический лист
(темы: Профессия, Орудия труда, Бюджет семьи, Доходы семьи, Товар и цена, Реклама).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Профессии | |||
Орудия труда | |||
Бюджет семьи | |||
Доход семьи | |||
Расход семьи | |||
Товар и цена | |||
Реклама |
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессией; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Диагностический лист
(тема: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль, Валюта, Бартер).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Деньги | |||
Сбережения | |||
Денежная прибыль | |||
Валюта | |||
Бартер |
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в простейших экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.
Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Дошкольные группы
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
«Путешествие к Мише эконому»
Старшая группа
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель.
г. Югорск, 2021
Технологическая карта практического занятия
Образовательная организация | МБОУ «Гимназия» |
Возрастная категория | Старшая группа |
Вид занятия | ООД |
Тема | «Путешествие к Мише эконому» |
Формируемые знания, умения, навыки |
|
Ожидаемые результаты |
|
Цель | Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. |
Учебные задачи |
|
Образовательные технологии | Здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технологии, игровая технология. |
Методы и приемы работы с информацией | Беседа, игры. |
Общее время занятия | 25-30 минут |
Оснащение занятия | Реклама товаров; автобус (построенный из стульчиков); игрушки: бубен, мяч; монетки – медальки; листы бумаги, фломастеры, экономический кубик |
Конспект практического занятия
Этап занятия | Содержание деятельности | Время, контроль | |
1 | Организационный этап | В.: Собрались все дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются) (звук входящего письма, на интерактивной доске появляется письмо) В.: Ой, ребята к нам на почту пришло письмо, давайте его прочитаем? Д.: да. В.: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Миша Эконом. Я живу в лесу, но есть у меня сокровенная мечта – отправиться на необитаемый остров. Подскажите мне, что взять с собой на остров? Я буду очень рад, если Вы приедете в гости и поможете мне в осуществлении моей мечты. Жду Вас с нетерпеньем Миша Эконом». В.: Для того чтобы отправиться в путешествие нужно не много размяться. | 5-7 минут |
2 | Разминка | Видео - разминка | 5-7 минут |
3 | Основной этап | В.: А на чем мы будем добираться до Миши Эконома? Д.: На машине, автобусе, самолете. В.: А я вам предлагаю отправиться на автобусе. Ребята, а как вы думаете , нам что – нибудь понадобиться в лесу? Д.: Да. В.: Да, понадобиться. Вы пройдите, пожалуйста, в группу и возьмите все необходимое, что нам нужно будет в лесу. А я вас здесь подожду. Пока вы ходите, заправлю автобус бензином. (дети уходят и приносят все необходимое) В.: Проходите, садитесь удобнее; поехали. (звучит тихая музыка) В.: Скажите, пожалуйста, что вы с собой взяли? (дети перечисляют, что каждый взял с собой). В.: Мы с вами долго ехали, а вот и остановка, скажите, пожалуйста, как она называется? Д.: Реклама. В.: Правильно остановка называется реклама. Д.: Давайте выйдем из автобуса и рассмотрим ее. (звучит звукозапись «Лес») В.: Что здесь нарисовано? Д.: Пчелка на цветке, бочонок меда. В.: Да это же Миша Эконом рекламирует свой мед, чтобы все жители и гости леса покупали его. Наверное, дом Миши Эконома, где – то рядом. Давайте пройдем по лесу и, может быть, увидим что – то интересное. (идут змейкой, под березкой стоит банка) В.: Дети, в этой банке Миша Эконом, наверное, хранит свои деньги? Д.: Нет. В.: А где нужно хранить свои деньге? Д.: В Сбербанке, Сбербанк – это такое здание, куда люди несут деньги на хранение. Там стоят сейфы и есть охрана. В.: Правильно, молодцы! | 10 минут Показ презентаций Работа в бортовом журнале |
В.: Катя взяла с собой погремушки и бубен. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Веселый бубен». (Дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова) «Ты катись весёлый бубен, В.: Смотрите, что я нашла! Что это? Д.: Деньги, монетка. В.: Как называется лицевая сторона монеты? Д.: Аверс. В.: Обратная сторона? Д.: Реверс. В.: Отлично, молодцы! В.: Миша Эконом приготовил нам еще сюрприз. А вот и сам Миша Эконом.(Миша встречает гостей и рассаживает их на ковер) М.Э.: Здравствуйте ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. Все готовы? Д.: Да. М.Э.: 1. Какой герой сказки хотел, чтобы его деньги выросли? (Буратино). Что он с ним сделал? (Закопал в землю). 2. Что снесла курочка? (Яичко) А когда яичко пойдет в накопление? (Когда яички будут копить). 3. Вспомните русскую народную сказку «Мороз Иванович». Кто оказался в убытке? (Ленивица). А кто в прибыли? (Рукодельница). 4. В селе Простоквашино все любят мороженое, но как вы думаете, когда большой спрос – зимой или летом? (Летом). А Почему? Миша Эконом раскрывает сокровенную мечту: поехать на необитаемый остров. М.Э.: Ребята, какие вещи, предметы, продукты питания мне понадобятся, чтобы выжить на нем? Помогите мне. Я вам раздам листочки и фломастеры, а вы нарисуете. (Ребята рисуют и дарят их Мише Эконому) Миша Эконом благодарит ребят и дарит им волшебный кубик «Экономический кубик», и медальки – монетки. В.: А нам пора прощаться и говорить до свидание Мише Эконому, отправляться в детский сад. | 10 минут | ||
4 | Заключительный этап | Где мы сегодня с Вами были? У кого в гостях? Назовите лицевую и обратную сторону монеты. Что нам подарил Миша Эконом? | 5 мин. |