Развитие творческих способностей в процессе формирования общекультурных компетенций во внеурочное время.

Донченко Ирина  Владиславовна

В публикации обобщен опыт развития творческих способностей через создание собственных поэтических произведений. Знакомство с законами поэтического творчества, произведениями русских поэтов — классиков является первым шагом к самовыражению и самопознанию личности. Следующим шагом можно считать написание собственного стихотворения, ориентируясь на образцы классической поэзии, с которыми дети знакомятся на уроках. Итогом работы стал сборник стихов и прозы «Воздух времени», где все произведения, иллюстрации были сделаны учениками одного класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publitsatsii_2.odt48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Донченко Ирина Владиславовна.

Россия. Москва.

ГБОУ1568 имени Пабло Неруды,   учитель русского языка  и литературы.

 

Развитие творческих способностей в процессе формирования общекультурных компетенций  во внеурочное время.

  В   публикации  обобщен  опыт  развития  творческих  способностей   через создание  собственных поэтических произведений.  Знакомство  с законами поэтического   творчества, произведениями  русских   поэтов — классиков является первым шагом к самовыражению и самопознанию личности. Следующим шагом можно считать написание собственного стихотворения, ориентируясь на образцы классической поэзии, с которыми  дети знакомятся на уроках.  Итогом  работы   стал  сборник   стихов  и прозы «Воздух  времени»,  где   все  произведения, иллюстрации  были   сделаны  учениками одного  класса.

Развитие творческих способностей в процессе формирования общекультурных компетенций  во внеурочное время.

Образовательную среда - «совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических), которые оказывают существенное влияние на  характер образовательного процесса».[2]

Причем при анализе  эффективности образовательной творческой  среды необходимо уделять особое внимание  ее психологическому компоненту:  «интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат;  удовлетворенность образовательной средой; демократичность образовательной среды; содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов». [2]

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» [3]

Понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества, мы становимся перед задачей -  создать  среду, которая развивала бы личность, создавала бы "культуросообразные" условия для их самореализации, самовыражения, для поиска наилучшего способа  определения собственной траектории развития.

Работа по осмыслению творчества классиков  на уроке литературы является первым шагом к самовыражению и самопознанию личности. Следующим шагом можно считать написание собственного стихотворения, ориентируясь на образцы классической поэзии, с которыми  дети знакомятся на уроках.

 Детские стихи – стихи любительские: они несовершенны, вторичны и подражательны.  Но «пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса». [1]

 Опыт юных авторов достаточно уникален, и ценен, особенно для тех, кто делает первые шаги в познании жизни.

 Но главное   не в этом. Даже профессиональным поэтам необходимы советы и замечания внимательных читателей и редакторов. Тем более нуждается в них начинающий автор.

Свою редакторскую задачу я вижу не только в том, чтобы довести детские стихи до  состояния публикации, но и в том, чтобы юные поэты заметили недочёты и огрехи своих текстов и по возможности устранили их сами. Иногда авторы делают это тут же, буквально  на глазах, и искренне радуются тому, как улучшается текст. Этот счастливый опыт помогает им приобретать навыки самостоятельного исправления неудачных строк. А для занятий поэзией это имеет первостепенную важность. И постепенно уровень сочиняемых стихов повышается.  В качестве примера хочу привести два стихотворения одной  ученицы. Между  ними     два   года:

Летнее солнце не светит над нами,

Серое небо плачет дождями,

На смену теплу пришли холода,

По дороге бежит дождевая вода,

Ветер холодный срывает листву...

Осень пришла. Не во сне – наяву.

*****

Далекая синяя высь над вихрастыми головами

Задорно смеется до слез над такими упорными нами –

Мы дети Земли,

 Но во все времена тянулись к свету.

 И к небу.

Без оглядки рвались,

Стремясь в заветную высь,

К пушистым облакам, палящему солнцу…

Долетали до грани, за которой бесконечность,

Тьма,

Пропасть

И Вечность…

Но дальше нас не пускали.

Как мотыльки о стекло лампы, мы бились и обжигались,

И на землю вновь возвращались,

До боли вглядываясь в манящую высоту,

Лежа среди васильков –

Кусочков где-то уже разбитого нами неба.

И упрямо лелея

Безрассудную нашу мечту:

Мы пробьемся, что бы там ни было.

Пусть даже там нет ничего.

И однажды дождались. В апрельское утро

Взлетел фейерверк и скрылся за окоемом

Такого близкого теперь, большого

Космического водоема….

Стенка аквариума треснула, и на нас пролились звезды…

Развитие поэтических способностей ребёнка, на мой взгляд, очевидно.

Хотя сам творческий процесс и не поддаётся контролю, а результат его непредсказуем, совместное исправление текста автором и учителем , внеурочные беседы о специфике поэтической речи и основах стихосложения помогают создать благоприятные условия для развития поэтического дара учащихся, атмосферу живого дела и заинтересованности.

Преподавание литературы, вызывающее у детей интерес к сочинению собственных стихов; редакторская правка этих стихов, требующая исключительного внимания и деликатности,  – всё это звенья одной цепи. Они делают   ребенку  уверенность  в  своих силах , а  учителю -  удовлетворение    и радость.

Таким образом, работа на  уроке и за его рамками, в основе которой лежит проектный метод обучения,  ориентированный не только  на интеграцию имеющихся знаний, но и  на приобретение новых путем самообразования, приводит к формированию общекультурных компетенций:

  1.     1. Организовывать собственную деятельность, оценивать их эффективность и качество.
  2.      Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для решения задач профессионального и личностного развития.
  3.      Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ха них ответственность.
  4.   Самостоятельно определять  задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  5.  Логически верно излагать устную и письменную речь.

Итогом      работы  явился   сборник   стихов  и  прозы,   «Воздух  времени», изданный  как   итог  творческой  работы   ребят  одного  класса. В этой книге представлены  восемь авторов, но за строчками стихов открывается особый мир целого класса - добрый, чистый, притягательный - и  характеры авторов и их друзей. Это единое  МЫ – удивительное и  неповторимое. Это произведения ребят, проживших вместе  одиннадцать лет жизни. Это один класс. Все произведения сборника пронизывает ощущение  времени – быстротечности и мимолетности, вечности и сиюминутности, отражая поиск каждым  автором   своего уникального места в этом мире.

                                               

Примечания

     1. Бродский И. Нобелевская лекция. Издательство: Азбука-классика 2006 - 256 стр.

2.Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы. /Электронный ресурс/  Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212466/

3.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию  М.: Смысл, 2001. — 365 с.