Использование технологии Творческих мастерских в работе учителя - словесника
В статье отражен опыт работы использования технологии Творческих мастерских на уроках литературы. Рассмотрена методика проведения занятий, показан в качестве примера один урок литературы в 7 классе по повести Л. Н. Толстого "Детство" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии Творческих матерских в работе учителя - словесника | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология творческих мастерских на уроках литературы.
"Atelie" — так французские пeдагоги из общeствeнной организации «Новоe образованиe» называют мастeрскиe письма.
Пeдагогические мастерские появились в России в начале 90-х годов XX вeка в Санкт-Петeрбурге, тогда же заговорили о "пeтербургских педагогичeских мастeрских".
Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Технологию педaгогических мастерских нaзывают диaлоговой, полицентрической, рефлексивной – онa связана с гумaнистическим харaктером целей, взаимоотношений, деятельности учaстников мaстерской.
Вот одно из первых определений, дaнных по-русски этому понятию: "Мaстерская педaгогическая — это тaкая форма обучения детей и взросллых, которaя создаёт условия для восхождения кaждого участника к новому знaнию и новому опыту путём сaмостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивaет открытие нового и сaмостоятельность пути.
Чем отличается мастерская от других видов учебной деятельности?
На школьном урoке учитель ведет за сoбой весь класс, дети же идут вслед за ним. Даже если педагoг начинает с oбсуждения проблемнoго вопрoса, ответ на негo заранее ему известен. Роль учеников в этом случае пассивна.
В мастерскoй педагог дает в руки ученика «дорожную карту», с помoщью кoторой он должен прийти к открытию самостоятельно. Для дoстижения цели ученики объединяются в группы. Поэтому oдним из важнейших условий рабoты является дoверительная атмoсфера работы.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, получить результат в виде изученной темы.
Типы мастерских
- мастерская построения знаний,
- мастерская творческого письма (или просто — письма),
- мастерская построения отношений,
- мастерская ценностных ориентаций,
- мастерская по самопознанию, проектная мастерская и др.
По русскому языку и литературе существует два вида мастерских:
1. Мастерская построения знаний
2. Мастерская творческого письма.
Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.
Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.
Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.
Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.
Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии.,остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Созданные творческие работы оцениваются учителем поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.
Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.
Алгоритм "мастерской построения знаний"
Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.
В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.
Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: "Представьте себе, что перед вами — великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите — самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.
В мастерской построения знаний «Как понять текст?» предлагается нарисовать на листе бумаги что-нибудь, понятное только автору рисунка. После обсуждения и попыток объяснения рисунков учащиеся выходят на проблему урока: Как понять текст?
На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.
Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..
Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.
Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.
(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор.
Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..
Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.
Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.
Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.
Виды деятельности в мастерской:
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах, коллективе, в целом:
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Роль Мастера.
- Мастер демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия.
- Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему.
- Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс.
- Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.
- В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.
Алгоритм действий в мастерской творческого письма.
1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.
Виды индукторов:
Имя ребёнка, музыкальное произведение, стихотворение, окружение ребёнка,
кличка животного, рисунок, воспоминания, собственная ладонь,фотография,открытка, название урока, на котором хвалили и т. д
2. Работа с материалом:
- деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;
- выбор;
- реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.
3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;
4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;
5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;
6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.)
7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.
8. Рефлексия.
Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?
Законы мастерской
1.Ценностно-смысловое равенство всех участникнов. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)
2.Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.
3.Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4.Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)
5.Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.
6.Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира.
7.Организация и перестройка реального протстранства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.
8.Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
- Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далеким от искусства предметам.
- Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
- Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
- Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Алгоритм действий в мастерской:
1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.
Виды индукторов:
Имя ребёнка, музыкальное произведение, стихотворение, окружение ребёнка,
кличка животного, рисунок, воспоминания, собственная ладонь,фотография,открытка, название урока, на котором хвалили и т. д
2. Работа с материалом:
- деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;
- выбор;
- реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.
3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;
4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;
5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;
6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица ит. д.
7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.
8. Рефлексия.
Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?
Мастерская по повести Л. Н. Толстого «ДЕТСТВО» 7-й класс (2 часа)
Мастерская проводится на последних уроках по теме, когда рассмотрен основной сюжет, отношения между героями, поставлен вопрос, что интересно автору и как можно понять разных героев.
(Пояснение для учителя: в классе может возникнуть ситуация-
-не хочу участвовать.
(Решение - дать индивидуальное задание. (Его надо продумывать заранее. Такие варианты могут быть)
-отказ читать вслух свою работу.
(Решение: заранее предупреждать об условиях работы. Можно разрешить не читать своё "тайное", пусть говорит тот, кто хочет)
Урок 1. Вступление. Беседа перед мастерской гл.12,19. повести Л. Н. Толстого «Детство»
Мы говорили с вами о том, как Л. Толстой умеет показывать внутреннее состояние героев (в частности, когда читали главу XII — «Гриша»). Льва Толстого отразить состояние человека — это самое главное. Почему? Об этом и пойдёт разговор.
Читаем эпизод XIX главы: Николенька Иртеньев любуется Серёжей Ивиным, который ему очень нравился, а потом все вместе мальчики обидели одного из гостей.
Представление проблемы.
Участники делятся на группы по 4 чел. Совместно в группе обсуждается вопрос:
На какие же вопросы нам нужно ответить, чтобы понять героя?
Варианты ответов.
Какова внешность, детали портрета?
Каков круг общения Николеньки?
Как отзываются о нём люди?
Как к нему относились дети, а как взрослые?
Как он относится к другим людям?
Какие у Николеньки привычки?
Что он думает о самом себе?
Какие чувства и мысли волновали его?
Каковы причины поступков?
Каким Николенька хотел выглядеть в глазах других?
Изменялся ли мальчик?
Что прямо говорит о нём автор?
Как я отношусь к герою?
Что самое главное в герое для автора?
1. Вспомните, как вы любовались каким-нибудь человеком. Что вы чувствовали? Запишите: "Я любуюсь". (Вспомните и запишите свои ощущения)
Вариант ответа:
Я любуюсь: смеюсь, радуюсь, хочу показать себя; восхищение, интерес, желание познакомиться, желание подражать, быть похожей; уважение, желание помочь, позаботиться о таком человеке; гордость, .желание порадовать, желание показать себя.
2. Вспомните, было ли так, что вы кого-то обидели? Из-за чего? Какое это чувство вы испытывали?
Варианты ответа:
Обижать: ненависть, желание возвысить себя, злость, чувство удовлетворения, вина; ощущение безысходности; раскаяние, ненависть; злость, испуг, страх, желание отомстить, жалость, досада, насмешка, расстройство, беспокойство, самообвинение, стыд….
Запишите свои размышления: на что обижаются ваши друзья, а что обидно для вас.
(2- 4 предложения. Читает тот, кто хочет)
3.Работа с текстом
Перечитайте эпизод из финала XIX главы. Запишите вопросы, которые возникают при чтении. Соберите после обсуждения вопросы в группах (по 4 чел.).
Почему мальчики не дружили с Илинькой Грапом?
Почему издевались над Илинькой? За что?
Почему Илинька терпел насмешки, не защищался?
Почему никто не защитил Грапа?
Почему Илинька не ушёл?
Почему автор называет его несчастной жертвой?
Почему Николенька изменял свои мнения в зависимости от мнений Серёжи?
Почему мальчикам было не стыдно?
Почему Илинька не понимал, за что его обижают?
Почему под конец Серёжа захотел унизить Грапа?
Почему все "принуждённо" улыбались (Серёжа — "неестественно")?
Что здесь самое важное для автора?
Почему через много лет автор переменил мнение об Илиньке?
Вопросы, составленные учителем параллельно с классом
Из-за чего Илинька казался Николеньке презренным существом?
Чему и почему удивлялся Илинька, глядя на мальчиков?
Зачем Серёжа и все насильно перевернули Грапа?
Почему Николенька, почувствовав, что дело невесёлое, не попробовал всех остановить?
Почему Илинька "кидал ногами", когда его перевернули?
От какого чувства "опомнился" Серёжа?
Почему Илинька в одном предложении совместил "ты" и "вы"?
За что Серёжа стал бить Илиньку лексиконом?
Почему Серёжа назвал шуткой то, что сделал?
Как объяснить, что Николенька напоследок всё же решил, что прав Серёжа?
Промежуточное представление результата.
Выделите в группе главный вопрос и попытайтесь совместно дать на него ответ, поделитесь ответами с другими группами.
1. Нарисуйте условные фигуры: один худенький и нескладный мальчик, а вокруг него пять более крепких с поднятыми руками...
2. Запишите два предложения — мысли любого из мальчиков в этот момент.
Прочитайте то, что записали.( Важно предъявить другим своё мнение и учесть чужие.)
4. Найдите слова, которые показывают, как изменялось состояние Николеньки. (читаем и комментируем)
Находки из текста | Объяснения |
хотели посмеяться | для развлечения |
напали возиться и щеголять друг перед другом | хвастаться, показывать себя |
Серёжа был удивительно мил | Николенька любуется своим кумиром |
невозможно было удержаться от смеха | реакция на чужого, непонятного, нескладного мальчика |
закричали мы | как стая, одушевлённая общим неосмысленным чувством |
мы помирали со смеху | заражали друг друга бессмысленным смехом |
я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело | ещё не мысли, но чувство того, что содеяно зло, пробуждение совести |
плачевная фигура... поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться я с участием посмотрел на бедняжку Э,Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал? Илинька больше ничего как плакса, а вот Серёжа — так это молодец | удивление себе и нежелание считать себя виноватыми сочувствие активное желание понять и исправить причиненное зло. нежелание понимать другого человека, желание сохранить прежнее впечатление о добре всего, что исходит от Серёжи, и душевное равновесие |
5
Задание с выбором темы.
Объясните письменно :
поведение и самочувствие Илиньки Грапа;
поведение и душевное состояние Серёжи;
поведение и перемену мнений Николеньки.
6 Рефлексия. Что было для меня важным в эпизоде повести? О чем я думал?
Д,З. Найти и отметить в повести строки, в которых описывается состояние героя.
Устное обсуждение фрагмента повести (глава XIX). Чьи мысли перед нами?
«Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несёт поварёнок для супа?..
Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Серёже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом. Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний».
Темы сочинений
1. Николенька Иртеньев - главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».
2.Что было самым важным для Льва Толстого в изображении главного героя повести «Детство».
3.Чем необычен Николенька Иртеньев для современного читателя?
Литература.
Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.
Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008.