ПРОЕКТ "Веселые пальчики"
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
108840, г.Москва, г. Троицк, ул. Школьная д.10, тел./факс (495) 851-03-11,
E-mail: gimnvp@mail.ru, gympushkova@edu.mos.ru
ПРОЕКТ
«Веселые пальчики»
Авторы:
Ефремова РуфинаИльсуровна
Парфенова Валентина Николаевна
Семенова Ольга Николавна
г.Москва, г.Троицк
2019 г.
Методический паспорт проекта
Название проекта:«Веселые пальчики»
Автор проекта:Ефремова РуфинаИльсуровна - инструктор по физической культуре, Семенова Ольга Николаевна, Парфенова Валентина Николаевна – воспитатели МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова»
Тип проекта:информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети 4-5лет, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Цель проекта:Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Знакомство детей с некоторыми видами кинезиологических упражнений.
Актуальность проекта:
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга» ипальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельности. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой,
зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.
Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать Перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.
Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.
Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.
Задачи:
1. Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.
2. Развивать межполушарное взаимодействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.
3. Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.
4. Развивать воображение, моторную сферу ребёнка.
По продолжительности проект:краткосрочный, 2 месяца.
Условия реализации проекта:
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы работы:
Организационный этап:
Подготовка материала:
- Работа с методической литературой и интернет-ресурсами.
- Составление конспектов НОД.
- Подборка видео (ассиметричная пальчиковая гимнастика в детском саду).
- Подборка упражнений и составление комплекса на физкультминутках, на досуге и на занятиях по физической культуре.
- Подборка учебного материала для приготовления «Ковриков здоровья» в группе.
Практический этап, реализация проекта:
- Показ видео (https://youtu.be/Cki-TSQtdj8; https://mama-pomogi.ru/obuchenie/risovanie/zerkalnoe-risovanie-s-doshkolnikami).
- Аппликация «Цыпленок»
- Рисование «Ёлочка» (зеркальное рисование, симметричные рисунки).
4. Проведение физкультминуток.
5. Использование кинезиологических методов на занятии по физической культуре (ОРУ, растяжки).
6.Изготовление «Коврика здоровья» (совместная работа с родителями).
7. Изготовление группового комбинированного «Коврика здоровья».
Завершающий этап:
Презентация. Выставка «Ковриков здоровья»
Показ проекта перед воспитателями.
Приложение:
- Мастер-классы.
- Конспекты по теме проекта.
- Консультации для родителей и педагогов.
- Картотека кинезиологических упражнений.
Список литературы:
1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательнаякинестетика для детей: Базовое пособие по ОбразовательнойКинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Цветковой Л.С. М., 2001.
6. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
7. Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
Конспект занятия
по развитию мелкой моторики рук
и пространственного воображения
с использованием нетрадиционной техники аппликации из салфеток
методом скручивания
на примере аппликации «Цыпленок»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение у детей 4-5 лет, навыки аппликации.
Задачи:
1.Познакомить детей с домашними птицами;
2. Познакомить детей с новым материалом для творчества - салфетками.
3.Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей, речи, внимания, познавательного интереса,
4. Формировать созидательный настрой в группе;
5. Поддерживать доброжелательную атмосферу.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков, фотографий и иллюстраций с изображением домашних птиц, цыплят.
2. Чтение рассказов, сказок и загадок о домашних птицах, цыплятах.
3. Развитие звукоподражательных навыков, чтение чистоговорок
"Кто как поет?"
Материалы и инструменты:
1. Листы картона;
2. Салфетки столовые желтые целые и разрезанные на 2 части;
3. Клей;
4. Кисти для клея;
5. Заготовки из цветной бумаги - клювы, глаза.
6. Фломастер или цветной карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (Показывает образец аппликации).
Из яичка появился.
Миру очень удивился.
Это - курочки ребёнок,
Жёлтый, маленький… (Цыплёнок) (Л. Заикина)
(Ответы детей).
( https://po-ymy.ru/zagadki-pro-malenkogo-cyplenka.html)
Воспитатель: Но этот цыпленок совсем один и ему очень скучно...
Как же ему помочь? - (Ответы детей).
Воспитатель: Сделаем много таких цыплят? (Ответы детей).
Для этого нам надо приготовить наши руки, пальчики. Сделаем для них разминку:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять. (https://sibmama.ru/palchiki.htm)
Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки. На счет - поочередно загибают пальчики на обеих руках.
Основная часть.
Воспитатель: А теперь нам понадобится столовая салфетка, желтая, мягкая. (Дети садятся за столы, берут салфетки)
Воспитатель: Развернем целую салфетку и возьмем ее за уголок, пригладим ладонью другой руки и, продолжая держать за уголок, начнем ее скручивать в «спираль». У нас получится спираль из салфетки, из нее мы сформируем круг. Кисточкой на картоне нарисуем клеем круг и на него положим круг из салфетки.
А теперь, внимание! Накроем ладонью наш желтый круг из салфетки, прижмем его к клею.
Воспитатель: Теперь можно убрать ладонь - получилось туловище нашего цыпленка! Дальше возьмем половину салфетки за уголок. Разгладим ее ладонью другой руки, начнем скручивать спираль, сделаем из нее круг. Он получился меньше первого - это голова нашего цыпленка. Нарисуем клеем круг на картоне выше туловища, прижмем к клею круг из салфетки. Накроем его ладонью. Воспитатель: Теперь убираем ладонь, получился цыпленок!
Воспитатель: Ребята! Что еще надо нашим цыплятам? Чтобы бегать? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы искать зернышки? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы клевать и пищать «Пи-пи-пи»? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята! Нарисуем (или приклеим) цыпленку лапки, глазки, клювик.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот теперь наш цыпленок не один, у него много друзей. Они весело и дружно пищат и им теперь совсем не скучно! Ребята, нравятся ли вам ваши цыплята? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, в какую вы сегодня делали аппликацию? Как вы выполняли свою работу? Вам понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята!!!
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
Конспект занятия
по технике рисования
симметричных изображений
«Елочка»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с техникой рисования симметричных изображений
- Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.
Развивающие:
- Развивать интерес к технике симметричного рисования.
- Развивать умение анализировать объект (елку); стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений объекта (елки).
- Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
- Воспитывать старательность, усидчивость, аккуратность.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультура».
Оборудование и материалы: искусственная елочка, веточка живой елочки, волшебный мешочек, шишки, листы для рисования, краски, кисти по количеству детей; конфеты для угощения детей.
Предварительная работа: Рассматривание елки на прогулке, иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов и сказок о елке, пение песен.
Ход:
- Организационный момент
Воспитатель: Дети стоят около воспитателя. Ребята отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом. (Ответы детей).
Правильно это елочка. А где она растет? В лесу.
Посмотрите, что у меня лежит в волшебном мешочке?
Воспитатель: Ребята, вы узнали? (Ответы детей). Да. Это Елочка.
Воспитатель: Вчера я гуляла по лесу и Деда Мороза, он передал мне веточку елочки. Посмотрите, какая она колючая. Ребята, а ведь скоро праздник. Как он называется, вы помните? (Ответы детей).
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?... (Новый год) (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что просил передать вам Дед Мороз? Он просил нарисовать ему Елочку, ведь она самый главный предмет Новогоднего праздника.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете: Ель живая или нет? Докажите, что елочка живая. А как дышит ель? А зачем ей шишки? (Ответы детей).
- Основная часть
Воспитатель: (Воспитатель ставит искусственную елочку, дети описывают елку, выделяют особенности строения, цвет). Вот что можно о ней рассказать?
- Какое строение имеет ель? Корень, ствол, листья (иголки), плоды (шишки).
- Какое строение имеет ствол и ветки дерева?
- На что похожи хвоинки?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках. (https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/212-elochka)
Воспитатель: Ну, все, ребята! Пора за работу! Будьте усердными и аккуратными!
-Дорисуйте Елочку по штрих-линиям.
(Дети самостоятельно выполняют симметричный рисунок елочки, воспитатель руководит деятельностью детей, оказывает помощь детям, испытывающим трудности в рисовании).
Воспитатель: Вот такая она – наша «Елочка»
- Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, в какой вы сегодня рисовали рисунок? Как вы выполняли свои работы? Вам понравилось? (Ответы детей).
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
Конспект ОД
по лепке
на тему «Осеннее дерево»
Задачи:
Учить детей лепить листики на дерево.
Развивать мелкую моторику.
Развивать мышление, внимание и фантазию детей.
Воспитывать чувство любви к природе, интерес к занятию.
Предварительная работа:
Наблюдение и беседа на прогулке, рассматривание картины известного художника И. Левитана «Золотая осень», чтение стихов об осени, рисование осенних деревьев.
Оборудование и материалы:
Пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, образец педагогического изделия, иллюстрация осеннего пейзажа, музыкальное сопровождение - Шопен «Осень».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Воспитатель предлагает детям загадку:
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает?
(ответ детей: осенью)
Воспитатель: Правильно, ребятки! Давайте поговорим об осени. Какие месяцы осени вы знаете?
(ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Правильно, ребятки! Посмотрите на картину И. Левитана и скажите, какую осень изобразил художник?(ответ детей: это золотая осень)
Воспитатель: Почему вы так решили, что это золотая осень?
(ответ детей: еще много листьев на деревьях)
Воспитатель: Осенью листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми.
Листья на деревьях не только желтеют осенью, они еще меняют цвет – становятся разноцветными: красными, оранжевыми, лиловыми, желтыми.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Листья желтые летят,
Падают кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Как называется это явление природы? (ответ детей: это листопад)
Воспитатель: Почему происходит листопад?
(деревья осенью сбрасывают листья, так они готовятся к зиме)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай с какого дерева листок»
Как называется лист березы, лист дуба, лист клена?
(Воспитатель показывает осенние листья, дети угадывают)
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (спокойно укладывают ладони на стол)
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами, будем лепить дерево.
Но у нас будет не обычное дерево, а осеннее сделанное из пластилина.
Давайте посмотрим, как можно сделать.
Основная работа
Показ последовательности выполнения работы:
1. На лист картона прикрепляем наш ствол и веточки.
2. Из красного, желтого, оранжевого пластилина делаем валики, каждый валик делим на одинаковые кусочки и катаем шарики из них, а потом двумя пальцами сплющиваем.
3. Получились маленькие лепешки и с двух сторон нужно заострить - формируем лист.
4. К дереву прикрепляем листья.
Перед тем как начнем лепку, давайте немножко с вами отдохнем.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище. На слова «тише, тише» приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).
Повторение правила работы с пластилином.
1. Лепку выполняем на доске для лепки, не кладите пластилин на стол.
2. Перед работой хорошо разогреть пластилин в руках.
3. Не бросайте остатки пластилина на пол.
4. После работы руки вымойте теплой водой с мылом.
Итак, ребята приступайте к лепке, а потом мы устроим выставку из ваших работ.
Звучит музыка – Шопен (Осень)
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня выполнили?
(ответ детей: осеннее дерево)
Воспитатель: Вам работа понравилась?
(ответ детей: да)
Воспитатель: Ребята спасибо большое, все вы молодцы, очень старались.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
Семинар-практикум
«Веселые пальчики»
Подготовили и провели:
Парфенова В.Н.
Ефремова Р.И.
Семенова О.Н.
2018г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».
У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе.
И сегодня, мы надеемся, вы пополните свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста. Мы хотим познакомить вас с одним из методов активного развития дошкольников - кинезиология.
Б. Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами».
Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Итак, головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Именно комплексы кинезиологических упражнений - система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому ребенку. Эта простая гимнастика развивает и правое и левое полушарье головного мозга одинаково. Эти упражнения даже самого неспособного ребенка делают успешным.
В начале своей работы мы стали применять самые легкие упражнения еще в младшей группе. Давалось в этом возрасте больше дыхательных упражнений и пальчиковых игр. Ведь у детей младшей группы еще очень слабая общая и
мелкая моторика и координация. Но чтобы заинтересовать детей, мы проводили занятия с применением кинезиологическихупражнений в игровой форме. Это давало больше эффекта, чем простое механическое заучивание положения рук и многократного его повторения.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное воздействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.
Уважаемые коллеги, хочется отметить, что все упражнения можно выполнять в разной последовательности. Потому что каждое упражнение имеет свой эффект и не важно в какой последовательности вы его выполните. Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.
В заключение хочется сказать, что во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего мы вам всем и желаем в вашей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание!
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
(Дошкольное отделение №2)
Картотека
кинезиологических упражнений и игр
Комплекс пальчиковой гимнастики
(младшая группа)
Задачи пальчиковой гимнастики
- Развитие координации движений;
- формирование чувства ритма;
- развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их.
1. «Белочка».
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого.
2. «Очки».
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам.
3. «Ожерелье».
Ожерелье мы составим
Маме мы его подарим
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном направлении (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно.
4. «Домик».
Мы построим крепкий дом
Жить все вместе будем в нем
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Повторять так для каждой
3. «Дом и ворота».
На поляне дом стоит (пальцы обеих рук делают "крышу")
Ну, а к дому путь закрыт (руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота")
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются)
В этот домик приглашаем ("Крыша").
4. «Строим дом».
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
5. «Стул».
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз.
6. «Стол».
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.
7. «Пароход».
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
8. «Коза».
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.
9. «Замок».
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
10. «Капуста».
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Комплекс пальчиковой гимнастики
(средняя группа)
Задачи пальчиковой гимнастики
- Совершенствование мелкой моторики;
- формирование способности соотносить слово с действием;
- развитие внимания и памяти (непроизвольной);
- обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.).
- «Апельсин».
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас - а он – один
Эта долька - для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька - для чижа
Эта долька - для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка - кожура! (встряхиваем обе кисти)
- Помощники»
Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Мы посуду перемыли, (опять трут одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)
3. «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлит.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
4. «Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
5. «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу).
6. «Засолка капусты».
Мы капусту рубим,
(Движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(Сжимать и разжимать пальцы)
7. «Крючочки».
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами).
Комплекс пальчиковой гимнастики
(старшая и подготовительная к школе группа)
Задачи пальчиковой гимнастики
- Побуждение к творчеству - самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;
- развитие двигательных способностей кисти;
- развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.
1. «Кошка и мышка».
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед.Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
2. «Стишок для запоминания названий пальчиков».
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
3. «Кулак-ребро-ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Капитанское».
Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
6. «Класс».
Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
7. «Победитель».
Одна рука показывает знак "Класс", а вторая "Ок". Меняем руки.
8.«Лягушки».
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
9. «Гвозди».
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
(Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их).
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1. Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
2. Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
5. Используйте максимально выразительную мимику.
6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
8. Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Этапы разучивания игр.
1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
Взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Комплекс упражнений на физкультминутках
«Дом».
Стук -стук-постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста.Далее темп ускоряется)
Головами покиваем,
Плечиками мы покрутим,...
Кинезиологические упражнения и игры на занятии по ФК и досуге.
1.«Колено-локоть».
Стоя, поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.
2. «Мельница».
Рука и противоположная нога вращаются сначала вперед, затем назад. По мере усвоения упражнения, добавлять вращение глазами вправо, влево, вверх-вниз.
3. «Перекрестные шаги».
Упражнение активизирует работу обоих полушарий мозга, способствует более быстрому включению в ситуацию, усвоению информации, развитию способности активного понимающего чтения и слушания.
(Выполняется стоя или сидя.)
Локтем левой руки нужно тянуться к колену правой ноги, затем локтем правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги.
4. «Замочек».
Правой рукой снизу и левой рукой сверху за спиной взяться руками в замочек, далее сменить положение рук.
5. «Дерево».
Мы растем, растем, растем,
И до неба дорастем.
(Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх).
Подул ветер (раскачивать тело, имитируя дерево).
6. «Снеговик».
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
7. «Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Подвижная игра «Тело».
(1вариант - дети по команде инструктора находят части тела на себе)
(2 вариант - дети по команде инструктора находят части тела на другом ребёнке)
Дети стоят произвольно, по залу звучит ритмичная танцевальная музыка, дети выполняют танцевальные движения самостоятельно.
Музыкальная пауза (1 вариант) - инструктор даёт задание взять себя за ушки, за плечи, за локотки, за коленки, за пятки.
Музыкальная пауза (2 вариант) - инструктор даёт задание взять партнера за ушки, за плечи, за локотки, за коленки, за пятки.
Игра в кругу «Мешочки».
Игра в кругу, у каждого мешочек в руках, и по сигналу передавать мешочек друг другу по кругу, далее по сигналу в обратную сторону. (Усложняя, у каждого два мешочка, мешочек в правой руке не передавать, передавать по кругу только из левой руки по кругу).
Игра «Пол-нос-потолок».
Дети показывают руками: «пол» - руки внизу, «нос» - дотрагиваемся до носа, «потолок» - руки поднимаем вверх. Ведущий может путать детей.