4.2 Моя катотека "Проектная деятельность в ДОУ"
Педагогический проект «Зеленая аптека»
Участники проекта: педагоги – дети средней группы – родители воспитанников.
Сроки выполнения проекта: 01.09. – 30.09.2017г.
Вид проекта – творческий.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
- уточнить и обобщить знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах применения;
- активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;
- стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;
- поощрять проявление желания работать в паре или коллективе сверстников, содействовать получению удовлетворения от результатов выполненной работы.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Методы исследования:
- Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
- Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
- Слушание музыки.
Содержание проекта:
I этап.
1. Беседа «Лекарственные растения».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
2. Игра «Съедобное - Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
- Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
- Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павловой «Загадки цветов»,
- А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше посадить растения?»
- «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6.Консультация для родителей «Народная медицина»
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы, листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4.Экскурсия в сквер.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.ООД «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
7. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы».
8.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
1.Ю. Антонов «Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашего города, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений
4. Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников;
«Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
6.. Подведение итогов реализации проекта.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях области.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
Педагогический проект «Малыши – крепыши».
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: творческий .
Продолжительность проекта: с 16 октября по 1 декабря – краткосрочный.
Задачи:
Для детей:
- укреплять и сохранять здоровье детей; через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
- формировать навыки здорового образа жизни;
- формировать первоначальные простейшие представления о себе, как о человеке.
- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Содержание работы:
Подготовительный этап:
- разработка проекта по теме «Малыши- крепыши»
- создание предметно развивающей среды совместно воспитателем и родителями;
- подбор литературы для чтения и заучивания, музыкального сопровождения, песен для разучивания;
-подбор видеоматериалов для работы по проекту;
-подбор пальчиковых игр;
-разработка методических материалов и изготовление дидактических пособий;
- подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
-беседы с детьми
Продуктивный этап:
- разработка планов-конспектов непосредственно образовательной деятельности;
-просмотр видеоматериалов по теме проекта;
-совместно продуктивная деятельность детей, воспитателя и родителей.
-упражнения с фитбол-мячами , игры с «колючими мячами»
-игры –упражнения для выработки правильной осанки; упражнения для развития дыхания, гимнастики для глаз ; оздоровительные игры; хождение по дорожкам здоровья.
-чтение художественной литературы; заучивания потешек, стихов
- рассматривание иллюстраций видов спорта
-оформление выставки детских работ ;
-оформление выставки поделок « Игровые тренажеры для дыхательной гимнастики»
Заключительный этап:
- рекомендации родителям
-создание газеты « Мы за здоровый образ»
- обобщение результатов работы;
- спортивное развлечение «День здоровья».
-выставка игровых тренажеров для дыхательной гимнастики ( созданные детьми при помощи родителей)
Способы организации работы:
-родители и дети принимают участие в мероприятиях проектной деятельности на принципе добровольности;
-работа с детьми проводится в режимные моменты, отведенные для самостоятельной или совместной игровой деятельности;
-дети работают под руководством педагога.
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
-Оформление и пополнение книжного уголка стихами, загадками про спорт
- Раскраски по теме.
-Подготовить литературу для совместного чтения и самостоятельного рассматривания.
Список литературы для чтения:
1. К. Чуковский «Доктор Айболит»
2. А. Барто «Девочка чумазая»
3. Александрова «Купание»
4. К. Чуковский «Мойдодыр»
5. Г. Зайцев «Дружи с водой»
Стихотворения, загадки, пословицы, потешки о здоровье.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Название формы организации проекта | Дата проведения |
1. | Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). | Ежедневно |
2. | Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». | Ежедневно |
3. | Воздушное контрастное закаливание. | Ежедневно |
4. | Игры в «сухом бассейне». | 2 раза в неделю |
5. | Прогулки и игры на свежем воздухе. | Ежедневно |
6. | Упражнения с детьми с использованием Су - Джок терапии в образовательной деятельности и в режимных моментах | 3 раза в неделю |
7. | Мастер-класс для родителей «Физоборудование своими руками» | 16 октября |
8. | Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» | 18 октября |
9. | Консультация для родителей « Что такое су-ждок терапия? » | 19 октября |
10. | Создание буклета «Су-джок терапия». | 23 октября |
11. | Оформление папки-передвижки для родителей «Как ухаживать за молочными зубами». | 25 октября |
12. | Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» | 27октября |
13. | Образовательная деятельность «Помоги Незнайке сберечь свое здоровье» | 30 октября |
14. | Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» | 30 октября |
15. | Оформление папки-передвижки для родителей «Здоровое и правильное питание ». | 2 ноября |
16. | Организованная образовательная деятельность «Витамины всем нужны, и полезны, и важны» | 3 ноября |
17. | Беседа с детьми « Вредные привычки» | 7 ноября |
18. | Беседа с детьми «Правила поведения в детском саду» | 9 ноября |
19. | Беседа с детьми «Чистота – залог здоровья» | 13 ноября |
20. | Индивидуальная беседа с родителями «Фитбол-гимнастика для детей» | 14 ноября |
21. | Создание памятки для родителей «Фитбол-гимнастика для детей» | 14 ноября |
22. | Организованная образовательная деятельность «Вот как я умею» (фитбол-гимнастика) | 15 ноября |
23. | Практикум с родителями «Что такое пальчиковая игра» | 17 ноября |
24. | Кинезеологические упражнения | |
25. | Консультация для родителей «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | 20 ноября |
26. | Создание картотеки «Гимнастики для глаз». | 22 ноября |
27. | Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну Здоровья» | 24 ноября |
28. | Кинезиологические упражнения. | 24 ноября |
29. | Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение» | 27 ноября |
30. | Кинезиологические упражнения | |
31. | Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | 29 ноября |
32. | Спортивное развлечение совместно с родителями «Всей семьей на старт!» | 25 ноября |
33. | Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни» | 26 ноября |
34. | Кинезиологические упражнения | 28 ноября |
35. | Оформление фотовыставки «Путешествие в страну Здоровья». | 27 ноября |
36. | Открытое развлечение совместно с родителями «Мы веселые ребята» . | 1 декабря |
Список литературы
В.И. Ковалько Азбука физкультминуток минуток
И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду
Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линко-Пресс, 2000.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: "ТЦ", 2007.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2005.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линко-Пресс, 2000. - 296 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: "ВАКО", 2004. – 296 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
Интернэт ресурсы.
Педагогический проект «Разноцветное лето!»
для младших дошкольников
Вид: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Продолжительность: июнь - август 2017год.
Участники проекта: воспитанники средней группы №1- родители- воспитатели
Актуальность:
Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых и обратили внимание, что они разного цвета. И все вокруг разного цвета. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие выразили полное равнодушие. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о лете, как явлении природы очень скудные. Таким образом, возникла проблема: Почему лето такое разное? Участие детей в проекте позволит сформировать представления о лете, как времени года, о насекомых, их пользе или вреде, о растениях и грибах; разовьет творческие способности и поисковую деятельность.
Цель:
Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить летний период.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников художественно-эстетическое восприятие окружающего мира.
2. Способствовать развитию двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и сообразительности.
3. Развивать способности детей в различных видах художественно - эстетической деятельности.
Срок реализации: 1 месяц.
Вид проекта: информационно-ориентированный с элементами творчества.
Предполагаемый результат:
- Дети называют цвета лета и их значение;
- Проявляют эмоции при исполнении веселого репертуара;
- Знают летние растения, насекомых, животных.
План реализации.
Этапы:
Подготовительный этап включает в себя:
1. Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
Основной этап реализует недельные темы:
«Начало лета» (зеленая неделя);
«Лето – это красота» (красная неделя);
«Путешествие капельки» (синяя неделя);
«Светит солнышко для всех!» (желтая неделя).
Первая неделя «Лето в поле и в лесу» (зеленая неделя) включает в себя:
1. Беседа о природе родного края.
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций, загадки, пословицы, поговорки.
3. Объемная аппликация «Кузнечики».
4. Рисование «Лето в поле и в лесу».
5. Развлечение на улице «Крокодил-солнце проглотил».
Вторая неделя «Лето – это красота» (красная неделя) включает в себя:
- Беседа «Красный цвет - прекрасней нет!» (Цветы, божьи коровки, бабочки.)
2. Объемная аппликация «Цветы».
3 Рисование «Насекомые «Божья коровка».
4. Песенки: «Бабочки», «Цветной луг!»
5. Подвижная игра «Найди свой цветок», «Узнай по цвету».
6. Рисование «Краски лета».
7. Лепка «Букет цветов».
8. Развлечение на улице «Красная шапочка в гостях у ребят».
Третья неделя «Путешествие капельки» (сине-голубая неделя) включает в себя:
1. Мимио проект» Путешествие капельки».
2. Аппликация «Украсим сарафан» (гжель).
3. Песни «Колокольчик», «Дождик».
4. Подвижная игра «Море волнуется».
5. Разучивание пословиц и поговорок о воде.
6. Развлечение на улице «В гостях у капелек».
Четвёртая неделя «Светит солнышко для всех!» (желтая неделя) включает в себя:
- Беседа «Солнышко ясное, самое прекрасное!».
- Рисование на песке.
3. Музыкально - речевая игра: «Лучики».
4. Игровое упражнение «Собери лучики».
5. Развлечение на улице «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Заключительный этап состоит в создании, презентации «Вот оно какое, наше лето!»
В доброжелательной коммуникативной обстановке, вовлечения в игры и в театрализацию, детям предоставлялась возможность окунуться в разноцветье лета! Дети поняли главное, что любое время года имеет свою прелесть и предназначение. Что лето не зря называют «днем года», потому что вся природа распускается разноцветными красками на радость нам!
Список используемой литературы.
- Сборник сценариев для детского сада "Сказка в гости к нам пришла"
Автор книги: Брязгун А.Ф. Издательство: Детство Пресс Год выпуска: 2015.
- Светличная Т.А. Праздники без проблем. Сценарии для детского сада Издательство: ТЦ Сфера год выпуска: 2009.
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Круглый год»
Долгосрочный (октябрь - май, познавательно – творческий проект для детей средней группы)
Актуальность
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
ребенок должен чувствовать ответственность за
всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста и целостное представление о временах года
Задачи проекта:
1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы;
3. Учить отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;
4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
- создание развивающей среды
- анкетирование родителей
- подбор методической литературы
- подбор художественной литературы и дидактических игр
- картотека пальчиковых и подвижных игр
- материалы для экспериментирования
2. Практический (с 1 октября - по 15 мая)
организация детской деятельности
3. Заключительный (15 мая - по 31 мая)
определение результата практической деятельности с детьми
Формы работы:
- НОД
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Речевые игры
- Наблюдения в природе
- Труд в природе
- Экспериментальная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Музыкально - ритмические движения, слушание музыки
Анкета для родителей
Цель: Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его
реального существования в семье
Список литературы:
1. Воронкевич О. А, "Добро пожаловать в экологию"
2. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г., Логинова В. И., Михайлова З. А.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез»
5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»
Предполагаемые результаты проекта:
- Сформированы представления о временах года.
- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.
- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей
Наблюдения за сезонными изменениями в природе
Цели (осень):
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе
- Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
- Воспитывать любовь к природе.
- Продолжать показывать детям красоту деревьев и кустарников.
- Развивать умение замечать и называть изменениях в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды, корнеплоды, птицы улетают на юг
- Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы
Цели (зима):
- Продолжать формировать представления о зиме.
-Знакомить с природными явлениями характерными для зимы (снегопад, холодный ветер, метель, поземка).
- Наблюдение с детьми за поведением птиц на улицы.
- Оказывать помощь зимующим птицам и называть их.
- Привлечение детей к участию в зимних забавах
- Расширение представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Цели (весна):
- Развивать умение и узнавать время года
- Выделять признаки весны
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.
- Посадка лука и семян.
Цели дидактических игр
- Уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона.
- Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года.
Воспитательные задачи:
- Заложить основы экологического воспитания.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи между временами года и изменениями в жизни животных и растений.
Дидактические игры (осень):
"Времена года", "Когда это бывает?", "Сложи картинку", "С какого дерева листок?", "Осенние приметы", "Чудесный мешочек", "Белкины запасы", "К дереву беги"
Дидактические игры (зима):
"Сложи снежинку", "Назови признаки", "Как зимуют звери", "Одень куклу на прогулку", "Узнай по описанию", "Зимние развлечения".
Дидактические игры (весна):
"Времена года", "Когда это бывает?", "Подбери картинку", "Что лишнее?" "У кого кто", "Кто (что) летает", "Что за насекомое".
Опыты и эксперименты
Цель:
- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм
Опыты и эксперименты (осень)
"Воздух повсюду", "Солнце необходимо для жизни человека", "Ветреная погода"
Опыты и эксперименты (зима):
"Тающий лед", "Разноцветные льдинки", "Снег и его свойства"
Опыты и эксперименты (весна):
"Из чего птицы строят гнезда", " Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить", " Какая лужа высохнет быстрее? ", " Сухой песок может сыпаться"
Чтение художественной литературы
Цель:
- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Чтение книги "Времена года" Маршак Самуил Яковлевич
Осень:
В. Бианки "Паучок пилот", Э. Успенский "Как растили капусту",
Благина "Улетают улетели", "Осень", Э. Машковская "Дело к зиме", Майков "Осень", А. Блок "Зайчик", Г. Скребицкий "Лесной голосок", "Почему ноябрь легкий", "Пороша", В. Зотов "Лесная мозаика".
Заучивание:
А. Майков "Пейзаж", Э. Машковская "Осень"
Зима:
Я. Ким "Первый снег", Е. Трутнева "Первый снег", "Елка", Э. Успенский "Проказы старухи зимы", В. Калинина "Про снежный колобок",
В. Черушин "Что за зверь?", В. Чарская "Зима",
Рубцов "Покормите птиц зимой", А. Клыков "Белка", "Как лиса зимует",
В. Покровский "Волк и медведь
Заучивание:
Александрова "Почему медведь спит?", И. Демьянова "Воробей", русская народная потешка "Как на тоненький ледок"
Весна:
Л. Толстой "Пришла Весна", Скрябицкий "На лесной полянке", А. Ким "Апрель", И. Белякова "Подснежник проснулся", Ушинский "Пчела на разведке", В. Степанов "Летающий цветок", С. Маршак "Весенняя песенка", Н. Клокова "Зима прошла"
Развлечения и праздники
Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
Осень
Развлечения и праздники: «Праздник осени».
Осенний досуг для детей, "Дары осени"
Зима
Новогодний утренник, Спортивный праздник "Зимние забавы"
Художественно-музыкальный досуг " Ой метет метелица"
Весна
Развлечения и праздники: «Праздник весны».
Подвижные игры
Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Осень
"Овощи и фрукты" " У медведя во бору", "Вершки корешки", "Найди пару",
Зима
"Зайцы и волк", "Попади снежком в круг", "Здравствуй снежная баба", "Снежная крепость"
Весна
"Найди себе пару", "Цветные автомобили" Зайцы и волк", Перелетные птиц" Подбрось и поймай"
Продуктивная деятельность
Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе
Осень:
Рисование "Дары осени", "Золотая береза"
Участие в выставке подделок из природного материал вместе с родителями "Золотая осень", "Падают, падают листья", "Самый красивый осенний листок", лепка "Овощи и фрукты", аппликация "Корзина с грибами"
Зима:
рисование "Мои волшебные снежинки",
рисование "Снежные дерево" рисование "Падает, падает снег"
лепка "Снеговик", аппликация "Снежинка", аппликация "Зимующие птицы", аппликация "Зимний лес"
Весна:
«Одуванчики» - рисование.
«Пушистая веточка» - аппликация.
«Весенний букет» - рисование.
«Красивые цветы» - рисование.
"Плывет, плыет кораблик" - аппликация.
"Прилетели грачи" - лепка
"Красивая божья коровка" - аппликация.
Беседы.
Осень
"Как природа рисует красками", рассматривание иллюстраций художников: Шишкина, И. Левитана.
"Почему осень называют золотой"
"Куда и почему улетают птицы?"
"Что нам дарит осень"
Зима
"Красота зимнего пейзажа", рассматривание иллюстраций:
Шишкина "Сосна", И. Грабаря "Февральская лазурь".
"Как помочь птицам зимой?"
"Почему люди зимой не мерзнут?"
"Как живут животные зимой?"
Весна
"Кто просыпается весной?"
Беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов.
"Как меняется жизнь животных и птиц весной?"
Взаимодействие с семьей.
Осень
Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала
Зима
Помощь в постройке зимних поделок.
Привлечение к участию в конкурсе подделок "Зимняя фантазия"
Весна
Консультация для родителей "Как вести себя в природе".
Привлечение к участию в конкурсе подделок "Весна красна"3