Методические вопросы.
Урок иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_shmo_9.09.14_sovr._urok_in._yazyka.docx | 16.39 КБ |
vyst_shmo_11.01.17_sdp.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Лотоховой Л.М. на заседании
ШМО учителей ИЯ 9.09.14г. по теме
«Современный урок иностранного языка в контексте реализации ФГОС».
С введением ФГОС изменились требования к современному уроку иностранного языка. Урок должен быть ориентирован на достижение не только предметных результатов, но и на формирование личностных результатов учащихся и на овладение универсальными учебными действиями, которые обеспечат успешную познавательную деятельность в дальнейшем образовании. Урок должен учить решать жизненные задачи через предметные задачи: «Мы сегодня научимся давать советы нашим друзьям, одноклассникам …», а не: «Мы сегодня будем изучать модальный глагол should» или «Мы сегодня научимся говорить о том, как провели летние каникулы», а не: «Сегодня мы будем проходить Past Simple». В повседневной жизни мы реже встречаемся с учебными задачами, нам чаще приходится найти или сообщить какую-либо информацию, расспросить о чем-либо, высказать свое мнение и так далее. Поэтому на уроке уделяется большее внимание формированию общеучебных навыков и умений таких как: планирование своей деятельности, умение работать с информацией, умение вести беседу, умение действовать и вести себя в различных ситуациях.
В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности. В основу разработки новых стандартов положен системно - деятельностный подход. Суть системно-деятельностного подхода отражает китайская народная мудрость, которая гласит: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей, задача учителя - не дать объем знаний, а научить учиться. При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный дополняется словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.
Умение добыть знания становится важной составляющей современного образования. Для этого на уроке необходимо учить учащихся работать с информацией. Такие умения как найти информацию, обработать и оценить ее - выходят на первое место на современном уроке. Следует отметить, что современный учитель должен овладеть методикой работы различных способов с информацией и ее оценивания.
В век информационных технологий говорят, что научить учащихся владеть информацией значит научить их владеть миром. Но другое умение, умение делиться информацией является главной отличительной способностью человека, способствующей его успешной социализации и счастливой личной жизни. В школе всему этому призван учить урок иностранного языка. Поэтому современный урок должен носить коммуникативную направленность, состоять пусть из учебных, но реальных ситуаций: в магазине, у врача, в аэропорту и т. д. Ведущие виды деятельности - это диалог и монолог.
Мы обучаем всем четырем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению. Для успешного современного урока помимо формулирования целей и задач важно планировать предполагаемый результат, что учащиеся будут уметь делать, какие трудности могут возникнуть, как помочь преодолеть трудности.
Современный урок направлен на учащихся, на их личный опыт, на их интересы, чтобы каждый учащийся воспринимал и осознавал процесс обучения как индивидуальный процесс, зависящий от его собственных усилий по овладению иностранным языком. Для этого важно создавать благоприятную психологическую обстановку, которая бы позволила каждому ученику развить свои способности и создать ситуацию успеха. В центре урока ученик и его деятельность. А учитель выступает в роли наставника, управляющего, консультанта.
На уроке должна быть деловая или рабочая дисциплина, должны быть правила, которые известны всем и соблюдаются всеми для успешного достижения целей.
Каждый ученик должен быть успешен на каждом уроке. Это создает атмосферу дружелюбия, которая ведет к сохранению психического здоровья. А для сохранения физического здоровья требуются физкультминутки, эмоциональная разрядка, смена видов деятельности учащихся, одним словом, разумная организация урока.
Значимым моментом современного урока считаю адекватность учебного материала решению конкретных задач и соответствие возрастным особенностям учащихся.
Таким образом, если говорить о современном уроке, то нужно помнить, что не на каждом уроке учителю, даже очень хорошему, удается достичь поставленные учебные результаты – такова реальность. Но на каждом уроке учитель может и должен формировать универсальные учебные действия, которые помогают ученикам найти свои способы овладения учебным материалом и решать более важные проблемы, которые ставит перед человеком жизнь.
Предварительный просмотр:
Выступление Лотоховой Л.М. на заседании
ШМО учителей ИЯ 11.01.2017г. по теме
«Системно - деятельностный подход в образовательном процессе
как основа реализации ФГОС».
В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
Главная задача которого - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – это быть хозяином своей деятельности, т.е.
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход (СДП), т.е. метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Деятельностный метод обучения является универсальным.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...»
Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
При изучении иностранного языка термин СДП дополняется словом коммуникативный СДП, т.е. это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка.
Современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно – диалогическая;
- мини – исследования;
- организация проектной деятельности;
- оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- сотрудничества;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
СДП в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:
1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,
2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях),
3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя,
4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс,
5) учебное действие – действие по созданию образа,
6) образ – слово, рисунок, схема, план,
7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!
8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Успешность современного урока зависит от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Таким образом, СДП в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
СДП предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
- Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?
- Только с помощью действия.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Сравним традиционный урок и урок современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока. | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач. | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование. | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. |
Практическая деятельность учащихся. | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
Осуществление контроля. | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции. | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценивание учащихся. | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Итог урока. | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание. | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
При сравнении двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
На таком уроке учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.