Моя тема по самообразованию

Остапенко Олеся Виталиевна

" Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovanie_2.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Остапенко, воспитатель высшей категории, МБДОУ №3, г.Ялта.

Описание педагогического опыта

Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

 Я, Остапенко Олеся Виталиевна работаю в дошкольном образовательном учреждении № 3 с 1997 года.  Имеет обширные  и глубокие знания в области дошкольной педагогики и психологии, частных методик. В работе большое внимание уделяет развитию интеллектуальных способностей, умственному воспитанию дошкольников, ознакомлению с окружающим и природой.

Мною подобраны и внедрены в работу дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников. В ДОУ обобщен опыт работы по интеллектуальному развитию детей. Углубленно работаю над внедрением в практику ДОУ интеллектуально развивающих игр для дошкольников. Успешно реализует программные задачи по физическому воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 Являюсь активным участником семинаров и методических объединений воспитателей города.  

Как пишет философский энциклопедический словарь, термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия «нус» («ум»).

В философии подчеркивается взаимосвязь между развитием интеллекта и духовных способностей у людей. Современные ученые, например В.Д. Шадриков, даже предлагают рассматривать духовные способности как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Как пишет В. Д. Шадриков, «в интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщенными операционными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем предметном мире, о других людях и о самом себе». Согласно позиции М. А. Холодной (1997) и ее последователей, чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению умственный опыт человека и, соответственно, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является формирующаяся картина мира. Интеллект позволяет человеку построить целостную картину мира, определить свое место в нем и в системе взаимоотношений с объектами этого мира.

Поэтому естественно, что  интеллектуальное развитие личности является более широким понятием, чем умственное развитие. Например, оно снимает противопоставление между социально-нравственным и умственным развитием ребенка, когда рассматривает межличностное восприятие и установление взаимопонимания между людьми как участниками совместной деятельности в процессе общения – феномен интеллектуальной коммуникативности, по Л. И. Уманскому.

Критериями интеллектуальной зрелостисогласно результатам исследований, могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

– широта умственного кругозора;

– гибкость и многовариантность оценок событий;

– готовность к принятию необычной информации;

 умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);

– способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;

– возможность мыслить в категориях вероятного.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности , знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А. В. Запорожец.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных".

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре для решения задач складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Цель: Показать эффективность дидактических игр для решения задач в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с помощью иновационной технологии психолого-педагогического проектирования..

Задачи:

1. Раскрыть значение дидактических игр для решения задач в развитии психических процессов дошкольников.

2. Оценить эффективность использования задач в дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Объект: дети дошкольного возраста, МБДОУ №3.

Предмет: интеллектуальные способности дошкольников.

Методологической основой исследования является теория познания, психолого-педагогическая теория активной деятельности человека в формировании и развитии его личности.

Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Разработанная программа по развитию интеллектуальных способностей (психолого-педагогическое проектирование) опирается на творческую, поисковую деятельность.

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Имеется отличие от решения простых математических задач, так как дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, что тормозит развитие интеллекта детей в первую очередь творческого мышления.

Дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения, или наоборот имеет множество решений. Решение данных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка в дидактических играх.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.

Благодаря этому методу у детей формируется важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль.

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, возникают условия для нормализации самооценки у всех детей.

На занятиях использую задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Формируется важное качество творческое мышление, как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого.

Развивается важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организованно по форме выбора одного ответа, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, почему выбран один, а не другой ответ.

Программа создаёт благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижения.

Реализация такой возможности, проявление культуры мышления предлагает наличие общих интеллектуальных способностей:

  1. совершать точный анализ содержания задач
  2. выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий о
  3. осуществлять далёкое планирование своих шагов по реализации способа решения
  4. проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Введение регулярных развивающих занятий создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Структура программы по развитию интеллектуальных способностей у детей.

Данная программа разработана на два года обучения и состоит из трех серий задач на основе дидактических игр: простые логические задачи; логические задачи среднего уровня сложности; сложные логические задачи.

Для успешной реализации программы создаю благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления так, как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одной группе, поэтому требуют применения одних и тех же правил. Развиваю важное качество обоснованность мышления, так как задачи решаются по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, ведется объяснение того, почему выбран один, а не другой ответ. Создаю условия для развития у детей познавательных интересов, стремление ребенка к размышлению и поиску. При проведении занятий выполняю два основных требования:

Во-первых: решение задач должно привлекать детей, поддерживать их интерес к занятиям. Меняя вид задач, вызываю у детей желание включиться в поисковую деятельность.

Во-вторых: решение задач должно быть посильно для детей, поскольку слишком легкие задачи не вызывают стремления их решать, а слишком трудные, привлекая вначале к себе внимание и вызывая интерес, затем ведут к разочарованию в связи с невозможностью их решить. Поэтому подбираю посильные задания, т.е. такие задачи, решение которых предполагает умственное напряжение в процессе решения и радостное удовлетворение при его завершении.