Советы родителям

Мальцева Ольга Степановна

Заповеди разумного воспитания для родителей.

Поразмышляйте над этими заповедями. Возможно, вам удастся дополнить их, усовершенствовать, адаптировать к нынешней ситуации. Итак...

Заповедь первая. Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.

Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели - это и его цели.

Заповедь третья. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.

Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты - молодец», а обязательно «Ты - молодец, потому что...».

Заповедь шестая. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность - ведь это не одно и то же. «Ты — плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким и определенным.

Заповедь восьмая. Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая. Воспитание - это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сегодняшней.

Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.