Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в
школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_biologiya.docx | 42.52 КБ |
urok_baykal-_chudo_prirody_avtosohranennyy.docx | 31.65 КБ |
istoriya_moego_kolhoza_ulyunskiy.docx | 31.58 КБ |
doklad_sutochnaya_aktivnost_udodov_v.docx | 66.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29
Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы Зам. Директора по УВР
__________________ ___________________
«02» сентября 2022г «02» сентября 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Внеурочная деятельность)
Кружок «Занимательная биология»
5-6,7 класс
Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповны
учителя первой категории
на 2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
- Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г)
- Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»
- Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева»
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа курса «Занимательная биология» предназначена для учащихся 5-7 кл.
Актуальность и особенность программы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в
школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.
На уроках биологии в 5-7классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных
форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с
опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,
особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и
экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных
олимпиадах и конкурсах.
Цель и задачи программы
Цель:
создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
- Задачи: создать условия:
- для расширения содержания школьного биологического образования;
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
- для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности
- При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- -использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
- -организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.
Планируемые результаты освоения программы.
- -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- -владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- -знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- -эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
- классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- -развитие глубоких системных знаний при изучении биологических процессов и явлений разной сложности;
- - формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
- - расширение самостоятельности и самоконтроля.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- -объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- -умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Отличительные особенности
- Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет
- отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
- возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений,
- таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения.
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
- информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
- различным видам деятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предназначена для
обучающихся 11-15 лет.
Календарно-тематический план
Дата | № п/п | Тема занятий | Форма проведения |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ. | Беседа | |
Лаборатория Левенгука (5часов) | |||
2 | Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование | Практическая работа «Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования» | |
3 | Знакомство с устройством микроскопа. | Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов» | |
4-5 | Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов | Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». | |
6 | Мини-исследование «Микромир» | Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа» | |
Практическая ботаника (8 часов) | |||
7 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | Экскурсия | |
8 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария» | |
9 | Определяем и классифицируем | Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». | |
10 | Морфологическое описание растений | Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками). | |
11 | Определение растений в безлиственном состоянии | Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии». | |
12-13 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Проектная деятельность | |
14 | Редкие растения Бурятии | Проектная деятельность | |
Практическая зоология (8 часов) | |||
15 | Система животного мира | Творческая мастерская | |
16 | Определяем и классифицируем | Практическая работа по определению животных | |
17 | Определяем животных по следам и контуру | Практическая работа «Определение животных по следам и контуру» | |
18 | Определение экологической группы животных по внешнему виду | Лабораторный практикум «Определение экологической группы животных по внешнему виду». | |
19 | Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке» | Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек | |
20-21 | Проект «Красная книга Бурятии » | Проектная деятельность | |
22 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». | |
Биопрактикум (12 часов) | |||
23 | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. | Теоретическое занятие | |
24 | Источники информации | Практическая работа | |
25 | Как оформить результаты исследования | Теоретическое занятие | |
26 | Физиология растений | Исследовательская деятельность ::Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. | |
27 | Физиология растений | Исследовательская деятельность: : Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. | |
28 | Микробиология | Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. | |
29 | Микология | Исследовательская деятельность: Влияние дрожжей на укоренение черенков. | |
30 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. | |
31 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях. | |
32-33 | Подготовка к отчетной конференции | Создание презентаций, докладов | |
34 | Отчетная конференция | Презентация работ | |
35 | Итоговое занятие |
Лабораторные работы с использованием оборудования центра «Точка Роста»
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Оборудование |
1 | № 1.Исследование фотосинтеза растений | 1 | Цифровая лаборатория Releon с датчиками |
2 | «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев | 1 | |
3 | «Испарение воды листьями до и после полива». | 1 | |
4 | Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения | 1 | |
5 | №2.Измерение относительной влажности воздуха | 1 | |
6 | «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» | 1 | |
7 | №3.Измерение уровня освещенности в различных зонах | 1 | |
8 | №4.Измерение температуры атмосферного воздуха | 1 | |
9 | №5.Измерение температуры остывающей воды | 1 | |
10 | №6. Анализ почвы | 1 | |
11 | № 7.Анализ загрязненности проб почвы | 1 | |
12 | № 8. Анализ загрязненности проб снега | 1 | |
13 | № 9.Анализ рН воды открытых водоёмов | 1 | |
14 | № 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны | 1 | |
15 | № 11. Определение общей жесткости воды | 1 | |
16 | № 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей. | 1 | |
17 | № 13.Исследование естественной освещенности помещения класса. | 1 | |
18 | «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов | 1 | |
19 | № 14.Определение рН средств личной гигиены | 1 | |
20 | № 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах | 1 | |
21 | № 16.Сравнение рН смесей веществ. | 1 |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие «Байкал – чудо природы ».
«Чудо природы во всех отношениях».
Л.С. Берг
Цели и задачи:
Биология:
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности
Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
Познакомить и углубить знания учащихся о природе Байкала.
Математика:
Развивать вычислительные способности учащихся с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.
Развивать любознательность, расширять кругозор.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.
Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.
Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.
Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая,
Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.
План урока:
1. Географическое положение озера.
2. История открытия.
3. Уникальность воды озера.
4. Органический мир озера.
Форма проведения урока: урок – путешествие по Байкалу.
Учебно-наглядный комплекс: презентация о Байкале; раздаточный материал.
Ход урока:
Добрый день, дорогие ребята!
По-алтайски - золотое озеро, по-китайски – «Байхай» северное море , по-бурятски «Байгал» - огненное озеро , по-якутски - богатое озеро, по монгольски «Байгал-Далай» - большое озеро.
Древнее. Чистое. Священное. Загадочно, как сфинкс, и непредсказуемо, как торнадо. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете.
Что же это за озеро, которое является уникальным на нашей планете?
????проблема?????
Сказать о том, чтобы внимательно слушали.
Слайд 1.
Сегодня, мы на уроке познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал. Байкал слишком велик и таинственен.
Слайд 2.
Из космоса виден древнейший Байкал. Скажите, пожалуйста, ребята, на что же похож Байкал? (Ответ ребят) Конечно, из космоса Байкал имеет форму молодого месяца, похож на фрукт – банан.
Слайд 3.
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Слайд 4.
Глубина Байкала -1637 м. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.
Длина Байкала – 636км. Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км.
Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов.
Слайд 5.
Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 м – это озеро Танганьика в Африке (1470 м) и Каспийское море на юге России (1025 м)
Слайд 6.
В Европе о Байкале стало известно из рассказов Марко Поло – итальянского путешественника и купца 13 века по Азии «Книга о чудесах мира». О Байкале он пишет: Китайское Пехай – «Северное море», бурят- монгольское, Даланор – «Святое море», тунгусское Лама – т.е. «Море».
Слайд 7.
С давних времен разные народы заселяли берега Байкала – тюрки, монголы, эвенки, буряты, якуты и каждый называл озеро по своему. Название озера до наших дней вызывает много споров. Самое загадочное из них Байгал (Байкал).
Слайд 8.
Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Слайд 9.
Ребята! Вы уже знаете, что в озере Байкал 20% запасов пресной воды мира. Его называют «колодцем планеты». Воду Байкала называют уникальной, потому что она отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Байкальская вода – пресная, в ней мало солей. На вкус она приятная и мягкая, не имеет запаха. Она – эталон безопасной и полезной для здоровья воды. Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.
Давайте познакомимся с ними.
- Байкальская губка. Губки приносят неоценимую пользу Байкалу. Только одна маленькая губка размером 5–7 см способна за сутки профильтровать 10–12 литров воды.
Слайд 10.
- Бокоплавы – это названия ракообразных Байкала. Их называют так потому, что они плавают на боку. Это самые многочисленные представители байкальской фауны. Бокоплавы всеядны. Некоторые из них питаются растениями, а при случае и мелкими животными. Есть среди них трупоеды, или стервятники. Поэтому бокоплавов называют санитарами Байкала.
Слайд 11.
- Байкальская эпишура – это родственник бокоплавов. Численность составляет от 3000 до 45 000 экземпляров в 1 м3 . Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рачка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала.
Ребята, вы убедились, что Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды? Надеемся, теперь вам стало понятно, что редкой чистотой и исключительными свойствами воды Байкал обязан жизнедеятельности своего животного и растительного мира. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м.
Слайд 12.
Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.
Слайд 13.
Селенга – самый большой приток Байкала. Она приносит половину объёма речных вод, поступающих в озеро. Её длина – 1024 км. Своё начало Селенга берёт в Монголии, пересекает государственную границу, 415 км течёт по территории Республики Бурятия и впадает в Байкал. Вода в Селенге круглый год, и особенно летом, мутная. Как вы думаете, почему? (В её истоках – в степях Монголии, резко континентальный климат, почти нет растительности, круглый год дуют сильные ветры. Они подхватывают мелкие песчинки, перетирают их в пудру и разносят на большие пространства. Эту пыль захватывают дожди и сносят в реки – притоки Селенги. Несмотря на медленное течение Селенги, пыль не оседает на её дно, а попадает в Байкал. Мутность Селенги объясняется ещё и тем, что река протекает по рыхлой породе, которую называют суглинок.)
Слайд 14.
Только одна река Ангара вытекает из Байкала.
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила Ангара реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее.
Слайд 15.
Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.
Слайд 16.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный – Ольхон. В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала.
Слайд 17.
Святой Нос – единственный крупный полуостров на Байкале. Он имеет форму гигантского носа. Бурятское название «Хилмэн-Хушуун» означает «морда (нос) осетра». Его длина – 53 км, ширина – около 20 км.
Слайд 18. Более 70% обитателей Байкала-эндемики. А что такое эндемики?
Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.
Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.
Слайд 19.
Погрузимся в подводное царство озера. Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме. Конечно это знаменитый байкальский омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Слайд 20.
Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Слайд 21.
На глубине 380 м. обитает голомянка. Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Слайд 22.
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов.
Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.
Слайд 23.
Самки рождают детёнышей на льду, для чего устраивают логовища на льду в торосах, в снежных заносах, вблизи продушин.
Новорождённого детёныша нерпы называют белёк. Именно он – белёк – является своеобразным символом Байкала.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа им.С.Хамнаева»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29
Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
Доклад
Номинация: «Летопись Родного края»
Тема «История моего колхоза «Улюнский»
Выполнила: Гатапова Валентина
ученица 9го класса,
Руководитель: Дашиева Цыбик- Ханда Будажаповна,
учитель биологии
2019г.
Оглавление
- Введение…………………………………………1стр…
- История создания колхоза «Улюнский»………………………
2.1. Коллективизация и начало колхозного производства
- Люди и судьбы
3.1 Мои деды-фронтовики,колхозники
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы
6. Литература
7.. Источники информаций…………………………………………
Соблюдай красную строку
Введение:
Крайне трудно рассказать об истории колхоза в кратких скупых строках. Самые трудные довоенные, военные и послевоенные годы, наполненные тяжелейшим трудом, полных лишений, полуголодные, под страхом репрессий вынесли на своих плечах наши деды и прадеды, наши бабушки и прабабушки. Они заслуживают все без исключений званий «Герой труда». Благодаря простым колхозникам укрепилась мощь государства, была великая победа и наше благосостояние.
Для жителей Улюнского сельского поселения колхоз «Улюнский» всегда являлся градообразующим предприятием. Вся жизнь улюнцев была тесно связана с хозяйством. А как все начиналось? Сейчас уже многое стерто временем, забываются события, люди. Новый взгляд на проблему перелома деревни, очень далёк от прежнего. Но, так или иначе, я все же постараюсь представить картину происходящего в те далёкие времена такой, какой она отражена в летописных материалах нашего села.
Результаты деятельности отражены в этом исследовании, ведь никто не вправе забывать о вкладе, который внесли труженики села в развитие хозяйства нашего края.
Цель исследования: изучение история образования и развития колхоза «Улюнский»
Задачи исследования:
- Найти достоверные источники, различные материалы об истории создания колхоза;
- проанализировать содержание архивных источников и литературы, содержащих информацию об образовании колхоза на территории селаУлюн;
- собрать сведения о ветеранах колхоза.
- Объектом исследования является история развития колхоза «Улюнский»
- Предмет исследования: этапы развития колхоза «Улюнский
- Хронологические рамки охватывают период с 1924 по 2006 год.
- Практическая значимость работы определяется возможностью её использования в исследованиях краеведческого характера. При написании рефератов по истории родного края, на уроках истории, краеведения, в работе краеведческих кружков.
- Использовались методы: анализ литературы, Интернет – ресурсов, интервьюирования респондентов, работа с данными школьного архива,
- Источники исследования: материалы школьного музея, документы семейного архива Гатапова А.Ц., летописная книга села «Лугшахан», литературные источники.
История создания колхоза «Улюнский»
Коллективизация и начало колхозного производства
В январе 1924 года инструктором Баргузинского айкома комсомола Васильевым в улусе Улюн было проведено собрание молодежи, на котором присутствовали 30 человек. На этом собрании была организована комсомольская ячейка в нее вошли десять человек. Вот имена первых комсомольцев :Федор Казаков-председатель ячейки, Парфен Цивилев,Фото Михаил Баранов и другие.
Устав сельхозартели
Эти ячейки в начале 30-х годов перешли на Устав сельхозартели. В Уставе земля закреплялась в бессрочное пользование, не подлежало купли - продаже. Устав определял размер приусадебной земли и скота находившиеся в личном пользовании.
Затем в Улюкчикане в период коллективизации была создана коммуна. Она называлась «Очин коммуна» , на бурятском «Ошон» , что в переводе на русский язык означает «Искра»(3)
База коммуны «Ошон»была довольно богатой, имела:
- 1) водная мельница на реке Лугшахаан
- 2) кожевенный завод
- 3) кирпичный завод
- 4) водная глиномешалка
- 5) водная молотилка
- 6) пилорама
- 8) мастерские
- 9) кузница
Мельницу, кожевенный завод до появления коммуны построил Шоно Улзэтуев. На кожевенном заводе делали обувь для населения. В кузнице работал мастер-кузнец Ангаров Эрдыни. Он умел делать полный комплект конной утвари, ковал лошадей и делал некоторые детали для техники.
В 1935 году были приняты новые редакции Устава и были переименованы в коллективные хозяйства (колхоз). Коммуна стала колхозом имени Разумова, по имени первого секретаря Восточно-Сибирского крайкома партии, тогда республика входила в состав края.(3) В колхоз сдавали лошадей, инвентарь. Машин не было, были вилы, молотилки. Пахали на лошадях. Тяжелое было время- нужен корм для скота, семена. Несмотря на невзгоды люди, верили в лучшую жизнь. Честно трудились на благо Родины.
Колхозы вели плановое хозяйство. Полученным урожаем руководствовались так: продавали продукцию государству возвращая семенные и прочие ссуды, а оставшееся делили среди колхозников. После смерти Сергея Мироновича Кирова колхоз был переименован и стал носить имя Кирова. (3)
ГЭС
- После Великой Отечественной войны в 1952 году была построена Улзахинская ГЭС, максимальная мощность которой была 360 кВт. Она питалась мощными потоками реки Ууллзаха. Это творение народных мастеров: Гармаева Бадмы Урбагаровича, Балаганова Бадмы, Наянай Аюши и других.
Фото ГЭ
В 1951 году в связи с укреплением все колхозы были объединены в «Колхоз им. В.И.Ленина», председатель Устинов Егор Федорович. Центральная усадьба, контора были перенесены в с. Улюн. Бывший экономический магазин Баргузинской степной думы по улице Пионерской использовался как колхозный склад.
- В 1961 году колхоз был переименован в «Колхоз именем XXII партсъезда» председателем был избран Тараскин Сергей Иннокентьевич. Именно в эти годы началось бурное строительство с. Улюн Фото. Инфраструктура Воспомин.
В Уставе колхоза появились некоторые изменения, в том числе и по оплате труда колхозникам, появилось ежемесячное авансирование. До 1961 года у колхозников не было паспортов ,что было вызвано со стремлением власть удержать людей на селе и только в 1976-1981 гг проводилась полная паспортализация и все колхозники в первые получили паспорта.
Временное удостоверение колхозников.
- Оставшись без документов сельское население, не могло покинуть родных мест, поскольку паспортного режима ожидало тюремное заключение. А получить справку о выезде без согласия правления колхоза было абсолютно невозможно. Так что люди были намертво привязаны к родным очагам и должны были наполнять закрома родины за жалкие выдачи зерна на трудодни или вовсе бесплатно, поскольку никакого другого выбора у них не было. По постановлению Совета Министерства СССР паспорта всем селянам стали выдавать лишь в 1976-1981.
В 1972 году колхоз был разделен на два колхоза: «Улюнский», председателем был избран Гатапов Сергей Ламажапович воспоминания сходить к Бато Очировичу и «Хилганайский», Гармаев Владимир Шагжиевич.
В 1980 годах до перестроечных процессов в колхозе «Улюнский» имелось в наличие 1700 голов КРС,13000 овец,400 лошадей,15 комбайнов и 40 автомашин
В результате экономических реформ в девяностых годах в нашей стране начался трудный период, когда пришлось хозяйством «выживать». СПК «Улюнский», где председателем был Тэлин Станислав Ревомирович устоял экономически. За успехи в работе были удостоены звания «Заслуженный работник АПК РБ» Доржиев Цырен Будаевич,Зурлов Баярто Батоевич,Дашиев Баир Жамсаранович и другие. «Заслуженный ветеринар РБ» Гатапов Радна Бадмаевич. Низовцев Иван Николаевич был удостоен звания «Заслуженный механик РБ» а так же награжден орденом « трудовой славы третьей степени». Впервые в нашем поселке появилось новое направление-пчеловодство где работал Романов Очир Сангадиевич, возобновились огородничество,где бригадиром был Бадмаев Вячеслав Иванович.
- За трудовые успехи были отмечены званием «Заслуженный агроном БурАССР»-Баторов Дугар Сангадиевич;орденом дружбы народов-Цыденов Василий Ламошкоевич;орденом трудовой славы 2и 3 степеней удостин Ринчинов Валерий Баяндуевич. Награждены орденами трудового красного знамини-Тибочкиева Бальжин Урбагаровна,Балаганова Евдокия Шагжиева и другие;медаль «За трудовую доблесть»-Бадмаев Батомунхо Аюшеевич;орден знака почета-Аюшеева Цыцык Урбагаровна,Казаков Василий Иванович;»Заслуженный животновод БурАССР»-Гомбоев Лобан Гармаевич. Появились новые направления в животноводстве: птицеводство и свиноводство.
Животноводство
- Большая роль в процветании колхозного производства принадлежит и специалистам проработавших в разные года: Цыремпилова Агния Тибочкиевна, Шагдуров Бадагар Цыремпилович, Раднаев Цыдып Раднаевич и другие.
- Активное руководство колхозным производством со дня его образования до распада односистемного партийного правления в стране принимала партийная организация колхоза.
Стогометатели
- Летом в колхозе заготавливалось огромное количество сена. Работали все: и взрослые,и школьники. Сохранность поголовье скота зимой,без падежи,зависело от того ,как качественно заготовлено и сохранено сено. Это зависело в основном от умения метать сено в стога. Таких людей-мастеров стогометателей было мало. Они являлись гордостью колхоза. В довоенное и в военное время ими были Ринчин Романов, Арсалан Ухинов. Метали они 20 hууритай (основа стога 20 копен) стог за 2 дня, примерно 250 центнеров сена.
Стрижка овец
- В колхозе «Улюнский»в советское время на период развития коммунизма имелось около 25 отар, в которых числилось 13-14 тыс.овец. центром стрижки овец было село Улюкчикан. План по стрижке овец колхозники, школьники выполняли за неделю. Это был целый большой трудовой праздник- работали все. Вот в эти периоды выросли скоростники-стригали овец электромашиной. Очиров Цырен Кушеевич в день стриг до 120-130 голов. Он занимал первое место по скорости и технике в колхозе,районе,республике. За ним шли Очиров Бадма Дымбренович, Бубеев Сергей Павлович. Среди ручных стригалей-женщин первое место занимает Очирова Наталья Батуевна. Она стригла до 60 голов в день. Среди школьников самый быстрый и техничный ручной стригатель-Ухинов Бадма Базарович. Его личный рекорд 80 голов в день.
Заключение:
Колхоз играл важную и ключевую роль в жизни селян.
Заключение
В данном исследовании полностью достигнута цель, которая была поставлена в начале. Мне удалось собрать информацию о колхозе «Улюнский» Узнать, как появился данный колхоз в нашем селе, каковы заслуги его работников и значение данного колхоза в развитии Баргузинского района и всей страны.
Также выполнены все те задачи, которые были поставлены в начале исследования: я собрала сведения о многих ветеранах колхоза. Благодаря их воспоминаниям мне удалось буквально «пропитаться», проникнуться духом того времени. Действительно, осознать тот подвиг, который буквально каждый день совершали работники колхоза.
Уже сейчас я абсолютно уверена, что земля так просто от себя не отпустит, чем бы я дальше в жизни не занималась. Очень хотелось бы, чтобы дедушкины качества, такие как трудолюбие, преданность родной земле, честность, чуткое отношение к людям сопровождали меня всегда и везде. Ведь не может же быть мой интерес к данной теме случайным?! Он сидит где-то глубоко внутри, в сердце, потому, что он тесно связан с жизнью самого родного и дорогого мне человека- моего дедушки.
То, что я изучила, это лишь малый вклад в изучение нашего села, и эту работу нужно продолжать. Ведь изучение истории своего родного края способствует лучшему пониманию процессов, происходящих в наше время
Литература:
- Архивные данные колхоза
- «Лугшахан»- ……….
- «О жизни и о времени»- П.Л. Натаев., Улан-удэ, 2005г.
- Воспоминания секретаря парткома колхоза «Улюнский», Бадмаева Василия Санжиевича
- Воспоминания………….
Источники информаций:
1) Воспоминания старожилов села.
2) Архивные данные колхоза
3) Информация из Улюнского музя
4) Интервью.
Приложение.
Председатели колхоза «Улюнский»
- Эрдыниев Ринчин Эбхеевич(1940-1941)
- Орбодиев Очир (1942-1946)
- Тараскин Василий Владимирович(1946-48,1950-1952)
- Эрдыниев Бадма Потхоевич(1953-1955)
- Устинов Егор Федорович(1956-1960)
- Будаев Будажап Батуевич(1961)
- Тараскин Сергей Иннокентьевич(1961-1972)
- Гатапов Сергей Ламожапович(1972-1978)
- Очиров Доржи Ламажапович(1978-1983)
- Дампилон Искра Дамбиевич(1983-1985)
- Гармаев Юрий Будаевич(1985-1996)
- Тэлин Станислав Рэвомирович(1996-2003)
- Будаев Валерий Борисович(2003-2008)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа им.С.Хамнаева»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29
Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
Доклад
Тема:
«Суточная активность удодов в
Северо- Восточном Прибайкалье ( в с.Улюн)»
Выполнила: Гатапова Валентина ученица 9го класса,
«Улюнской СОШ, имени С. Хамнаева»
Руководитель: Дашиева Цыбик- Ханда Будажаповна, учитель биологии
2019г.
Оглавление
- Введение……………………………………………………………….…….
- Основная часть:
А) Морфологическая характеристика и особенности экологии
удода…………………………………………………………..
Б) Практическая часть……………………………………………………….
3. Заключение……………………………………………………………………
Введение
Птицы в населённых пунктах являются одной из самых заметных и многочисленных групп диких позвоночных животных.
Окрестности нашего с.Улюн очень много разных видов птиц, многие знакомы нам с детства. Хвойные леса населяют в основном, не только хищные виды птиц, например канюк обыкновенный, коршун, но и такие как- кукушка обыкновенная, кукушка глухая, малый дятел. В смешанных лесах можно встретить выше названные виды птиц, а также таких видов, как кукша. В околоводных районах утиные и цаплевые. В скалистых местностях и у подножия гор можно встретить каменку-плешанку, горную трясогузку.
Актуальность
Знать природу родного края должен каждый человек. С детства нам знакомы такие птицы как ворона, сизый голубь, воробей, сорока, галки. Способность птиц летать всегда завораживала человека, поэтому птицы являются излюбленным объектом для исследования. И для своего исследования я выбрала удода– небольшая птица степного ареала обитания.
Цель: Изучить суточную активность удода в Северо-Восточном Прибайкалье (в окрестности с. Улюн)
Задачи:
1. Выявить особенности биотопических характеристик удода.
2 Выяснить суточную активность взрослых птиц, насиживание яиц.
3 Выявить динамику суточной активности удода
Систематическое положение объекта
Класс: Птицы
Отряд: Птицы-носороги
Семейство: Удодовые
Род: Удоды
Вид: Удод
Удод
Небольшая птица длиной 25-29 см и размахом крыльев 44-48 см. Выделяясь полосатым черно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из самых легкоузнаваемых птиц. Окрас головы, шеи и груди в зависимости от подвида варьирует от розоватого до каштанового. Крылья широкие, округлые, окрашены контрастными черными и беловато-желтыми полосами. Хвост средней длины, черный с широкой белой перевязью посередине. Брюшная часть туловища розовато-рыжая, с черноватыми продольными полосами по бокам. Хохол на голове оранжево-рыжий, с черными вершинами перьев. Обычно хохол сложен и имеет длину 5-10 см. клюв длиной 4-5 см, слегка загнут вниз. Самцы и самки внешне друг от друга не отличаются.
Поведение.
По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.
В период насиживания и кормления птенцов вырабатывается маслянистая жидкость и имеющая резкий и неприятный запах, этим удоды пытаются защититься от некрупных наземных хищников. Полет у них небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удается схватить удода в воздухе.
Голос.
Вокализация удода такая же особенная, как и его внешний вид. Голос – глухой, слегка гортанный, повторяемый несколько раз подряд. Гортанный крик « уп-уп-уп или уд-уд-уд», откуда и получил свое название. Кроме того, в случае удивления или испуга удод издает пронзительный вопль «чи-ир», напоминающий крик кольчатой горлицы.
Питание
Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей.
Кормится удод на поверхности земли. Обычно в невысокой траве либо на оголенной почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Язык у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли – для этого птица подбрасывает ее в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части.
Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений. Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища.
Широко распространен в южной и центральных областях Европы и Азии, а также почти на всей территории Африки. Излюбленным местом обитания является открытая местность с редким кустарником или деревьями, такая как саванна, луг или пастбище. Также встречаются во фруктовых садах и виноградниках. Осторожна, но не пуглива – как правило, сторонится человека и улетает при его приближении. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых.
Практическая часть
Суточная активность взрослых птиц около гнезда
Исследования суточной активности велось в солнечную и пасмурную погоду, в разное время суток. Во время высиживания яиц самка безвылазно, не отлучаясь, сидит в гнезде. Самец, заботясь о будущем потомстве, кормит самку. Я наблюдала за активностью прилетов самца и время кормления самки. Среднестатистические результаты наблюдений вы можете видеть в таблице.
Время прилетов | Количество прилетов |
03:50-06:00 | 4 |
06:00-08:00 | 16 |
08:00-10:00 | 11 |
10:00-12:00 | 8 |
12:00-14:00 | 13 |
14:00-16:00 | 17 |
16:00-18:00 | 12 |
18:00-20:00 | 7 |
20:00-22:00 | 11 |
22:00-00:00 | 14 |
00:00-01:30 | 9 |
Выводы
Изучив особенности поведения удода, я могу сделать следующие выводы:
1)Получили представление об образе жизни удода. Поселяются парами, гнездо строят в расщелинах человеческих построек или в высокой траве, то есть этот вид предпочитает места с открытым ландшафтом или могут обитать возле человека. Питаются преимущественно наземными насекомыми.
2)Самцы- удоды всегда находились рядом, беспокоясь и стараясь отвести наблюдателей от гнезда.
3) Мои наблюдения показали, что самую большую суточную активность удоды проявляют с 14 до 16 часов дня.
Выводы:
1)Мои наблюдения показали, что самую большую суточную активность удоды проявляют с 14 до 16 часов дня.
2)Получили представление об образе жизни удода. Поселяются парами, гнездо строят в расщелинах человеческих построек или в высокой траве, то есть этот вид предпочитает места с открытым ландшафтом или могут обитать возле человека. Питаются преимущественно наземными насекомыми.
3)Родители всегда находились рядом, беспокоясь и стараясь отвести наблюдателей от гнезда.