Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

Формирование УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_metapredmetnyh_uud.docx96.25 КБ

Предварительный просмотр:

В 2015 году я начала преподавать биологию в 5-м классе. Это класс обучающийся по ФГОС нового поколения по УМК Пономаревой И.Н

Мониторинг  предметных  достижений по биологии :

  1. Входная диагностика:
  2. Промежуточная диагностика
  3. Итоговая диагностика

 

Метапредметные УУД

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов

Критерии

Личностные результаты

 Самоопределение

Смыслообра зование

Морально-этическая ориентация

Внутренняя позиция обучающегося

Основы гражданской идентичности

Самоуважение и адекватная самооценка

Устойчивая система учебно-позна

вательных и социальных мотивов

Знание основных моральных норм

Способность к моральной децентрации

Этические чувства как регуляторы морального поведения

Уровень

%

в

с

н

в

с

н

в

адекв

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2015-2016

40

33

27

27

20

53

60

40

0

67

20

13

53

27

20

60

20

20

53

33

14

2016-2017

67

20

13

53

27

20

33

60

7

80

20

20

80

20

0

73

27

0

80

20

0

Критерии

%

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Уровень

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2015-2016

35

27

40

40

20

40

54

46

34

2016-2017

46

34

20

47

33

20

86

34

27

1.Формирование познавательных   УУД

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

“найди отличия”;

“на что похоже?”;

поиск лишнего;

“лабиринты”;

“логические цепочки”;

хитроумные решения;

составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных  характеристик объекта;

работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

составление и распознавание диаграмм;

работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

.

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 2. Выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).        

7. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

8. Вычитывать все уровни текстовой информации.

9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Урок биологии 5 класс по теме: «Бактерии».

Формулирование темы урока, постановка цели.

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

1. Что же это за существа?

2. Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

4. Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Урок биологии 5 класс по теме: «Животные».

Первичное закрепление.

ameba.jpg

Рассмотрите рисунок.

  1. Как называется изображенный организм?
  2. Подпишите основные части клетки.
  3. Укажите ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

УУД: структурируют знания, анализируют объект, ориентируются в своей системе знаний

Вывод:

Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  познавательного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

9 критериев - 18 баллов  максимальное значение

От 0 до 9 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 10 до 17 баллов -  средний уровень

18 баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

Урок биологии 5 класс по теме: «Как человек появился на Земле».

Рефлексия учебной деятельности.

В каждом задании выберите один верный ответ из четырёх предложенных.

А1. Современная наука предполагает, что древним предком человека является


          А)шимпанзе 

           Б)макака 

           В)австралопитек 

           Г)кроманьонец 

А2. Современные учёные считают, что Человек прямоходящий впервые научился 

А)изготавливать каменные орудия 

Б)пользоваться огнём 

В)употреблять в пищу мясо 

Г)собирать плоды растений 

A3. Внешне наиболее похож на современного человека 

встралопитек 

Человек умелый 

кроманьонец 

неандерталец 

А4. Простейшие орудия труда научился изготавливать 

А)лемур 

Б)горилла 

В)Человек умелый 

Г)Кроманьонец 

А5. Неандертальца относят к виду 

А)Человек разумный 

Б)шимпанзе 

В)австралопитек 

Г)горилла 

1. Проведите взаимопроверку по эталону. Проверив тест, нарисуйте красное солнышко, если всё выполнено правильно - это «5», синее, если одна ошибка- «4», зеленое, если две – «3».

А если сосед по парте сделал больше ошибок нарисуйте смайлик, это подбодрит его.

УУД: рефлексия способов действий; контроль и оценка результатов деятельности.

2. Регулятивные УУД 

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание- Зачем?

2.Планирование – В какой последовательности

3. Контроль - Правильно ли?

4.Коррекция – Как исправить?

5.Оценка- Вот так правильно,  хорошо!

6. Волевая самооценка –Сосредоточился, ещё раз.

Формирование регулятивных УУД

Задание

Цель: формирование принятия  познавательной  цели,  умение оценивать результат.

.Тема: «Органы пищеварения» 8 класс. При  выполнении самостоятельной работы  осуществлять  взаимопроверку, умение  находить  ошибки и правильно  оценивать работу.  Например, оценить последовательность расположения органов пищеварения.  

Ротовая  полость→ пищевод→ желудок→ кишечник

Задание. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки».

1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;

2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;

6 класс.

 Тема урока: «Органы цветковых растений».

При изучении темы ребятам предлагаю выступить в роли ученых исследователей (элементы ролевой дидактической игры). Ученикам раздаю гербарии, которые необходимо исследовать, провести анализ в соответствии с темой. Рассмотрев их, учащиеся составляют индивидуальные программы учебных действий. После того как каждый выполнит данную работу, предлагаю обсудить варианты программ исследования, то есть создаю условия корректировки индивидуальной программы, ее уточнения, конкретизации.

Затем ставлю следующие цели работы, например, выполнение программы, фиксация результата, анализ результата, выводы на основании исследования. И только после этого учащимся предлагаю открыть текст параграфа учебника и проверить правильность и степень научности своих выводов в сопоставлении их с законами фундаментальной науки, выписать из учебника точные определения понятий, формулировки законов.

Ценность такого вида учебной работы не только в исследовательском творческом мышлении ученика, но и в обучении шестиклассников умению поэтапного целеполагания (осмыслении методологии умственного труда).

9 класс. Тема урока: «Строение клетки».

Задание Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).

1. Как называется жидкая часть клетки? (Цитоплазма)

2. Какого вещества больше всего в клетке? (Вода)

3. Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки? (Белок)

4. Какие вещества клетки наиболее богаты энергией? (Углеводы)

5. В какой части клетки помещаются хромосомы? (Ядро)

6. В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ? (Митохондрии)

7. В каком органоиде синтезируются белки? (Рибосомы)

8. Как называется поверхностная часть клетки? (Мембрана)

9. Что относится к главным частям клетки? (Мембрана, цитоплазма, ядро)

10. Неорганическое соединение, является растворителем и участником многих химических реакций (Вода)

Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  регулятивного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

6 критериев - 12 баллов  максимальное значение

От 0 до 6 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 6-11 баллов -  средний уровень

  1. баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

       3.Коммуникативные УУД  Умеем ли мы общаться?

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

- создают учебную мотивацию

- пробуждают познавательный интерес

- создают ситуацию успеха

- вырабатывает умение общаться с другими детьми

- формирует оценочные категории своей работы.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

      - составь задание партнеру;

      - отзыв на работу товарища;

      - групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта

      - «отгадай, о ком говорим»

- взаимопроверка

- выполнение практической работы

Коммуникативные УУД

.1. Планирование учебного сотрудничества

.2.Постановка вопросов

3.Владение монологической и диалогической формами речи

4.Умение полно и точно выражать свои мысли

5.Разрешение конфликтов

6.Управление поведением партнера

Задание 1.

6 класс. Тема урока: «Бактерии».

Деятельность учителя.

  1. Демонстрирую микропрепарат.

https://open-lesson.net/uploads/files/2015-12/5_17.png

 

2.Задаю вопросы:

  1. – К какому царству относят данные организмы?
  2. Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
  3. Какие особенности строения бактерий вы заметили?
  4. С помощью каких методов можно изучать данные организмы?
  5. Где обитают данные организмы?
  6. Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
  7. Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
  8. Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

           3. Определяю (в процессе диалога) ключевые слова урока и записываю их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

Задание 2.

6  класс. Тема урока: «Ткани».

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Совместное открытие знаний.

  1. Какие главные функции выполняют клетки растений? Записываю на доске варианты ответов.
  2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера.)
  3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?
  4. А какие функции одна клетка выполнить не может?– Какой же выход? Как это можно преодолеть?
  5. Работа с текстом учебника. Предварительное обсуждение в парах.
  • Что такое ткань?
  • Какие виды тканей бывают?
  • Какие функции они выполняют?
  1.  Как растение получает минеральные вещества? Откуда?
  2. Где должны находиться покровные ткани? Какими они должны быть, чтобы не мешать друг другу?
  3. Какие клетки образуют основную ткань?
  4. Какая ткань помогает растению не сминаться? Как она должна быть устроена?
  5. Все вещества растение получает благодаря двум тканям – всасывающей и основной. А как распределить эти вещества между всеми частями растения?
  6. Если растение находится в одних и тех же (неизменяющихся) условиях, ему нужны изменяющиеся части? Почему? (Пример растения.)

– А если условия непостоянны?

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

 Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  коммуникативного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

6 критериев - 12 баллов  максимальное значение

От 0 до 6 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 6-11 баллов -  средний уровень

12 баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

 

 

Ссылки на источники

  1. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
  2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2014
  3. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.ВАКО, 2012