"Играем с детьми и родителями в исследователей национально-культурного наследия: развитие детской кафедры ЮНЕСКО"
Педагоги Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад с этнокультурным (русским) компонентом №1776 вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Приоритетным направлением работы данного учреждения является формирование патриотических чувств, положительной этнической самоидентификации и духовно-нравственных качеств личности на основе ценностей и идеалов отечественной культуры, приобщение детей к истокам народной мудрости, самобытности.
Так для создания системы по познавательной, творческой и коммуникативной активности детей на основе изучения национально-культурного наследия возникла идея обновления содержания и форм организации педагогического процесса. Путем взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ педагоги работающие с детьми старшего дошкольного возраста ежегодно проводят игру «Детская кафедра ЮНЕСКО».
«Детская кафедра ЮНЕСКО» - это игра в «маленьких ученых», где дети исследуют объекты, явления и предметы посредством народного творчества. С помощью взрослых оформляют и представляют проект для его защиты. За последние годы разработано и реализовано масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности.
Радует заинтересованность и активность родителей, растущая с каждым годом. Раньше, педагогам приходилось уговаривать родителей включиться в данный вид деятельности, сейчас же уже в мае родители спрашивают о постановке проблемы и выбора темы исследования на следующий учебный год.
В данной совместной деятельности отражается построение модели взаимодействия «педагог – родитель- ребёнок». И именно такое совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить национально-культурное наследие своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_totemnye_zhivotnye_v_geraldike_russkih_gorodov_.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования № 1776
«Тотемные животные в геральдике русских городов»
(дополнение к проекту «Наша Родина – Россия»
С детьми старшего возраста.
Разработала творческая группа.
г. Москва 2013год.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1.Учить узнавать изображение гербы городов России, где изображены животные.
2.Формировать знания детей о том, что такое тотем, тотемные животные .
3.Познакомить с символическим значением изображений на гербах городов тотемного животного.
4.Познакомить с функциональным назначением герба.
5.Познакомить детей ближе с городами России.
6. Сформировать интерес к истории и достопримечательностям городов России «Золотого кольца».
ЗАДАЧИ:
Расширять представления детей о родном крае.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями страны, в которой они живут.
Углублять и уточнять представления о тотемных животных, изображенных на гербах русских городов. Поддерживать интерес детей к животному миру посредством русского народного творчества.
Закреплять знания о гербах русских городов.
ВИД ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский, долгосрочный.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ: декабрь- май 2013
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, логопед, родители воспитанников.
ПРОБЛЕМА:
Что обозначают тотемные животные? Почему тотемные животные изображали на гербах разных городов? Как тотемные животные отражены в народном творчестве? (Легенды, сказки, пословицы, поговорки).Нужен ли герб с тотемным животным и каким нашему детскому саду?
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Разучивание стихов и песен о России, Родине.
Беседы о России, о городах нашей страны, традициях, достопримечательностях.
Рассмотреть иллюстрации с изображением природы России.
Рассказать детям о животном мире нашей Родины, где каких животных можно встретить.
Познакомить со словом тотем и его значением. Выяснить, почему животных русский народ использует не только в сказках, но и на гербах городов.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Игры, рисунки, обыгрывание различных ситуаций по данной теме, рассматривание иллюстраций ,исследования.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (декабрь)
Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование целостной системы знаний.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (январь)
Задачи этапа: привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями.
3 этап – практическая деятельность (февраль-апрель)
Задачи этапа: вхождение детей и родителей в проблемную игровую ситуацию. Сбор информации, подбор художественного слова, музыки. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
4 этап – итоговый (май)
Задачи этапа: презентация проектов, обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
- создание на базе ДОУ благоприятной среды;
- совершенствование уровня знаний, компетентности родителей по теме проекта;
- повышение уровня знаний детей старшего возраста о родной стране, ее достопримечательностях; о тотемных животных, изображенных на гербах русских городов на основе русского народного творчества;
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- наблюдения и экскурсии;
- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
- познавательное чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок;
- изобразительное творчество;
- конкурсы и викторины, КВН;
- продуктивная деятельность, защита творческих работ, проектов;
- инсценировки и театрализации;
- народные, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- фольклорные праздники и развлечения по народному календарю.
Ознакомление с государственной символикой в дошкольных учреждениях чаще всего ограничивается ознакомлением с гербом, флагом и гимном России.
Наш же проект дает значительно расширяет представления детей о родной стране через знакомство с гербами городов, на котором изображено тотемное животное. Что такое тотем? Почему изображали тотемное животное на гербах? Это картинка, но картинка не простая, в ней зашифрована самая интересная информация. Какая заключена легенда, быль, интересная история.
Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется – Россия.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Это слова из Государственного гимна Российской Федерации. Но страна – это не просто поля и леса, города и села. Это государство. А каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других.
Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственные символы – символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства. Это гимн, флаг, герб .
Что означает слово герб?
Герб слово немецкое и означает – наследство. Первоначально гербом называли боевой щит, на котором и был изображен отличительный знак государства, города, или семьи. Щит мог иметь разную форму и цвет. Например, красный цвет обозначал силу, зеленый – свободу, золотой – знатность. Со временем герб стали изображать на знаменах, печатях, монетах и даже на зданиях, посуде, оружии, книгах.
Еще в первобытные времена, когда люди жили племенами, они хотели выделиться среди других племен, показать свое отличие. Для этого служил тотем. Тотем - это изображение какого-то животного: медведя, льва, орла. Род считал тотем своим покровителем и защитником. Поэтому тотем изображался на одежде человека, на жилище. Фигурки тотема- животного вырезали из дерева, кости, лепили из глины. Большие фигуры-тотемы ставили перед жилищами. Маленькие фигурки-тотемы носили на шее, на запястье. Тотемы не только защищали своего хозяина, но и служили опознавательным знаком, который говорил, откуда этот человек, к какому роду-племени принадлежит. Затем тотемные животные начали изображать на гербах
В России свой герб имеют многие города. И каждый герб имеет свою историю. Так герб Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия»
Герб каждого города может рассказать историю, легенду о событии, произошедшем в давние времена, о людях, о природе, окружающей город. Нужно лишь научиться «читать» гербы.
Сегодня мы расскажем о многих городах нашей России, где на гербе красуется тотемное животное.
Темы детско – взрослых исследовательских проектов
1)«Гусь-Хрустальный -чудный град, чем же город тот богат?»
Полина Провоторова 5 лет
Мама - Елена Алексеевна
Воспитатель группы – Рыбчинская Е.В.
2) «Золотые ворота - охраняет лев всегда» (г.Владимир)
Виталий Фокин 6 лет
Мама - Мария Геннадиевна
Воспитатель группы: Самхарадзе Т.В.
3) «Где Жар-птицы свет сияет?»(г.Палех)
Кирилл Перов 6 лет
Мама – Ольга Николаевна
Воспитатель группы - Лосик И.С.
4) «На гербе медведь с секирой в Ярославле навсегда»
Катя Горяинова ,6 лет
Мама - Ирина Сергеевна
Воспитатель группы – Самхарадзе Т.В.
5) «В городе мышином –чудная страна» (г.Мышкин)
Катя Кириллова 6 лет
Папа - Сергей Александрович
Воспитатель группы- Сорокина Е.В..
6) «По следам летящего оленя в город Ростов Великий»
Катя Орлова 7 лет
Мама-Светлана Эдуардовна.
Воспитатель группы – Зенина З.Д.
7)«Посреди лесных просторов барс живет на гербе Пскова»
Роман Туркин 5 лет
Папа – Дмитрий Дмитриевич
Воспитатель группы – Самхарадзе Т.В.
8) «Город рыбки золотой» (г.Переславль- Залесский)
Полина Лужецкая 7 лет
Мама – Наталья Петровна
Воспитатель группы – Зенина З.Д.
9) «Брильянт Сибири» (г.Екатеринбург)
Юлия Зиновьева 6 лет (детский сад №2311)
Мама –Екатерина Леонидовна;
Воспитатель-Гапошена Е.В.
10) «Рыбки пляшут на гербе - Рыбинск виден вдалеке»
Максим Добродей 6 лет
Мама –Яна Андреевна
Воспитатель Сорокина Е.В.