"Играем с детьми и родителями в исследователей национально-культурного наследия: развитие детской кафедры ЮНЕСКО"

Лосик Инна Cт

 

      Педагоги  Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад  с этнокультурным (русским) компонентом №1776 вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Приоритетным направлением работы данного учреждения  является  формирование патриотических чувств, положительной этнической самоидентификации и духовно-нравственных качеств личности на основе ценностей и идеалов отечественной культуры, приобщение детей к истокам народной мудрости, самобытности.

 Так для создания системы по познавательной, творческой и коммуникативной активности детей на основе изучения национально-культурного наследия  возникла идея  обновления содержания и форм организации педагогического процесса. Путем взаимодействия   с семьями  воспитанников  в  ДОУ педагоги работающие с детьми   старшего дошкольного возраста ежегодно проводят  игру  «Детская кафедра ЮНЕСКО».

       «Детская кафедра ЮНЕСКО» - это игра в  «маленьких ученых», где дети исследуют  объекты, явления и предметы посредством народного творчества. С помощью взрослых   оформляют  и представляют проект для его защиты. За последние годы разработано и реализовано масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности.

        Радует заинтересованность и активность родителей,  растущая с каждым годом. Раньше, педагогам приходилось  уговаривать  родителей включиться  в данный вид деятельности, сейчас же  уже в мае родители спрашивают о постановке проблемы и выбора темы исследования   на следующий  учебный год.

        В данной совместной деятельности отражается  построение модели взаимодействия «педагог – родитель- ребёнок». И именно такое  совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить  национально-культурное наследие  своего народа.

       

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_totemnye_zhivotnye_v_geraldike_russkih_gorodov_.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования  № 1776

«Тотемные животные в геральдике русских городов»

(дополнение к проекту  «Наша Родина – Россия»

С детьми старшего возраста.

        

Разработала творческая группа.

г. Москва 2013год.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.Учить узнавать изображение гербы городов  России, где изображены животные.

2.Формировать знания детей о том, что такое тотем, тотемные животные .

3.Познакомить с символическим значением изображений на гербах городов тотемного животного.

4.Познакомить с функциональным назначением герба.

5.Познакомить детей ближе с городами России.

6. Сформировать интерес к истории и достопримечательностям  городов России  «Золотого кольца».

ЗАДАЧИ:

Расширять представления детей о родном крае.

Продолжать знакомить детей  с достопримечательностями  страны, в которой они живут.

Углублять и уточнять представления о тотемных животных, изображенных на гербах русских городов. Поддерживать интерес детей к животному миру посредством  русского народного творчества.

Закреплять знания о  гербах русских городов.

ВИД ПРОЕКТА:  познавательно-исследовательский, долгосрочный.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ:  декабрь- май 2013

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, логопед, родители воспитанников.

ПРОБЛЕМА:

Что обозначают  тотемные животные? Почему тотемные  животные изображали на  гербах  разных городов? Как тотемные животные отражены в народном творчестве? (Легенды, сказки, пословицы, поговорки).Нужен ли герб с тотемным животным и каким нашему детскому саду?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Разучивание стихов и песен о России, Родине.

Беседы о России, о городах  нашей страны, традициях, достопримечательностях.

Рассмотреть иллюстрации с изображением природы России.

Рассказать детям о животном мире нашей Родины, где каких животных можно встретить.

Познакомить со словом тотем и его значением. Выяснить, почему животных русский народ использует не только в сказках, но и на гербах городов.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Игры, рисунки, обыгрывание различных ситуаций по данной теме, рассматривание иллюстраций ,исследования.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (декабрь)

            Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование  целостной системы знаний.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы (январь)

               Задачи этапа:   привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями.

3 этап – практическая деятельность (февраль-апрель)

     Задачи этапа:  вхождение детей и родителей в проблемную игровую ситуацию. Сбор информации, подбор художественного слова, музыки. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок  проектно-исследовательской деятельности.

 4 этап – итоговый (май)

              Задачи этапа: презентация проектов, обобщение опыта и определение результата практической деятельности,  разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОЕКТА.

  1. создание на базе ДОУ  благоприятной среды;
  2. совершенствование уровня знаний, компетентности родителей по теме проекта; 
  3. повышение уровня знаний детей старшего возраста о  родной стране, ее достопримечательностях; о тотемных животных, изображенных на гербах русских городов   на основе русского народного творчества;

ФОРМЫ  РАБОТЫ  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

  1. наблюдения и  экскурсии;
  2. создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  3. познавательное чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок;
  4. изобразительное творчество;
  5. конкурсы и викторины,  КВН;
  6. продуктивная деятельность, защита творческих работ, проектов;
  7. инсценировки и театрализации;
  8. народные, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  9. фольклорные праздники и развлечения по народному календарю.

Ознакомление с государственной символикой в дошкольных учреждениях  чаще всего ограничивается ознакомлением с гербом, флагом и гимном России.

             Наш же проект дает значительно расширяет представления детей о родной стране через знакомство с гербами  городов, на котором изображено тотемное животное. Что такое тотем? Почему изображали тотемное животное на гербах?  Это картинка, но картинка не простая, в ней зашифрована самая интересная информация. Какая  заключена легенда, быль, интересная история.  

Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется – Россия.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Это слова из Государственного гимна Российской Федерации. Но страна – это не просто поля и леса, города и села. Это государство. А каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других.

     Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственные символы – символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства. Это  гимн, флаг, герб .

Что означает слово герб?

Герб слово немецкое  и означает – наследство. Первоначально гербом называли боевой щит, на котором и был изображен отличительный знак государства, города, или семьи.  Щит мог иметь разную форму и цвет. Например, красный цвет обозначал силу, зеленый – свободу, золотой – знатность. Со временем герб стали изображать на знаменах, печатях, монетах и даже на зданиях, посуде, оружии,  книгах.

Еще в первобытные времена, когда люди жили племенами, они хотели выделиться среди других племен, показать свое отличие. Для этого служил тотем. Тотем - это изображение какого-то животного: медведя, льва, орла.  Род считал тотем своим покровителем и защитником. Поэтому тотем изображался на одежде человека, на жилище. Фигурки тотема- животного вырезали из дерева, кости, лепили из глины. Большие фигуры-тотемы ставили перед жилищами. Маленькие фигурки-тотемы носили на шее, на запястье. Тотемы не только защищали своего хозяина, но и служили опознавательным знаком, который говорил, откуда этот человек, к какому роду-племени принадлежит. Затем тотемные животные  начали изображать на гербах

В  России  свой герб имеют  многие города. И каждый герб имеет  свою историю. Так герб  Москвы  представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия»

Герб каждого города может рассказать историю, легенду о событии, произошедшем в давние времена, о людях, о природе, окружающей город. Нужно лишь   научиться «читать» гербы.

Сегодня мы  расскажем о многих  городах нашей России, где  на гербе   красуется тотемное животное.  

Темы детско – взрослых исследовательских проектов

1)«Гусь-Хрустальный -чудный град, чем же город тот богат?»

                Полина Провоторова 5 лет  

                 Мама - Елена Алексеевна

                 Воспитатель группы – Рыбчинская Е.В.

2) «Золотые ворота - охраняет лев всегда» (г.Владимир)

               Виталий Фокин  6 лет  

                Мама - Мария Геннадиевна

               Воспитатель группы: Самхарадзе Т.В.

       3) «Где Жар-птицы свет сияет?»(г.Палех)

              Кирилл Перов  6 лет

              Мама – Ольга Николаевна

Воспитатель группы - Лосик И.С.

      4) «На гербе медведь с секирой в Ярославле навсегда»

             Катя Горяинова ,6 лет

             Мама - Ирина Сергеевна

             Воспитатель группы – Самхарадзе Т.В.

      5) «В городе мышином –чудная страна» (г.Мышкин)

           Катя Кириллова 6 лет

           Папа - Сергей Александрович

           Воспитатель группы-  Сорокина Е.В..

     

6) «По следам летящего оленя в город Ростов Великий»

 Катя Орлова 7 лет

Мама-Светлана Эдуардовна.

Воспитатель группы – Зенина З.Д.

     7)«Посреди лесных просторов барс живет на гербе Пскова»

Роман Туркин 5 лет

Папа – Дмитрий Дмитриевич

Воспитатель группы – Самхарадзе Т.В.

     8) «Город  рыбки золотой» (г.Переславль- Залесский)

Полина Лужецкая  7 лет

Мама – Наталья Петровна

Воспитатель группы – Зенина З.Д.

     9) «Брильянт Сибири» (г.Екатеринбург)

Юлия Зиновьева 6 лет (детский сад №2311)

Мама –Екатерина Леонидовна;

Воспитатель-Гапошена Е.В.

     10) «Рыбки пляшут на гербе - Рыбинск виден вдалеке»

Максим Добродей 6 лет

Мама –Яна Андреевна

Воспитатель Сорокина Е.В.