Первушкина Елена Николаевна

Методическое объединение учителей-логопедов школ города Омска

Окончила ОмГПУ по специальности ЛОГОПЕДИЯ. Педагогический стаж 26 лет. Стаж работы в должности учитель - логопед 9 лет. В 2015 году прошла курсы повышения квалификации при БОУ ДО «ИРООО» по теме «Обновление деятельности педагога в условиях модернизации образования»; в 2016 году прошла курсы повышения квалификации в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по теме «Современные логопедические технологии диагностики и коррекции речевых нарушений».  В 2015 году стала участником очного этапа городского конкурса профессионального мастерства «Сопровождение».  Аттестована на высшую квалификационную категорию в 2016 году. Награждена Грамотой Министерства образования Омской области в 2010 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что  такое  ОНР?

ОНР — общее недоразвитие речи это тяжелая речевая  патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при котором страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико – грамматический строй.  

Дети с ОНР это очень разнородная группа.  Это и практически безречевые  дети с  зачатками лепетных слов, и дети с достаточно понятной  фразовой речью с элементами  фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Поэтому  выделяют уровни общего недоразвития речи.  Это позволяет более точно описать речевые проблемы ребёнка.  Без уточнения уровня  заключение ОНР мало о чём говорит.

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи. 

I уровень самый  тяжёлый.  Это либо дети вообще  без речи,  либо дети,  использующие  несколько отдельных  лепетных, либо очень усечённых (до 1-2 слогов)  слов.  Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется  одно  деформированное слово  вместо  предложения.                                                         Так же это одно слово может иметь несколько значений.  Например  «ПИ»  это и мышка, и птичка, и хочу пить.   Очень активно такие дети для общения используют жесты и мимику.  Огромна разница между объёмом активного  и пассивного словаря.  Это дети, которые, со слов родителей,  всё понимают, но ничего не говорят.                                                                                                                        Однако при детальном обследовании выясняется, что и пассивный словарь таких  малышей  гораздо ниже возрастной нормы.  Произношение звуков непостоянно.  Грамматических форм нет вообще.  Очень желательно  для детей с I уровнем речевого развития начать логопедические занятия  не позже 3х лет, тогда прогноз дальнейшего обучения будет более благоприятным.

II уровень речевого развития.  Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов объединённых по смыслу.   Появляются полноценные слова, хотя  часто очень искажённые.

Звукопроизношение  грубо нарушено.  Из-за  фонематического несовершенства  в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные  как на I уровне речевого развития.  Очень сильно нарушена слоговая структура слов.   Сокращается количество слогов, теряются согласные в стечениях. Употребление грамматических форм носит случайный характер.                                                  Дети  со II уровнем речевого развития практически не употребляют  предлоги или заменяют на общий искажённый предлог .  «А  туи»= «на стуле»,  «а кани»= «в стакане».  Очень ограничен  словарный запас.  Дети не могут назвать детёнышей животных,  части целого (спинку и ножки  у стула), затрудняются в назывании цветов, простых  форм.                                                                                          Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития.     « Косики си моть.  Диютя .  Бух  водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду.»

III уровень  речевого развития.  Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития.   Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая  структура  длинных многосложных слов обычно нарушена.  Особенно ярко  это проявляется во фразе.  Дети пользуются всеми частями речи,  но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным.  Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает, ребёнок заменяет одним словом, шьёт. Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т.п.). Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (5письмов, солнышко лучистая).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола= поднял из пола, достал из – под стола=достал из стола и т.д.). Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространенные фразы.

В последние годы стали  выделять и 4уровень речевого развития при ОНР, раньше подобное речевое нарушение называли нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВ ОНР). В последнее время чаще используют именно такую формулировку. Для этого уровня так же характерны проблемы развития лексико – грамматического и фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их. Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остается бедным и неточным словарь, продолжаются встречаться грамматические ошибки устной речи.

Причины речевых нарушений.

Причины разнообразны, как и само нарушение. Это могут быть всевозможные проблемы беременности и родов матери, травмы головы, нейроинфекции, частые заболевания ребенка в первые годы жизни. Так же а причинам ОНР можно отнести недостатки воспитания и образования.

Последствия ОНР, прогнозы и обучения.

Общее недорозвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы. В школьном возрасте это приводит к нарушения письма и чтения(дисграфии и дислексии), а в более тяжелых случаях делает усвоение программы вообще невозможным. Дошкольникам с ОНР (1-3 ур.р.р) желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с 4 уровнем речевого развития могут заниматься на логопункте, но занятия с логопедом обязательно. Ученики с 3-4 уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном логопункте. Школьники с более тяжелым общим недоразвитием речи обучаются в адаптивных  школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Прогнозы зависят от многих факторов: причин нарушения, уровня речевого развития, возраста ребенка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем. При своевременно начатой логопедической работе общее недоразвитие речи во многих случаях можно устранить полностью.

Повторяем, что очень важным фактором для успешной коррекции ОНР, является вовремя начатая логопедическая работа. Не тяните время! Обращайтесь к логопеду как можно раньше! Даже если кажется, что с речью все в порядке, покажитесь логопеду для профилактики в 3 года.

И ЕЩЕ …..У детей, имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: звукового, лексического, грамматического.

Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтения. Характерным для их письменных работ является огромное количество разнообразных ошибок, замены букв, нарушения структуры слова, аграмматизмы и обилие орфографических ошибок. Бедность словаря и синтаксических конструкций, несформированность чтения, затрудняются понимание этих детьми учебных и литературных текстов. Как правило, все учащиеся этой группы стойко не успевают по русскому языку и чтению, а потом и другим предметам.