Филитова Валерия Викторовна
Предварительный просмотр:
О речевой готовности ребенка к школе.
Неверно считать, что при подготовке к школе ребенку достаточно выучить буквы, научиться читать. Есть еще несколько обязательных условий для успешного освоения письменной речью. Что же такое речевая готовность будущего первоклассника к школе? Прежде всего это правильное и чёткое произношение всех звуков речи: свистящих «С», «Сь», «З», «Зь»; шипящих «Ш», «Ж», «Щ»; аффрикат «Ц», «Ч»; сонорных «Л», «Ль», «Р», «Рь».
Не менее важно развивать фонематический слух. Фонематический слух - это фонематическое (звуковое) восприятие и фонематический (звуковой) анализ и синтез. Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие.
Если ребёнку на слух звуки кажутся одинаковыми, то даже при условии правильного звукопроизношения будут затруднения на письме, когда звук необходимо будет обозначить буквой.
Фонематический анализ – это умение определять место звука в слове (начало-середина-конец слова), последовательность звуков, количество их, предыдущий и последующий звуки. Сформированный фонематический слух поможет ребенку в письменной речи, сократит количество так называемых «глупых» ошибок: пропусков букв, (особенно гласных и согласных в сложных слогах со стечением согласных), перестановок букв, «обрыва» слов.
Формирование понятия о слоговой структуре слова - это умение делить слова на слоги, находить ударный слог, составлять слова из 2-3 слогов.
Важно обратить внимание ребенка на слогообразующую роль гласного звука («сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»). Слог – это часть слова, он отличается от слова тем, что не имеет лексического значения («ничего не обозначает»).
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования: образование слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением: ДОМ – ДОМИК – ДОМИШКО - ДОМИЩЕ; относительные и притяжательные прилагательные от существительных: РЕЗИНА – РЕЗИНОВЫЙ, СНЕГ – СНЕЖНЫЙ (относительные); ЛИСА – ЛИСИЙ, ЛЕВ – ЛЬВИНЫЙ (притяжательные). Умение образовывать глаголы приставочным способом: ХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ПОДХОДИТЬ – ПЕРЕХОДИТЬ – УХОДИТЬ.
Образование сложных слов: МЯСО РУБИТ – МЯСОРУБКА, ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ – ЛИСТОПАД.
Образование родственных слов: ДОЖДЬ – дожди, дождливый, дождик, дождевик, дождинка.
Сформированность грамматического строя речи предполагает умение связывать слова в роде, числе и падеже. Внимание на окончания!
При формировании связной речи учим будущего школьника составлению предложений (4-6 слов), определению количества и последовательности слов в предложении. Обращаем особое внимание на употребление предлогов как самостоятельных слов. Пересказ текста из 8 – 10 предложений. Составление рассказа по серии из 3 – 6 сюжетных картинок. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа – описания предмета.
И, наконец, усвоение основных понятий для успешного обучения грамоте Вашего ребенка. Это такие понятия как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Текст состоит из предложений. Предложения - из слов, слова - из звуков (в устной речи), из букв (в письменной речи). Слова можно делить на слоги.
Ваши усилия не будут напрасными. Проявите терпение, будьте последовательны в оказании помощи будущему ученику и результатом станет успешность Вашего ребенка с первых дней обучения.