Рабочие программы
Рабочие программы по информатике и ИКТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по информатике для 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы по информатике для 5-6 классы, 7-9 классы, Босова Л.Л., Босова А.Ю.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644 ).
- Учебный план для 5 класса МБОУ СОШ с. Восток;
Изучение информатики в 5 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения факультативный курс «Информатика» изучается в 5 классе 34 часа (один час в неделю). Всего 34 часа.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Методическое пособие информатики в 5-6 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
II. Результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
- знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
III. Содержание
Раздел 1. Информация вокруг нас.
Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера. Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш. Рабочий стол. Управление мышью. Компьютерная мышь.
Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Наглядные формы представления информации. Диаграммы. Текст как форма представления информации
Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №5 «Строим диаграммы».
Раздел 2. Информационные технологии.
Основные объекты текстового документа. Редактирование текста. Фрагменты текста. Форматирование текста. Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений. Анимация.
Практическая работа №6 «Вводим текст»
Практическая работа №7. «Редактируем текст»
Практическая работа №8. «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст»
Практическая работа №10«Создаём простые таблицы»
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаём списки»
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаём анимацию».
Тематический план
Тема | Кол-во часов | Выполнение практической части программы | Формы контроля |
ПР | ИКР | ||
Раздел 1. Информация вокруг нас | 12 | 5 | |
Раздел 2. Информационные технологии | 19 | 12 | |
Повторение. Резерв времени | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 17 | 1 |
IV. Требования к подготовке школьников
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащегося | Планируемые результаты | Примеча- ние | ||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Информационное моделирование (23 часа) | |||||||||
2.09 | Правила ТБ. Объекты окружающего мира. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 5, 9 | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; повторить пройденный материал. | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||
9.09 | Компьютерные объекты. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||
16.09 | Практическая работа №1. Практическая работа №2. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||
23.09 | Отношение объектов и их множеств. Практическая работа №3 | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Вспомнить навыки работы в графическом редакторе | Регулятивные: целеполагание-преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. | Самоопределе- Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
30.09 | Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №4 | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
7.10 | Системы объектов. Практическая работа. №5 | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться распознавать объекты в системе. Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением. | Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | ||||
14.10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа. №5. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
21.10 | Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа. №6. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста вставка и форматирование символов, форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
28.10 | Понятие как форма мышления | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться определять понятия | Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | ||||
11.11 | Практическая работа №7. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться конструированию, созданию мини-моделей паркета, мозайки | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
18.11 | Информационное моделирование. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Создание информационных моделей в графическом редакторе | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
25.11 | Практическая работа №8. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться конструированию, создание моделей «Кабинет», «Карта» | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
2.12 | Знаковые информационные модели. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
9.12 | Практическая работа №9. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться созданию и оформлению словесных моделей, работать с многоуровневыми списками | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
16.12 | Практическая работа №10. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
23.12 | Табличные информационные модели | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться созданию и оформлению табличных моделей | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
21.10 | Практическая работа №11. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
28.10 | Практическая работа №12. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
11.11 | Графики и диаграммы. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться создавать графики и диаграммы | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
18.11 | Практическая работа №13. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться созданию и оформлению табличных моделей | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
25.11 | Схемы. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
2.12 | Практическая работа №14. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
9.12 | Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование» | Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 6 классе | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», | ||||
Алгоритмика (11 часов) | |||||||||
16.12 | Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться определять СКИ, различать формальные исполнители | Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | ||||
10.03 | Формы записи алгоритмов. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
17.03 | Типы алгоритмов. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9Комбинированный | Научиться создавать блок-схемы линейных алгоритмов, с ветвлением и с повторением | ||||||
31.03 | Практическая работа №15. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться искать необходимую информацию | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества | ||||
7.04 | Практическая работа №16. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
14.04 | Практическая работа №17. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
21.04 | Управление исполнителем Чертежник. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Научиться создавать вспомогательные алгоритмы алгоритмы повторения, используя исполнитель Чертежник | Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | ||||
28.04 | Управление исполнителем Чертежник. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
5.05 | Практическая работа №18. | Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | |||||||
12.05 | Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика» | Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 | |||||||
19.05 | Итоговое занятие. | Обобщение и систематизация знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л. Босова Информатика 7 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 7 классе пропедевтического курса:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
В 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме контрольных работ, практических работ, электронных тестов.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 3 часа;
- практических работ –12 часов.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Общая характеристика учебного предмета.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельно творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
В основу представляемого пропедевтического курса информатики положены такие принципы:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки осуществляется вводное, ознакомительное обучение школьников, предваряющее более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными. Используются следующие современные педагогические технологии: технология сотрудничества, технология развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированная технология, здоровье сбережения. Применяются следующие формы и методы обучения: индивидуальные, групповые, диалог – беседа, самостоятельное добывание знаний, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, метод устного или письменного контроля.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме практических и контрольных работ, тестов, фронтальных опросов.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Выполнение практической части программы: | Формы контроля: | |
ПР | Тест | КР | |||
Объекты и их имена | 6 | 3 | 1 | - | |
Информационное моделирование | 20 | 8 | - | 1 | |
Алгоритмика | 8 | 1 | - | 1 | |
Итого | 34 | 12 | 1 | 2 |
Содержание тем учебного курса
7 класс
Тема 1
Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система.
Тема 2
Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы.
Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Тема 3
Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Черепашка. Управление Черепашкой. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Цикл «пока». Ветвление.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема 1
Объекты и их имена
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
Тема 2
Информационное моделирование
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели»
Тема 3
Алгоритмика
Практическая работа №12 «Итоговая работа»
Перечень практических и контрольных работ
7 класс
Контрольные работы
№ | Вид контрольной работы | Дата проведения |
1. | Контрольный тест №1 по теме «Объекты и их имена» | 2 нед. окт. |
2. | Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» | 3 нед. март. |
3. | Итоговая контрольная работа № 3 | 3 нед. май |
Практические работы
№ | Наименование работ | Дата проведения |
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы» | 1 нед. сен. | |
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 2 нед. сен. | |
Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» | 4 нед. сен. 1 нед. окт. | |
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». | 2 нед. нояб. | |
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | 4 нед. нояб. | |
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». | 2 нед. дек. – 2 нед. янв. | |
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word». | 3 нед. янв. | |
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel». | 4 нед. янв. – 1 нед. фев. | |
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». | 3 – 4 нед. фев. | |
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». | 1 – 2 нед. мар. | |
Практическая работа №11 «Графические модели» | 4 нед. окт. | |
Практическая работа №12 «Итоговая работа» | 2 нед. май |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Выполнение практической части программы: | Формы контроля: | |
ПР | Тест | КР | |||
Информация и информационные процессы | 9 | 2 | - | 1 | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 5 | 1 | - | |
Коммуникационные технологии | 16 | 8 | 1 | - | |
Повторение | 2 | - | - | - | |
Итог | 34 | 15 | 2 | 1 |
9 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Выполнение практической части программы: | Формы контроля: | |
ПР | Тест | КР | |||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 5 | - | 1 | |
Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | 7 | 1 | - | |
Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 5 | 1 | - | |
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования | 20 | 12 | - | 1 | |
Моделирование и формализация | 9 | 4 | 1 | - | |
Информатизация общества | 3 | - | 1 | - | |
Повторение | 2 | - | - | - | |
Итог | 68 | 33 | 4 | 2 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень) (Угринович Н.Д. Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 10-11 классах:
Изучение информатики и информационных технологий на данном уровне обучения направлено для достижения следующих целей:
- формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
- система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
В 10-м и 11-м классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора. Кроме того, учащиеся осваивают азы программирования в объектно-ориентированной среде Visual Basic.
Приоритетами для учебного предмета “Информатика и ИКТ” на этапе среднего (полного) образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Основные цели учебного предмета «Информатика и ИКТ»
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи учебного предмета «Информатика и ИКТ»
- формирование знаний учащихся в области теории информации, компьютерного моделирования, основ алгоритмизации и программирования;
- подготовка учащихся в области основных содержательных компонентов информационной культуры: технологического, коммуникативного, алгоритмического;
- формирование и развитие интереса учащихся к компьютерным технологиям и методам обработки информации;
- формирование у учащихся умений использования компьютерных информационных технологий в повседневной жизни информационного общества;
- формирование у учащихся умений использования компьютерного моделирования для решения практических задач из различных предметных областей;
- подготовка учащихся к совместной деятельности для решения различных практических задач.
Общая характеристика учебного предмета. Формирование курса информатики происходило почти одновременно со становлением основ информатики как науки. Этим в немалой степени объясняется нестабильность содержания обучения информатике. В последние годы ситуация кардинально меняется. Большинство учёных определяют информатику как фундаментальную науку, изучающую общие закономерности информационных процессов, происходящих в различных системах, а также методы, средства и технологии автоматизации информационных процессов.
Современные тенденции развития информатики как фундаментальной науки связаны с проникновением её методов и средств практически во все области научного познания. Информатика в качестве основных методов научного познания мира использует формализацию, системный анализ, моделирование (информационное и компьютерное), алгоритмизацию и компьютерный (вычислительный) эксперимент.
Школьный курс информатики и ИКТ рассматривается как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая. Фундаментализация обучения информатике означает не направление на изучение в школе основ фундаментальной науки информатики как таковой, а выделение фундаментальных основ и их дидактическую переработку для образования школьников с помощью информатики, для овладения школьниками социальным опытом человечества, тождественного человеческой культуре во всей её структурной полноте.
Фундаментальная подготовка учащихся основной общеобразовательной школы в области информатики учитывает процессы гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения, основана на использовании личностно-ориентированных технологий обучения.
Системообразующим понятием содержания школьного курса информатики и ИКТ является понятие «информационный процесс», который позволяет представить информатику и ИКТ как целостную дисциплину общекультурного характера, направленную на фундаментальное образование школьников с помощью информатики.
Основными целями изучения информатики в 10-м классе являются:
- развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
- развитие умений технологии поиска информации в Интернет;
- закрепление и развитие навыков по моделированию и технологии обработки данных в среде табличного процессора;
- закрепление знаний по базовым понятиям информатики;
- закрепление и развитие навыков по технологии работы с объектами текстового документа;
- освоение информационной технологии представления информации;
- освоение информационной технологии проектной деятельности;
- воспитание этического и правового отношений в информационной деятельности.
Основными целями изучения информатики в 11-м классе являются:
- развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
- развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
- формирование представления об основных понятиях социальной информатики;
- формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
- формирование умений технологии работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
- закрепление навыков работы по технологии автоматизированной обработки текста;
- подготовка к экзамену по информатике и ИКТ.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
10 класс - уменьшено количество часов в теме 3 «Коммуникационные технологии с 16 часов до 15 часов из-за недостатка времени, так как авторская программа предусматривает 35 учебных часов в году, поэтому в 10 классе вместо 35 часов отводится 34 часа;
11 класс - уменьшено количество часов в теме 5 «Повторение» с 5 часов до 4 часов из-за недостатка времени, так как авторская программа предусматривает 35 учебных часов в году, поэтому в 11 классе вместо 35 часов отводится 34 часа.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 34 часа в год (1 час в неделю)), из них:
10 класс:
- на итоговое повторение в 10 классе в конце года 2 часа, остальные часы распределены по всем темам;
- на проведение практических работ отведено 17 часов;
- на контрольные работы отведено 3 часа;
11 класс:
- на итоговое повторение в 11 классе в конце года 4 часа, остальные часы распределены по всем темам;
- на проведение практических работ отведено 8,5 часа;
- на контрольные работы отведено 3 часа.
Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными. Используются следующие современные педагогические технологии: технология сотрудничества, технология развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированная технология, здоровье сбережения. Применяются следующие формы и методы обучения: индивидуальные, групповые, диалог – беседа, самостоятельное добывание знаний, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, метод устного или письменного контроля.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме практических и контрольных работ, тестов, фронтальных опросов.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2010;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2010;
- Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с : ил.
- Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Угринович Н.Д. Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика в схемах / Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 189 с.
Электронное сопровождение УМК:
- Авторская мастерская Н.Д.Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/);
- ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угриновича для 8-11 классов.
Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic.NET, Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебники «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, в учебниках «Информатика и ИКТ» для 10 и 11 классов компьютерный практикум строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.