Материалы для уроков

Польских Евгения Александровна

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе.7 класс

1. Соотнесите автора и произведение.

1. А.С. Пушкин

А) «Кусака»

2. Н.В. Гоголь

Б) «Детство»

3. М. Горький

В) «Цифры»

4. Л.Н. Андреев

Г) «Тарас Бульба»

5. И.А. Бунин

Д) «Станционный смотритель»

1) былина

А) изображение неживых предметов в виде живых существ

2) сюжет

Б) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях

3) портрет

В) последовательность событий в художественном произведении

4) олицетворение

Г) описание внешности персонажа в художественном произведении

  1. Соотнесите термин и определение.

3. А.С. Пушкин является автором произведений:

А) «Медный всадник»

Б) «Детство»

В) «Повести Белкина»

Г) «Кусака»

Д) «Записки охотника» 

4. Установите соответствие: персонаж – произведение:

1) Очумелов                  А) «Хамелеон»

2) Цыганок                    Б) «Станционный смотритель»

3)Остап                          В) «Детство»

4)Самсон Вырин           Г) «Тарас Бульба»

5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

А) «Песнь о вещем Олеге» Б) «Полтава» В) «Медный всадник» Г) «Борис Годунов»

6. Как поступил Тарас Бульба с Андрием:

А) Простил за предательство

Б) Убил собственными руками

В) Помог бежать к любимой девушке

Г) Отдал на перевоспитание в монастырь.

7. Кто из перечисленных писателей работал в жанре «стихотворений в прозе»?

А) Н.А. Некрасов Б) И.С. Тургенев В) М.Е. Салтыков-Щедрин Г) А.П. Чехов

8. « Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» - это отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина:

А) «Дикий помещик»

Б) «Премудрый пескарь»

В) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Г) «Медведь на воеводстве»

9. О ком повествует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?

А) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи; Б) о двуличном полицейском;

В) о собаке, которая была виновницей конфликта; Г) о чудесной бабочке.

10. Как по-настоящему звали лошадь в произведении «О чём плачут лошади»?

А) Клара Б) Рыжуха В) Гнедуха Г) Победа

11. В каком произведении XX века тема самопожертвования ради людей является центральной?

А) «Легенда о Данко» Б) «Кусака» В) «Тихое утро».

12. Кто является автором строк:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!

А) С.А. Есенин Б) В.В. Маяковский В) В.Я. Брюсов Г) Н.М. Рубцов

13. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

А) «Кусака» Б) «Юшка» В) «О чём плачут лошади» Г) «Кукла».

14. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка. (М.Ю. Лермонтов)

15. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На молодого голубя сизокрылого... (М.Ю. Лермонтов)

16. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов. Не менее 8 предложений.

1). Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»)

2). Какой герой литературного произведения запомнился и почему?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  за 1 полугодие. Литература. 6 класс.

Часть I

1.Какой фольклор называется обрядовым?

А) песни, исполняемые во время новогодних праздников;

 Б) фольклорные песни, исполняемые во время обрядовых действий;

В) весёлые частушки;

 Г) песни, исполняемые во время вечерних посиделок.

2. Укажите термин, который имеет следующее определение: «Это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения»

А) поговорка; Б) эпитет; В) пословица; Г) песня.

3. Какое произведение не относится к древнерусской литературе?

А) «Повесть временных лет»;

Б) «Житие Александра Невского»;

В) «Повесть о Горе - Злосчастии»;

 Г) «Дубровский».

4. Какие события описывались в произведениях древнерусской литературы?

А) смешные случаи из жизни людей;

 Б) любовные истории;

 В) значительные события из истории страны;

Г) биографии писателей.

5.Какова идея произведения «Сказание о белгородском киселе»?

А) трусость печенегов;

Б) смекалка и хитрость старца спасли город от печенегов;

В) осада Белгорода;

Г) слабость русских войск.

6. Кто является главным действующим лицом в русской басне?

А) Боги; Б) люди; В) животные; Г) дети.

7. Какова мораль басни И.И. Дмитриева «Муха»?

А) пахота земли особенно тягостна;

 Б) после трудового дня приятно отдыхать;

 В) Муха заслуженно гордится своими трудовыми подвигами;

Г) не прилагая никаких усилий, не следует присваивать себе чужие труды.

8. Где было написано стихотворение А.С. Пушкина «Узник»?

А) в Михайловском; Б) в кишинёвской ссылке; В) в Санкт-Петербурге; Г) в Царскосельском лицее.

9. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) рассказ  Б) стихотворение  В)  баллада Г) роман

10. Какое занятие не характерно К.П . Троекурову?

А) разъезды по пространным владениям; Б) продолжительные пиры и проказы; В) занятия охотой;

Г) помощь нуждающимся.

11. Кто помогает К.П. Троекурову отнять имение у А.Г. Дубровского?

А) Спицын; Б) губернатор; В) Шабашкин и судьи; Г) купцы.

12. Какое сходство в «судьбе туч» и в судьбе поэта отмечает М.Ю. Лермонтов

в стихотворении «Тучи»?

А) оба «изгнанники»; Б) у них нет Родины; В) оба вечные странники; Г) оба свободные.

13. Назовите жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

А) баллада; Б) поэма; В) басня; Г) послание.

14. Укажите название места, где оказался заблудившийся охотник в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

А) Парахинская лощина; Б) Бежин луг; В) Синдеевская роща; Г) Кистеневский лес.

15. Сколько детей сидело возле костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»?

А) 3; Б) 4; В) 5; Г) 6.

16. Какая тема объединяет поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

А) тема тяжёлого физического труда; Б) тема научных открытий; В) тема образования;

 Г) тема природы.

17. О чём стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

А) о красивых просторах родной страны; Б) о счастливой судьбе русского народа; В) о тяжёлом труде крестьян

18. К чему призывает Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»?

А) уважать труд русского мужика, жить своим трудом; Б) жить за чужой счёт; В) презирать русский народ

19. Назовите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

А) рассказ; Б) сказ; В) поэма; Г) притча.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

20.Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение. Поразмышляйте в нём о понравившемся вам произведении,  изученном в этом году:

  • Какое произведение, изученное в этом году, тебе понравилось? (НЕ ЗАБУДЬ СКАЗАТЬ

о его авторе, названии, жанре)

  • Почему   понравилось это произведение?
  • О чем  это произведение? Перескажи кратко его содержание.
  • Что хотел сказать автор ?
  • О чем ты размышлял, читая это произведение?
  • Чему учит это произведение?           

Критерии оценивания контрольной работы

40-38 баллов- « 5»

37-30 баллов- «4»

29-20 баллов- «3»

19 баллов   и ниже –«2»

         

  • При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов. Перевод их на четырехбалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Оценка «5» -100 - 95 % полученных баллов от максимального количества;

Оценка «4» - 94-75 %;

Оценка «3» - 74-50 %;      

Оценка «2» - 49% и ниже.

         

  • Критерии оценивания  сочинения-рассуждения

9-10 баллов

Содержание и речь: содержание работы полностью соответствует теме;

-фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно;

-работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

-достигнуто стилевое единство и выразительность текста; в целом в работе – допускается 1 содержательный и 1–2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

7-8 баллов

 Содержание и речь: содержание работы в основном соответствует теме 

(имеются незначительные отклонения от темы);

-содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

-имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

-лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью;

-в целом в работе допускается 2 содержательных и 3–4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.

5-6 баллов

 Содержание и речь: работе допущены существенные отклонения от темы;

работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

-допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции,

-встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна;

-в целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

1-4 балла

Содержание и речь: работа не соответствует теме,  

-допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

-нарушено стилевое единство текста; в целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографических и 7 пунктуационных; или 6 орфографических и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. При объеме меньше 50 слов больше 3 баллов не ставится.

ОТВЕТЫ

 

1.Какой фольклор называется обрядовым?

А) песни, исполняемые во время новогодних праздников;

 Б) фольклорные песни, исполняемые во время обрядовых действий;

В) весёлые частушки;

 Г) песни, исполняемые во время вечерних посиделок.

2. Укажите термин, который имеет следующее определение: «Это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения»

А) поговорка; Б) эпитет; В) пословица; Г) песня.

3. Какое произведение не относится к древнерусской литературе?

А) «Повесть временных лет»;

Б) «Житие Александра Невского»;

В) «Повесть о Горе - Злосчастии»;

 Г) «Дубровский».

4. Какие события описывались в произведениях древнерусской литературы?

А) смешные случаи из жизни людей;

 Б) любовные истории;

 В) значительные события из истории страны;

Г) биографии писателей.

5.Какова идея произведения «Сказание о белгородском киселе»?

А) трусость печенегов;

Б) смекалка и хитрость старца спасли город от печенегов;

В) осада Белгорода;

Г) слабость русских войск.

6. Кто является главным действующим лицом в русской басне?

А) Боги; Б) люди; В) животные; Г) дети.

7. Какова мораль басни И.И. Дмитриева «Муха»?

А) пахота земли особенно тягостна;

 Б) после трудового дня приятно отдыхать;

 В) Муха заслуженно гордится своими трудовыми подвигами;

Г) не прилагая никаких усилий, не следует присваивать себе чужие труды.

8. Где было написано стихотворение А.С. Пушкина «Узник»?

А) в Михайловском; Б) в кишинёвской ссылке; В) в Санкт-Петербурге; Г) в Царскосельском лицее.

9. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) рассказ  Б) стихотворение  В)  баллада Г) роман

10. Какое занятие не характерно К.П . Троекурову?

А) разъезды по пространным владениям; Б) продолжительные пиры и проказы; В) занятия охотой;

Г) помощь нуждающимся.

11. Кто помогает К.П. Троекурову отнять имение у А.Г. Дубровского?

А) Спицын; Б) губернатор; В) Шабашкин и судьи; Г) купцы.

12. Какие сходства и различия в «судьбе туч» и в судьбе поэта отмечает М.Ю. Лермонтов

в стихотворении «Тучи»? Найдите и укажите  ошибочный ответ.

А) тучам нет  «изгнания»; Б) у них нет Родины; В) оба вечные странники; Г) оба свободные.

13. Назовите жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

А) баллада; Б) поэма; В) басня; Г) послание.

14. Укажите название места, где оказался заблудившийся охотник в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

А) Парахинская лощина; Б) Бежин луг; В) Синдеевская роща; Г) Кистеневский лес.

15. Сколько детей сидело возле костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»?

А) 3; Б) 4; В) 5; Г) 6.

16. Какая тема объединяет поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

А) тема тяжёлого физического труда; Б) тема научных открытий; В) тема образования;

 Г) тема природы.

17. Какое из произведений  написано Н.А. Некрасовым?

А) «Зимнее утро»; Б) «Муму»; В) «Железная дорога»; Г) «Три пальмы».

18. О чём стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

А) о красивых просторах родной страны; Б) о счастливой судьбе русского народа; В) о тяжёлом труде крестьян

19. К чему призывает Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»?

А) уважать труд русского мужика, жить своим трудом; Б) жить за чужой счёт; В) презирать русский народ

20. Назовите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

А) рассказ; Б) сказ; В) поэма; Г) притча.



Предварительный просмотр:

Упражнение 1

Спишите. Вставьте буквы на месте пропусков, обозначьте приставки.

З..ливное, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, пр..бабушка, п..добрать, с..провождениё, п..дойти, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, пр..родина, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, нед..варенный.

Упражнение 2

Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой ОТ- и с приставкой О. В каких словах нет приставки?

Отбор, отвердеть, отведать, отвернуть, отель, отравление,  отцовский, отгул, отряхнуть, отчизна, отупеть, откусить, отлив, отпечаток, отрезок. 

Упражнение 3

В каких рядах во всех словах пропущена одна и та же буква? Вставьте буквы, выделите приставки.

О..ключить, пре..сказать, по..пустить          

 Не..плаченный, с..звучно, пр..родина

 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить              

 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный

 По..солнечник, о..бросить, пре..писание        

 Н..испособнейший, з..брать, пр..язык

 Об..греватель, нед..варить, ..тпить            

Н..право, п..днимать, ..тгадать.

Упражнение 4

Исправьте ошибки, укажите слова с неизменяемыми приставками, приставки обозначьте.

  Топор  звучал глуше и глуше. Сочные белые щепки летели на росистую траву, и лёгкий треск паслышался из-за ударов. Дерево вздрогнуло всем телом, пагнулось и быстро выпрямилось, испуганно колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло, но снова погнулось дерево. Снова паслышался треск в его стволе, и, ломая сучья, зопустив ветви, оно рухнуло макушкой на сырую землю. Малиновка свистнула и вспорхнула выше. (5 ошибок).

Упражнение 1

Спишите. Вставьте буквы на месте пропусков, обозначьте приставки.

З..ливное, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, пр..бабушка, п..добрать, с..провождениё, п..дойти, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, пр..родина, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, нед..варенный.

Упражнение 2

Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой ОТ- и с приставкой О. В каких словах нет приставки?

Отбор, отвердеть, отведать, отвернуть, отель, отравление,  отцовский, отгул, отряхнуть, отчизна, отупеть, откусить, отлив, отпечаток, отрезок. 

Упражнение 3

В каких рядах во всех словах пропущена одна и та же буква? Вставьте буквы, выделите приставки.

О..ключить, пре..сказать, по..пустить          

 Не..плаченный, с..звучно, пр..родина

 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить              

 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный

 По..солнечник, о..бросить, пре..писание        

 Н..испособнейший, з..брать, пр..язык

 Об..греватель, нед..варить, ..тпить            

Н..право, п..днимать, ..тгадать.

Упражнение 4

Исправьте ошибки, укажите слова с неизменяемыми приставками, приставки обозначьте.

  Топор  звучал глуше и глуше. Сочные белые щепки летели на росистую траву, и лёгкий треск паслышался из-за ударов. Дерево вздрогнуло всем телом, пагнулось и быстро выпрямилось, испуганно колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло, но снова погнулось дерево. Снова паслышался треск в его стволе, и, ломая сучья, зопустив ветви, оно рухнуло макушкой на сырую землю. Малиновка свистнула и вспорхнула выше. (5 ошибок).