Русский язык для специальностей 33.02.01 Ф, 43.02.12 ТЭУ

Каптелов Егор Валерьевич

В данном разделе содержится информация по дисциплине Русский язык для специальностей фармация, ТЭУ.

Изучение материала происходит в том порядке в котором он представлен на странице.

Проверочная работа по теме ССП, СПП и БСП. Выполняется после прохождения соответствующих тем.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeug18klJ...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второстепенные члены предложения

Слайд 2

Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство

Слайд 3

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно: -найти слово, от которого этот второстепенный член зависит; -выяснить, что он обозначает; -на какой вопрос отвечает; -какой частью речи выражен;

Слайд 4

Дополнение Дополнение второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей : кого? (чего?), кому? (чему?) и т.д. Дополнение может быть выражено формами косвенных падежей существительных, местоимений-существительных , инфинитивом . Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю сторону. Прямое дополнение выражено существительным в форме В. падежа без предлога. Дополнения, стоящие в формах других падежей, называются косвенными . Пример: Старик ловил (чем?) неводо м (что?) рыбу .

Слайд 5

Дополнение может обозначать: 1.Предмет, на который распространяется действие: писать письмо, выбрать профессию, стирать бельё и т.д. 2.Предмет, в пользу которого совершается действие: принести брату, написать матери, подарить сестре и т.д. 3. Орудие или средство действия : писать фломастером, рубить топором .

Слайд 6

4. Предмет для сравнения : выше Казбека, Быстрее ветра и т.д. 5. Лицо, которое испытывает то или иное состояние : мне нездоровится, ему грустно. 6. Предмет, на который распространяется состояние : жалеть собак, жаль срубленную берёзу, нужно книгу и т .д.

Слайд 7

Определение. Определение -второстепенный член предложения, который согласуется с определяемым словом, обозначает его признак и отвечает на вопросы Какой? Чей? Который ? Пример : (чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну.

Слайд 8

Определение По способу выражения определения бывают согласованные несогласованные .

Слайд 9

Согласованные определения Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными , которые согласуются с определяемым словом в числе, падеже, а в единственном числе и в роде. Пример : (чья?) Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями. Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом .

Слайд 10

Несогласованные определения. Несогласованные определения выражаются: существительными с предлогами и без предлогов , именем прилагательным в сравнительной степени, обстоятельственными наречиями, инфинитивом ; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея. Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.

Слайд 11

Приложение Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет. Приложение может давать характеристику предмета , указывать на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т.д. Не пишется дефис , если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое-видовое понятие: дерево береза , цветок ромашка .

Слайд 12

Пишется дефис , если сочетание двух существительных: 1)названия научных терминов: рак- отшельник , жук- олень ; 2)названия специальностей: врач- терапевт , ученый- филолог ; 3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец , бабушка- чешка .

Слайд 13

Обстоятельство. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д., отвечают на вопросы где? когда? почему? как? и др. Обстоятельство обычно выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом и чаще всего относятся к глаголу-сказуемому. Пример : (где?) Над рекой опустился туман.

Слайд 14

По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды: 1. Места . Вопросы: где? куда? откуда? Пример: (откуда?) С горы бежит поток проворный. 2. Времени . Вопросы: когда? с каких пор? Пример: (когда?) От восхода до заката жизнью улицы кипят. 3. Причины . Вопросы: почему ? отчего? Пример: (отчего?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.

Слайд 15

4. Образа действия и степени . Вопросы: как? каким образом? в какой степени? Пример: Снег падал (как?) медленно и бесшумно . 5. Сравнения . Пример: За печкой тикал, как ходики , сверчок. 6 . Цели . Вопросы: зачем? Для чего? Пример: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться . 7. Условия. Вопросы : При каком условии? Пример : Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде . 8. Уступки . Вопросы: несмотря на что? Пример: В домах, несмотря на ранний час , горели лампы. В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки. Пример: В степи за хутором стыла прозрачная тишина.

Слайд 16

Добавить в данные предложения обстоятельства. 1. Сочи – это город, где ( обстоятельство времени) проходили Олимпийские игры. 2. Спортсмены отправились в область (обстоятельство цели ). 3. (Обстоятельство места) кричали болельщики. 4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой (обстоятельство причины ).

Слайд 17

ТЕСТ Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом. А. Стадион был переполнен. Б. Она уехала на соревнования. В. Тренер велел фигуристам работать.

Слайд 18

Укажите предложение с обстоятельством образа действия. А. Мяч полетел прямым путем. Б. Мяч полетел в ворота. В. К утру мы были дома.

Слайд 19

Укажите предложение с несогласованным определением. А. Отец изучал турнирную таблицу. Б. На матче звучал Российский гимн. В. Это был юноша лет шестнадцати.

Слайд 20

Укажите предложение, в котором нет приложения. А. Мы болели за команду «Динамо». Б. Зима – волшебница ждет в гости Олимпиаду. В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.

Слайд 21

Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием. А. Олимпиаду выиграла Россия. Б. В нашей школе провели веселые старты. В. На каникулах мы ездили в «Ледовый дворец спорта»

Слайд 22

Запишите предложения и выполните задание. 1. Осенью птицы улетают на юг. Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа . 2. Осенний морозец разрумянил щеки. Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. 3. Кисти винограда свисают до земли. Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения. 4. Рябины украшают наши леса. Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания при однородных членах предложения

Слайд 2

Однородными называются члены предложения (главные или второстепенные), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию.

Слайд 3

Пример: И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней (А. Чехов) — однородные обстоятельства . Погода была чудная, солнечная, тихая, с бодрящим свежим воздухом (Л. Толстой) — однородные сказуемые и т. д. Примечание. Не являются однородными членами: повторяющиеся слова, которые используются для выражения усиления: И всюду - песок, песок... (В. Обручев);

Слайд 4

Повторяющиеся слова могут образовывать сложное слово, между ними обычно ставится дефис: Пример: старый-старый, едва-едва, чего-чего, поискал-поискал и т. п.; 2) Сочетание двух глаголов в одинаковой форме (простое осложненное сказуемое): сказал так сказал; ступай возьми и т. п. Запятая между ними не ставится. Пример: А лиса ждет не дождется, пока птенцы выведутся... (М. Пришвин); Учили меня отец мои и мать: любить так любить, гулять так гулять, лечить так лечить, стрелять так стрелять... (А. Розенбаум);

Слайд 5

3) фразеологизмы с повторяющимися союзами : Пример: о том о сем, ни то ни се, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, и так и этак и т. п. Запятая внутри них не ставится.

Слайд 6

Основными средствами выражения однородности являются сочинительные союзы и интонация , поэтому однородные члены предложения могут быть связаны: 1) с помощью сочинительных союзов и, а, но, да и др.: Пример: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы... (А. Пушкин); 2) без помощи союзов : Пример: Мне хочется безгласной тишины, безмолвия, безветрия, бесстрастья. (К. Бальмонт). Однородные члены предложения могут быть выражены одинаковыми и разными частями речи: Пример: Татьяна верила преданьям простонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (А. Пушкин)

Слайд 7

Между однородными членами ставится запятая. Пример: Дождь шел нудный, равномерный, без грома и без молнии, но густой и непрозрачный (С. Антонов). Точка с запятой отделяет распространенные однородные члены , особенно если они поясняются обособленными членами или придаточными предложениями. Пример: Но еще непреодолимее была его тоска по кубанским людям, с которыми он сроднился, которые представлялись ему людьми широкого размаха; по бригадам, дружным, как семьи; по тракторным колоннам, выходящим на весенний предпосевной смотр (Г. Николаева). Тире ставится при выражении противопоставления между однородными членами, не связанными союзами. Пример: Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся (Н. Некрасов).

Слайд 8

При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию. Пример: И огромная печь, и лавки вдоль стен,и посуда, туески да короба -ВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами (Н. Соротокина). Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием. Пример: Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги,портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы (А. Куприн).

Слайд 9

Знаки препинания при обобщающих словах Двоеточие ставится: 1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов. Пример: Утром ВСЁ хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский); 2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания) , если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении. Пример: Здесь росли: клен и дикая груша, ель и береза, осина и ольха... (В. Обручев)

Слайд 10

Тире ставится: 1) если обобщающее слово находится после однородных членов . Пример: Петр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы — ВСЁ это давало хороший материал для книги (К. Паустовский); 2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово , при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза). Пример: ВСЁ ОКРУЖАЮЩЕЕ — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра (М. Горький).

Слайд 11

Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие. Пример: Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый... (Н. Гоголь) Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая. Пример: Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, ВСЁ как нужно. (Н. Гоголь) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них - тире. Пример: И ВСЁ вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца (И. Бунин).

Слайд 12

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений. 1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).

Слайд 13

Запишите предложения, составьте их схемы. Выпишите ряды однородных членов. 1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложения с обособленными определениями.

Слайд 2

Определения обособляются (выделяются запятыми с двух сторон) в следующих случаях: Если определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоит после определяемого слова. Пример: В его жизни , полной забот, не было места приключениям и неожиданностям. Полной забот — определение, выраженное прилагательным с зависимым словом. Это определение стоит после определяемого слова жизни и поэтому обособляется.

Слайд 3

2. Если два или более определения стоят после определяемого слова. Пример: А этот дождик, солнечный и редкий, Мне утешенье и благая весть. (А. А. Ахматова) В этом предложении за определяемым словом стоят два определения, поэтому они обособляются. Это правило действует и в том случае, если определения несогласованные. Мать, в вуали, в котиковой шубе , поднимала муфту к лицу грациозно-гравюрным движением нарядной петербургской дамы <...>. (В.В. Набоков)

Слайд 4

3. Если определение, независимо от места в предложении, имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное). Пример: Утомленный долгой дорогой, путешественник сразу уснул . В этом предложении определение имеет значение причины. Саня, обессиленный, упал головой на подушку... (В.М. Шукшин) В этом предложении определение имеет значение причины.

Слайд 5

4. Если определение, независимо от места в предложении, относится к личному местоимению. Пример: Мечтавший о возвращении в Россию, он умер в эмиграции в Париже. В этом предложении определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, потому что оно относится к личному местоимению он .

Слайд 6

5. Если определение, стоящее до или после определяемого слова, оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Пример: Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А. Блок) Определение ко всему приученный оторвано от определяемого слова диск и поэтому обособляется.

Слайд 7

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры? 1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)

Слайд 8

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию. 1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вышинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла. (И. Бунин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительный оборот

Слайд 2

Сравнительный оборот – это оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения . В состав сравнительного оборота обычно входит : а) имя существительное в именительном падеже, без пояснительных слов или с пояснительными словами — согласованным либо несогласованным определением. Пример: Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица (Л. Толстой) б ) имя существительное в форме косвенного падежа или слово другой части речи, выступающие в роли второстепенного члена предложения (чаще всего обстоятельства ) Пример: И сон, и сладостный покой, как прежде, посетили снова мой угол тесный и простой (Пушкин).

Слайд 3

Условия обособления сравнительного оборота Обороты со сравнительными союзами, кроме «как», или частицами Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами ( будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др.), выделяются ( или отделяются) запятыми : Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла и, словно облаком суровым , грядущий день заволокла ( Бл .); Едва заметно, будто капли серебряной воды , блестели первые звезды ( Пауст .) НО: Запятые не ставятся, если обороты носят фразеологический характер: Что пристал словно банный лист? (Т.); Ты что это точно муху проглотила? (М.-С);

Слайд 4

Указательное слово в основной части предложения Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как , если в основной части предложения имеется указательное слово (так, такой, тот, столь): Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского ( П) Оборот в составе сказуемого Н е выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Звёзды на тёмном небе словно блёстки, рассыпанные по бархату; Он смотрит на жизнь будто сквозь розовые очки;

Слайд 5

Неразложимые сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как » Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в следующих случаях: в оборотах не кто иной как и не что иное как : Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жук.); На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, как Валько , мог дать Володе Осьмухину такое задание (Ф .) Оборот типа «как и» Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в случаях, если оборот начинается сочетанием как и : К Москве, как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность , как к старой няньке ( Пауст .); В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное; Дети, как и взрослые , должны быть приучены к соблюдению правил общежития; Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации.

Слайд 6

Упражнение 2 . Спишите предложения, расставив знаки препинания. Обозначьте графически сравнительные обороты. 1) Привязался ты ко мне как репейник. 2) Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 3) Но ничто не походило так мало на вчерашнее как дорога. 4) Лисичка легла на спину и играет словно собачка. 5) Вдруг животные почуяли опасность и словно солдаты по команде быстро повернулись ко мне головами. 6) Иван Дмитрич потирал свои красные глаза точно спросонок. 7) Все-таки лучше чем ничего. 8) Величие более прилично его фигуре чем унижение.

Слайд 7

Упражнение 4 . Спишите предложения. Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые . 1) Я шел как пьяный. 2) Я как будто бы просветлел. 3) Мне он как будто и нравится. 4) Сговор сошел как нельзя лучше. 5) Лаптев жил теперь как в тумане. 6) Ему становилось как будто легче... 7) Я буду хранить тебя как зеницу ока. 8) Лунный свет стал как будто грязнее. 9) Волосы как бы полиняли, глаза голубые. 10) Я всегда уважал вас, все равно как родителя. 11) Множество огней как бы повисло в воздухе . 12) Я утешил графа как умел и сел с ним обедать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обращения. Вводные слова. Междометия.

Слайд 2

ОБРАЩЕНИЯ Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь: ПРИМЕР: Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Обращение выражается именем существительным в именительном падеже и может находиться в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения .

Слайд 3

1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: Ребята, спешите на урок. [О, …]. Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. [О! …]. После восклицательного знака следующее слово пишется с прописной буквы.

Слайд 4

2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? […,О, …]? 3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак: Простите за опоздание, товарищ генерал. […, О]. Здравствуй, красавица Волга! […, О]! О чём ты думаешь, казак? […, О]?

Слайд 5

Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий: - выражает свое отношение к содержанию высказывания: Погода, к счастью, наладилась. - указывает на последовательность изложения: С одной стороны, Павел прав. - указывает на источник сообщения: По-вашему, погода наладится? Признаки вводных слов и конструкций: - они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; - они не являются членами предложения; - их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями; - их можно опустить из текста без потери смысла.

Слайд 6

Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — запятыми. Оценка достоверности содержания сообщения: а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой... Победит в конкурсе, несомненно, наш класс. б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть... Теперь, видимо, дожди зарядят.

Слайд 7

Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.) К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех... И тут я, как на грех, заблудился. Игорь, к изумлению окружающих, горько заплакал.

Слайд 8

Источник сообщения: По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд... Это здание, на мой взгляд, ничем не отличается от того.

Слайд 9

Порядок мыслей и их связь: Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом, наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати... Кстати, ты не забыл, что сегодня экзамен?

Слайд 10

Междометия Междометие - это неизменяемое слово, которое непосредственно передает чувство, призыв к действию или звук. Примеры междометий: «ах», «эй», «о», «цыц», «увы», «фи». Междометия не изменяются по родам и по числам. Они не имеют лексических и грамматических значений, не выполняют связующей функции и чаще всего не являются членами предложения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к вспомогательным частям речи.

Слайд 11

Междометия выступают как слова-сигналы. По значению их можно делить на несколько групп. Междометия - эмоциональные возгласы выражают чувства говорящего, такие как удивление, радость, недоумение. Например, «ай», «ой», «ух», «брр», «тьфу», «ёлки-палки» и т.д. Междометия - звуковые жесты привлекают внимание собеседника или призвают к действию. Например, «эй», «тсс» или «ша». Этикетные междометия позволяют соблюсти правила приличия. «Привет», «пока», «спасибо», «пожалуйста», «благодарю» - это все этикетные междометия. Междометия-звукоподражания передают определенные звуки. Например, «бабах», «хлоп», «клац» и т.д.

Слайд 12

По обычному правилу, междометия выделяются запятыми: «Эй, подойди сюда». Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: «Эй! Иди сюда!». Однако существуют исключения: «О» перед восклицательным обращением запятыми не выделяется: «О друзья, послушайте»; «О да!». «Ах» перед местоимениями тоже не выделяется запятыми: «Ах ты, негодяй». «Ну» не выделяется запятыми, если употребляется в усилительном значении: «Ну вы совсем рехнулись!». Запятая не ставится в выражениях вроде «ух какой», «эх как» и аналогичных. Также запятые не нужны внутри целых сочетаний: «Ох уж эти сказочники!»,

Слайд 13

Перепишите упражнение. Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения, междометия. Подчеркните их. Поставьте знаки препинания, если нужно. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов. 2. Гм! сказал председатель ковыряя палкой в трещинах фундамента. Где же электростанция? 3. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились. 4. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех. 5. Наконец в полдень отыскали проклятого кабана паф! паф! не тут-то было ушёл в камыши. 6. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. 7. Ну мёртвая! крикнул малюточка басом рванул под уздцы и быстрей зашагал. 8. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания. 9. Ура! Мы ломим гнутся шведы! О славный час! О славный вид! Ещё напор и враг бежит. 10. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут. 11. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносочиненные предложения

Слайд 2

Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых. Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные сло ва (относительные местоимения и местоимённые наречия). В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые . Сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Слайд 3

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. ПРИМЕР: Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский). Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).

Слайд 4

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ). ПРИМЕР: Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков). Убеждения внушаются теорией, поведение же формируетсяпримером (Герцен). Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).

Слайд 5

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. ПРИМЕР: Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица). Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев). То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Слайд 6

Обратите внимание! 1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) – простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) – сложносочинённое предложение.

Слайд 7

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения). Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков). Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения). Мы с сестрой плакали, мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн). Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

Слайд 8

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть ( но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и . Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный, но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). – Язык должен быть понятный или простонародный, и язык должен быть хороший.

Слайд 9

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям. Ср.: Уйдёшь ты – и станет темно (Шефнер). – Если уйдёшь ты, станет темно; Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). – Хотя я ничего не ел, голода я не чувствовал. Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Слайд 10

Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы. 1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненные предложения

Слайд 2

Общая характеристика сложноподчинённых предложений 1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Слайд 3

Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением: С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова ). (С тех пор как), [ ]. Придаточные могут стоять после главного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров ). [ ], (что). Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения: И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков ). [ , (когда), ] Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

Слайд 4

2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению. Типы придаточных: придаточные подлежащные; сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо -определительным); определительные; дополнительные (по другой классификации – изъяснительные); образа действия и степени. придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени). Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Слайд 5

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются: в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др .) или союзные слова ( который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.); в главном предложении – указательные слова ( тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д. ). Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть. Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения.

Слайд 6

СПП с однородным подчинением Предложение, в котором все придаточные относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые вопросы (следовательно являются придаточными одного типа) Примеры : 1) Я отправился в путь, когда все уже спали и когда стало прохладно 2) Я отправился в путь, когда все уже спали и стало прохладно 3) Я отправился в путь - > когда? (когда все спали и когда стало холодно ) Замечание: В русском языке одинаковое слово можно не повторять, поэтому пример 1 и пример 2 - одинаковые предложения.

Слайд 7

СПП с последовательным подчинением В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й . Примеры: А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу ( какую?), которую он действительно не любил. СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение . Примеры : Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

Слайд 8

СПП с параллельным подчинением Данный вид СПП имеет такие придаточные, которые а) Получают вопросы от одной главной части, но эти вопросы разные (следовательно придаточные будут разных видов.) б) Являются придаточными одного типа, получают одинаковые вопросы, но относящиеся к разным словам ( это касается придаточных определительных .) Примеры: а) Хотя ты и не заслуживаешь этого, я поставлю тебе пятерку, если хорошо напишешь контрольную. б) Я люблю смотреть на море, которое приносит вдохновение и на небо, в котором нет облаков. (от разных существительных в главной задаются вопросы.)

Слайд 9

Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. 1 . Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп .. реди . 3. Как бы ни была богата последу(?) щая жизнь восп ..м.. нания детства ни с чем ( не)сравнимы . Я стараюсь найти где и когда зар .. дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный ибо именно в детстве формируется характер человека именно в детстве его пост.. гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой крепкой яблоне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бессоюзное сложное предложение

Слайд 2

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что синтаксическая связь частей сложного предложения выражена в них без помощи союзов и союзных слов. Синтаксическая связь выражена в них интонационно. Интонация также помогает определять значения предложений, которые вне контекста часто могут определяться по-разному. Бессоюзные сложные предложения принято обозначать БСП. Учительница заболела, занятие перенесли. (последовательность действий) Учительница заболела: занятия перенесли. (пояснение) Учительница заболела – занятия перенесли. (причинно-следственная связь)

Слайд 3

Классификация бессоюзных предложений . Самая распространённая классификация бессоюзных сложных предложений – это классификация по значению. БСП со значением последовательности : Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами. БСП со значением пояснения . ( В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно . Второе предложение поясняет первое ) Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины. БСП со значением дополнения . ( Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию ) Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно. БСП со значением причины . ( Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему? ) Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

Слайд 4

БСП со значением условия . ( Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если ) Захочу – всё будет по-моему. БСП со значением следствия . ( Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что ) Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало. БСП со значением времени . ( В первое предложение может быть подставлен союз когда ) Дождь перестал – дети побежали на улицу. БСП со значением сопоставления . ( Во второе предложение может быть подставлен союз а ) Делу время – потехе час.

Слайд 5

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи: 1) Ночью ударил первый морозец с ветерком. 2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. 3) Всё вокруг побелело.

Слайд 6

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания. 1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения с разными видами связи

Слайд 2

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Слайд 3

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. 1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). (И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Слайд 4

2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). (Но – сочинительный союз.)

Слайд 5

3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). (Когда – подчинительный союз.)

Слайд 6

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. (И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Слайд 7

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания. Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая. Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Слайд 8

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи. Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

Слайд 9

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

Слайд 10

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом. В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но ( в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Слайд 11

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

Слайд 12

Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор выделенного предложения. — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград и он поднимается к самой крыше. Этот дом твой вечный приют. Я знаю что вечером к тебе придут те кого ты любишь кем ты интересуешься и кто не встревожит тебя. Эти люди добрые и талантливые будут играть и петь тебе и ты увидишь, какой свет в комнате, когда загораются свечи. Умиротворённый будешь засыпать с улыбкой на губах а беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита верная подруга мастера идя с ним по направлению к вечному дому и слова её струились так же как оставленный позади ручей… (По М. Булгакову)

Слайд 13

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямая и косвенная речь

Слайд 2

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Пример: Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утром.

Слайд 3

Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Пример: Он сказал: «Завтра выезжаем рано утром».

Слайд 4

Если при передачи чужых слов в прямой речи: обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. Сравните: «Эгей, Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнул Алене, чтобы она подошла к нему.

Слайд 5

1. Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». 2. ---- 3. Схемы: «П», - а. «П?» - а. 4. а) Схема: «П, - а, - п». б) Схема: «П, - а. - П». в) Схема: «П! - а. - П». 5. Схема: «П! - а: - П?» 6. Схемы: А: «П» - а. А: «П», а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. А: «П...» - а.

Слайд 6

Перепишите. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью. 1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.