Материал для участия в конкурсе "Учитель года 2023"
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая мастерская | 1015.91 КБ |
Аннотация к методической мастерской. | 278.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» (Слайд 1)
Творчество-это удел избранных. Такое ошибочное мнение присуще большинству людей, в том числе и учителей. Многие считают, что развить творческие способности можно только у небольшого числа учащихся: у отличников, у тех, кто проявляет себя в самодеятельности или просто активен на уроках и в жизни школы. Однако, это далеко не так. Неталантливых детей нет, и любой ребенок одарен. Нужно просто найти правильный подход и помочь вытащить на поверхность скрытые таланты. Это особенно важно делать в современном обществе, в тех условиях, когда на первое место всегда выходят креативные и нестандартно мыслящие люди.
Слайд 2
Проблеме развития творческого потенциала учащихся в педагогике уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова.
В своем опыте я использую элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии. Творчество – как способ положительной мотивации обучающихся
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является следующая: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество».
Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Слайд 4
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы в 5-11 классах и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.
Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.
Слайд 5
Форма организации, используемые технологии, методики, приёмы, техники, упражнения
- проблемное обучение,
- обучение в сотрудничестве,
- групповая работа,
- парная работа,
- дифференцированное обучение, «перевёрнутый класс» (Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.),
- «Фишбоун» (это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности).
- «скетчи» (иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими запоминать и осмысливать информацию,
- «игра в бисер» (создание ассоциаций),
- «парковка идей» (закрепление на стене большого листа бумаги, куда можно наклеивать стикеры. Разделить бумагу на четыре поля. Прикрепите к каждой области вопрос:
-Что у меня сейчас получается хорошо?
-Что хотелось бы поменять и сделать иначе?
-В чем я хочу разобраться или попросить помощи? Что я сегодня узнал/узнала?),
- здоровьесберегающие технологии
Слайд 6
Чтобы стать ценным членом команды, отдела, компании, нужно не просто уметь передавать идеи между людьми, а важно эффективно донести сообщение до целевой аудитории. Наши правила:
- Быть пунктуальным.
- Быть в общем потоке.
- Быть активным и вовлечённым.
- Поддерживать «одну волну в эфире».
- Работать в команде.
- Выключить мобильный телефон.
- Быть готовым к переменам.
- Быть ответственным за свои поступки
Слайд 7
Работа в команде. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.
Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, я использую разнообразные типы уроков: интегрированный (русский язык и литература), уроки развития речи (уроки творчества), заочные экскурсии, инсценировки по произведениям, нестандартные уроки, уроки защиты проектов.
Слайд 8
Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся. Мы с детьми участвуем в конкурсах, занимаем призовые места. Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут продвигать к успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.
Слайд 9
Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Поэтому мои дети (а вместе с ними и я) получают много заслуженных наград.
Слайд 10
Внеклассная деятельность.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Моя задача – вовлечь в творческую деятельность. Дети с огромным удовольствием участвуют в мероприятиях по русскому языку и литературе.
Слайд 11
Внеклассная деятельность
Это предметные недели. Которые проходят в школе. В мероприятиях дети принимают активное участие. Это конкурсы, олимпиады, мастер- классы, акции. Всё это активирует детей и делает творческой.
Конкурс рисунков «Мир книг»
Диплом призёра отборочного этапа Межрегиональных предметных олимпиад КФУ по профилю «Русский язык». Прописнов Иван, 11а
«Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»,- победитель отборочного этапа Прописнов Иван, 11а
Конкурс чтецов «Живая классика» (Галоян Давид, Парамонова Лиза)
Конкурс творческих работ (произведения детей) «Класс!»
Слайд 12
Литература (и интернет- ресурсы), которой я пользовалась при подготовке. Указана на слайде.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание и обучение всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Используемая литература:
1. Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность
учащихся/Педагогика. – 2008 – №7.
2. Якиманская И.С.. Развивающие обучение.- М. Педагогика, 1979
3. Материал с курсов НИРО.
Интернет- ресурсы:
- https://doc4web.ru/russkiy-yazik/dumatchuvstvovattvorit.html ;
- https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-620263 .html ;
- http://shkolabuduschego.ru/school/pravila-sostavleniya-sinkveyna-po-literature-v-raznyih.html