Внеклассные уроки, классный час конспекты уроков,
Внеклассный час "День-нет наркотикам!"
Классный час "Мамины руки"
Конспект урока по изобразительному искуссту
Классный час " Вятская роспись"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час «Народные ремёсла. Вятская роспись»
Классный час для : группы
1-3 классов; 3-5 классов; 4-8 классов.
Цель: создание педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в изобразительной деятельности, способствующих развитию эстетическо-нравстенной культуры детей, интереса к миру декоративно-народного искусства.
Задачи:
- развить творческо-поисковые качества, декоративно-прикладные навыки и интерес детей к истокам народных ремёсел;
- способствовать формированию, знаний о вятской росписи.
Форма классного часа: тематическая беседа, с использованием ИКТ.
Вид: смотр народного искусства
Функция: формирующая.
Проектируемые результаты:
- обучающиеся отвечают на вопросы: возникновения, истоки,особенности росписи;
- называют символы вятской росписи ;
- зарисовывают эскизы.
Материалы и оборудование:
- напечатанный доклад классного часа.
- Ноутбук для показа «История Вятская роспись»(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия).
- Наглядный материал в виде цветных эскизов.
История Вятская роспись
(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия)
Для1-2классов
Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.
Для 3-5 классов. Вятская роспись была почти утрачена, поскольку особенность ее заключалась в изображении мироустройства древних славян. Действительно, роспись как важный элемент славянской культуры, культуры языческой, дохристианской, практически не сохранился, точнее, сохранился лишь фрагментарно. Тогда о каком же бренде, тем более вятском, может в таком случае идти речь?.. Соглашусь: сохранился фрагментарно. Но ведь сохранился!
Известно, что на Руси после крещения христианство и язычество рядышком существовали и в народном сознании, и в народном быте: все так же, вместе с соблюдением постов и церковных обычаев люди праздновали Масленицу и веселились на Ивана Купалу; гадали в Святки; несмотря ни на какие запреты и уничтожительные меры, сохранились языческие народные музыкальные инструменты (это я сейчас одомре, в частности, говорю ), в деревнях по-прежнему расшивали сарафаны и полотенца, расписывали прялки, сани, домашнюю утварь, элементы жилища… До сих пор, наверное, у некоторых сохранились от бабушек расшитые характерным узором скатерти или шторы, бережно хранимые старшим поколением в деревянных сундуках, которые, кстати, тоже как важный предмет дома принято было красиво расписывать. Это было на Руси повсеместно, и Вятка не была здесь исключением. Только, как и многое другое, вятская роспись имеет свою особинку, а значит, и брендом быть вполне может. И хорошо, что в наше время нашлись люди, которые посвятили ее изучению и возрождению свои интеллектуальные силы, время и талант. А теперь обо всем подробнее.
Информация для старших классов 4-8
Киров-край мастеров.Здесь творят, изучают и ... исследуют на научном уровне: краеведы, искусствоведы, преподаватели, художники и другие категории. В 70- и 80-е годы на территории Кировской области работали экспедиции по изучению промыслов, в т.ч. и росписи. Ездили целые отряды: кировский краевед Любимов, московский искусствовед Барадулин В.А., кировский искусствовед Работинская В.А. (она тогда работала в объединении "Умелец"), от фабрики "Идеал" ездили кировские художники Солоницына (Кочергина) Е.Ю., Зашихина (Попова Е.Н., Малюгина (Петухова) М.В.Также ездили художники от Московского научно-исследовательского института художественной промышленности Гораздин А., Ситникова О. Возможно не всех назвала, прошу прощения. Также ездили педагоги и студенты от кировского историко-краеведческого клуба "Мир" (руководитель клуба Людмила Георгиевна Крылова). Клуб "Мир" ездят вообще 30 лет, на сегодняшний день у них собрана богатейшая коллекция северных домовых росписей (привезены целые фрагменты деревянных стен и шкафчиков). По итогам экспедиций было выявлено,что в северных районах Кировской обл(Подосиновский, Лузский, Опаринский) найдены очаги с северными домовыми росписями (их называют так же урало-сибирскими,а в южных районах (Богородский,Зуевский,Афанасьевский и др) были найдены сундучные росписи. Но!!! Наши северные районы раньше входили в состав Вологодской и Архангельской обл. Поэтому нельзя говорить,что у нас есть вятские росписи.А сундучные росписи как у нас встречаются и в Пермском крае. Северные росписи по схеме строения цветка и композиции в принципе похожи и узнаваемы начиная от Петрозаводска, далее Вологда, Архангельск, Вятка и вправо по карте до Тобольска, Красноярска, Новосибирска. По итогам экспедиций было проведено огромное количество семинаров, встреч, было издано фотоальбомов, было разработано много образцов для внедрения в производство на фабрике "Идеал" и объединении "Умелец" по выпуску изделий надомного труда. А московский искусствовед Барадулин Василий Алексеевич издал много книг по уральским северным росписям (где упоминает и Киров), сам бывал в Кирове с семинарами очень много раз. Над разработкой образцов, над усовершенствованием художественного мазка, над колоритом и цветом работали кировские художники (начало 70-х гг) - Окишева Евгения Алексеевна, Жигальцев Валерий, Бузанова Н., Колкова Лидия, Шишкина Валентина, Малюгина (Петухова) Марина, Зашихина(Попова) Елена, Карпиза Женя и др. Никого не хочу обидеть, если назвала не всех. А кировский художник и педагог Шустова Лия Николаевна в 1978 г.разработала ещё и традиционные формы для росписи-сундучки в уменьшенном размере. Обучать художественному мазку художников и исполнителей из Кирова приезжали Московские художники Владимир Плетнёв и Алексей Добромыслов. Писали цветки масляными красками, просто виртуозно. На сегодняшний день уже нет в живых Окишевой Е.А.,Жигальцева В.,Барадулина В.А.. А Московский художник Гораздин А.(ездил в экспедиции по Кировской обл)на сегодняшний день-член Союза Художников России,Председатель Московской Ассоциации художников декоративных искусств,Ольга Ситникова(ездила в экспедиции по Кировск.обл.)- тоже член СХ России,член Асссоциации.Таким образом, возрождением росписей занимались огромный коллектив людей не одно десятилетие.
Итак… Роспись – важный элемент народной культуры, выражающий собой символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта, даже вышивка, которой украшали домашние тканевые вещи и одежду, суть тоже роспись. На Вятской земле она, как и во всех других уголках страны, была широко распространена в крестьянской и не только среде, и имела как общерусские черты, так и свои особенности, связанные с мировоззренческой базой славян, их представлениями о мироздании.
Для всех классов « Символическая форма»
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.
В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.
Особенности вятской росписи:
- в ней все образы решены в упрощенной символической форме;
- основными цветами являются красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет;
- стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового;
- совмещение с резьбой и огромное количество символических элементов, космологичность;
Изделия, украшенные вятской росписью, сегодня можно встретить в художественных салонах. Они очень красивы, необычны, экспрессивны и ярки. А главное – историчны.
Символы Вятской росписи
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. Каждый символ росписи имеет свой смысл:
Линии – восхождение духа,
Дерево – энергий жизни, радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будующий год.
Ладья - символ движения Солнца по небу.
Точка - сфера и вращение,
Круг - солнце,
Несколько кругов – солнце идет по небу,
Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света.
Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли.
Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой.
Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие.
Ростки (грины) – пожелания добра,
Птички – посредники между небом и землей.символ вестей, небесные посланники,
Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире.
Львы – охранный мужской символ.
Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи.
Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.
Техника нанесения росписи
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Время возникновения сундучного промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне.
Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.
Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.
При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.
Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.
Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.
Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.
После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 °С производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.
Современная Вятская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.
Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового и с огромным количеством символических и космологических элементов.
Вопросы для проверки по усвоению темы
- Где возникла вятская роспись?
- Почему названа роспись вятской?
- Что изображали вятские мастера на изделиях?
- Какие основные цвета использовались в росписи?
- Какие символы в вятской росписи?
- Какие животные изображались в росписи?
- Какие растения изображались в росписи?
- Как ещё можно назвать вятскую росписи ( Ответ:сундучная)?
- Что расписывали вятской росписью?
- Стиль вятской росписи( Ответ:свободная, кистиевая, точенная)?
- Техника (Ответ:двойной мазак).
- Зарисуй элемент вятской росписи.
Интернет ресурсы
1.http://www.vyatskayarospis.ru/history.html-история 1-2 классов
2.http://kirovkray.ru/index.php/vyatskie-brendy/195-vyatskaya-rospis.html -история 3-5 классов.
3. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm.
Предварительный просмотр:
Разработка плана-конспекта открытого урока с использованием ИКТ-технологий, метапредметности.
Тема урока: «Народные ремёсла. Вятская роспись»
Преподаватель Художественных дисциплин
Манух Олеся Александровна
План-конспект открытого урока :
Предмет: декоративно-прикладное искусство.
Класс: 3-5 классов ДШИ, ДХШ.
Тип: урок закрепление.
Цель: создание педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в изобразительной деятельности, способствующих развитию эстетическо- нравственной культуры детей, интереса к миру декоративно-народного искусства.
Задачи:
а) учебно-образовательные:
- формирование у обучающихся, основ разносторонних знаний;
- выработка умений, специальных для декоративно-прикладной дисциплины;
б) воспитательные- взаимосвязанное между собой нравственное, эстетическое и т.д. воспитание обучающихся.
в) развивающие:
- формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности;
- развитие познавательных процессов обучающихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие);
- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение);
- развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности;
-развить творческо-поисковые качества, декоративно-прикладные навыки и интерес детей к истокам народных ремёсел;
-способствовать формированию, знаний о вятской росписи.
Форма открытого урока: тематическая беседа с практическими заданиями, использование ИКТ.
Вид: смотр народного искусства
Функция: формирующая, практическая.
Планируемый результат
Личностные
Сформировать:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
-целостное мировоззрение
-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
-умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные
- Уметь сравнивать основные росписи, орнаменты
- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на мотивы Вятской росписи;
- осваивать характерные для Вятской росписи основные элементы орнамента и особенности цветового решения.
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД);
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
При наличии большой аудитории предлагается музыкально-танцевальное сопровождение других отделений ДШИ, для более творческой атмосферы открытого урока, помогающего почувствовать дух древнеславянской эпохи, окунуться к своим «корням» . Использование хорового, инструментального, хореографического отделения.
Хоровое отделение исполняет народную песню, в народных костюмах: «Под ракитою зелёной», (https://www.youtube.com/watch?v=7sL_GrcAPg8).
Инструментальное отделение : http://vmusicenet.info/top (балалайка или домра): «Во поле берёзка стояла».
Хореографическое отделение, народный танец:
-«Берёзка»;
-«Ручеёк».
Организация пространства
- Работа в группах
- Индивидуальная работа
- Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская
- Образцы вятской росписи, украшений одежды, роспись по дереву. Известные места вятской росписи, слайды с образцами различных орнаментов, элементов одежды , компьютерная презентация, краски.
Проектируемые результаты:
- обучающиеся отвечают на вопросы: возникновения, истоки, особенности росписи;
- называют символы вятской росписи;
- зарисовывают эскизы( практическое задание :
-http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm:;
- ttps://vk.com/vyatskaya_rospis;
- https://provp.info- видео о Вятской росписи)
Материалы и оборудование:
- Напечатанный план-конспект открытого урока.
- Ноутбук для показа «История Вятская роспись»(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия).
- Наглядный материал в виде цветных эскизов.
План–конспект открытого урока.
Основные этапы современного урока:
План открытого урока по ДПИ «Народные ремёсла. Вятская росписи». | Время в мин. |
Организационный момент. Приветствие обучающихся. Обозначение темы урока: « Народные ремёсла. Вятская роспись». Немного из истории. | 2 -5мин. |
Проверка домашнего задания. Обучающиеся должны были выполнить по одному элементу вятской росписи, воспользовавшись сайтом (http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm) | 2-3мин. |
Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к новой теме(5мин), продолжение обсуждения Вятской росписи по работам домашнего задания. Анализ выполненного. | 5 мин. |
Постановка цели занятия перед обучающимися. В виде проблемы-рассуждения. (2мин) | 2 мин. |
Метапредметность. Хор, песня. | 5мин. |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний(5мин)-видеофильм , продолжение введение в исторический момент вятской росписи. Метапредметность(балалайка, домра) | 5-10 мин. |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(практическое задание). Метапредметность (хор) | 15-20мин. |
Здоровьезберегающие технологии( зарядка-пятиминутка) https://www.youtube.com/watch?v=Y-h7WvX65bE | 2-5мин. |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний (беседа, дискуссия) Вопросы задающие дискуссионный характер, проблематика. Как вы думаете..? А правда ли…? Есть мнение?.. Правильно ли утверждает этот источник, что…? | 5мин. |
Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний (тестирование). | 5 мин. |
Танец «Берёзка»-выполняется около парт «Ручеёк»- обучающиеся хореографического отделения увлекают за собой сидящих за партами обучающихся художественного отделения, которые в руках держат свои выполненные работы(демонстрируют их для гостей урока и для одноклассников) | 5 мин. 5 мин. |
Домашнее задание к следующему уроку (закрепление материала пройденного). | 2 мин. |
Подведение итогов урока, рефлексия. Анализ выполненных работ практической деятельности урока. | 3 мин. |
И того : | Примерно 1.20 -2 часа |
.
Материалы для урока.
История Вятская роспись
(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия)
Для 3-4 классов
Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.
Для 5 классов. Вятская роспись была почти утрачена, поскольку особенность ее заключалась в изображении мироустройства древних славян. Действительно, роспись как важный элемент славянской культуры, культуры языческой, дохристианской, практически не сохранился, точнее, сохранился лишь фрагментарно. Тогда о каком же бренде, тем более вятском, может в таком случае идти речь?.. Соглашусь: сохранился фрагментарно. Но ведь сохранился!
Известно, что на Руси после крещения христианство и язычество рядышком существовали и в народном сознании, и в народном быте: все так же, вместе с соблюдением постов и церковных обычаев люди праздновали Масленицу и веселились на Ивана Купалу; гадали в Святки; несмотря ни на какие запреты и уничтожительные меры, сохранились языческие народные музыкальные инструменты (это я сейчас о домре, в частности, говорю ), в деревнях по-прежнему расшивали сарафаны и полотенца, расписывали прялки, сани, домашнюю утварь, элементы жилища… До сих пор, наверное, у некоторых сохранились от бабушек расшитые характерным узором скатерти или шторы, бережно хранимые старшим поколением в деревянных сундуках, которые, кстати, тоже как важный предмет дома принято было красиво расписывать. Это было на Руси повсеместно, и Вятка не была здесь исключением. Только, как и многое другое, вятская роспись имеет свою особинку, а значит, и брендом быть вполне может. И хорошо, что в наше время нашлись люди, которые посвятили ее изучению и возрождению свои интеллектуальные силы, время и талант. А теперь обо всем подробнее.
Информация для старших классов 4-5
Киров-край мастеров.Здесь творят, изучают и ... исследуют на научном уровне: краеведы, искусствоведы, преподаватели, художники и другие категории. В 70- и 80-е годы на территории Кировской области работали экспедиции по изучению промыслов, в т.ч. и росписи. Ездили целые отряды: кировский краевед Любимов, московский искусствовед Барадулин В.А., кировский искусствовед Работинская В.А. (она тогда работала в объединении "Умелец"), от фабрики "Идеал" ездили кировские художники Солоницына (Кочергина) Е.Ю., Зашихина (Попова Е.Н., Малюгина (Петухова) М.В.Также ездили художники от Московского научно-исследовательского института художественной промышленности Гораздин А., Ситникова О. Возможно не всех назвала, прошу прощения. Также ездили педагоги и студенты от кировского историко-краеведческого клуба "Мир" (руководитель клуба Людмила Георгиевна Крылова). Клуб "Мир" ездят вообще 30 лет, на сегодняшний день у них собрана богатейшая коллекция северных домовых росписей (привезены целые фрагменты деревянных стен и шкафчиков). По итогам экспедиций было выявлено,что в северных районах Кировской обл(Подосиновский, Лузский, Опаринский) найдены очаги с северными домовыми росписями (их называют так же урало-сибирскими,а в южных районах (Богородский,Зуевский,Афанасьевский и др) были найдены сундучные росписи. Но!!! Наши северные районы раньше входили в состав Вологодской и Архангельской обл. Поэтому нельзя говорить,что у нас есть вятские росписи.А сундучные росписи как у нас встречаются и в Пермском крае. Северные росписи по схеме строения цветка и композиции в принципе похожи и узнаваемы начиная от Петрозаводска, далее Вологда, Архангельск, Вятка и вправо по карте до Тобольска, Красноярска, Новосибирска. По итогам экспедиций было проведено огромное количество семинаров, встреч, было издано фотоальбомов, было разработано много образцов для внедрения в производство на фабрике "Идеал" и объединении "Умелец" по выпуску изделий надомного труда. А московский искусствовед Барадулин Василий Алексеевич издал много книг по уральским северным росписям (где упоминает и Киров), сам бывал в Кирове с семинарами очень много раз. Над разработкой образцов, над усовершенствованием художественного мазка, над колоритом и цветом работали кировские художники (начало 70-х гг) - Окишева Евгения Алексеевна, Жигальцев Валерий, Бузанова Н., Колкова Лидия, Шишкина Валентина, Малюгина (Петухова) Марина, Зашихина(Попова) Елена, Карпиза Женя и др. Никого не хочу обидеть, если назвала не всех. А кировский художник и педагог Шустова Лия Николаевна в 1978 г.разработала ещё и традиционные формы для росписи-сундучки в уменьшенном размере. Обучать художественному мазку художников и исполнителей из Кирова приезжали Московские художники Владимир Плетнёв и Алексей Добромыслов. Писали цветки масляными красками, просто виртуозно. На сегодняшний день уже нет в живых Окишевой Е.А.,Жигальцева В.,Барадулина В.А.. А Московский художник Гораздин А.(ездил в экспедиции по Кировской обл)на сегодняшний день-член Союза Художников России,Председатель Московской Ассоциации художников декоративных искусств,Ольга Ситникова(ездила в экспедиции по Кировск.обл.)- тоже член СХ России,член Асссоциации.Таким образом, возрождением росписей занимались огромный коллектив людей не одно десятилетие.
Итак… Роспись – важный элемент народной культуры, выражающий собой символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта, даже вышивка, которой украшали домашние тканевые вещи и одежду, суть тоже роспись. На Вятской земле она, как и во всех других уголках страны, была широко распространена в крестьянской и не только среде, и имела как общерусские черты, так и свои особенности, связанные с мировоззренческой базой славян, их представлениями о мироздании.
Для всех классов « Символическая форма»
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.
В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.
Особенности вятской росписи:
- в ней все образы решены в упрощенной символической форме;
- основными цветами являются красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет;
- стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового;
- совмещение с резьбой и огромное количество символических элементов, космологичность;
Изделия, украшенные вятской росписью, сегодня можно встретить в художественных салонах. Они очень красивы, необычны, экспрессивны и ярки. А главное – историчны.
Символы Вятской росписи
Практическое задание-20минут.
Вместе с учителем (учитель на магнитной или интер-доске выполняется поэтапно практическое задание). Выбирается один или несколько элементов росписи ( сложность от классной подготовки, возрастной группы). Можно сделать орнаментом, узором ( в круге, полосе, квадрате).
Использование интерактивной доски: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. Каждый символ росписи имеет свой смысл:
Линии – восхождение духа,
Дерево – энергий жизни, радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будующий год.
Ладья - символ движения Солнца по небу.
Точка - сфера и вращение,
Круг - солнце,
Несколько кругов – солнце идет по небу,
Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света.
Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли.
Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой.
Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие.
Ростки (грины) – пожелания добра,
Птички – посредники между небом и землей.символ вестей, небесные посланники,
Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире.
Львы – охранный мужской символ.
Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи.
Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.
Техника нанесения росписи
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Время возникновения сундучного промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне.
Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.
Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.
При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.
Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.
Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.
Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.
После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 °С производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.
Современная Вятская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.
Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового и с огромным количеством символических и космологических элементов.
Вопросы для проверки по усвоению темы
(тестирование)
- Где возникла вятская роспись?
- Почему названа роспись вятской?
- Что изображали вятские мастера на изделиях?
- Какие основные цвета использовались в росписи?
- Какие символы в вятской росписи?
- Какие животные изображались в росписи?
- Какие растения изображались в росписи?
- Как ещё можно назвать вятскую росписи ( Ответ: сундучная)?
- Что расписывали вятской росписью?
- Стиль вятской росписи( Ответ: свободная, кистиевая, точенная)?
- Техника (Ответ: двойной мазок).
- Зарисуй элемент вятской росписи.
Интернет ресурсы
1.http://www.vyatskayarospis.ru/history.html-история 1-2 классов
2.http://kirovkray.ru/index.php/vyatskie-brendy/195-vyatskaya-rospis.html -история 3-5 классов.
3. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm.
Приложение№1
ПОД РАКИТОЮ ЗЕЛЕНОЙ
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!
Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.
Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;
Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.
Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин».
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
ВАРИАНТЫ МЕЛОДИИ
1. Крестьянская традиция
Напев представляет собой крестьянскую традицию народных песен (см.: Традиционный фольклор Новгородской области. Изд. подготовили В. Жекулина, В. Коргузалов, М. Лобанов, В. Митрофанова. Л., 1979, № 16).
100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984
2. Казачья традиция
Напев представляет казачью традицию народных песен (см.: Русские народные песни Астраханской области. Сост. В. П. Самаренко, М. А. Этингер. М., 1978, № 102).
100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984
ВАРИАНТ
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Он к груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из малой ранки
На истоптанный песок.
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой,
Я тебе да не поддамся,
Я казак еще живой!
Пролетай ты, черный ворон,
К отцу с матерью родной.
Ты снеси им, черный ворон,
Мой поклончик слезовой.
А жене моей красивой –
Хоть платочек кровавой.
И скажи, чтоб не тужила,
Я женился на другой.
Я женился на другой –
На винтовке строевой.
Шашка свашкою была,
Со штыком венчался я.
Шашка свашкою была,
Со штыком венчался я.
Взял приданое большое –
Все германские поля.
Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: "Современная музыка", 2004.
Приложение №2
Приложение №3