Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО
Педагогический опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_0.docx | 17.13 КБ |
obobshchenie_opyta.docx | 682.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое педагогический опыт, его разновидности?
Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.
В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:
- Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
- Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
- Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
- Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.
В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.
Функции педагогического опыта
Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.
Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.
Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа
города Киржача Владимирской области
Обобщенный педагогический опыт
педагога высшей квалификационной категории
Трофимовой Елены Юрьевны
Тема опыта:
«Ознакомление старших дошкольников
с пейзажами разного настроения
как средство развития выразительности детских рисунков»
Проанализировала: Абдурахманова Екатерина Александровна
Студентка группы ЗД 41-В
Специальность: “Дошкольное образование”
2017 год
Сведения об авторе:
1. ФИО: Трофимова Елена Юрьевна
2. Образование: высшее педагогическое
3. Орехово – Зуевский педагогический институт
4. Квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы.
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «Воспитатель»
5. Место работы: МБОУ НОШ
6. Должность: воспитатель
7. Педагогический стаж – 24 года
8. Квалификационная категория: высшая с 12.02.2015 года
I.Условия возникновения опыта
Тема моего опыта работы: « Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения, как средство развития выразительности детских рисунков».
Российская Федерация провозгласила область образования приоритетной. В «Законе об Образовании» обозначается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. В стратегических документах развития образования РФ («Национальная доктрина образования РФ», «Петербургская школа 2020») одной из целей развития системы образования является историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. Эти задачи осуществляются посредствам эстетического воспитания.
Цель: разработка системы занятий по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания и средств выразительности картин.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:
- определить уровень представления детей о пейзаже;
- провести теоретический анализ проблемы ознакомления дошкольников с пейзажами как средством выразительности рисунка;
- определить уровень развития выразительности рисунков детей;
- доказать влияние пейзажей разного настроения на решение педагогических задач по развитию выразительности рисунков старших дошкольников;
- разработать технологию ознакомления дошкольников с живописным пейзажем.
II. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет изобразительное искусство в развитии у детей бережного отношения и любви к прекрасному, художественного вкуса, творческого воображения и творческой активности.
В систему эстетического воспитания дошкольника входит развитие изобразительного творчества под влиянием изобразительного искусства.
III. Ведущая педагогическая идея.
Мы предполагаем, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний.
Мы согласны также с мнением таких педагогов, как Н.Н.Волков, В.А. Езикеева, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.П.Чуднова и др., которые рекомендовали использовать произведения изобразительного искусства как средство формирования выразительного образа в детских рисунках.
Мы считаем, что ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения влияет на развитие выразительности детских рисунков при следующих условиях:
- включении в образовательный процесс колористических упражнений и заданий, направленных на развитие у детей цветовосприятия и ориентации в цветовых оттенках;
- правильном подборе произведений живописи, выполненных в разной цветовой гамме, отражающей разные настроения;
- определённом уровне искусствоведческой подготовки педагогов, которые могут дать характеристику пейзажу.
IV. Теоретическая база опыта.
Работы многих исследователей (Т.С.Зернова, А.В. Размыслова и др.) показывают, что качество работы с детьми во многом определяется высоким уровнем подготовки воспитателей к этой работе. В программе «Детство» отмечается, что в процессе рассматривания живописных произведений педагог обращает внимание детей на цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека или природы, учит различать произведения, написанные в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное настроение, состояние. Но ведь для того, чтобы учить этому детей, это нужно знать самим педагогам. Слабая искусствоведческая подготовка педагогов может стать причиной того, что в занятиях они будут использовать пейзажи только как средство по развитию речи или как средство ознакомления с творчеством художника, сезонными явлениями.
Мы разделяем позицию автора Т.С.Зерновой, которая в своей статье описала проблемы выразительности в детском рисунке. Одни воспитатели просто не знают, что такое выразительность, другие не придают ей должного значения. Поэтому детей не подводят к понятию выразительности, к пониманию того, что не совсем правильный рисунок может быть хорош тем, что он выразительно передает отношение автора к явлениям.
На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к построению беседы во время ознакомления дошкольников с пейзажами. Одни исследователи предлагают донести до детей знания в форме рассказа, преподнося готовые ответы (Р.М.Чумичева, А.А. Грибовская). Другие предлагают доверительную диалогическую форму общения, нацеленную на развитие активности детей во время рассматривания картин (А.В. Размыслова, В.А. Силивон). А.В.Размыслова, исследуя педагогические условия формирования чувства цвета, выделила диалогическую форму общения на занятиях, нацеленную на развитие активности детского художественного восприятия, как «одно из условий для эмоционального переживания детьми цветового богатства изобразительного искусства». В.А.Силивон отмечает, что постоянные вопросы к детям, поиск ответов на них приучают каждого из детей присматриваться, сравнивать, анализировать, замечать. Для нас наиболее важен подход к этой проблеме С.А.Золочевского, который разработал программу по ознакомлению детей с цветом: «Какого цвета мир?». Он предлагает такой вариант построения диалога, при котором педагог не доносит до детей готовые знания, а помогает им «вытащить» эти знания самим. Такую форму диалога и мы будем использовать при ознакомлении старших дошкольников с пейзажами разного настроения.
Анализ научно-методической литературы показал, что ознакомление детей с пейзажами должно претворять их собственную изобразительную деятельность. Исследователями уже наработано много разнообразных приемов и форм, выделены трудности, с которыми может столкнуться педагог при ознакомлении детей с пейзажами. При этом в их работах представлены только два настроения, на которые обращает внимание детей педагог – грустное и веселое. За редким исключением - тревожное.
Мы предполагаем, что ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения влияет на развитие выразительности детских рисунков при следующих условиях:
- включения в образовательный процесс колористических упражнений и заданий, направленных на развитие у детей цветовосприятия и ориентирования в цветовых оттенках, умения использовать их в своих рисунках;
- правильном отборе произведений живописи для ознакомления детей с пейзажами, выполненные в разной цветовой гамме, отражающие разные настроения;
- определенном уровне искусствоведческой подготовки педагогов, предполагающей умение дать характеристику пейзажа;
- определенном построении диалога с детьми на занятиях по ознакомлению дошкольников с пейзажами разного настроения, предполагающее активное включение детей в процесс.
V. Новизна опыта
Практика показывает, что в большинстве дошкольных учреждений детское изобразительное творчество понимается как процесс репродукции детьми готовых образцов. Это обусловливает снижение интереса ребенка к творческой деятельности и делает ее примитивной. Такой подход не позволяет развить творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке. Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями использования пейзажей в работе с детьми и их недостаточным использованием в процессе развития выразительности рисунков в дошкольном учреждении и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.
VI. Технология опыта.
Группа для наблюдений была выбрана в МБОУ НОШ города Киржача в 2015-2016 учебном году. В нашей исследовательской работе участвовало 30 детей из старшей и подготовительной групп, и воспитатели, работающие с этими детьми. «А» - старшая группа и «Б» - подготовительная группа.
Воспитатели МБОУ НОШ, работающие с дошкольниками, реализуют примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство». В планах воспитательно-образовательной работы групп старшего дошкольного возраста предусматривается одно занятие в неделю по рисованию, одно по лепке, одно по аппликации, одно – по конструированию. Ознакомление с картинами происходит в рамках одной лексической темы. Одна тема – одна неделя. В задачах прослеживается взаимосвязь. В начале недели дети знакомятся с картиной в непосредственно организованной деятельности по развитию речи и окружающему миру, в конце недели – в НОД по изобразительной деятельности, используя форму беседы. Педагог рассказывает про художника, время года. В основном, воспитатели учат детей передавать характерные особенности времени года. Такие задачи как вызвать интерес, познакомить с настроением пейзажа, помочь увидеть средства выразительности и т. д. отсутствуют. В рисовании педагоги отдают предпочтение нетрадиционным техникам рисования. На момент начала нашей исследовательской работы дети были знакомы с некоторыми пейзажами И.Шишкина «Болото. Журавли», «Утро в сосновом лесу», И. Левитана «Березовая роща», Л.Каменева «Пейзаж», А.Саврасова «Зимний пейзаж», «Распутица» и т.п.
На следующем этапе нашей работы мы проанализировали развивающую среду. В обеих группах пространство разделено на зоны. Есть зона художественного развития, в которой присутствует мольберт для крепления на него репродукции для ознакомления и беседы и стенд, на котором картина висит в остальное время. Предусмотрено место для индивидуальной работы ребенка и коллективных работ. Развивающая среда групп построена с учетом возраста детей и полового состава. Все материалы для изобразительной деятельности находятся в доступном для детей месте. Есть краски акварельные и гуашь, кисточки разной толщины, в том числе и для клея, фломастеры разных цветов и размеров, карандаши цветные, простые, восковые, мелки, стаканчики для воды, палитры. Бумага представлена разных видов: обычная, акварельная и цветная. В уголке художественного развития также есть книги о разных видах и жанрах живописи, книги о художниках, дидактические игры, пособие для знакомства со спектром цветов и т.д.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование воспитателей на выявление уровня искусствоведческой подготовки в области живописного пейзажа (приложение 1). В анкетировании участвовали воспитатели всех групп. Анализ анкет показал, что все педагоги считают необходимым знакомить детей с изобразительным искусством для общего развития детей, кругозора или художественного вкуса. Дети знакомы с такими жанрами как, натюрморт, пейзаж, портрет. При этом воспитатели отметили, что пейзаж они считают самым трудным жанром для восприятия детей. Указывали такие формы работы, как занятие, экскурсия, но отмечали трудность реализации экскурсии в рамках детского учреждения. Вопрос о характеристике колорита вызвал трудность даже у воспитателей. Только один воспитатель отметил «теплый - холодный». Цвет в пейзаже для воспитателей имеет функцию обозначения времени года, время суток. Таким образом, данные исследования показали, что воспитатели не достаточно готовы к работе по ознакомлению детей с пейзажами разного настроения. Мы полагаем, что такая ситуация повлечет за собой низкий уровень знаний детей о настроениях пейзажа и низкий уровень выразительности детских рисунков.
Изучив педагогические условия в группах для ознакомления детей с пейзажами, мы пришли к выводу, что детей знакомят с пейзажами, но при этом не обращают внимание детей на цвет, как показателя настроения, т.к. воспитатели считают трудным для детей этот жанр с одной стороны, а с другой, ввиду отсутствия необходимых искусствоведческих знаний самих педагогов. Хотя работе по ознакомлению детей с эмоциями и настроениями уделяется достаточно внимания. Детей учат различать настроение человека по мимике. Таким образом, возникает необходимость разработки педагогической технологии ознакомления детей с пейзажами разного настроения. Наблюдать и проводить исследование в рамках обозначенной темы мы будем в группе «Б», так как воспитатель этой группы проявил большую заинтересованность и готовность в нашей работе.
Технология ознакомления детей с пейзажами отображена в схеме:
1 направление 2 направление
Блок занятий по предметному содержанию картины
Технология предполагает два направления: ознакомление с пейзажами и изобразительная деятельность. Оба эти направления реализуются на одном занятии. Наша технология содержит в себе цикл занятий, одни из которых направлены на целостное восприятие детьми пейзажей и настроения в них, другие на восприятие отдельных элементов и разрушение цветовых стереотипов детей и 2 диагностических занятия. Колористические игры и упражнения выступают в данном случае вспомогательными средствами, для того, чтобы дети ориентировались в цветах и оттенках, научились смешивать краски, чтобы найти нужный оттенок. Технология содержит в себе 4 игры и 4 упражнения. Мы использовали игры и упражнения, предложенные Н.А.Курочкиной, Е.А.Соловьевой, Н.К.Чебукиной.
При ознакомлении детей с пейзажами используется диалогическая форма, воспитатель задает детям наводящие вопросы по картине, чтобы дети смогли решить сами определенную проблему.
Наше исследование в рамках обозначенной темы начался с консультации педагогов. Целью этой консультации было повышение уровня искусствоведческих знаний воспитателей. После приветствия и вступительной речи воспитатель Т.Н. спросила: «Неужели детям нужно рассказывать про романтическое или эпическое настроение? Для них это тяжело, они не поймут». Мы с другими воспитателями согласились и сказали, что детей можно знакомить с теми настроениями, которые они знают – веселый, грустный, спокойный и страшный. Рассказали о роли цвета в пейзаже: помимо локального цвета предметов, состояния погоды, время суток и т.д. в каждой картине отражается видение самого художника в данный момент (показали на примере одного художника И.Левитана одно время года – осень, но написанной по-разному). Показали функции цвета также на конкретных произведениях, дали характеристику колорита. Воспитатели очень заинтересовано слушали, записывали, задавали уточняющие вопросы: «А в одной картине может быть несколько функций цвета или только одна?». Потом сами на практике попробовали получить теплые или холодные краски и т.д. Сначала воспитатели неуверенно разводили краски и пробовали смешивать, но потом уже активно этим занимались.
В конце консультации педагогам предложили посоревноваться: разделились на две команды, каждая команда должна была нарисовать все четыре настроения, не подписывая пейзаж. Другая команда должна была угадать все настроения. Воспитатели рисовали с удовольствием и угадали все настроения друг друга. После консультации всем педагогам очень хотелось на практике с детьми применить свои новые знания. Для воспитателей была предложена литература для расширения своих знаний в рамках обозначенной темы (Приложение 8). Воспитателя группы, отобранной для наблюдения, мы попросили не заниматься с детьми, пока не закончится наша исследовательская работа. Она сказала, что после окончания наших исследований обязательно попробует научить этому детей.
На первом занятии с детьми нам важно было показать детям роль цвета в пейзаже. Для этого мы использовали метод сравнения двух пейзажей: один был написан черно-белым (И.Шишкин «Зеленая роща»), а другой в цвете (И.Шишкин «Солнечный день»). Дети отмечали, что черно-белый пейзаж – «непонятный». Варя Е. предположила, что если деревья и траву раскрасить желтым, получится осень, а Алёша А. добавил, что если белым, то получится зима, а зеленым - лето. Вслед за ними дети много рассуждали, что получится, если его раскрасить в определенный цвет. Дети на этом занятии поняли, что цвет играет большую роль в пейзажном рисунке. Однако при этом называли только примеры использования изобразительной функции цвета, не обращая внимания на то, что художник передает настроение (Приложение 2).
На втором занятии детей знакомили с пейзажами в теплой (пейзаж с веселым настроением) и холодной (пейзаж с грустным настроением) гаммах (Приложение 9). В первой части занятия детей познакомили с пейзажем И.Шишкина «Корабельная роща». Мы подвели понимание детей к тому, что если нарисовать пейзаж солнечными красками, то он получится теплый и веселый. Дети выполняли упражнение ”добавь в краску солнышко”, учились делать цвет теплым. Вторая часть занятия строилась на том же принципе, уже с холодной гаммой. Детей познакомили с пейзажем А.Саврасова «Грачи прилетели». Альберт К., показывая на картину, сказал: «А когда вот так холодно, то гулять скучно и неинтересно». Ксюша Б. добавила: «А здесь художник добавил тучку», провела параллель: солнышко – хорошо, тучка – плохо. Так мы подвели детей к пониманию, что если нарисовать пейзаж в холодной гамме, то он получится грустным. Задание выполняли, уже добавляя голубую краску.
Для закрепления с детьми поиграли в игру «Две баночки» (Приложение 7). Дети с удовольствием опускали руки в воду, подходя к банкам по много раз. Егор Б., после того как опустил руки в обе баночки, сказал: «А у меня дома тоже кран синий и красный». В конце занятия дети выполняли задание «Подбери теплую и холодную палитру». В процессе рисования теплой осени Лиана Е. и Альберт К. спросили: «А какого цвета рисовать небо в радостном пейзаже?», имея ввиду, что небо голубого «холодного» цвета, а пейзаж теплый. Эта проблема стала целью нашего следующего занятия.
На третьем занятии при показе детям картин И.Левитана «Золотая осень» и «Октябрь» (Приложение 4) внимание детей обращалось на то, что если в пейзаже больше теплых цветов, то он получится веселый, радостный, а если больше холодных, то грустный, невеселый. Артём И., рассмотрев обе картины, сказал: «И там, и там деревья желтые, но здесь (показал на картину «Золотая осень») есть солнышко, а здесь («Октябрь») нет». Также обращалось внимание детей на то, что в радостном пейзаже цвета более яркие. Дети выполняли задание «Подбери палитру к картине». Рисуя свои рисунки на тему холодной грустной осени, дети уже использовали в них гамму и холодных и теплых цветов, тщательно подбирая палитру. В рисунках уже явно просматривалось грустное настроение. Черную или белую краску дети при этом не использовали.
На четвертом занятии детей знакомили с двумя пейзажами – И.Шишкина «Зима» (Приложение 4) и И.Айвазовского «Волна». Дети попытались перенести знания с предыдущих занятий на эти пейзажи и говорили: «А здесь («Зима») нет теплых и холодных цветов, все белое. Пейзаж ни грустный и ни радостный». Так дети узнали, что настроение в пейзаже может быть спокойным. При просмотре «Волны» Лиза Д. увидев картину “Волна” воскликнула: «Ой, кораблик тонет, как страшно». В этой части занятия мы использовали прием колористических вариантов: «Представьте, дети, что эта картина написана теплыми цветами». Таким образом, мы обратили внимание детей, что пейзаж страшным кажется, потому что нарисован темными красками. Детям предложили задание «Подбери краски к картине». Дети пробовали добавлять в краски белую или черную краску. Но задание нарисовать веселый снежный лес оказалось трудным для детей: «А снег разве бывает желтым или красным, снег всегда белый!». Выразительность в рисунках достигалась детьми за счет других объектов: деревьев, солнца. Двое детей нарисовали закат и розоватый снег, а в рисунке одного ребенка было яркое солнце и желтоватый снег. Проблема цветовой стереотипности решалась нами на следующих двух занятиях, т.к. почти у всех детей в рисунках снег остался белого цвета.
Пятое занятие началось с ознакомления с пейзажами И.Грабаря «Сказка инея и восходящее солнце», Н.Мещерина «Морозная ночь», Ф.Васильева «Оттепель» (Приложение 4). Дети поняли, что снег бывает не только белым, но может быть розовым, голубым, грязно-черным и т.д. Дети безошибочно определили настроения этих пейзажей: «Здесь снег розовый и желтый, разноцветный, потому что настроение радостное («Сказка инея и восходящее солнце»), а здесь так темно, снег черный, здесь страшный пейзаж («Оттепель»). В конце занятия детям предложили нарисовать морозные узоры на окне веселого человечка и на окне грустного человечка, при этом дети были ограничены в выборе цвета, палитра сужена самим предметом изображения. У многих детей узор на окне веселого человечка получился разноцветным. Дети использовали для рисования не только белую и голубую краску, но и желтую («А у меня на окошко солнце светит») и розовую. А для грустного узора дети использовали серые цвета.
На шестом занятии мы продолжали разрушать цветовые стереотипы у детей, рассматривая в пейзажах небо: А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», В.Бакшеев «Голубая весна», А.Саврасов «Зима» (Приложение 4). Занятие проходило по той же схеме, что и все предыдущие. Как только детям показывали пейзаж, они сразу называли настроение, без вопроса воспитателя: «Здесь грустное настроение («Зима»), потому что все серое, холодное, а здесь радостное («Голубая весна»), потому что все яркое, теплое». В конце занятия детям предложили нарисовать спокойную и злую речку. Анализ рисунков на данном этапе показал, что уровень выразительности в них значительно повысился, дети передавали настроение речки через цвет, смешивая синюю краску с бледными цветами для передачи спокойного настроения и с темными, для передачи страшного. Наша технология предполагала разрушение цветовых стереотипов на всех возможных содержательных элементах пейзажа, но анализ последних рисунков позволил нам завершить работу.
Динамика повышения уровня выразительности детских рисунков:
№ занятия | Тема рисования | Кол-во детей | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |||
1 | Теплая осень | 15 | 8 | 7 | 0 |
2 | Грустная осень | 15 | 5 | 8 | 2 |
3 | Веселый снежный лес | 14 | 2 | 9 | 3 |
4 | Морозные узоры | 13 | 0 | 6 | 7 |
5 | Спокойная и злая речка | 15 | 0 | 3 | 12 |
Из таблицы видно, как от занятия к занятию все больше детей выходило на самый высокий уровень. Дети во время рисования активно стали пользоваться палитрой. В рисунках все больше стало появляться разнообразие цветовых сочетаний. Если дети, рисуя теплую осень, использовали в своих рисунках не больше трех цветов, то в последних занятиях их было уже от 5 и больше. В рисунках детей было ярко выражено настроение. После каждого рисования организовывалась выставка из детских работ. Дети, обсуждая и оценивая работы других ребят, называли настроение, выраженное в них. Воспитатели на других занятиях по ознакомлению с картинами активно использовали свои знания. Во время прогулок дети также указывали на настроение погоды: «Когда идет дождь, все становится серым, погоде грустно». Все это позволило нам закончить наше исследование. Реализация данной технологии в детском саду предполагает проведение всех занятий, направленных на разрушение цветовых стереотипов (Приложение 3).
Седьмое наше занятие было диагностическим по восприятию детьми пейзажей (Приложение 6). Вначале детям предлагалось три картины: И.Левитан «Весна. Большая вода», И.Хруцкий «Натюрморт с грибами» и А.Серов «Девочка с персиками». Детей спрашивали: «Покажите, где здесь пейзаж, почему вы так думаете?». Дети сразу правильно выбрали пейзаж: «Здесь деревья и речка, это пейзаж, а здесь девочка нарисована, это не пейзаж». Затем детям показали ряд пейзажей: А.Киселев «Южный пейзаж», А.Саврасов «Ранняя весна. Оттепель», А.Айвазовский «Берег моря ночью», С.Андрияки «Морозный иней» и говорили: «Покажите радостный пейзаж и объясните, почему вы так думаете», «Покажите грустный пейзаж и объясните, почему он грустный» и т.д. Это задание показало, что дети различают все четыре настроения пейзажа, при объяснении опирались на цвет: «Здесь все серое, холодные цвета, художнику было грустно, когда он рисовал («Ранняя весна»), здесь все темно, это страшное настроение» и т.д.
VII. Результативность опыта.
Целью нашего исследования было проверить эффективность технологии по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажами разного настроения. Для реализации этой цели мы провели анализ рисунков групп «А» и «Б». Напомним, что группой для наблюдений и исследовательской работы была выбрана группа «Б». За время проведения исследования в рамках обозначенной темы в группе «А» никаких занятий по ознакомлению детей с пейзажами не проводилось.
Детям предложили нарисовать грустный лес, веселый лес, страшный и спокойный. Перед детьми не ставились никакие репродукции. Критерии и уровни те же, что и в констатирующем исследовании. В работе приняли участие 30 человек: 15 детей группы, выбранной для наблюдений и 15 детей обычной группы, в которой занятия не проводились. Полученные данные представлены в таблице.
Уровни выразительности детских рисунков
Исследование | Группа | Количество детей | Уровни | ||
1 | 2 | 3 | |||
Констатирующее | «А» обычная группа | 15 | 13 | 2 | 0 |
«Б» группа для наблюдений | 15 | 11 | 4 | 0 | |
Контрольное | «А» обычная группа | 15 | 14 | 1 | 0 |
«Б» группа для наблюдений | 15 | 0 | 2 | 13 |
Анализируя рисунки группы, выбранной для наблюдений во время констатирующего исследования и их рисунки во время контрольного исследования, прежде всего, мы увидели в них понимание детьми зависимости настроения и цвета. Дети во время выполнения контрольного задания пользовались палитрой, смешивая краски. Большинство детей данной группы вышли на третий, самый высокий уровень(13 человек). Дети этого уровня передали в своих рисунках все четыре настроения. Илья Н., рисуя спокойный лес, сказал: «Я нарисую белый лес, как - будто он весь в снегу, спит». 2 человека из группы остались на втором уровне. Они затруднились нарисовать спокойный пейзаж. Одна девочка его не нарисовала совсем, а у другой он получился мрачный: «У меня не получается рисовать спокойный пейзаж».
В обычной группе никаких улучшений не произошло. Все дети нарисовали 4 пейзажа одинаковыми – коричневый ствол дерева, зеленые листья, зеленая трава и голубое небо. При этом палитра ими не использовалась. Один мальчик вышел на 2 уровень, нарисовав веселый пейзаж ярче и красочнее, а страшный темнее, чем другие свои пейзажи.
Таким образом, мы можем утверждать, что результаты детей, с которыми проводилась исследовательская работа, показал большую динамику, чем рисунки тех, с кем работа не велась. Следовательно, можно сделать вывод, что ознакомление детей с пейзажами разного настроения, несомненно, положительно влияет на рисунки детей: они стали насыщеннее в цветовых решениях и выразительными.
VIII. Адресная направленность опыта.
Данный опыт работы может быть использован среди воспитателей района, также может использоваться на методических объединениях, семинарах.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью.- М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Денисова Т.Л. Развитие художественного творчества дошкольников // Методические советы к программе «Детство». – Санкт-Петербург, 2007.
- Калинина Т. Первые успехи в рисовании.// Специальный выпуск газеты «Детский сад со всех сторон». – 2005. - №14-15.
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2006.
- Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Пантелеева Л. В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет. – Дисс. канд.пед.н. – М., 1970.
- Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие. – М., 2010.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.
- Шишкина А.О. Восприятие образной выразительности цвета в живописи детьми 5-6 лет // 200-летию Университета посвящается. Герценовские чтения. – СПб., 1997.
- Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. – Дис.канд.пс.н. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984.
Приложения
Приложение 1
Анкета для воспитателей
Цель: выявление компетентности педагога по ознакомлению детей с произведениями искусства.
Вопросы для педагога:
- Укажите ваше образование и стаж работы.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с изобразительным искусством?
- Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?
- Какое отношение у детей к изобразительному искусству?
- С какими видами изобразительного искусства знакомы дети?
- Какие формы ознакомления с произведениями искусства вы считаете наиболее целесообразно использовать в детском саду?
- С какими пейзажами знакомы дети?
- Какие характеристики колорита вы знаете?
- Как вы считаете, какое значение в пейзаже имеет цвет?
Приложение 2
Цветовая палитра времен года в пейзаже
При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года.
Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.
Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.
Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками.
Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых, холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных, теплых, в ночном — очень темных, холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания (Н.А.Курочкина).
Приложение 3
Функции цвета в живописи
В художественном произведении, в том числе и в детском рисунке, всегда есть содержание и форма. Сюжет произведения в сочетании с эмоциями, чувствами рождают содержание. А форма произведения состоит из материальных характеристик и языка произведения (средства выразительности). Средствами выразительности в рисунке выступают рисунок, композиция, цвет. Цвет выполняет следующие функции:
- Изобразительную. Предметы и явления изображаются в их реальном цвете. Цвет зависит от освещения, явления блика, от плотности воздуха.
- Выразительную. Художник выражает настроения, чувства, эмоции. С помощью колорита, сочетания цветов художник передает настроение своего произведения.
Характеристики колорита:
- светлота (светлый – темный);
- насыщенность (яркий – блеклый);
- теплота (теплый – холодный);
- соотношение цветов (контраст, близкие цвета).
- Декоративную. Художник использует цвет, чтобы украсить свое произведение, он использует красивое сочетание цветов.
- Композиционная. Цвет выделяет главный предмет, главного героя. В этой функции работает явление контраста. Виды контраста:
- на светлом фоне – темный цвет,
- на более темном фоне – белый предмет,
- на теплом – холодный,
- на холодном – теплый,
- на блеклом – яркий,
- на ярком – блеклый.
Приложение 4
Репродукции к констатирующему исследованию
А.Саврасов «Зимняя дорога» – грустное настроение
И.Шишкин «Зима» – спокойное настроение
Ю.Клевер «Дебри» – страшное настроение
К.Коровин «Ранняя весна» – веселое настроение
Приложение 5
Рисунки ребенка из группы «Б»
Приложение 6
Перечень пейзажей к исследовательской работе
- И.Шишкин «Зеленая роща»
- И.Шишкин «Солнечный день»
- И.Шишкин «Корабельная роща»
- А.Саврасов «Грачи прилетели»
- И.Левитан «Золотая осень»
- И.Левитан «Октябрь»
- И.Шишкин «Зима»
- И.Айвазовский «Волна»
- И.Грабарь «Сказка инея и восходящее солнце»
- Н.Мещерин «Морозная ночь»
- Ф.Васильева «Оттепель»
- А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- В.Бакшеев «Голубая весна»
14. А.Саврасов «Зима»
Приложение 7
Перечень игр и упражнений для формирующего исследования
- «Две баночки»
Материалы: две банки, в одной банке налита теплая вода и окрашена в красный цвет, в другой банке налита холодная вода и окрашена в синий цвет.
После ознакомления с пейзажами в теплой и холодной гамме детям выносят банки и предлагают потрогать.
- «Подбери теплую и холодную палитру»
Материалы: разнообразные тюбики краски.
Детям предлагается из всех красок выбрать теплые и холодные цвета.
- «Подбери палитру к картине»
Материалы: палитра, кисти, гуашевые краски, листы бумаги.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть. Детям дается задание подобрать соответствующие краски на палитре. По окончании работы все палитры рассматриваются, сравниваются с цветом картины, отмечаются наиболее точно составленные.
- «Подбери краски к картине»
Материалы: разнообразные тюбики краски
Детям предлагается выбрать те краски, которые подходят картине.
- Упражнение «Добавь в краску …»
На палитре дети пробуют добавлять в разные краски цвет: теплая палитра – желтый (солнышко), холодная палитра – голубой (льдинка), темная палитра – черный (ночь), светлая палитра – белый (день).
Приложение 8
Перечень литературы для воспитателей
Теория ознакомления детей с пейзажами:
- Аннотация к книге Костерина Н.П. «Учебное рисование».
- Аннотация к книге Чумичевой Р.М. «Дошкольникам о живописи».
Банк конспектов:
- Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года».
Занятия «Роль цвета в пейзажной картине»:
1-я часть. «Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения».
2-я часть. «Цвет как средство передачи настроения и отношения художника к изображаемому».
- А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» (занятия по ознакомлению детей с пейзажем).
- Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет «Какого цвета мир» (С.А.Золочевский)
Игротека:
- Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года»
- Игра «Найди картину по палитре»
- Игра «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине»
- Игра «Найди картину по настроению, выраженному в музыкальном произведении»
2. Р.М.Чумичева «Дошкольникам о живописи»
Примеры дидактических игр:
- «Художественный салон»
- «Выставка картин»
Таблицы теплой гаммы, холодной гаммы, нейтральных цветов
Источник: Акварель. Основные техники и приемы / Серия «Школа рисования». – М., 2008.
Приложение 9
Пример построения диалога при знакомстве детей с пейзажем, написанном в теплой гамме
Пеагог (далее П.): - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень красивом пейзаже. Посмотрите внимательно, что изображено на картине?
Дети (далее Д.): - Лес, деревья, речка и т.д.
П: - А вы бы хотели погулять по этому лесу?
Д(хором) : - Да!
П: - А давайте представим, что мы все вместе идем по этому лесу. Что вы слышите?
(Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно поставить диск со звуками природы или голосами птиц).
Ксения: - Птички поют.
Егор: - Пчелы жужжат.
П: - А почему вы так решили?
Д: - Потому что лето и в лесу жарко.
П: - А как вы догадались, что в лесу жарко?
Елизавета: - Потому что солнце светит.
П: - А где нарисовано солнце на картине?
Лиана: - Солнце светит на деревья и речку, потому что все светлое и желтое.
Варвара: - А вот здесь тень на дереве, значит, светит солнце.
П: - Какие цвета использовал художник, чтобы вы поняли, что в лесу тепло и светит солнце?
Д: - Светлые, желтые!!!
П: - А как бы вы назвали такие цвета?
Никита: - Солнечные.
П: - Молодец! А еще как?
Алексей: - Теплые.
П: - Умничка! Да, действительно, такие цвета называют теплыми. А когда вы вот так идете по лесу, лето, солнце светит, тепло, какое у вас настроение?
Д: - Хорошее, веселое, радостное.
Илья: - Когда тепло, всегда весело гулять.
П: - А как вы думаете, какое было настроение у художника, когда он рисовал эту картину?
Д: - Радостное, веселое.
П: - А давайте теперь мы с вами сами попробуем сделать краски теплыми.