"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Старшова Ирина Николаевна

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».                  Древняя мудрость

 

 Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

Инновационный поиск новых средств  приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

В своей работе я большое внимание уделяю методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Итак,  благодаря использованию метода проектов в образовательной области повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

А также в процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения.

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Применение новых технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

   На страницах своего сайта буду делиться информацией по теме, выкладывать мастер-классы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Программа «Школа России». 1 класс

Конспект урока по теме:  «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр»

Цель урока: учить использовать приобретенные математические знания в практической деятельности.

Задачи урока:

  • познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром;
  • учить подбирать подходящую единицу измерения для определения длины предметов;
  • учить читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины (см-дм);
  • учить чертить и измерять отрезки;
  • учить группировать числа и геометрические фигуры по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • учить выполнять устное сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания последовательности чисел и состава чисел;
  • формировать каллиграфический почерк учащихся;
  • учить решать простые текстовые задачи.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческого подхода к выполнению заданий.
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, навыки самостоятельной работы.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные результаты:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации.
  • Готовность признать существование различных точек зрения.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенности объектов.

Предметные результаты:

- Использование приобретенных математических знаний для описания окружающих предметов.

  • Умение красиво писать цифры.
  • Умение выполнять устно арифметические действия с числами до 20, решать простые текстовые задачи, выполнять  алгоритмы, исследовать, распознавать и группировать геометрические фигуры.
  • Понимать соотношение величин «см», «дм».
  • Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.

Оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Карточки с геометрическими фигурами (комплект на парту)
  3. Бумажный дециметр (на каждого ученика)
  4. Учебник математики для 1 класса (автор Моро М.И.) и рабочая тетрадь.

Этап урока и его цели

Деятельность учителя,

задания для учеников

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

1м.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-  включение в учебную деятельность;

- создание положительной атмосферы в классе.

Вступительное слово:

 – «Прозвенел звонок, начинается урок. Будем дружно мы трудиться – это в жизни пригодится!»

Говорят, что «математика ум в порядок приводит».

«Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать».  

Положительный настрой на урок.

Развитие умения слушать и концентрироваться.

2.

3 м

Актуализация знаний. (Устные  упражнения.)

Цели:

- организовать актуализацию  знаний и умений  по выполнению работы с числовым рядом, основанную на знаниях  нумерации.

Устный счет:

На доске: 10, …, …, …, 14, …, …, …, 18, …, …

Назовите пропущенные числа.

Считаем хором /прямой и обратный счет по указке.

Назовите число, в котором 1 дес и 4 ед, запишите в тетрадь. (14)

В котором 1дес 5ед (15)

На сколько 15 больше, чем 14 /(на 1)

Запишите число, которое на 2 меньше ,чем 18 /16

Запишите число, которое является результатом суммы чисел 10 и 7 /17

–Прочитайте числа . На доске записаны числа: 16,20, 18,17,12

– Чем похожи числа?

- Какое число лишнее? (20)

-Сосчитайте десятками от 10 до 100 в прямом и обратном  порядке)

- Дети считают хором от 10 до 20 и обратно.

- Дети решают примеры и говорят ответы.

- Дети находят лишнее число и дают объяснение (20).

Считают десятками.

Закрепляют знание устной нумерации в пределах 20.

Формируют вычислительный навык.

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего объекта.

3.

Подведение к проблеме.

Цели:

- актуализация знаний о геометрических фигурах;

- подведение к теме урока.жизни пользоваться такими мерами длины? Почему?

- На доске начерчены геометрические  фигуры. Назовите эти фигуры. (Прямая, кривая,луч, отрезок, прямоугольник).

-Что такое прямая?

-луч?

-отрезок?

-прямоугольник?

На  какие 2 группы их можно разделить?(Геометрические  линии, геометрические  фигуры)

–С помощью каких инструментов  можно измерить длину?

- Посмотрите фрагмент мультфильма «38 попугаев» и обратите внимание на то, кого и как измеряли герои мультфильма.

-Ребята, что делали зверята? (Измеряли длину удава)

-Как? При  помощи кого? (При помощи мартышки, попугая и слона)

-Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?(Нет, потому что длина попугая короче. У всех животных разная мера длины)

-Какую единицу измерения вы уже знаете? Удобно ли сантиметром измерять длину удава? Почему?

Группируют фигуры и дают объяснение.  (Прямая, луч, кривая  – нельзя измерить, т.к. он  бесконечны; отрезок, прямоугольник  – имеют длину, можно измерить.)

- Длину можно измерить линейкой, рулеткой, метром.

- Дети смотрят мультфильм.

Знают  правила  работы в парах

Учатся классифицировать объекты и давать объяснения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме

4.

Формулирование темы урока.

Цели:

-формулировка темы урока

1.  - Посмотрите на доску. Даны единицы измерения длины. Найдите лишнюю меру длины.

1 см

9 см

2 дм

4 см

8 см

Итак: у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину.

Слайд 1.

- Объясните.

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

2. Сегодня нам предстоим узнать, что такое ДМ и как можно его использовать в жизни.

(Учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный-3 см, жёлный-14 см, и модели см (полоска зелёного цвета) и дециметра (полоска синего цвета.

_Измерьте  длину красного отрезка с помощью модели сантиметра. (3 см).

(Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели см.

Вывод: Не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра.

Есть ещё одна единица измерения длины- дециметр. Ею легко измерить длину начерченного на доске отрезка.

(учитель демонстрирует модель дециметра и с её помощью измеряет  длину начерченного на доске отрезка)

Сколько отрезков длиной в 1 дм поместилось в отрезке на доске?

-Сравните полоску зелёного цвета длиной  1 см и  полоску синего цвета длиной1 дм?(10)

(Учитель показывает на доске сокращённую запись слова «дециметр»)

-Измерьте  с помощью моделей дециметра и сантиметра длину жёлтого отрезка.

_Сколько  раз уложится дециметр?

-Можно  ли уложить модель дециметра ещё раз?

-Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?(Сантиметром)

-Сколько раз уложится сантиметр?(4)

Длина этого отрезка записывается так: 1 дм  4 см или 14  см, так как в 1 дм содержится 10 см.

Дети находят лишнюю величину– дм. Это новая незнакомая нам величина.

Знакомство с новой единицей измерения  длины.

Учатся формулировать тему урока.

5.

 Формирование нового знания через деятельностный подход.

Цели:

- знакомство с новой единицей измерения длины.

Дм - это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. Сокращенно дециметр обозначается  – «дм».  На доске карточка ДМ

-

- Итак,значит, что такое 1 дм?

 1 дм = 10 см  (на доске)

10 см = 1 дм

Выполним следующие задания (с  устным объяснением)

На доске :

2дм =        см                              

3дм =        см                            

 8 дм =         см

50 см =       дм  

70 см =          дм

10 см =       дм    

Физминутка (1 мин)

Это  интересно .   Презентация.

Слайды 2,3,4,5,6

-Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

- Дети слушают и читают хором новое слово.

Дети чертят и записывают в тетрадь, что 1дм=1см.

- Дети измеряют длину парты.

(12 дм)

- Дети измеряют ширину парты.

 (5дм).

- Учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

6.

 Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать и сравнивать величины, решать задачи на основе нового знания.

Работа по учебнику.  

-Откройте учебник на с. 51. Прочитайте задание № 2.

Задание: Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дм  и  см?

-Что надо сделать?  Выполняйте задание.

 - Проверим.(АВ = 12 см=1дм 2см)

Дети самостоятельно чертят отрезок.

Дети отвечают. Работа ведется фронтально.

-Столько, сколько десятков.

Дети отвечают на вопросы.

Правило проговаривают хором.

Умеют чертить отрезки.

Учатся преобразовывать величины.

7.

10м

 Самостоятельная работа.

 -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку.

  1. Работа в  парах.

Сегодня на уроке вы будете работать в парах. Давайте вспомним 3 правила работы в парах.

У: У вас на столах лежат фигуры. Найдите периметры фигур. Запишите. Результат переведите в дм  и см.

-Ребята, что значит найти периметр фигуры?

Д: Это значит, найти сумму длин всех его сторон.

У: Выберите, кто из вас будет  выступать.

(спрашиваю того, кто готов отвечать)

У: Какая у вас фигура?

Д:Квадрат.

У: Что такое квадрат?

Д: Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Сторона квадрата 4 см. По 4 взяли 4 раза, получили 16 см.

Итак,  периметр квадрата равен 1 дм 6 см.

Д: У нас ромб.

У: Что такое ромб?

Д: Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны.

У:Ребята,чем отличается ромб от квадрата?

Д: У ромба стороны равны, но углы не прямые. У квадрата стороны равны и углы прямые.

Д: Сторона  ромба 5 см. Периметр нашли по 5 см взяли 4 раза, получили 20 см.

Периметр ромба равен  2дм .

Д: У нас треугольник.

У: Какой это треугольник?

Д: Равносторонний, т.к.  у него все стороны равны.

Д: Периметр мы нашли по 5 см  взяли 3 раза, получили 15см.

- Периметр треугольника равен 1 дм 5см

Д: У нас  8-угольник,у которого все стороны равны.

Периметр нашли, по 3см  взяли 8 раз, получили 24  см.

-Периметр8-угольника равен 2дм 4см

Логическая  задача. «Что короче?»

-А теперь решите логическую задачу:

Укажи, что короче, если  лента длиннее нитки, нитка длиннее иголки?

а) лента

б) нитка

в) иголка  Ответ: иголка

- А теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно в тетради.

Решите  задачу.(текст задачи на доске)

У Кати была нитка длиной 9см, а у Лены на 5 см длиннее. У кого нитка длиннее и на сколько?

Решение:

  1. 9+5=14(см) -длина нитки у Лены
  2. 14-9=5(см)
  3. Ответ:на 5 см длиннее.

Задания для закрепления:

-А теперь, ребята, изучив новую единицу измерения длины выполним следующие задания.

Разноуровневые задания.(дети получают задания на карточках)

Задания заранее  записаны на оборотней стороны доски

 2дм =        см                              

3дм =        см                            

 8 дм =         см

50 см =       дм  

70 см =          дм

10 см =       дм    

17см =…   дм…  см

19см =    …дм   …см

14см =  …дм   …см

Работа у доски.(выходят по 1 человеку с объяснением выполняют задание)

 Сравнить величины:

3дм … 9 дм

1 дм … 10 см

6дм … 4 дм      

-Выполнить действия с величинами:

2 дм +         дм = 5дм

 4 дм +         дм = 7 дм

8 дм  -          дм = 7 дм

-Давайте подведём итог проделанной работы.

-С какой новой единицей измерения длины познакомились?

- Что такое дециметр?

- Какие предметы можно измерять с помощью дециметра?

(Доп.материал)

2) Решить самостоятельно примеры №5.

Проверка

1) Слушай ….

2) Уважай …

3)Договаривайся

Учатся планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно решать задачи и примеры,  проводить самопроверку по образцу.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте подведем итог урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

Я – узнал…

Я – научился….

Я -  могу похвалить себя за…..

Я – могу похвалить другого человека за…

Дети продолжают предложения.

Правило проговаривают хором.

Умеют подвести итог урока.

9.

Домашнее задание.

-Измерить длину и ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это сантиметров  и дециметров?

- Спасибо за урок!    

Дети слушают и задают вопросы, если что-то непонятно

Умеют использовать математические знания в жизни.



Предварительный просмотр:

Программа «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру.

1 класс.

Тема: «Почему мы любим кошек и собак?»

Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

III. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки.

Глаза, усищи, хвостище

А моется всех чище. (Кошка)

* * *

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком

А хвост колечком. (Собака)

У. О ком  мы сегодня будем говорить?

У.– Правильно, о домашних питомцах кошке и собаке.

-Тема сегодняшнего урока : Почему мы любим кошек и собак?  Слайд 1.

У. – Ребята, а кто такой питомец? Работа со словарём. (Питомец-это чей-нибудь воспитанник, вскормленник)

Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей – о кошках и собаках, научимся, как нужно ухаживать за собакой и кошкой, узнаем много интересного и полезного для нас.

Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы ещё вернёмся к этим словам.

Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому, что не только ответственность за них ожидает нас с приобретением питомца, но и наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки.

– На какие две большие группы можно разделить животных?

(Дикие и домашние)

– Чем отличаются домашние животные от диких? (Они живут рядом с домом, за ними ухаживает человек)

Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Давным - давно ещё в каменном веке, около 15-17 тыс. лет назад, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Теперь собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком.  Слайд 2.

- А для чего человеку, живущему в то время в пещерах, нужна была собака? (Они научились охранять человека от врагов, помогать человеку искать и добывать пищу.)
У.– Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем.

 У собак очень много профессий. Собак применяют в жизни для службы, для охоты, для помощи человеку, для души.  (Показ рисунка на доске)

Бывают служебные собаки. Такие как сенбернар, колли, немецкая  овчарка, ньюфаундленд, доберман. Слайды 3,4,5,6,7

Наши ребята подготовили небольшое сообщение о разных породах собак.

    Караульные и розыскные собаки используются:  (Показ рисунка на доске)

 Ханов Р.

  •     для охраны государственных границ, военных, промышленных и

      хозяйственных объектов;

  •     розыска преступников;
  •     специально обученные овчарки, лабрадоры и спаниели на таможенных

      постах помогают выявить контрабанду наркотиков, оружия, взрывчатых

      веществ и других предметов.

Собаки - спасатели   Слайд 6.    Амир.  (Показ рисунка на доске)

  •    работают по спасению людей после обвалов зданий,

     взрывов, пожаров;

  •    спасают человека на воде и в горах;
  •    находят в лесу.
  • Служебные собаки – отличные проводники и помощники незрячих людей.
  •  Слайд 8

Пастушьи собаки  Луиза   (Показ рисунка на доске)

  •    применяются в основном в животноводческих хозяйствах для пастьбы и

     охраны от хищников стад овец, крупного рогатого скота, оленей.

Ездовые собаки   (Показ рисунка на доске)

  •    служат одним из транспортных средств в районах Крайнего Севера.
  • Охотничьи собаки: фокстерьер, кокер-спаниель, такса, бассет-хаунд, русская борзая, ирландский сеттер. Слайды 9,10,11,12,13,14

Охотничьи собаки –   помогают человеку на охоте. . (Показ рисунка на доске)

На земном шаре насчитывается свыше 100 пород охотничьих собак и у каждой своя специальность.

  •     гончие настойчиво преследуют зверя;
  •     борзые настигают добычу и удерживают её до прибытия охотников;
  •     таксы и терьеры помогают охотиться на норных животных (барсука, лисицу);
  •     лайка – универсальный помощник охотника.
  • Декоративные собаки -  не предназначены для выполнения какой-либо специальной работы, а используются преимущественно в качестве домашних любимцев.  Это очень нежные и хрупкие существа, которые нуждаются во внимании, заботе и общении с человеком. Слайд 15,16,17,18,19,20.  Милана

-Собака сыграла немаловажную роль в освоении космического пространства. Именно эти животные впервые полетели в космос. Всем известны такие собачьи клички, как Белка и Стрелка.  Алина  (Показ рисунка на доске)

Памятник собаке Лайке, которая стала первым живым существом, побывавшем в космосе, установлен в Москве.

  • Звездочка была последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю. После ее приземления было принято окончательное решение о полете первого человека в космос. Памятник в Ижевске.
  • Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

А теперь послушайте, стихотворение А.Л Барто  «Уехали».(дети слушают аудиозапись)  1 мин 27 сек

У. – Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Как заботились? 
У. – Почему щенок остался один? (Ребята уехали.)
У.  Как переживал щенок расставание с ребятами? 
(Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.)
У. – Чем закончилась история с щенком? 
У.  Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д.  Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Физкультминутка

- Ребята, о каком животном можно так сказать: «Животное с «бархатными лапками»».

(выходит Юлиана, читает стих)

Я – приветливая киска.

 Кверху – кисточки на ушках,

 Когти спрятаны в подушках.

 Чистоплотна, аккуратна,

 Если гладят – мне приятно.

 Не таю своих привычек – Я люблю мышей и птичек.

В темноте я зорко вижу. Понапрасну не обижу.

 Но дразнить меня опасно-

Я царапаюсь ужасно!

Мяу

– Что мы знаем  об этих животных? Посмотрим  презентацию    
Презентация о животных для детей-кошек ( 3 мин)

- У кого из вас есть дома кошки? (Рассказ о своём питомце)

Кто из вас подготовил  интересную информацию о своём питомце и хочет поделиться с нами?.   (Рассказы 4-х учеников о кошках.)

2. Беседа.

У: Говорят , что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как это вы понимаете?

К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, в потом безжалостно выбрасывают его на улицу.

Давайте послушаем стихотворение Г.Мельниковой «Котенок».

Котенок

(Г.Мельникова)

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис-кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

Это грустное стихотворение, но, к сожалению, такое встречается и в нашей жизни. По улицам нашего  города   бегают десятки  бездомных собак и кошек. Бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство.

Чтобы такого не случилось, помните твердое правило: животные – не игрушка. Не берите котят или щенков от матери. Не относите животных от места их обитания, чтобы они не заблудились. Прежде, чем взять котенка или щенка, спросите, согласны ли родители, подумайте: готовы ли вы кормить питомца, занимать его, убирать за ним. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш маленький друг остался бездомным. Ведь не зря эпиграфом нашего урока стали слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Какую реальную помощь вы можете оказать бездомным животным? (Покормить, попытаться  найти новых хозяев, построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек).

У. – Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.

Самостоятельная работа в группах. (Выполните задание в парах. Возьмите листочки и зачеркните лишние слова.)

Миска, зеркало,  расческа, шампунь, вилка, игрушки.

-Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа.

-Сколько лишних слов вы нашли? (2)Назовите их.  (Показ рисунка на доске)

  Подчеркните.

  1. Кто был приручен человеком раньше:

кошка     собака

  1. Какие домашние животные самые распространённые:

кошки     собаки

       3.Найдите родственников кошки:

             леопард  волк   тигр   лиса

       4. Найдите родственников собаки:

             рысь   песец   волк   лев   лиса

- Кто ответил на все вопросы правильно? Проверка.

Работа в рабочей тетради.

  • – Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
  • – Какое правило забыл один из мальчиков?
  • – Почему опасно гулять с собакой без ошейника и поводка?
  • – Выполните задание.

Беседа по теме: “Как ухаживать за кошкой и собакой”

- Как вы  проявляете к питомцам свою любовь? (ухаживаем)

– Домашние животные нуждаются в заботе человека. Уход за животными – это трудное,  но интересное занятие. Если вы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

-Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар) Слайд 13

- У вас на столах лежат памятки «Как ухаживать за кошкой и собакой?»    Памятки (лежат на столе)

А сейчас посмотрим видеоролик «Дружба Кошки с собакой»

-  Я думаю, что вы никогда не отступите от правил, и ваши кошки и собаки будут жить, окруженные заботой и любовью.

Резерв: Правила безопасности при встрече с незнакомыми собаками.  Слайд 15

13. Итог урока.
- Что нового для себя вы сегодня открыли? - Хотелось бы вам ещё что-то узнать о кошках и собаках?

- О чем должен помнить  человек,  у которого есть домашнее животное? - Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». - (Хором!)

 Надеюсь, все, о чем говорили, будет не пустыми словами, что вы будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

Резерв:

  Послушайте народные приметы.

Кошка умывается - к гостям.

Кошка ищет, где теплее – жди холодов.

Если хотите узнать, какое место в доме самое уютное, проследите за своей кошкой.

Викторина:

-Кто родится с усами? (Котенок)

-Эти шалунишки

Играют в кошки-мышки. (Том и Джерри)

-Он – кот, звезда экрана.

Практичен, мудр и деловит

Сельскохозяйственными планами

-На всю Россию знаменит. (Матроскин)

-Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

-Однажды он стал главным в лесу

И взял в жены лису. (Котофеевич)

-Сидит на окошке,

И хвост, как у кошки,

И нос, и усы,

А не кошка. (Кот)

        



Предварительный просмотр:

Конспект урока(модуль Основы светской этики)

4  класс

Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

Помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные результаты:усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметныерезультаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал,Ф.Шопен. Ноктюрн №20,Мечта.

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний. 

 У:Начинаем урок светской этики.

-На прошлых  уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни.

- Представим себе, что у нас есть все:мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы:

-каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

 -что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на ответ.

2.Выводим тему урока.

 Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил. (на доску прикрепляю РАЗУМ)
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: –
 Воля на пути, (на доску прикрепляю  ВОЛЯ)
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

У: Ребята, как вы думаете, что самое главное в человеке?

Ответы детей: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.  

Дети отвечают. Учитель продолжает.

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – 
совесть! (на доску прикрепляю  СОВЕСТЬ)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

Что такое разум?

У: (Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок).Слайд 1

Что такое воля?

У:Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.Слайд 2

-А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным?

Слайд 3

Озвучьте тему урока. Какова будет тема урока? (Совесть)  Слайд 4

З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».

- Прочитайте эпиграф урока. (Слайд 4)

Самое главное украшение человека – чистая совесть.( на доске)

Марк Туллий Цицерон (Древнеримский оратор и философ)Слайд 5

А можем ли мы сказать, что совесть украшает человека? (Да)

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Работа со словарями.

1.Обратимся к словарям Владимира Ивановича Даля, школьному толковому словарю русского языка, Сергея Ивановича Ожегова, энциклопедический словарь,учебному словарю русского языка Вадим Викторовича Репина

В.И.Даль. «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».

Школьный  толковый  словарь русского языка- «Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед  окружающими людьми, обществом».

Д.Н Ушаков. «Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение».

С.И.Ожегов «Совесть  -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».      

Энциклопедический словарь –«Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом ,сознание нравственной ответственностиза своё поведение ».

В.В. Репкин. Учебный словарь русского языка-«Совесть- чувство ответственностиперед самим собой за свои поступки».

-Каждая группа зачитывает свое определение «совесть».

Что общего у всех этих определений?

У:Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

  1. Учитель: - Заглянем в историю слова «совесть». Слайд 6

Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

  1. Подберите однокоренные слова к слову совесть. (Совестливый, добросовестный)

Что значит:

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

Афоризмы:

 ( КАЖДОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ПРИКРЕПЛЯЮ НА ЛИСТОЧКЕ ДУБА)

  1. « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» .Паскаль Блез (французкий математик, механик, физик, литератор и физик)
  2. «Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» . Иммануил Кант (немецкий философ)
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» . Поль Гольбах  ( французский  философ, писатель, энциклопедист)
  4.  «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   .Дени Дидро (французский писатель, философ просветитель)
  5.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за  

нами кто-то следит. Генри Луис Менкен  (французский  журналист)

Физминутка   (Шопен «МЕЧТА»)

Давайте отдохнем.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Откройте глаза,

Посмотрите по сторонам и улыбнитесь своим товарищам .

Пошлите друг другу добрые мысли, дарите радость и будьте сами источником света, добра и любви.

- Мы продолжаем с вами работать.

Работа с притчами.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

1 группа.

Прочитайте притчу.Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Ответьте на вопросы:

-Почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость?

-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым

Бывает так, когда и взрослые поступают не по совести.

(Можно ответить пословицей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается. )

Что такое стыд? Попробуйте дать определение.

У: Вот какое определение слову стыд даёт

Стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянья и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.В.И. Даль

У: Итак:Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Слайд 7

2 группа

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа  по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

            -В чем смысл притчи?

- Чему нас учит эта притча ?

3 группа.

Ответьте на вопрос:

Ребята, почему молодой человек 50 лет  не имел покоя в душе?

4 группа

Совесть.

Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её…  А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит – человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный – смотреть страшно… Все мимо него спешат – подойти боятся. А искатель этот остановился – как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…

-Ребята, почему совесть человека оказалась грязной?

5 группа

ПОКАЯНИЕ

            Упал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

– Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

-Ребята, почему именно покаянию удалось спасти человека?

Обсуждение в группах.

- Каждая группа читает вслух притчу и отвечает на вопрос к притче.

- Какое качество объединяет эти притчи? (Совесть)

Что же такое совесть?

- Что значит поступать по совести? (честно и справедливо)

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

Игра «Найди пару». Работа в паре.

Работа с пословицами.

Нужно собрать пословицы   у каждой группы лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)

1) Вода все отмывает, кроме нечистой совести

2) Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.

3) От человека утаишь, а от совести нет.

4) Совесть без зубов, а грызет.

5) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Проверка по эталону (слайд).

-Чему учат нас эти пословицы?

V. Творческое применение знаний.

Составление символа совести.

Учитель. Ребята, я предлагаю изобразить символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети приклеивают солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

 На ладошках пишут те качества, которыми должен обладать совестливый человек.

Выставка символов на доске.

1. Портрет совестливого человека(если останется времени)Слайд 8

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

VІ. Рефлексия.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.      

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

 -Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?  

VІІ. Итог занятия.

7. Итог урока

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

         «Синквейн»

  • Совесть
  • Вечная, мудрая
  • Спрашивает, учит, мучит
  • Главный судья
  • Слушай её

Закончим наш урок пословицей: Худые дела до добра не доведут.

Живите и поступайте так,чтобы  вас никогда не мучала  совесть. Всем спасибо за работу. 

VІІІ. Домашнее задание.

-Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

                                    Доп. материал к уроку:

Кроссворд.

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.



Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по изобразительному искусству

Тема: «Хохломская роспись».

Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирование умений выполнять элементы хохломской росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто творит такие произведения.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка готовности учащихся.
  3. Подготовка красок к работе.
  1. Постановка темы урока.

У.          Послушайте стихотворение.

 

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Солнечной медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома

 -Наш урок посвятим  изучению старинного народного промысла – Хохломской росписи или Хохломы.

  1. Актуализация знаний учащихся

У.  Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.

Внутри дома полотенца вышитые, расписная посуда.

В каждом селе есть свои умельцы, но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо интересные вещи. Это и есть промысел.

  1. Вводная часть

У.     (Показываю) Использую рисунки «Хохломская роспись»

Посмотрите, какая красивая «богатая» роспись на этих предметах. Это хохломская роспись. И сегодня вы узнаете, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают хохломской росписью. В старину люди ели из деревянной посуды.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели, по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, а когда и как родилось это чудо народных умельцев, вы узнаете из легенды.

(Читаю легенду)

Сказочник.

В древние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса.

Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступив через порог – глаз нельзя было отвести от мебели, да и от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела.

Для этого натирал он посуду оловянным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золоте становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась оп всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего мастерства, а утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его мастерство односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.

Мастер. Держит горшочек и рассказывает.

Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывается тончайшим слоем глины, тщательно прослушивают, покрывают олифой.

Художник (в берете с кистью и мольбертом)

Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче меняются на золотом и черном фоне. С большим старанием делают хохоломчане свою посуду.

У.      Хохломская роспись представляет  собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи. (показываю элементы хохломской росписи)

«травка», «ягодка», «кудрина», «листочек».

Самые главные виды росписи: «травка», «кудрина». Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Но среди ягод и цветов вдруг могут появиться и фантастические птицы. Сказочный образ жар-птицы с золотым оперением стал традиционным для хохломской росписи.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхности изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу. В результате появляются новые мотивы орнамента.

Стихотворение

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата и красива

Гостью рада от души

Кубки, чашки и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент.

Древнесуздальской  парчи!

V. Физ. минутка.

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо мы шесть раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам,

Раз, 2, 3, 4, 5

Повторите-ка опять;

Раз, 2, 3, 4, 5.

Красной шапочки совет;

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, 2, 3, 4, 5

Повторите-ка опять:

Раз, 2, 3, 4, 5

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

  1. Работа над новым материалом.

Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

У.Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.)

У.  Ребята, какие цвета встречаются в узорах?

Д. В основном это: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета

 (Цвета природы)

-Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость, золотой-тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый- цвет жизни, природы; черный- торжественность)

-Главный элемент росписи- травка, художников называли «травниками».Травки, ягодки, цветы, птицы- все то символы счастливой жизни, как бы олицетворяют мечту людей о счастье.

У. (Объяснение выполнения работы).

  1. Сначала раскрашиваем стебель с крупными завитками.
  2. Затем самые крупные травинки. Эти штрихи – травинки наносятся легкими движениями без нажима.
  3. Раскрашиваем ягодки.
  4. Тонкой кистью раскрашиваем отдельные элементы. Раскрашиваем легко, свободно, используя такие тонкие удары – черные и красные точки.

Хохломская роспись выполняется кистью то руки. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно поверхности.

  1. Самостоятельная работа учащихся (включить музыку).

-Вот мы прослушали стихи, рассмотрели основные элементы хохломской росписи.Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров-художников.

-сегодня вы будете расписывать посуду, но я вам хочу сказать «Учитесь у стариков и природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество!».

Физминутка.

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.

У. Выполните самостоятельно узор.

  1. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

У. Молодцы, вы очень красиво выполнили (выборочно вывесить отдельные работы).

У. ребята, остальные работы, когда все закончите тоже повесим, сделаем выставку, чтобы гости заходили и смотрели.

У. какую особенность травной росписи вам удалось произвести и почувствовать в своей работе?

Д. Узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

Простые по форме,

А радуют взор,

Богат и наряден

чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй, сумей-ка.

А где-то Кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды

В небесном раздолье.

Обобщение изученного материала.

 У. С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров Русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.

У. Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?

Д. Пламенной – хохлому называют потому, что окрашенную посуду закаливают в пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.

Д. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают маслеными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.

У. Мы очень горды тем, что живем на земле, где работают такие замечательные мастера Золотой Хохломы.



Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема: В пустыне.

Цели:

  1. Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.
  2. Развитие умений работать с гербарием, дополнительной литературой.
  3. Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

II.

Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.

Учитель: Отправляясь в путешествие, что мы с вами возьмем в дорогу?

Ученики: Воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи, и т.п.

Учитель: Правильно, но еще нам нужно взять знания, приобретенные в дороге. Мы должны четко представлять, куда мы отправляемся. 

Исходя из предыдущих уроков, какие природные зоны мы знаем?

Ученики: Арктика, тундра, лесная зона и зона степей.

Учитель: Правильно, а на какие части делится лесная зона?

Ученики: Тайга, смешанные леса и широколиственные леса.

Учитель: Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию?

Ученики: Хвойные – тайга.

Учитель: В какой части лесной зоны расположен наш край РТ?

Ученики: РТ находится в лесостепи в умеренном климатическом поясе.

Учитель: Что вы можете сказать о климате в нашей республике?

Ученики: Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Учитель: А каков животный и растительный мир зоны лесов?

Ученики: Животный и растительный мир зоны лесов богат.

Учитель: С чем связаны экологические проблемы лесной зоны?

Ученики: С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса.

Учитель: Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов?

Ученики: Степи.

Учитель: Как называется промежуточная зона между лесом и степью?

Ученики: Лесостепи.

Учитель: А какой характерный признак степей?

Ученики: Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра – суховеи, которые переходят в пыльные черные бури.

Учитель: Хорошо. Что характерно для растений степи?

Ученики: Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.

Учитель: А что является основным занятием населения степей?

Ученики: Земледелие.

Учитель: Верно, здесь самые плодородные земли.

Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека?

Ученики: Распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство.

Учитель: Молодцы!

III.

Сообщение темы и задач урока.

Учитель: В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

В разгадывании кроссворда помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам.

  1. Царство снега и льда (Арктика)
  2. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

(Животное тундры.) (Олень)

  1. Самое сладкое дерево

Лиственных лесов.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую снимают. (Липа)

  1. Сильный сухой горячий ветер,

Приносящий в степь

Продолжительную засуху. (Суховей)

  1. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  1. Ими питаются птицы, Белые медведи, тюлени. (Рыба)
  2. Растение, которое называют оленьим мхом. (Ягель)

Учитель: Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда. (Пустыня)

1

2

3

а

о

л

5

4

р

6

л

и

с

о

к

р

е

7

п

у

с

т

ы

н

я

а

х

и

и

б

ь

г

о

н

к

а

е

в

а

а

л

е

ь

й

        

IV.

Изучение нового материала.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «В пустыне».

Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон). Итак, мы – путешественники.

Ребята, посмотрите на эту картину – плакат. Какой здесь вы видите пустыню?

Ученики: В пустыне видим много песка, солнце и голубое безоблачное небо.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово «пустыня»?

Ученики: От слова «пусто».

Учитель: В энциклопедическом словаре «пустыня» - это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова.

Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

Ребята, в мире много пустынь. Такие как пустыня Сахара, на территории Евразии пустыня Гоби, пустыня Кызылкум и Каракум (показ фото), в Австралии большая песчаная пустыня Виктория.

Давайте послушаем о пустыне в России:

Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте).

Учитель: Ребята, давайте посмотрим фильм о пустыне. (просмотр фильма)

Ребята, как вы поняли, что такое барханы?

Ученики: Песчаные горы, которые движутся с места на место с помощью ветра.

Учитель: Что такое «суховей»?

Ученики: Сухой горячий ветер

Учитель: Пустыни бывают не только песчаны, но и глинистые и каменистые. Посмотрите также по учебнику на стр.35, там есть фотографии этих пустынь.

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70С, а в тени выше 40С. Ночью прохладно, песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, а в отдельные дни морозы достигают -20С, -25С. Зима длится 2-3 месяца.

Послушайте!

Лучи солнца в пустынях падают прямо, т.к. пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры на Арктику, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают серые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.

Учитель: Чего хочется человеку, когда ему жарко?

Ученики: Пить, купаться.

Учитель: К сожаленью, в пустыне мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Итак, давайте обобщим с вами:

Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

Физминутка. (играет 1 куплет песни «Три колодца»)

Учитель: Ну а теперь пора включаться в исследовательскую работу. Ребята заранее подготовили сообщения о растениях пустыни. Давайте послушаем их.

Ученики: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья  колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.

Ученики: Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья.

Ученики: В пустыне встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями. Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул.  Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул - лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.

Ученики: Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами (на доске слово «оазис»). Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник (показ иллюстрации, гербария). Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)

Учитель: Давайте обобщим: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.

Учитель: А сейчас послушаем ребят, которые подготовили сообщения о животных пустыни.

Ученики: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка - это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

Ученики: В пустыне обитают песчаный удавчик. ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка- корсак и ушастый ёж имеют большие уши (Слайд № 27). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд № 28). Одни из них роют норы, а другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики - ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.

Ученики: Самыми крупными животными считаются сайгаки (Слайд № 29) и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы (Слайд № 30), кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.

Ученики: Черепаха живет до 100 лет, из 60 лет - 55 лет она спит. Это растительноядное животное, маленькое кожа жесткая, сухая, плотная, чтобы меньше испарять влаги. Зачем ей панцирь? Под ним она спасается от врагов (шакалов, волков) - панцирь очень крепок. Черепаху можно увидеть только утром или вечером. Днем она прячется от жары в норах и углублениях в земле, в зарослях растений.

Ученики: А я хочу рассказать о змеях пустыни (Слайд № 32). Это кобра, эфа. гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами - у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу - варана (показ на плакате), длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».

Ученики: Я хочу рассказать об удивительном животном пустыни - верблюде (Слайд № 33). Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье - он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд - домашнее животное, но все лето живет на свободе.

Учитель: Вот какие интересные животные обитают в пустыни.

Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным.

Давайте обобщим способы приспособления животных.

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни - кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.

VI.

Продолжение работы над новой темой.

Учитель: Несмотря на то, что в пустынях жарко, люди там живут уже много тысяч лет.

На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя, дает богатые урожаи. Главные культура: фрукты, овощи.

Еще Никита подготовил материал об экологии пустыни. Давайте послушаем его.

Ученики: Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди

построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Учитель: Некоторые животные сильно истреблены, сохранились только в заповедниках: дикий осел кулан, джейран, хищный зверек перевязка, гигантский слепыш.

Из-за деятельности человека мелеют реки, причиной тому – неумелое орошение, катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности.

Спасибо, Никита, ты раскрыл экологические проблемы пустыни. Итак, давайте обобщим.

Экологические проблемы

неумелое орошение                                браконьерство

выпас скота

К сожалению, виновником создавшихся проблем является человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправлять свои ошибки.

VII.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?»

Ученики: Солнце, потому что там всегда жарко, ветер, потому что нет препятствий, и он с места на место переносит барханы.

Учитель: А сейчас еще раз обобщим особенности пустыни, ее растительного и животного мира.

Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?

Ученики:  Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.

Учитель:  Вот и закончилось наше путешествие. Если хотите, больше узнать о пустыне, то читайте эти книги.

VIII.

Подведение итогов работы. (Выставление оценок).

IX.

Д.з. 

  1. Прочитать по учебнику стр.35-36.
  2. Нарисовать, как представляете пустыню – по желанию