Взаимодействие с педагогом-психологом

Старова Кристина Александровна

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №29

ДО «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Кризис трех лет»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Сентябрь, 2019г.

Говорят родители: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!»

«Рома вот уже полгода ходит в детский сад. Там, говорят, с ним нет никаких проблем. Зато дома перед матерью «выкомаривает». Со мной-то ведет себя получше, но тоже... Вчера велел ему ждать меня у подъезда, так он за угол дома спрятался. Говорю, чтоб в лужи не лез, нарочно топает так, что брызги выше головы летят. Еще одно развлечение нашел, телевизор с канала на канал переключает. Только сядешь, новости посмотреть, а он лентяйку хвать и давай щелкать. Ну, я ему и щелкнул! Тут же рев... Жена на меня орать, я на нее, а сын слушает и ухмыляется».

«Утром собираемся в сад, торопимся, естественно. Мне же на работу. А Жанна время тянет. Пуговицы застегивать не дает, сапоги натягивать не разрешает. Все сама. Я не выдерживаю, дергаю ее, начинаю кричать. Дочь впадает в истерику. В результате опаздываем не только в сад, но я и на работу не успеваю».

Термин «кризис трех лет» — название достаточно условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит момент, когда прелестное чадо перестает самозабвенно выстраивать кубики, вжикать машинками, трепать плюшевых мишек и взирать невинно восхищенными глазами на родителей и всех взрослых, беспрекословно выполнять любое их требование с первого раза.

Дети по-прежнему нуждаются в нас, взрослых. Но они начинают протестовать против тотального диктата, взрослые решают, когда собирать детям игрушки, когда идти спать, что есть и сколько, куда идти на улице, что нужно делать и что делать нельзя. Да мало ли что еще предписывается ребятишкам ежедневно и ежеминутно! Наши указания научили малышей отделять свои желания и потребности от вещей и условий, с помощью которых они удовлетворялись. Естественную потребность ребенка в пище мама удовлетворяла с помощью различных блюд (пюре, кашки, яблочки, печеньки). Иногда было вкусно и приятно, иногда не очень. Но за свою, пусть пока короткую, жизнь ребенок узнал, что ему принадлежат лишь чувства, ощущения, настроения, а то, как они будут меняться, зависит от окружающих.

С наступлением кризиса трех лет дети осознают, что взрослые не всегда верно понимают их желания и далеко не всегда точно их осуществляют. Слишком многое так и остается непонятым и неосуществимым. И тогда они принимают решение сами, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы.

Естественно, что дети не ставят в известность взрослых об этом своем решении ни устно, ни письменно. Оно проявляется лишь в действиях и поступках маленьких граждан. С этого момента в их поведении появляется упрямство, непокорность, резкий негативизм. Всякий раз, как кто-либо из взрослых пытается физически вмешаться в их программу поведения или заявляет, что так нельзя делать, он натыкается на ту или иную форму протеста. Например, подходя к дороге, по которой ездят автомобили, малыш вырывается из рук родителей и пускается наперерез идущему транспорту или в ответ на заявление бабушки, что она приготовила что-то вкусненькое специально для ребенка, тот отказывается даже пробовать кушанье. Видя, что родители торопятся, дети начинают проявлять истовое стремление к самостоятельности: штанишки, носочки, шапочки, рукавички — все им непременно нужно надеть на себя самим.

Смысл такого протестного поведения достаточно ясен и прозрачен. Своими действиями ребята как бы заявляют: «Это вы хотели, вы решили, вам надо, а не мне! Я вовсе этого не хочу!»

Многие родители пытаются преодолеть бунт-протест уговорами или сломить его силовым нажимом. В ход идут крики, шлепки, угрозы. Однако это не дает желаемого результата. Малыши встают в позицию «кто кого?» и либо продолжают действовать по-своему, либо закатывают истерики.

Положительный момент кризиса трех лет — это появление самосознания детей. Именно поэтому его еще называют кризисом самости. Пресловутое «Я сам хочу... буду... я сам могу...»

Чтобы поскорее избавиться от нежелательных прений кризиса, нужно постараться изменить свою, но позицию: бунт и капризы в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее-то  нужно предложить детям в качестве замены протеста. Вместо того чтобы подгонять малыша, упрекать его в медлительности и неумелости, а тем более навязывать ему свою помощь в ситуации утренних сборов, предложите ребенку собирать в садик куклу или мишку пусть именно им он завязывает шарф, одевает шапочку, а вы в это время поможете ему. Или можно предложить ребенку другую игровую ситуацию  одевание на скорость, где вы одновременно будете выступать в роли судьи и в качестве болельщика, готовым  прийти на помощь своему любимцу.

В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства, превращают его в целенаправленность и  устойчивость своего поведения. Режиссура ребенком их игровых действий дает взрослым возможность увидеть, себя со стороны и вовремя скорректировать собственное поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному психическому и личностному развитию малышей. Ведь в ней, помимо предметных действий (действий с предметами или игрушками), воспроизводятся социальные отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет жизни ребенка. Если взрослые своевременно отказываются от жесткого диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то негативные проявления кризиса быстро сходят на нет. Ребята осваивают ту сферу своей жизнедеятельности (игру и фантазию), где они могут целиком и полностью действовать по собственной программе.

Родители и все взрослые должны выступать в  качестве образца для подражания!



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №29

ДО «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Боязнь Деда Мороза»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Ноябрь, 2019г.

С приближением Нового года мы все чаще говорим малышу: «Вот будешь себя хорошо вести, Дед Мороз принесет тебе подарки». А потом наступает момент встречи с самим Дедом Морозом – на утреннике в детском саду или дома. Частенько бывает, что дети пугаются «доброго дедушки». Почему это происходит?

Попробуем разобраться. Ребенок видит большого незнакомого человека с большим мешком, красным носом и бородой, закрывающей пол лица.  Как правило, у актеров, играющих роль Деда Мороза, громкий, хорошо поставленный голос. Почему же ребенок должен радоваться приходу такого дедушки и не должен пугаться? Его реакция как раз абсолютно нормальная. Забраться к маме или папе на руки и спрятать лицо, отказаться рассказывать стишок, даже, несмотря на обещания бесценных подарков и т. д.

Прежде, чем Вы решите, приглашать Деда Мороза или нет, хорошо взвесьте все «за» и «против». Если ребенок еще слишком мал, достаточно будет какой-нибудь зимней сказки, Деда Мороза в виде куклы – игрушки и надеть яркую шапочку. Но и только.

Кроме того, нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если ребенок общительный, активный, легко идет на контакт со взрослыми, не пугается незнакомых людей и быстро адаптируется к незнакомым условиям, можете попробовать пригласить Дедушку Мороза. Не забудьте заранее оговорить, какие конкурсы могут заинтересовать вашего ребенка, чего он может испугаться, к чему привык.

А вот если малыш боязлив, держится за маму, когда попадает в какое-нибудь новое место, пугается чужих людей, - тогда стоит подождать следующего Нового года. А не то вместо праздника и радости вы получите слезы и испуг. C:\Users\user\Documents\дед мороз олень.jpg

Очень часто бывает, что даже на празднике в детском саду находится пара детей, которые громко ревут при виде Деда Мороза. А уж прочитать стихи под елочкой, их не заставишь ни за какие коврижки. Если вы предполагаете, что события могут развиваться, таким образом, постарайтесь подготовить ребенка заранее.

 Во-первых расскажите ребенку кто такой Дед Мороз, где живет, когда и к кому приходит. Почитайте вместе сказки о Деде Морозе, посмотрите мультфильмы.

Во-вторых, если захотите, напишите вместе с ребенком письмо Деду Морозу, благо его адрес теперь легко раздобыть в Интернете. Если Вы отправите такое письмо по электронной почте, то очень скоро получите красивый ответ – открытку от Дедушки Мороза. Тогда на утреннике подготовленный ребенок не испугается загримированного актера, а будет воспринимать образ таким, как нужно, - справедливым, добрым дедушкой, приносящим детям подарки.

Если Дед Мороз пришел, а малыш отказывается рассказывать стишок, не настаивайте. Встреча с новым персонажем и так стресс для ребенка. ничего страшного, в следующем году он обязательно прочтет это стихотворение, и не будет капризничать.

Многие родители интересуются, когда ребенку стоит говорить о том, что Дед Мороз - всего лишь вымышленный персонаж. То есть, иными словами, когда нужно малыша уводить из сказки.

Не торопитесь! Ведь такие иллюзии помогают ребенку развиваться. Благодаря Деду Морозу дети получают возможность ставить цели и их добиваться. Например, ребенок знает, что если будет хорошо себя вести, то Дед Мороз принесет в подарок именно то, что он загадал. И ребенок старается изо всех сил.

А когда придет время, Вам и рассказывать ничего не придется: мол, нет никакого Деда Мороза, это мама с папой тебе подарки приносят и под елочку кладут. Зато в памяти ребенка на всю жизнь останутся волшебные моменты детства.

Как организовать встречу с Дедом Морозом

  • Подумайте, достаточно ли вырос Ваш малыш, чтобы без испуга встретиться с Дедом Морозом.
  • Подготовьте ребенка к этой встрече – расскажите о Деде Морозе, покажите картинки, мультфильмы.
  • Будьте рядом, это придаст ребенку уверенности.
  • Не ругайте и не журите ребенка, если он ведет себя не так, как Вы ожидали. 

КТО  ТАКОЙ ДЕД  МОРОЗ

Дед Мороз – это персонаж, без которого не обходится ни один новогодний праздник.

Современный Дед Мороз – это очень веселый и добрый старик. Узнать его можно по длинной белой бороде, красной шапке, волшебному посоху и большому мешку с подарками.

Раньше его встречали и в синей шубе.

Но всегда ли Дед Мороз был добрым старцем, приносящим детям подарки? Легенды говорят – нет. 

Дед Мороз первоначально был злым и жестоким. Его называли Великим Старцем Севера, повелителем холода и пурги, морозившим людей. Некоторые даже изображали его страшным гномом.

Жена Деда Мороза – Зима. А внучка – Снегурочка. 

С появлением  внучки  Снегурочки, суровый нрав старца изменился, он подобрел и стал дарить детям подарки.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕДУ МОРОЗУ

В России день рождения Деда Мороза отмечают 18 ноября, когда в свои права вступает настоящая зима и ударяют морозы.

На самом деле, сколько лет Деду Морозу узнать очень сложно, потому что легенды гласят по-разному.

Злой Дед Мороз появился более 2000 лет назад, его прародителями являются Мороз Трескун, а вот доброму Деду Морозу всего 100-150 лет.

ГДЕ ЖИВЕТ ДЕД МОРОЗ

С незапамятных времен Дед Мороз жил в дремучем лесу, в далекой сказочной стране. Там не было ни дорог, ни почты. И только звери и птицы были помощниками Деда Мороза.

Но один раз добрые дети прочитали в книге, что Дед Мороз живет совсем один, и стали писать ему свои письма со своими новостями, рисунками, чтобы он не скучал. Дети не знали, какой адрес писать на конверте, потому что у Деда Мороза не было своего дома.

Друзья Деда Мороза решили помочь ему. Они позвали лучших мастеров и плотников из северных лесов и устроили между ними состязание по постройке дома для Деда Мороза. Мастера из Великого Устюга построили такой терем, которому удивились все. Так появилась волшебная страна для детей и взрослых со сказочными героями, лесными зверятами.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №29

ДО «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Ребенок отказывается от еды, что делать»?

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Февраль, 2020г.

Все чаще и чаще такой вопрос задают родители, приходя на индивидуальные консультации и беседы к психологу. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и педагогов по этой проблеме.

И скорее всего это или недостатки вашей семейной модели приёма пищи, или моменты невротического характера, инфантилизма ребёнка (недостаточной зрелости, несоответсвия нормам возрастного развития), или своеобразное течение возрастного кризиса. В крайнем случае, да, увы, может быть, психическое отклонение в развитии. Поймите простую вещь: в возрасте до 3 лет ребёнок развивается огромными темпами, используя все способы познания мира: потрогать, понюхать, облизать, помять, бросить и т.д. Если у ребёнка нет стремления к познанию новых вкусов, это уже не есть хорошо. Почему-то он или сознательно или несознательно отказался от познания мира на вкус. У ребёнка может быть предпочтение в еде: люблю есть морковку, яблоки и мяско, а вот картошку- нет. ем сосиски, а от фрикаделек откажусь. Но в принципе ребёнок не может в возрасте вашего малыша не может застревать только на 1 вкусовом ощущении - это в определённом смысле тормозит развитие.

В том числе, простите, и умственное: ребёнок должен научиться различать кислое, сладкое, горькое, пряное, острое, кисло-сладкое и т.д. Ребёнок учится сопоставлять вкус и запах, запах и форму предмета. Если ребёнок по-немногу пробует всё, но предпочёл есть только картошку с сосиской (на завтрак, обед и ужин), это нормально. для подкрепления определённых вкусовых ощущений ему нужно "застрять" на чём-то. Это аналогично тому, как малыши раз по 20 ежедневно готовы слушать любимую сказку или смотреть всё тот же мультик. Вспомните, маленьким детям не советую вегетарианство, для малышей был ЗАПРЕТ на посты.

Древние народы были умны, ограничивая взрослых, но обеспечивая детям полноценное питание. Ребёнок набирает вес, это хорошо, но тут дело не только в весе - в возрасте до 10 лет ребёнок должен максимально получать разные микроэлементы, необходимые для формирования организма: и костей, и мышц, и мозгов. Ребёнок может набирать нормально вес, но недополучать йод - вот вам и проблемы с щитовидкой. Может продолжать активно бегать, но быть плаксивым, раздражительным, плохо засыпать (сказывается нехватка витаминов группы В). Только малыш на грудном молочке может продолжать почти не есть обычную пищу, но в ином случае, для формирования целостного организма ему нужны разнообразные белки, жиры, углеводы. Попробуйте разобраться сами: поставили ему на стол обычную стандартную еду (ну, хотя бы обычные макароны с котлеткой или там пюре с мясом).

Отказался - убрали всю еду и ничего не даёте до обеда. ВООБЩЕ ничего - только обычную воду. В обед поставили ту же самую тарелку с теми же макаронами и котлетой. Отказался? спокойно убираете со словами "ты не проголодался, хорошо. Когда захочешь, покушаешь", и опять - не даёте ничего. Ставите то же самое на ужин, если голоден - съест! не голоден - опять убираете. И опять - ничего не давать. Перед сном ещё раз предлагаете перекусить, но теми же макаронами. Даже если ребёнок сутки не поел - ничего страшного. Себя успокойте, что случаев смерти от голода после суточного разгрузочного дня в природе не зафиксировано. Если на следующий день (когда ребёнок уже точно должен испытывать чувство голода) он всё ещё не ест - тогда надо обращаться к специалисту. Если же съел хотя бы 5 ложек (и его не вырвало при этом) - то всё в порядке, отклонений никаких нет. И тогда начнёте подбирать ключик к ребёнку - через усиление физнагрузок, через подбор небольших, но полезных блюд, через интересную сервировку стола, через создание ритуала семейных ужинов. Но опять же, не форсируя и побуждая ребёнка окунуться в интереснейший мир кулинарного искусства. Мой старший сын, например, ест гречку, только если сам участвовал в приготовлении каши. Как же - это же ЕГО творение. А младший станет есть яичницу, только если там нет желтка. Поэтому я обжариваю яичницу с 2-х сторон - зрительно ничего жёлтого нет, и ребёнок спокойно съедает всё. Зачастую сложные проблемы решаются простыми методами. И БЕЗ ЛЕКАРСТВ!

Терапевтические сказки для детей, которые плохо кушают.

«Как Илюша животик кормил».

Татьяна Холкина

Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и тебе.

Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал:

- Я не голодный, я уже конфетой пообедал!

- Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, - убеждает его мама.

- Не хочу! - капризничает Илюша.

И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся - никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!

- Что с тобой? - испугался Илюша. - Кто тебя обидел?

- Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!

Илья горлышко строго спрашивает:

- Ты почему животику кушать не даешь? Он там с голоду умирает!

А горлышко отвечает:

- У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!

Стал Илюша ротик ругать:

- Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!

А ротик отвечает:

- Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.

- Я же тебе конфетку дал, - возмущается Илюша. -Надо было поделиться!

- Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда?! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло.

Что же делать? Жалко Илье свой родной животик.

Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:

- Ну что, животик, наелся?

- Нет ещё, - кричит животик. - Второе хочу! Илюша и картошку съел.

- Ну, теперь наелся?

- А компот? - спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.

- Ну, наелся?

А у животика даже сил ответить нет - такой полный. Только булькать может.

- Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, - пробулькал животик. - Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп!

Илюша маме и говорит:

- Мама, тебе мой животик спасибо сказал!

- Пожалуйста, мои дорогие! - довольно улыбнулась мама.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

МБДОУ Детский сад №59 «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Формируем навыки общения у будущих первоклассников».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Октябрь, 2018г.

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? В чем же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить нам и нашим детям, чтобы было нам счастье?                        

Джентльменский набор первоклассника.

Давайте перечислим коммуникативные умения, которыми должен владеть к школе каждый ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе. Родители маленьких деток будут знать, на что стоит равняться, родители большеньких деток проведут ревизию (кстати, неплохо проверить и себя - все ли мы поголовно владеем ниже перечисленными навыками?) Итак:

Приветствие. Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал, я готов к контакту и хорошо к тебе отношусь – неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием. Дети редко осваивают приветственные жесты (легкий поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте», но хорошо, если они могут распознать эти жесты в чужом исполнении: вот тетя развела в сторону руки, чуть отвела и развернула голову и обрадованно-удивленно смотрит на детку – это она так здоровается. Поздороваемся с нею тоже.

Прощание. Это слова и жесты, которые мы используем расставаясь, закрывая состоявшийся кусочек общения и выражая добрые пожелания человеку и часто – надежду на новую встречу. «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» (пожелание перед сном «спокойной ночи» - кстати, тоже вариант прощания, которым можно положить конец разговорам и остаться наедине со своей подушкой). Точно так же научите ребенка, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

Обращение. Вы замечали наверняка, как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился! Так вот, к школе, теоретически, ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Самое простое – позвать: «мама», «папа», «дядя», «девочка». Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени: «Сережа!», «Мариванна». Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Иногда обращение организуется одними жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него (да, при обращении лучше смотреть на человека, хотя бы часть времени), подергать за рукав, похлопать по руке. Еще детке нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются: «Вова!» - «Да?/Чё?/Отстаньте».

Просьба о помощи, поддержке, услуге. Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности), что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Так вот, к семи годам вместо этого ребенок, теоретически, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать жертву и при этом ждать, что другой придет-таки и поможет, оценив по достоинству героизм усилий. «Помогите мне, пожалуйста, привязать веревку к санкам», «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед». Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?» Никогда не забуду, как меня вытаскивала из снега девушка-доброхотка и отчитывала моих друзей, которые меня предварительно в этот снег закапывали – а мы очень весело играли. Но предложение помощи – это уже высший пилотаж для детки.

Благодарность. «Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах, ведь говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю и делает ему приятное. Высший пилотаж – это когда ребенок свободно может сформулировать: «Спасибо вам, тетя Ира, за вашу интересную сказку». Но и о формальных благодарностях забывать не стоит: ведь мы говорим «спасибо» не только по велению души, но и на автопилоте за вполне проходные услуги, чтобы поддерживать добрые отношения с окружающими. Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Принятие благодарностиЭто способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинение. Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно. Если ребенок просит прощения «смеющимся ртом», то извинением это не назовешь.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

Отказ. Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами за гаражи», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

Требование. Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это +/- спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!» «А ну, перестань!» Повышенный тон, строгий голос, гневное выражение лица – все в кассу. Если требование не исполняется, детка может пригрозить: «Я позову на помощь!», «Я расскажу родителям/учителю». И ребенок точно так же должен знать, что если он чувствует себя в опасности, если над ним (или другом) производится что-то неприятное-нехорошее, он имеет полное право требовать и угрожать – и при этом расчитывать на поддержку (хотя бы родителей).

Слушание. Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия. Для современного школьного обучения, которое строится во многом на рассказе учителя, этот навык просто архиважен. И развить его в дошкольнике не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместное выдумывание историй и детские аудиокассеты и диски.

Развернутое высказывание. Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №59 «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Ребенок стесняется выступать на утреннике».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Декабрь, 2018г.

МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. Давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Вот вы, например, в детстве любили выступать, стишки рассказывать, да? Почему, что именно вам нравилось? Вас хвалили, вам нравилось себя показать, обратить на себя внимание. Как активный ребенок вы любили шум-гам, веселую атмосферу праздника, которая создается в таких случаях. Но не забывайте, что у разных деток, как и у взрослых, разный темперамент.

ХВАЛИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Какими бы особенностями характера ни отличался ваш ребенок, хвалить его - обязательно. И ни в коем случае нельзя стыдить, а хуже всего - смеяться над ним. Дети очень чувствительны к насмешке. Даже если вы и делаете это по-доброму. «Неуклюжие» детские домашние прозвища могут тоже отбить охоту показываться перед публикой лет на десять. Вообще, стеснительными можно назвать как раз тех детей, которые хотели бы выступить, но боятся опозориться. В таком случае ребенку необходимо помочь обрести уверенность в себе. Вспомните все, что могло спровоцировать неуверенность сына в себе. Начиная от одежды - ведь и в пять лет бывают уже мальчики-модники, и если им кажется, что они одеты «неправильно», будут жутко стесняться - и заканчивая вашими собственными оценками поведения сына. В пять лет важно чувствовать себя принцем. Обратите внимание, часто ли вы и другие родные его критикуете, одергиваете. Какие семейные легенды у вас в ходу. Например, если такая: «Наш Игорь такой замухрышка! Когда ему было два годика, он упал в лужу и испачкался!» - то мальчик будет еще и не так стесняться. Постарайтесь не просто исправиться, но и поговорите с ребенком об этом. Подчеркните, что теперь он вырос и все это больше не про него.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ. Ребенку необходимо продемонстрировать, что, условно говоря, на сцене нет ничего страшного. Для этого в оставшееся время перед утренником устройте маленький домашний концерт, где бы все выступали, в том числе и ваш сын, выучив нужный стишок. Потом можно расширить аудиторию до знакомых или бабушек-дедушек. Обязательно похвалите ребенка и ни в коем случае не критикуйте! Если даже он выступит совсем плохо и не поверит вашим похвалам - хвалите за смелость.

Преодолеть страх перед сценой детям помогают маленькие уловки. Одна из них состоит в том, что от себя ребенок выступать, конечно, боится, но если вместо него на сцене прочтет стишок его любимая игрушка (конечно, его голосом), то страшно малышке уже не будет. Я думаю, воспитательница не будет против, если ваш сын устроит на сцене маленький кукольный театр. И другим это понравится.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №59 «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Готовность к школе и детские рисунки- есть ли связь».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Март, 2019г.

О том, что анализировать детские рисунки можно и нужно, знают уже не только психологи, но и большинство родителей. Ребёнок выражает в рисунках свои страхи, надежды, мечты и желания, указывает на своё место в жизни семьи, и, что очень ценно, делает это неосознанно. Расшифровка детских рисунков — дело опытного специалиста-психолога, однако родители тоже могут сделать общие выводы о психологическом комфорте или дискомфорте малыша, и, в случае необходимости,

помочь ему.

А можно ли по детским рисункам определить — готов ли малыш к поступлению в школу?

Общие правила анализа детских рисунков

Чтобы родительская диагностика рисунков хоть немного приближалась к профессиональной, нужно чётко соблюдать следующие правила:

  • анализировать можно рисунки детей старше четырёх лет;
  • никогда не анализируем один рисунок — только несколько;
  • рисунки должны быть созданы малышом самостоятельно, без подсказок взрослых;
  • у малыша должно быть достаточное количество хороших карандашей, ручек, фломастеров;
  • во время рисования кроху не нужно отвлекать;
  • если вас что-то насторожило в рисунках своего ребёнка — не ставьте диагноз самостоятельно и ни в коем случае не начинайте лечить; обратитесь к хорошему детскому психологу, возможно, что поводов для беспокойства не так много, как вам кажется.

Какие цвета предпочитает ваш ребёнок?

Если у малыша целая коробка хорошо отточенных карандашей, но при этом он с завидным постоянством рисует одним и тем же цветом, полюбопытствуйте, что обозначает этот цвет:

  • чёрный  цвет подавленности, крик помощи о беспокойстве. Нужно учитывать, что чёрный цвет многие дети определяют как самый яркий, поэтому прежде чем впадать в панику — поинтересуйтесь, почему кроха выбрал именно чёрный цвет — вполне может оказаться, что поводов для беспокойства нет;
  • фиолетовый цвет выбирают дети с хорошо развитой фантазией и быстрым мышлением;
  • красный цвет нравится детям, стремящимся быть победителями во всём, иногда — вплоть до агрессии. Однако красный — второй цвет по яркости и может использоваться детьми именно в связи с этим фактором;
  • коричневый цвет выражает негативизм и медлительность, но вы же понимаете, если малыш рисует лес весной — избыток коричневого цвета вполне оправдан;
  • синий цвет выбирают дети, склонные к самоанализу и сосредоточенности на своих проблемах;
  • зелёный цвет любимый у стремящихся к независимости и упрямых детей. Эти же качества могут перейти в упорство и самостоятельность — вполне замечательные качества;
  • жёлтый цвет предпочитают любознательные дети, испытывающие положительные эмоции;
  • серый цвет нравится малышам, которые хотели бы стать незаметными и которые желают отделить себя от реальной жизни.

Обычно дети-дошкольники используют для рисования 5-7 цветов — самых распространённых. Если же ваш малыш пользуется большим количеством карандашей, фломастеров или красок — вы можете быть уверены в том, что у вас растёт творческая личность, чувствительная и ранимая. 

Как рисует ваш ребёнок?

  • Рисунок имеет тщательно прорисованные детали, выполнен аккуратно — малыш усидчив и внимателен, кроме того, в момент рисования его не отвлекали и он не думал о посторонних вещах.
  • Рисунок неаккуратный, имеет лишь общие очертания или вообще ни на что не похож — ребёнок неусидчив или спешил куда-либо, а может быть, его мысли в момент работы были заняты чем-либо другим. Если ребёнок использовал яркие краски — отвлекающий фактор был позитивным, а если в тёмных — негативным.

Кто ваш ребёнок в зависимости от рисунков?

  • Небо, солнце, белые или голубые облака — мечтатель.
  • Домики, квартиры, комнаты — хозяин.
  • Заборы — беззащитный.
  • Цветы — любитель гармонии.
  • Деревья в лесу — нуждающийся в заботе и крепкой семье.
  • Тёмное небо с луной и звёздами — путешественник с сильным характером.
  • Мелкие рисунки, расположенные цепочкой или сами цепи — любитель порядка и последовательности во всём.
  • Людей с прорисованными деталями туловища, рук и ног — широкой души человек, понимающий и добрый.
  • Людей с хорошо прорисованными лицами — общительный человек, хорошо заводящий новые знакомства и дорожащий старыми.
  • Каракули — ребёнок, стоящий на пороге перемен, который не может перенести свои эмоции на бумагу.

Ребёнок и семья

  • Рисует свою семью без себя — считает, что он никому не нужен.
  • Рисует себя самым маленьким, даже если у него есть младшие братья и сёстры — считает себя самым малозначащим членом семьи.
  • Рисует себя отдельно от всех — чувствует себя одиноким.
  • Каждый нарисованный родственник стоит отдельно и отгорожен от других линиями — есть психологические проблемы в семье.
  • На рисунке нет кого-то из семьи — малыш не хочет его видеть и в реальности.
  • На рисунке все счастливы, улыбаются или заняты общим делом — хорошая обстановка в семье.

А как это относится к готовности ребёнка к школе?

  • Если на рисунках вашего ребёнка преобладают «тревожные» цвета, и элементы, свидетельствующие о тревожности и проблемах в семье — ребёнка нужно дополнительно подготовить к школе, быть с ним внимательными и ласковыми. Желательно проконсультировать с психологом.
  • Если рисунки ребёнка свидетельствуют о психологической зрелости — такой необходимости нет.

Ещё раз о важном: заключение может сделать лишь специалист. Вы сами вправе повлиять на малыша лишь лаской, заботой и вниманием — а это нужно любому дошкольнику, собирающемуся стать первоклассником.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №59 «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Как научить ребенка управлять своим поведением».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                 Апрель, 2018г.

ДИСЦИПЛИНА- более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Дети должны подчиняться установленным правилам. Дети считают, что правила – это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Это часть цикла их развития.

Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти приемы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата.

РАССМАТРИВАЙТЕ МОТИВЫ. В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребенок редко имеет намерения поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но не знает, что сделал не так. Почему нельзя заниматься исследованиями, как ученый? Разве плохо быть любознательным?

Когда не ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали плохим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ. Позитивная дисциплина предполагает воспитание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены четко и определенно. Правила надо последовательно проводить в жизнь. Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы, они следуют правилам сознательно, а не по принуждению. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка. Не следует бранить ребенка, например, за то, что  он рассказывает выдуманную историю или плохо ведет себя в магазине(ему трудно приспособиться к необычной обстановке). Главное – его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.

Обязанность родителей – сделать ребенка таким, чтобы его  любили окружающие. Избалованный ребенок всегда стремиться настоять на своем, и ему трудно находить общий язык с людьми. В результате он будет страдать из-за недостатка уважения к себе.

ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ. Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребенком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда. Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя отвлеките его.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Ребенка нужно научить задумываться о последствиях плохого поведения. Если он разобьет чашку, то новую ему дадут не сразу. Естественно, такая стратегия годится, только когда нарушение правил не может привести к несчастному случаю. Разумеется, нельзя позволить ребенку  самому узнать, почему при переходе улицы он должен держаться за руку взрослого.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Дети нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно вести себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. По меньшей мере, раз 20 в день родителям следует  сказать ребенку, как он хорошо себя ведет. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит телевизор, положите руку на плечо или поцелуйте, скажите ему: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками».

Свое положительное отношение нужно  выразить быстро, чтобы не нарушить игры. Просто дайте понять, что его хорошее поведение не осталось незамеченным. Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Родители должны следить за своим поведением и показывать ребенку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение взрослых. Если родитель кричит, так же делает и ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им в манерах за столом. Ребенок считает, что все, что делают родители, это хорошо.

ДИСЦИПЛИНА – ЭТО НЕ ПРОСТО СЛЕПОЕ ПОСЛУШАНИЕ. ЧТОБЫ ИЗ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ПОЛУЧИЛИСЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, ИМ НУЖНЫ ТЕРПЕЛИВЫЕ И ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ!



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №59 «Калейдоскоп»

Консультация для родителей

«Застенчивость, рассеянность».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                    педагог-психолог Тарасова С.Ю.

                                                                                                Май, 2018г.

Каждый человек время от времени теряет вещи и может выйти на улицу в тапочках. Забывчивость и рассеянность в той или иной степени свойственна любому, вопрос в том, насколько это мешает человеку в жизни. Иногда дети используют эту особенность в собственных целях, если не хотят выполнять какое-либо задание, но боятся бросить открытый вызов родителям. Вместо: «Я не хочу» они говорят: «Я собирался сделать, но забыл». Определите, ребенок действительно забывчив или ему просто захотелось получить новый сотовый телефон, новые туфли и снова побывать в гостях у друзей. Получает ли ребенок все, что он хочет, сославшись на забывчивость и рассеянность? Так легко бывает сказать: «Ой, я снова забыла, может, выручишь?», «Я такая рассеянная, сделаешь за меня?», «Ну, ты знаешь, какая я рассеянная, не надо было мне этого поручать», «Ты ведь меня знаешь, надо было еще раз напомнить» и т. д. Возможно, вы не раз слышали подобные фразы из уст коллег и каждый раз приходили на помощь.

Остановитесь! Забывчивость и рассеянность в детском возрасте, конечно, может иметь физиологическую основу, но это не та болезнь, с которой нельзя справиться.

Не внушайте ребенку мысль, что он рассеян или забывчив. Не говорите другим людям об этом. Не ругайте ребенка.

Не принимайте отговорок: «Я забыл...», спросите: «Ты действительно хотел это сделать? Что ты предпринял, чтобы запомнить то, о чем я тебя просила?»

Прекратите чрезмерно опекать ребенка. Если он где-нибудь забыл вещи, дайте ему возможность обойтись без них. В другой раз будет внимательнее. Потерял мобильный телефон — не покупайте в течение нескольких месяцев новый; вышел на лестничную площадку в тапочках — не напоминайте об этом, пусть, выйдя из подъезда, вернется и переоденет и т. д. Ребенок потерял деньги по дороге в магазин — пусть вернет их из собственных карманных денег. Забыл новый свитер у друзей — пусть носит старый.

Говорите ребенку, что любите именно его, а не те достижения, которых он добивается. Да, вы гордитесь его победами, но не станете любить его меньше в случае неудачи. Не говорите девочке-подростку: «Ты себя недооцениваешь, ты ведь красавица». Любое зеркало опровергнет ваши слова. Лучше предложите: «Что именно ты хотела бы изменить в себе в первую очередь? Давай попробуем сделать это вместе?»

Чаще называйте ребенка по имени в присутствии своих друзей. Не выставляйте напоказ его успехи: «А знаете, в первом классе она заняла первое место в конкурсе букетов!», «Она самая умная девочка в классе» и т. д. Вы должны показать, что цените прежде всего ребенка, а не то, чего он достиг. Скажите просто: «Это моя дочь — Анна. Я очень ее люблю», «Это моя сестренка — Лена. Лучшая сестра в мире» и т. д. Девочки очень часто страдают от дефицита внимания со стороны отца. Договоритесь с супругом, что он будет чаще делать комплименты внешности дочери, но не льстить ей. Родители должны, прежде всего, работать над собственной самооценкой, чтобы дети могли брать с них пример. Превратите процесс борьбы с заниженной или завышенной самооценкой в игру. Оставляйте детям записки в самых неожиданных местах с веселыми надписями. Будет забавно, если ребенок увидит утром на зеркале в ванной листок с надписью: «Какая же ты красивая и кому такая красота достанется?» или в перчатке: «Целую тебя в ладошки», а можно и так: «Если ты такой умный, где Нобелевская премия?» и многое, многое другое…