Рабочая воспитательная программа воспитателя средней группы (4-5 лет) (без таблиц)

Самсонова Наталья Викторовна

Рабочая воспитательная программа воспитателя средней группы (4-5 лет) (без таблиц)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  «ЕРМАКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ПРИНЯТО                                                        

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №3»

Протокол №

 от 31.08.2017г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                             УТВЕРЖДАЮ

 Заведующая МБДОУ

«Детский сад №3»                                                                                                       _________С.А. Дашевская                                                                                                           Пр. №      от 31 августа 2017г.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5ЛЕТ)

на 2017-2018 учебный год

Составил: воспитатель

Самсонова Н.В.

 

2017

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел...............................................................................3

  1. Пояснительная записка......................................................................3
  2. Планируемые результаты освоения Программы........................................10

II. Содержательный раздел..................................................................13

2.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям........................................................................................13

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ..................................................................13
  • Образовательная область «Познавательное развитие» ........17
  • «Речевое развитие» ......................................................23
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ..................................................................25
  • Образовательная область «Физическое развитие» ..............30
  1.  Рекомендуемая литература для чтения детям………………………………32
  2. Развитие игровой деятельности.......................................................34
  3. Проектирование воспитатетельно-образовательного процесса на прогулках...................................................................................34
  4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников............................................................................34

III. Организационный раздел...............................................................35

  • Режим работы...........................................................................35
  • Режим дня......................................................................35
  • Сетка НОД.....................................................................36
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды............................................................................36

Приложения.....................................................................................37


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), а также на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., основной общеобразовательной программой Отделения дошкольного образования детей Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 371 с углубленным изучением русского, английского и французского языков Московского района Санкт-Петербурга.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».
  • ФГОС ДО.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ.

Цели и задачи реализации программы

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в данной программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы к формированию программы

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петров ский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности.

Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Таким образом, данная рабочая программа, составленная с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возрастные особенности развития детей пятого года жизни

На пятом году жизни физические возможности детей возрастают: движения их становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными. Развиваются ловкость, координация движений.

Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Игра по-прежнему остается ведущей деятельностью ребенка. В ней появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин.

Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнёру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения  себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков  и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются  словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми он использует правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней.

В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества (создают танец, придумывают игру в музыку, импровизируют несложные ритмы марша или плясовой). На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.

Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путём вдавливания.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Дети 4—5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами: «Так не поступают», «Так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам.

Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона и т. п.

Дети 4—5 лет хорошо освоили алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры программы базируются на примерной программе «От рождения до школы», ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе. В программе, согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры даются для детей на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры освоения программы

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание психолого-педагогической работы

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Согласно ФГОС ДО, содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  1. Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Основные цели и задачи:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка;
  • формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • установление положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, любви  к родителям, привязанности и доверия к воспитателю;
  • развитие уверенности, стремления к самостоятельности;
  • воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад;
  • общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог;
  • ребенок внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения;
  • самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»);
  • сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий;
  • замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.

Ребенок в семье и сообществе

Основные цели и задачи:

  • формирование образа «Я»;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и детскому саду;
  • формирование первичных гендерных представлений.

Результаты образовательной деятельности:

  •  ребенок имеет представления о процессе своего роста и развития, знает о себе в прошлом;
  • имеет первичные представления о своих правах и обязанностях;
  • знает всех членов своей семьи;
  • свободно ориентируется в помещениях детского сада;
  • бережно относится к вещам, использует все вещи по назначению, самостоятельно убирает все на свои места.

Содержание вышеперечисленных направлений образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, путем интеграции с другими образовательными областями, в процессе организованной детской деятельности  так и в ходе режимных моментов.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данных направлений представлено в таблице 1.


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Основные цели и задачи:

  • развитие навыков самообслуживания;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата;
  • ребенок имеет привычку самостоятельно умываться мыть руки с мылом перед едой, после пользования туалетом;
  • умеет пользоваться расческой и носовым платком, столовыми приборами;
  • умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду;
  • ребенок стремится самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; 
  • стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
  • может самостоятельно выполнять обязанности дежурных в группе.

Содержание данного направления образовательной области реализуется  в ходе режимных моментов в форме труда, тематических бесед и рассказов, анализа проблемных ситуаций, ситуативных разговоров, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Комплексно-тематическое планирование по освоению направления представлено в таблице 2.

 


Формирование основ безопасности

Основные цели и задачи:

  • обогащение представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;
  • формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • воспитание сознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • формировать представления о правилах поведения в природе;
  • формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
  • знакомство с правилами безопасного поведения во время игр, пользования бытовыми и столовыми приборами.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки;
  • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
  • умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

В ходе режимных моментов содержание направления «Формирование основ безопасности» осуществляется в форме бесед, чтения и обсуждения художественной литературы, анализа проблемных ситуаций, упражнений, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций и дидактических игр. В режиме дня выделяется время на организованную совместную деятельность детей и педагога по данным направлениям 1 раз в неделю во второй половине дня.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данного направления представлено в таблице 3.


  1. Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений.

Основные цели и задачи:

  • Дать детям представление о понятии множество («много»); учить сравнивать части множества, не прибегая к счету;
  • Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы;
  • Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения;
  • Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов;
  • Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе; учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка—круг, платок—квадрат);
  • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении;
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко;
  • Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Результаты образовательной деятельности:

  • с удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
  • понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования использует их в своей речи;
  • ориентируется в частях суток и днях недели;
  • имеет представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб);
  • умеет сравнивать предметы разными способами;
  • умеет считать в пределах 5.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данного направления представлено в таблице 4.


Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Основные цели и задачи:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  • Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
  • Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  • Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
  • Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
  • Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.
  • Развивать наблюдательность и внимание.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?»,   «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности;
  • проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем  окружении;
  • понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

В ходе режимных моментов содержание направления «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» осуществляется в форме экспериментирования, анализа проблемных ситуаций, исследовательских проектов, моделирования, бесед и дидактических игр. В режиме дня выделяется время на организованную совместную деятельность детей и педагога по данному направлению 1 раз в неделю во второй половине дня.


Ознакомление с предметным окружением.

Основные цели и задачи:

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром;
  • Создание условий для расширения представлений детей об объектах окружающего мира;
  • Расширение знания детей об общественном транспорте  (автобус, поезд, самолет, теплоход);
  • Знакомство с материалами (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Результаты образовательной деятельности:

  • проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем  окружении;
  • называет различные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;
  • понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;
  • знает материалы, из которых сделаны предметы рукотворного мира и их свойства.

Ознакомление с социальным миром.

Основные цели и задачи:

  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование  элементарных  представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
  • Формировать первичные представления о школе;
  • Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения;
  • Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках; Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);
  • Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности;
  • Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования;
  • Продолжать воспитывать любовь к родному краю;

Результаты образовательной деятельности:

  • проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям;
  • проявляет интерес и любовь к своей Родине;
  • различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках;
  • знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения;
  • проявляет интерес к городским объектам, транспорту;
  • по своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.

Содержание данных направлений образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данных направлений представлено в таблице 5.


Ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе;
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее;
  • Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками, птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.);
  • Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения ;
  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка);
  • Расширять представления о фруктах и овощах;
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях;
  • Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка,  сосна, береза, клен и др.);
  • Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
  • Учить детей замечать и называть изменения в природе;
  • Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
  • Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают;
  • Учить детей узнавать и называть время года;

Результаты образовательной деятельности:

  • Откликается на красоту природы, родного города;
  • умеет определять и давать характеристику времени года;
  • знает и умеет отличать основные виды растений и деревьев;
  • понимает отличие между домашними и дикими животными;
  • проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данного направления представлено в таблице 6.

  1. Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи

Основные цели и задачи:

  • развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладение  конструктивными  способами  и  средствами  взаимодействия с окружающими;
  • развивать все компоненты устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • учить употреблять в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
  • учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
  • вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия;
  • продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель);
  • побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок проявляет инициативу и активность в общении, решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;
  • без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
  • инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи;
  • большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

Художественная литература

Основные цели и задачи:

  • продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;  запоминать  небольшие  и  простые  по  содержанию  считалки;
  • помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
  • продолжать работу по формированию интереса к книге;
  • познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
  • проявляет словотворчество, интерес к языку;
  • с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.

Содержание данной образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

В ходе режимных моментов содержание направлений «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» и «Ребенок в семье и сообществе» осуществляется в форме бесед, чтения и обсуждения художественной литературы, анализа проблемных ситуаций, игровых ситуаций и дидактических игр. В режиме дня выделяется время на организованную совместную деятельность детей и педагога по данным направлениям 1 раз в неделю во второй половине дня.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данной образовательной области представлено в таблице 7.

Список литературы для чтения детям представлен в разделе 2.1.3.1


  1. Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Приобщение к искусству

Основные цели и задачи:

  • приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  • поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора;
  • познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  • побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство);
  • учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура);
  • познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения;
  • привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей;
  • закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей);
  • поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения;
  • организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея;
  • развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок;
  • закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами;
  • Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства);
  • Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью;
  • эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту;
  •  интересуется архитектурой родного города;
  • различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «ОО «Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

В ходе режимных моментов содержание направления «Приобщение к искусству» осуществляется в форме бесед, чтения и обсуждения художественных произведений, игровых ситуаций и дидактических игр, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества.

В режиме дня выделяется время на организованную совместную деятельность детей и педагога по данному направлению 1 раз в неделю во второй половине дня.

Конструктивно-модельная деятельность

Основные цели и задачи:

  • обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада;
  • продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
  • учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;
  • учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);
  • учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек;
  • обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
  • приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек,  каштанов, ореховой скорлупы, соломы.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок с интересом наблюдает различные здания и постройки на улице;
  • может выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;
  • умеет конструировать по заданному образцу;
  • с интересом занимается конструированием из природного материала.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «ОО «Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)», в процессе непосредственно образовательной деятельности по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

В ходе режимных моментов содержание направления «Конструктивно-модельная деятельность» осуществляется в форме бесед  и обсуждения художественных произведений, анализа проблемных ситуаций, игровых ситуаций и дидактических игр, конструирования. В режиме дня выделяется время на организованную совместную деятельность детей и педагога по данному направлению 1 раз в неделю во второй половине дня.

Изобразительная деятельность

Основные цели и задачи:

  • продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.);
  • формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей;
  • помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста;
  • продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и  объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета;
  • учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков;
  • закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения;
  • учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
  • формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине;
  • продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;
  • Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи;
  • продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;
  • учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки;
  • закреплять приемы аккуратной лепки;
  • воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
  • формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.;
  • продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части;
  • закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания;
  • поощрять проявление активности и творчества.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности;
  • в соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности;
  • проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.

Содержание данного направления образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «ОО «Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)», в процессе непосредственно образовательной деятельности по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

Комплексно-тематическое планирование по освоению данной образовательной области представлено в таблице 8.

2.1.5 Физическое развитие

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики  обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений  (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Основные цели и задачи:

  • продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека;
  • формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека;
  • воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
  • формировать представление  о  необходимых  человеку  веществах и витаминах;
  • расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;
  • знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;
  • развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
  • формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.

Результаты образовательной деятельности:

  • ребенок с интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
  • может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
  • стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
  • умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.

Основные цели и задачи:

  • формировать правильную осанку;
  • развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
  • закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
  • учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком;
  • учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы;
  • учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве;
  • закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди);
  • учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.;
  • во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Результаты образовательной деятельности:

  • в двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость;
  • уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук;
  • проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности;
  • переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность;
  • самостоятельная двигательная деятельность разнообразна;
  • ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.

Содержание данной образовательной области реализуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие», в процессе непосредственно образовательной деятельности  по другим направлениям путем интеграции образовательных областей, так и в ходе режимных моментов.

Реализация образовательной области «Физическое развитие» осуществляется согласно рабочей программы специалиста по физическому развитию.

2.2 Рекомендуемая литература для чтения детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. 

«Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…», «Барашеньки…»,  «Идет  лисичка  по  мосту…»,  «Солнышко-ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».

Сказки. 

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;  «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. 

«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. 

«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с  нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские  музыканты», нем.,  пер.  В. Введенского,  под  ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. 

И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние лис- тья по ветру кружат…»; А. Пушкин.  «Уж небо осенью дышало…» (из ро- мана «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Я.  Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет…» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аука- ет…»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой  рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц.  «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. 

В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Ма- ше, о собачке Петушке и о кошке  Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. 

М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К.  Чуковский.  «Телефон»,  «Тараканище»,  «Федорино  горе»;  Н.  Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. 

Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Ту- вим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. 

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Ма-фин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца-ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

2.3 Развитие игровой деятельности детей 4-5 лет

Основные цели и задачи:

  • создание условий для развития игровой деятельности детей;
  • формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр;
  • всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  • формирование  доброжелательного отношения к сверстникам, умения  взаимодействовать, договариваться, самостоятельно  разрешать конфликтные ситуации.

Результаты психолого-педагогической деятельности:

  • в играх ребенка наблюдается разнообразие сюжетов, ребенок называет свою роль до начала игры;
  • проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками;
  • выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании выразительных образов игровых персонажей;
  • вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли;
  • проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами;
  • проявляет творчество в создании игровой обстановки;

Примерное перспективное планирование по развитию игровой деятельности представлено в таблице 9.

2.4 Проектирование воспитательно-образовательного процесса на прогулках

В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность  прогулки  –  до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса на прогулке представлено в таблице 11.

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является конструктивное взаимодействие с семьей. Ведущая цель- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать различные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителем на уважение и понимание участие, на участие в жизни детского сада.

            Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов т родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а так же с трудностями, возникающими в семейном  и общественном воспитании;

- информирование друг друга об актуальных задачах в воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- созданию условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, позволяющего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду;

Подробный план работы с родителями представлен в приложении №1


III. Организационный раздел

Режим работы детского сада установлен Учредителем, исходя из потребности семьи и возможностей бюджетного финансирования, и является следующим:

  • рабочая неделя – пятидневная;
  • длительность работы детского сада – 10,5 часов;
  • ежедневный график работы детского сада с 7.30 до 18.00 часов.

Учебный год в детском саду начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летние месяцы проводится оздоровительная работа с детьми.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
  • самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

2.1 Режим дня детей средней группы в холодный период года (сентябрь-май), теплый период года (июнь-август)

Задача воспитателя — создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Использовать в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, двигательные паузы между образовательными ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Необходимо уделять внимание закаливанию, заботиться о достаточном пребывании детей на свежем воздухе, тщательно контролируя то, как одеты дети, не перегреваются ли они, не переохлаждаются ли, соблюдать все гигиенические требования к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы.

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Режим строится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную образовательную деятельность дошкольников с педагогом и самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.

Сетка непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы

12 занятий в неделю по 15-20 мин

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

9.00-9.20

Познание

(экология,

окружающий

мир

Познание

ФЭМП

Коммуникация

(развитие речи)

Конструирование

Чтение

художественной

литературы

9.30-9.50

Физическое

занятие

Музыкальное

занятие

Физическое

занятие

Художественное творчество

(лепка,

аппликация)

Музыкальное

занятие

16.10-16.30

Художественное творчество

(рисование)

Физическое

занятие

на

свежем

воздухе

Тематическое планирование образовательного процесса

Для наиболее эффективной организации образовательного процесса целесообразно соблюдение принципа тематического планирования. Он предусматривает планирование образовательного процесса в соответствии с выбранными педагогами темами, которые реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях, детской практической, игровой и изобразительной деятельности, в музыке, наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В данной программе за основу построения тематического календаря выбрано планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (таблица 10).

Организация предметно-пространственной среды в помещении средней группы

Материально техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

  • соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам;
  • соответствует правилам пожарной безопасности;
  • представлена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • представлена оснащенностью помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • оснащена предметно-методическим комплектом, оборудованием, оснащением.

      В групповой ячейке создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно-развивающей среды. Созданы условия для всестороннего развития ребенка. Оборудованы в соответствии с современными требованиями и оснащены методическими и дидактическими пособиями:

  • игровые помещения - 1
  • раздевалки - 1
  • туалетные комнаты - 1
  • физкультурный и музыкальный залы (совмещенные) - 1

     Групповая комната, включающая игровую, познавательную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Группа постепенно обновляется современным игровым оборудованием, современными информационными стендами.

     Предметно-развивающая среда способствует развитию ребенка по всем направлениям. Все базисные компоненты развития среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Расположение мебели и пособий обеспечивает ребенку постоянный визуальный контакт со взрослым.

      Группа  оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных фольклорных жанров для использования в работе с дошкольниками. Микросреда включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

      Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовать работу педагогу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а так же по всестороннему развитию каждого ребенка. В групповой комнате имеется спортивный уголок с необходимым спортивным оборудованием.

         В образовательном процессе используются имеющиеся в ДОУ необходимые технические и информационно-коммуникативные средства обучения: компьютер, принтер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты. Своевременно обновляются и оформляются информационные стенды для педагогов и родителей.