Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР 4-5 лет
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Актуальность данной программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной
Цель программы:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности, что способствует развитию связной речи в пределах возрастной нормы.
Задачи:
Образовательные:
∙ формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
∙ формирование практических умений и навыков;
∙ обучать различным навыкам работы с различным материалом.
Развивающие:
∙ развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
∙ совершенствование движений рук;
∙ развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое
∙ мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
∙ развитие речи детей.
Воспитательные:
∙ воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
∙ воспитывать внимательность к выполнению заданий;
∙ воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
∙ воспитывать и развивать художественный вкус.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Умелые пальчики» направлена на всестороннее развитие ребѐнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребѐнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 4 до 5 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты :
К концу года занятий в кружке дети должны знать:
∙ некоторые виды бумаги;
∙ свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
∙ основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
∙ понятие «мозаика «шнуровка»,», «конструктор»;
∙ несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
∙ правильно держать карандаш;
∙ работать с трафаретами;
∙ заштриховывать предметы двумя способами;
∙ застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, шнуровать модули.
∙связно высказывать свои мысли, просьбы.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковый игротренинг
-ручная умелость
-графические навыки
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковый игротренинг” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Ручная умелость » в процессе деятельности дети знакомятся с техникой рисование пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии, с различными видами аппликаций.
В разделе «Графические навыки»дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу , фактуре, структуре.
Направления | Формы работы |
Пальчиковый игротренинг | Массаж кистей рук. |
Пальчиковая гимнастика. | |
Физкультминутки. | |
Ручная умелость. | Рисование пластилином. |
Конструирование из бумаги в технике оригами. | |
Аппликация. | |
Развитие графических навыков | Рисование по трафаретам. |
Дорисовка. | |
Штриховка. | |
Вырезание ножницами | |
Игры и действия с мелкими предметами | Узнавать предметы на ощупь |
Работа с песком. | |
Нанизывание бус, пуговиц на леску | |
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек |
Календарно-тематическое
планирование
№ недели | Тема | Цель | Содержание | |||||
Сентябрь | ||||||||
1 | «Осень»
| Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Формировать умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». | |||||
2 | «В гостях у осени». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы встречаем осень» 2 «Раскрась осенний листок» 3. Катание ребристого карандаша между ладоней | |||||
3 | «Осень в лесу». | Развивать координацию движений пальцев рук. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развитие координации и точности движений. | 1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш. 2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек. 3.«Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха. 4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су-Джок. | |||||
4 | «Деревья»
| Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести дерево по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография. «Волшебное дерево» | |||||
Октябрь | ||||||||
1 | «Фрукты» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение штриховать мелкими штрихами. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». | |||||
2 | «Овощи» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Формировать графические умения и навыки. Развитие координации и точности движений
| .1.«Д/и «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2.Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» 4. Аппликация «Репка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» №15 | |||||
3 | «Семья». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. Развитие координации и точности движений. | 1 Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. | |||||
4 | «Перелётные птицы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Формировать графические умения и навыки. Развивать тактильную чувствительность. | 1. Самомассаж ладоней. 2.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась птицу» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях | |||||
Ноябрь | ||||||||
1 | «Игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. Развивать тактильную чувствительность | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».. . | |||||
2 | «Одежда» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Формировать графические умения и навыки. Развитие координации и точности движений | 1. Пальчиковая игра «Ладошки» 2. Разложи пуговицы по цвету. 3. «Помоги развесить одежду после стирки» игры с прищепками. 4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки. | |||||
3 | «Обувь» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
| 1Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2.Шнуровка 3. «Туфелька для золушки» | |||||
4 | «Головные уборы»
| Развивать мелкую моторику пальцев; Продолжать учить работать с ножницами. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2 Вырезать ножницами шапку из бумаги 3 Раскрасить шапку. | |||||
Декабрь | ||||||||
1 | «Зима» | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Продолжать учить складывать фигуры из ниток | 1.Пальчиковая игра «Зима». 2. «Зимний лес» выложить по трафарету при помощи белых ниток. | |||||
2 | «Зимующие птицы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. | 1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги. 2.Работа с «пластилиновыми полянками» 3. «Угощение для птиц» сортировка семян. | |||||
3 | ««Животные и птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить работать с пластилином. | 1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2. Пальчиковая игра «Снегири» 3. «Птица» - вылепить из пластилина | |||||
4 | «Новый год». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. | 1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3. «Елочная игрушка». (камешки марблс) | |||||
Январь | ||||||||
2 | «Зимние забавы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять приёмы скатывать комочки из салфеток | Хороводная игра «Снежная баба» 2. Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | |||||
3 | « Мебель» | Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать тактильную чувствительность. | 1.«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. | |||||
4 | « Посуда» | Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развивать тактильную чувствительность. | 1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли» 2. Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц. 3. Д/упр. «Обведи по точкам» | |||||
Февраль | ||||||||
1 | «Продукты питания» | Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. 3. «Помоги повару отделить фасоль от гороха» | |||||
2 | «Домашние животные».
| Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Щенок» 2. Оригами «Щенок» 3.«Собака» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях | |||||
3 | «Домашние птицы».
| Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. | 1. Из камешек марблс выложить птицу по нарисованному контуру. 2. Пальчиковая игра «». 3. Штриховка «Гусь». | |||||
4 | «Профессии» | Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. | 1.Пальчиковая игра «Дружба» 2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу. 3. Д/упр. «Обведи по точкам». | |||||
Март | ||||||||
1 | «Мамин праздник». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. | 1. Завязываем бантик на подарке 2. Смотать клубок для бабушки. 3. Открытка для мамы. ( оригами) | |||||
2 | «Весна» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать из бумаги. | 1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14 | |||||
3 | «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, Продолжать учить работать с бумагой | 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3.Оригами «Глухарь» | |||||
4 | «Инструменты» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Развивать речь, внимание.
| 1 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 2.Выкладывание силуэтов инструментов фасолью. 3.Вырезать нарисованные инструменты | |||||
Апрель | ||||||||
1 | «Транспорт» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
| 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография. «Светофор»1.. Пальчиковая игра « | |||||
2 | «Космос» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Развивать речь, внимание.
| 1.Пальчиковая игра «1,2,3,4,5» В космос полетел отряд» 2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу. 3. Д/упр. «Обведи по точкам» | |||||
3 | «Комнатные растения»
| Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | 1. П \и «На окошке в горшочке» 2. Обрывание цветка по контуру. 3. Штриховка цветка в горшке. | |||||
4 | «Рыбы».
| Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | 1. Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Чего не хватает» 3.Пластилинография .Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» | |||||
Май | ||||||||
2 | «День Победы» | Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций.
| 1. Пальчиковая игра «Встреча птиц». 2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3. Обвести птицу по трафарету и вырезать. | |||||
3 | «Насекомые» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | 1.Пальчиковая игра «Бабочка» . 2. Д/упр. «Обведи по точкам». 3. «Бабочка» (оригами ) | |||||
4 | «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1. Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3. Пластилинография. «Клубника». |
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.