Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год "Раз-ступенька,два-ступенька"
Содействие в преодолении речевых нарушений и коррекции двигательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством занятий на степах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
step_24-25.docx | 201.73 КБ |
Предварительный просмотр:
1Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его
развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями.
Дети с ТНР отличаются от своих сверстников по своему физическому развитию, для них характерно: нарушение моторики, общая скованностью или, наоборот, двигательная расторможенность, дискоординация и слабость движений, слабая ориентировкой в пространстве.
Л. С. Выготский писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в эмоционально-волевой сфере ребенка, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности.
Одним из доступных и интересных ребенку методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций является логоритмика.
Методами логоритмики можно в игровой форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; развивать слоговую структуру слова, расширять словарь детей и многое другое.
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» (далее Программа) имеет оздоровительную направленность и является важным звеном для развития речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
-Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В Филичевой и В. Чиркиной;
-«Логопедическая ритмика» Г.А Волковой
-«Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду» Н.В Нищевой;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.В.Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» А.Куликовской;
- Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
- Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.
-Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников.
- «Речедвигательная ритмика» А.Я. Мухиной
- Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов Т.Л. Барабаш инструктор по физической культуре, Варданян Е.Ю., учитель-логопед.
-Степ-айробика «Топ-топ», Е.Г Сайкиной.
2.1 Новизна программы.
На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима в группе детей с ТНР путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-платформа.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step» и означает «шаг». Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джин Миллер. С помощью степ – платформы можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Но самый главный результат занятий на степ - платформе – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата, а в результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
1.3 Актуальность Программы в том, что занятия на степ - платформах уникальны по своему воздействию на организм. Ориентированы на укрепление психического и физического здоровья детей; развитию высших психических функций; развитию общих речевых навыков; формированию координации движений, ориентировку в пространстве.
1.4.Принципы и подходы по формированию программы
Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
• Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
• Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
• Принцип длительности – применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
• Принцип умеренности – продолжительность занятий 15-20 мин. В сочетании дробной физической нагрузкой;
• Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Специальные условия для получения дополнительного образования дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
- Адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
- Использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;
- Преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;
- Стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);
- Обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);
- Расширение пассивного и активного словаря обучающихся стяжелыми нарушениями речи за счет раззучивания чистоговорок,стихов,потешек.
Целью программы является содействие в преодолении речевых нарушений и коррекции двигательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством занятий на степах.
Задачи:
-Обеспечить гармоническое физическое развитие ребёнка, укрепление психического и физического здоровья.
-Формировать потребность в двигательной активности.
-Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
-Развивать чувство ритма, положительные эмоции через музыкальное сопровождение.
-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков.
-Развивать координацию движений.
- Развивать общую моторику.
Программа расчитана на 1 год обучения с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет. Количественный состав детей 10
Сроки | Продолжительность | Количество | Количество в год |
1год обучения (сентябрь-май) | 20 | 1 | 36 |
Для организации работы по Программе созданы следующие условия:
-физкультурный зал;
-приобретены степ-платформы;
-индивидуальные коврики, аудиколонка;
-разработаны картотеки;
-составлен график занятий
Ожидаемый результат
- Развито речевое дыхание, артикуляционная моторика, речевые умения и навыки.
-Сформирован стойкий интерес к двигательной активности.
-Развита ориентировка в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
-Развито чувство ритма, темпа,согласованность движений с музыкой
-Выработаны четкие координированные движения в взаимосвязи с речью
- Развиты равновесия и координация движений в соответствии с возрастными особенностями
2 Содержательный раздел
2.1.Перспективное планирование занятий на степе.
Месяц | № занятий | Тема занятия | |
Октябрь | 1 | «Солнышко и дождик» | |
2 | «Дождик» | ||
3 | «Осенние листья» | ||
4 | «Осень в лесу» | ||
Ноябрь | 1 | «Репка» | |
2 | «До свиданья,птицы!» | ||
3 | «Осенние подарки» | ||
4 | «Холодно» | ||
Декабрь | 1 | «Зима в лесу» | |
2 | «Дед Мороз спешит на праздник!» | ||
3 | «Украшаем ёлку» | ||
4 | «Наступает Новый год» | ||
Январь | 1 | «Снеговик» | |
2 | «Покорми птиц» | ||
3 | «Кошка с котятами» | ||
Февраль | 1 | «Котята и щенок» | |
2 | «По дороге в детский сад» | ||
3 | «Мой папа-герой!» | ||
4 | «Снежинка» | ||
Март | 1 | «В гости к бабушке!» | |
2 | «Как цыплята солнце будили!» | ||
3 | «Просыпайся,Мишка!» | ||
4 | «Ручеёк» | ||
Апрель | 1 | «Первые цветы» | |
2 | «Весеннее солнышко» | ||
3 | «Прилетайте, птицы!» | ||
4 | «Весенняя капель» | ||
Май | 1 | «Кораблик» | |
2 | «Одуванчики» | ||
3 | «Божья коровка» | ||
4 | «Здравствуй,лето!» |
2.2. Содержание занятий на степ –платформах
Занятия на степ-платформах включают следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими,что способствует развитию общей моторики.
-Артикуляционные упражнения основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения,с музыкальным сопровождением, игры со звуком, игры со звучащими жестами. Использование простейшего стихотворного текста (двустишья) тренирует артикуляционный аппарат, способствует развитию слоговой структуры.
Список литературы
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П,
Музыкальная палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие
по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П,Музыкальная палитра, 2014;
8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие
по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
лет. М., «ТЦ фера», 2010г.
10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
11.Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.
12. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
13. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
14. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
15. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
16. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
17. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
18.«Речедвигательная ритмика» А.Я. Мухиной Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.
19.Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов Т.Л. Барабаш инструктор по физической культуре, Варданян Е.Ю., учитель-логопед.
20.Степ-айробика «Топ-топ», Е.Г Сайкиной С-Петербург, Детство Пресс 2021