Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год "Раз-ступенька,два-ступенька"

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Содействие в преодолении речевых нарушений и коррекции двигательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством занятий на степах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл step_24-25.docx201.73 КБ

Предварительный просмотр:

 E:\аттестация\555 001.jpg

1Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.

Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его

развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями.

Дети с ТНР  отличаются от своих сверстников по своему физическому развитию, для них характерно:  нарушение моторики, общая скованностью или, наоборот, двигательная расторможенность, дискоординация и слабость  движений, слабая ориентировкой в пространстве.

Л. С. Выготский писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в эмоционально-волевой сфере ребенка, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности. 

Одним из доступных и интересных ребенку методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций является логоритмика.

Методами логоритмики можно в игровой форме  развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; развивать слоговую структуру слова, расширять словарь детей и многое другое.

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» (далее Программа) имеет оздоровительную направленность и является важным звеном для развития речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:

-Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В Филичевой и В. Чиркиной;

-«Логопедическая ритмика» Г.А  Волковой

-«Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду» Н.В Нищевой;

- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.В.Коноваленко;

- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» А.Куликовской;

- Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.

- Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.

-Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для

дошкольников.

 - «Речедвигательная ритмика» А.Я. Мухиной

- Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов Т.Л.    Барабаш    инструктор по физической культуре, Варданян Е.Ю., учитель-логопед.

 -Степ-айробика «Топ-топ»,  Е.Г Сайкиной.

 2.1 Новизна программы.

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима в группе детей с ТНР путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-платформа.

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step» и означает «шаг». Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джин Миллер. С помощью степ – платформы можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Но самый главный результат занятий на  степ - платформе – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата, а в результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

1.3 Актуальность Программы в том, что занятия на степ - платформах уникальны по своему воздействию на организм. Ориентированы на  укрепление психического и физического здоровья детей; развитию высших психических функций;  развитию общих речевых навыков; формированию  координации  движений, ориентировку в пространстве.  

1.4.Принципы и подходы по формированию программы

Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

• Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

• Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

• Принцип длительности – применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

• Принцип умеренности – продолжительность занятий 15-20 мин. В сочетании дробной физической нагрузкой;

• Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

 

Специальные условия для получения дополнительного образования  дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

 - Адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

 - Использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;

- Преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;

- Стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);

- Обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);

- Расширение пассивного и активного словаря обучающихся стяжелыми нарушениями речи за счет   раззучивания чистоговорок,стихов,потешек.

Целью программы является содействие в преодолении речевых нарушений и коррекции двигательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством занятий на степах.

Задачи:

-Обеспечить гармоническое физическое развитие ребёнка, укрепление психического и физического здоровья.

-Формировать потребность в двигательной активности.

-Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

-Развивать чувство ритма, положительные эмоции через музыкальное сопровождение.

-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков.

 -Развивать координацию движений.

- Развивать общую моторику.

  Программа расчитана на 1 год  обучения  с  детьми с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет. Количественный состав детей 10  

Сроки
обучения

Продолжительность
занятия (мин)

Количество
занятий в
неделю

Количество
занятий

в год

1год обучения

(сентябрь-май)

20

1

36

Для организации работы по Программе созданы следующие условия:

-физкультурный зал;

-приобретены степ-платформы;

-индивидуальные коврики, аудиколонка;

-разработаны картотеки;

-составлен график занятий

 Ожидаемый результат

- Развито речевое дыхание, артикуляционная моторика, речевые умения и навыки.

-Сформирован стойкий интерес к двигательной активности.

-Развита ориентировка в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

-Развито  чувство ритма, темпа,согласованность движений с музыкой

-Выработаны четкие координированные движения в взаимосвязи с речью

- Развиты равновесия и  координация  движений в соответствии с возрастными особенностями  

2 Содержательный раздел 

2.1.Перспективное планирование занятий на степе.

Месяц

№ занятий

Тема занятия

Октябрь

1

«Солнышко и дождик»

2

«Дождик»

3

«Осенние листья»

4

«Осень в лесу»

Ноябрь

1

«Репка»

2

«До свиданья,птицы!»

3

«Осенние подарки»

4

«Холодно»

Декабрь

1

«Зима в лесу»

2

«Дед Мороз спешит на праздник!»

3

«Украшаем ёлку»

4

«Наступает Новый год»

Январь

1

«Снеговик»

2

«Покорми птиц»

3

«Кошка с котятами»

Февраль

1

«Котята и щенок»

2

«По дороге в детский сад»

3

«Мой папа-герой!»

4

«Снежинка»

Март

1

«В гости к бабушке!»

2

«Как цыплята солнце будили!»

3

«Просыпайся,Мишка!»

4

«Ручеёк»

Апрель

1

«Первые цветы»

2

«Весеннее солнышко»

3

«Прилетайте, птицы!»

4

«Весенняя капель»

Май

1

«Кораблик»

2

«Одуванчики»

3

«Божья коровка»

       4

«Здравствуй,лето!»

2.2. Содержание занятий на степ –платформах

 Занятия на степ-платформах  включают следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими,что способствует развитию общей моторики.
-Артикуляционные упражнения   основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.  
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,

помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.

- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения,с музыкальным сопровождением, игры со звуком, игры со звучащими жестами. Использование простейшего стихотворного текста  (двустишья) тренирует артикуляционный аппарат, способствует развитию слоговой структуры.


Список литературы

 1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;

2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;

3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей

работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;

4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для

детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П,

Музыкальная палитра, 2012;

5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.

В. Коноваленко;

6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и

картинках» Т. А. Куликовской;

7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие

по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П,Музыкальная палитра, 2014;

8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие

по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;

9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4

лет. М., «ТЦ фера», 2010г.

10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5

лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

11.Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для

дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

12. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская

нота,2009 г.

13. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.

Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;

14. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика

для детей».

15. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.

16. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.

17. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

18.«Речедвигательная ритмика» А.Я. Мухиной  Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.

19.Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов Т.Л.    Барабаш    инструктор по физической культуре, Варданян Е.Ю., учитель-логопед.

 20.Степ-айробика «Топ-топ»,  Е.Г Сайкиной С-Петербург, Детство Пресс 2021