Рекомендации (консультации) для родителей

Сардаковская Вероника Алексеевна

Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Цель этой деятельности заключается в следующем: помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ д/с комбинированного вида №1 «Колобок»

Мастер-класс

для родителей

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Подготовила и провела:

Воспитатель I мл. гр.

Сардаковская В.А.

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

  1. познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
  2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  3. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Фото 1. Мамы во власти процесса...полны идей и интереса!

Мамы во власти процесса...полны идей и интереса!Мамы во власти процесса...полны идей и интереса!

3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?  Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Фото 2. Топ...топ...не легки в пробках первые шаги!

Топ...топ...не легки в пробках первые шаги!

4. Пальчиковая гимнастика.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.         

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

Яблоко! А ещё?

5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Фото 3. Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!

Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.
  5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
  6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.



Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №1 «Колобок»

Совместное мероприятие для родителей и детей, посвященное празднику «День матери»

Подготовила и провела воспитатель

Сардаковская В.А.

Сценарий вечера, посвященного

«Дню Матери»

     Цели:

- воспитание уважительного отношения к семье, к маме

- способствовать формированию сплоченности детей и родителей

- организация совместного досуга

Звучит песня. Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые наши родители – мамы, бабушки. Мы  очень      рады, что вы, несмотря на все ваши дела и заботы, пришли сегодня к нам. Вот уже который год в последнее воскресенье ноября в России отмечают день матери. Вы скажете: «А как же 8 марта?». 8 марта это Международный женский день, просто в отличие от этого праздника в День матери поздравления принимают только мамы.

     Мы поздравляем вас с днем матери! Этот праздник дает нам возможность еще раз низко поклониться вашему материнскому труду, доброте, сказать огромное спасибо за вашу любовь и терпение.

Мы здесь сегодня собрались,

Чтобы поздравить мам,

Большого счастья и здоровья

Мы от души желаем вам!

Дети:          Обойди весь мир вокруг

Только знай заранее

Не найдешь теплее рук

и нежнее маминых

Не найдешь теплее глаз,

Ласковей и строже

Мама каждому из нас

Всех людей дороже

Сто путей-дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама самый лучший друг

Лучше мамы нету!

Люблю тебя, мама, за что я не знаю.

                Наверно за то, что живу и мечтаю,

                и радуюсь солнцу, и светлому дню.

                за это, родная, тебя я люблю.

                за небо, за ветер, за звезды вокруг

                люблю тебя мама, ты лучший мой друг!

Ведущий: С первого дня жизни ребенка мама живет его дыханием, его слезами и улыбками. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь мамы согревает всю жизнь ребенка. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.

     Сейчас ребята мы с вами поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить только одним словом.

     

                Кто пришел ко мне с утра?

                Кто сказал: «Вставать пора»?

                Кашу кто успел сварить?

                Чаю в чашки всем налить?

                Кто косичку мне заплел?

                Целый дом один подмел?

                Кто цветов в саду нарвал?

                Кто тебя поцеловал?

                Кто ребячий любит смех?

                Кто на свете лучше всех?

     А теперь приглашаются все желающие мамы для участия в конкурсе. (Рисование цветка с завязанными глазами; по итогам конкурса все мамы награждаются медалькой).

     Ведущий: Детское внимание, детская помощь – это самый лучший подарок для мамы. Пусть же мама всегда чувствует вашу заботу, видит ваше стремление сделать ей приятное. Вот и наши дети для своих мам приготовили подарки.

Дети (под аккомпанемент) выходят и дарят свои поделки

Приятное мамам мы сделали, теперь нужно им помочь Сейчас наши ребятишки помогут своим мамам .

Как легко приготовить обед!   
Ничего в этом трудного нет!
Это проще простого:
Это раз – и готово!
(Если мама готовит обед).
Но бывает, некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда, не пойму в чем секрет?
Очень трудно готовить обед.

- Для участия в конкурсе вызываем две команды по 3 человека.

Задание для команд – кто быстрее приготовит борщ. Для этого участники бегут к столу, на котором лежат карточки с названиями продуктов, выбирают продукт для своего блюда и кладут в кастрюлю. Победит та команда, которая правильно выберет продукты для блюда.

    Ну, вот. Борщ готов! Молодцы!

Вед: Ребята, а вы знаете, что бабушка – это тоже мама папина или мамина, поэтому мы сегодня поздравляем и наших дорогих бабушек

(читают дети)

Мы с моею бабушкой старые друзья

До чего хорошая бабушка моя

Сказок знает столько что не перечесть

И всегда в запасе новенькая есть

 А вот руки бабушки это просто клад

Быть без дела бабушке руки не велят

Золотые, ловкие как люблю я их

Нет других, наверное не найти таких.        

Вед: Ребята, а вы любите сказки? А кто вам чаще всего их читает? Вед. А вот сегодня мы и попросим ваших дорогих мам рассказать вам сказку, да не только рассказать, но и показать!

(кукольный театр-экспромт «Колобок»)

Мама заботится о своем ребенке, делает все, что бы он был сыт, здоров, весел и счастлив. Недаром народная мудрость гласит «У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце». Ребята, а какие еще пословицы и поговорки про мам вы знаете?

Дети:          Нет лучшего дружка,  / чем родная матушка

                При солнышке тепло, /  при матери - добро

                Птица радуется весне,  / а ребенок матери

Ну и на последок еще один конкурс. Сейчас наши мамочки должны найти своего ребенка по ладошке с завязанными глазами.

     Мы благодарим всех участников конкурсов за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам было очень приятно видеть добрые и нежные улыбки мамочек и счастливые глаза их детей. За ваше участие в нашем празднике и за то, что вы самые - самые всем мамам вручаются медальки.

Мы наш праздник завершаем,

Милым мамам пожелаем,

Чтобы мамы не старели,

Молодели, хорошели.

Мы желаем нашим мамам,

Никогда не унывать.

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать

Пусть невзгоды и печали,

Обойдут вас стороной,

 Чтобы каждый день недели,

Был для вас, как выходной

 



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей "Ваш ребёнок - будущий первоклассник!"

Подготовила и провела воспитатель Сардаковская В.А.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков?

Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.

Нам, воспитателям, точно так же, как и Вам, родителям, очень хочется, чтобы будущий первоклассник поднимался по лестнице жизни спокойно и уверенно, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми.

Упражнение “Снежинка”.

Я предлагаю вам выполнить интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли?

Участники отвечают, что не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу:

- Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это говорит о том, что дети все в школу приходят абсолютно разные. Различны их способности, возможности и личностные качества

С чего начать подготовку к школе? Я считаю, что начать нужно с вас, взрослых. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Тест для родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, то поставьте галочку, если не согласны, то оставьте вопрос без галочки.

Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человеку.

Мой ребенок никогда не расстается с матерью.

Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

Боюсь, что учитель не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Посчитайте, сколько галочек оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

До 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка.

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и более – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

Теперь обратим внимание на то, в каких столбцах сумма 2 - 3 галочки.

1 столбец – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 столбец – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 столбец – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, надо заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 столбец – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 столбец – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

Намного легче адаптируются в школе дети, посещающие ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся говорить, доказывать, мыслить. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно – следственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Опыт работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в несколько в 3 – 4 раза.

В домашних условия вы сами можете проверить насколько развито мышление у вашего ребенка, а потом если в этом есть необходимость подкорректировать его.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

Какое из животных больше — лошадь или собака?

Утром люди завтракают. А вечером?

Днем на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

Для чего нужны автомобилю тормоза?

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Что общего между белкой и кошкой?

Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

Какие ты знаешь виды транспорта?

Чем отличается старый человек от молодого?

Для чего люди занимаются спортом?

Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

14. Гвоздь — гладкий, а винт — нарезной; гвоздь забивают молотком; а винт вкручивают.

15. Виды спорта (спорт).

16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).

17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Высокий уровень развития словесно-логического мышления — если ребенок ответил правильно на 15 — 16 вопросов.

Коррекционные и развивающие упражнения на мышление.

«Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Храбрый, злой, смелый, отважный.

Яблоко, слива, огурец, груша.

Час, минута, лето, секунда.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

Игра «Как это можно использовать».

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого – либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

Игра «Говори наоборот».

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары:

Пустой – полный

Тяжелый – легкий

Шершавый – гладкий

Твердый – мягкий

Красивый – безобразный

Игра «Бывает – не бывает».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные:

Почтальон принес письмо.

Поезд летит по небу.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Корова жует траву.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать что–то новое.

Возьмите ручку и напишите “Мой ребенок – дошкольник”. Просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите “Мой ребенок – первоклассник”. Посмотрите на эти две записи. Как легко и ровно мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно дается письмо левой рукой. Если Вам кажется, что терпение на исходе, что у Вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Любите своего ребенка и помните, что первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Подготовила и провела воспитатель Сардаковская В.А.

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки.

Оборудование: мультимедийный диапроектор (для показа слайдов по тексту)

Мастер-класс:

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы) .

Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) .

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2

Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5

Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2

Наши гуси у пруда

2 ---– 3 ---– 4 ---– 5

Га – га – га – га!

Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила игру «Математика на спичках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности. Спички мы используем ещё в одной игре: «Выложи из спичек». Ребёнок выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или узор.

Детям очень нравится играть в «Театр теней». Ребёнок становится к мольберту, на который направлен яркий свет. Так создаётся эффект тени: руками можно показать голубя, бабочку, собаку и т. д.

Также во время разных режимных моментов (прогулка, физ. минутки и т. д). мы играем в игру «Математика на пальцах»:

1. Запретное число

Ведущий называет какое-нибудь число «запретное» в пределах первого десятка. После этого он вразбивку называет разные числа от 0 до 10, а дети в ответ показывают названное число на пальцах. Если же ведущий назовёт запретное число, надо молча спрятать руки за спину.

2. Две руки – одно число.

Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре.

Ведущий называет какое-нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках. То есть представить число в виде суммы слагаемых.

3. Покажи соседа

В игре участвуют трое детей и ведущий. Ведущий называет число в пределах десятка. Ребёнок в центре показывает это число на пальцах, ребёнок стоящий справа от него должен показать число, на единицу больше названного. А ребёнок стоящий слева – число на единицу меньше названного. Дети усваивают закономерность: числовой ряд выстраивается слева направо.

В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в различных ситуациях, замечен большой интерес к выполнению многих игр и упражнений. Многие из детей хорошо справлялись со всеми заданиями и проявляли творческий подход к выполнению упражнений.



Предварительный просмотр:

МДОУ д/с комбинированного вида №1 «Колобок» г.Инза

Мастер-класс

для родителей старшей группы

по тестопластике «Жар-птица»

Подготовила и провела:

Воспитатель

Сардаковская В.А.

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

- вызвать интерес к данному виду деятельности.

Участники мастер класса: родители, дети старшей группы.

Предварительная работа: личные беседы с родителями

Ход мастер-класса

  • Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс

2. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы....

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Существуют основные способы лепки:

         Конструктивный

         Скульптурный (пластический)

         Комбинированный

         А также лепку можно разделить на предметную и сюжетную.

Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

- Сегодня на мастер-классе присутствуют дети. И я предлагаю им отгадать загадки

3. Отгадывание загадок

Горит , словно солнышко,
Уронила пёрышко.
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
« Неужели мне не снится!
Настоящая - (Жар-птица)»!

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.

 4. Практическая часть.

  Сегодня я предлагаю вам превратиться в мастеров– художников. Вам надо придумать и создать  Жар-птицу счастья для вашей семьи, для вашего дома. Это будет рельефное панно, которое можно будет повесить на стену, украсив интерьер вашего дома. Панно – произведение декоративного искусства, служащее для украшения участка стены.
Что такое счастье? (дать детям возможность высказать свое мнение о том, как они понимают счастье). 

Рассказ педагога: «Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех-всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом Радость, Добро и Красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!» 

- Интересно, какая она эта птица Счастья?  Раз это птица – значит, она должна выглядеть как птица, т.е. у нее должны быть…(дети вспоминают характерные особенности строения птицы). Но ведь это не простая, а удивительная птица. Значит, она должна отличаться чем-то от своих подружек. Как вы думаете, чем? (высказывания детей). А, чтобы вам было легче представить свою  Жар - птицу , вам будет помогать музыка… 

Самостоятельная работа детей и родителей за столами. Индивидуальная работа педагога с детьми и родителями: помощь в выборе общей композиции панно (птица в полете, отдыхает), совет в подборе цветовых сочетаний; напоминание правил и приемов работы с тестом. 
В конце занятия устроить выставку Жар- птиц. Рассмотреть всех птиц. Предложить детям ответить на вопрос: «Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?» Полюбоваться всеми работами, отметить их красоту и неповторимость. У каждого получилась своя птица, не похожая на других. Если стараться и очень хотеть, то счастье обязательно придет в ваш дом и семью. Давайте мы друг другу тихонечко, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем друг другу…(счастья!) И творческих успехов в дальнейшей работе с тестом!