О многом хочется сказать...

Елена Грицкова

Размышления

Отдушина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_chelovekovedeniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет  человековедения

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…”,- так говорил Аристотель.

Сегодня высокая нравственность - важная и необходимая для человека и общества в целом, но, к великому сожалению, не самая “модная”, популярная черта характера. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы теряем: только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством. Но человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности.

Качества эти не врожденные, есть множество примеров, когда дети честных и порядочных родителей становились людьми недостойными, и, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам. Кто же призван воспитывать нравственность в современных детях? Семья? Школа? Государство? Сам человек? Да, каждый по отдельности и все вместе.

Нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит, нужно учить их воевать за эту победу, нужно учить их не бояться нажить себе шишек и насмешек. Но самое главное – всем нам соответствовать этим принципам: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают, они сменят нас завтра. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Несмотря ни на что, сегодня ясно, что одно из главных  назначений современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель прежде всего должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Предметом практически каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь, отношение с миром и людьми,  поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

К великому сожалению, порой приходится видеть, что наши ученики формально относятся к урокам литературы, не ценят предоставленную им возможность общения с литературой. А  так  хочется, чтобы на уроках литературы дети горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, понимали поступки героев, узнавали  в литературных героях себе подобных, решали  собственные проблемы средствами литературы, искали  ответы на трудные вопросы бытия, спорили  о жизни, о людях.

Предмет литературы когда-то М.Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности А.Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Пусть же каждому будет даровано такое прозрение.