Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (Свидетельство №836, выдано Министерством образования Сахалиснкой области, от 29.05.2020 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psihologa.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)
Алгоритм организации работы с ребёнком с ОВЗ включает в себя следующее:
1. Ознакомление с приказом «Об организации обучения по АООП» в ДОУ.
2. Ознакомление с документами (Заключение ТПМК или ЦПМПК, ИПРА, выписки, справки)
3. Собеседование с родителями, заключение соглашения о проведении диагностического исследования и организации психолого-педагогического сопровождения; сбор информации об индивидуальных особенностях ребёнка.
4. Ежедневное наблюдение за ребёнком в период адаптации, установление контакта.
5. Проведение диагностики в соответствии с рекомендованной АООП, анализ результатов.
6. Заседание ППк, коллегиальное заключение по определению этапа обучения по АООП.
7. Разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения на основе рекомендуемой АООП и рабочей программы педагога-психолога.
8. Коррекционно-развивающая работа с отображением динамики, результатов в Дневнике индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
9. Мониторинг развития – диагностика на начало и конец года, анализ результатов, корректировка образовательного маршрута.
Помимо перечисленных направлений работы, педагог-психолог:
- в случае устойчивой положительной или отрицательной динамики развития конкретного ребёнка, составляет психологическую характеристику на данного ребёнка и обращается в ППк ДОУ с целью корректировки дальнейшего маршрута развития: перевод на следующий этап обучения, включение разделов из других программ.
- осуществляет индивидуальное консультирование родителей, разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов.
- в случае направления ребёнка на ТПМПК, прохождения МСЭ – составление характеристики на ребёнка.
Перечень документации педагога-психолога ДОУ:
1. Должностная инструкция и нормативно-правовая документация.
2. График работы и циклограмма.
3. Годовой план работы.
4. Отчётность по мониторингу и анализу.
5. Журнал проведения консультаций.
6. Соглашения и заявления родителей.
7. Аналитический отчет (1 раз в конце учебного года).
8. Диагностические материалы и методики, различные коррекционно-развивающие программы, методический комплекс.
9. Сведения о детях, выписки из истории болезни.
10. Расписание занятий.
11. Табель посещаемости.
12. Рабочая программа педагога-психолога с календарно-тематическим планом.
13. Дневник индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ (для каждого ребёнка) – образец в Приложении 10.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Основной рабочий документ специалиста, в котором отражены все направления работы педагога-психолога, содержание коррекционной деятельности, планируемые результаты на каждом этапе обучения, в соответствии с АООП.
Календарно-тематический план (его содержание, форма) является собственной разработкой педагога-психолога МАДОУ №3 Корнеевой Ирины Сергеевны. План разработан таким образом, что в нем чётко отражены три основных направления работы педагога-психолога в каждом занятии: развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и развитие личностной сферы (образец в Приложении 11).
Деятельность педагога-психолога
по коррекции развития психических процессов и эмоциональной сферы детей, нуждающихся в психологической помощи
Содержание работы | Форма коррекционной работы | Периодичность |
Комплексное обследование детей | индивидуально | 2 раза в год |
Работа в психолого-педагогическом консилиуме | Составление индивидуальных маршрутов развития | по показаниям, по запросу |
Коррекционная работа по развитию психических процессов и эмоциональной сферы | индивидуально, по подгруппам | с каждым ребёнком 2 раза в неделю |
Сопровождение периода адаптации детей | индивидуально, по подгруппам | по показаниям |
Коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения в развитии: - дети с повышенной тревожностью; - дети с повышенной агрессивностью; - дети с расстройством аутистического спектра; - дети с ЗПР; - дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | индивидуально, по подгруппам в формах игровой терапии, арттерапии, с использованием ресурсов сенсорной комнаты | ежедневно |
Работа по созданию эмоционального комфорта для детей и педагогов | наблюдения, консультирование, тренинги | в течение года, согласно плану |
Психологическое просвещение педагогов и родителей | консультирование, тренинги, анкетирование, тестирование, психологическая гостиная | в течение года |
Взаимодействие со специалистами ДОУ | педсовет, «круглый стол», и др. | в течение года |