Родителям на заметку
ЭТО ВАЖНО
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ
Детей учит то, что их окружает.
-Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться
-Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким
-Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым
-Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым
-Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе
-Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать
-Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости
-Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить
-Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
-Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
-Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
-С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
-Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
-Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
-Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
-Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности изза того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
-Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. -Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
-Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
-Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
-Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
-Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детскородительских взаимоотношений.
-Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
-Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов к поступлению в дошкольное учреждение, ответьте на следующие вопросы.
1. Какое общение – эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?
Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.
Ребенок в детском саду - памятка для родителей.
- ДОУ работает по 5-дневной рабочей недели с 7.00-19.00. Выходными днями являются суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
- Приём детей осуществляется с 7.00.
- Приводить ребенка в ДОУ желательно до завтрака до 8.30
- Если ребенок по каким-то причинам не сможет прийти в сад, то об этом необходимо сообщить заранее.
- Запрещается отдавать ребенка людям, не достигшим 16-летнего возраста. Если кто-то другой, а не родители будет забирать ребенка домой, то об этом необходимо сообщить воспитателю.
- Ребенок, не посещающий ДОУ 3 дня и более, должен иметь справку от врача.
- Внешний и вид и одежда ребенка при приходе в ДОУ должны быть опрятными, чистыми, ногти подстриженными.
- В шкафчиках у детей необходимо иметь комплекты сменного белья (трусы, колготки, майки и т.д.), пижаму для сна, спортивную одежду и обувь, сменную обувь. Наличие носовых платков обязательно! Летом обязательны головные уборы – косынки, панамки, кепки и т.д.
- Проверяйте, что взял ребенок с собой в ДОУ. Недопустимы опасные и колющие предметы, лекарственные препараты, стекло.
- В первую неделю пребывания ребенка в ДОУ не оставляйте его на целый день.
- Дома старайтесь придерживаться режима ДОУ.
- Старайтесь не затягивать ритуал прощания с ребенком в ДОУ. Расставайтесь с улыбкой. Обязательно сообщите ребенку, что вы вернетесь позже и заберёте его домой.
- Разрешите взять любимую игрушку в ДОУ, если ребенку так спокойнее.
- Ни в коем случае не пугайте ребенка ДОУ, воспитателями. И не грозите, что не заберете из ДОУ в случае капризов и плохого поведения.
Страхи у детей дошкольного возраста.
Не следует:
-Запирать его одного в тёмной или тесной комнате
-Бить по рукам, по голове и лицу.
-Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделает»
-Пугать животными
-Заставлять неподвижно лежать, сидеть, стоять и т.д.
-Объявлять ребёнку бойкот
Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и ласки.
Если ребёнок боится, нельзя:
1.Смеяться над ним, называть трусишкой.
2.Высмеивать, особенно при других детях.
3.Наказывать за страх.
Как преодолеть страх?
Если ребёнок боится бабу Ягу, ведьму, страшилу и др., то нужно:
1.Предложить нарисовать их.
2.Поиграть в сказочных героев.
Если ребёнок боится темноты:
1.Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
2.Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые могут понадобиться ночью.
3.Придумать игру, в ходе которой нужно входить в тёмную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые в тёмной комнате.
Если ребёнок боится собак:
1.Купите ему игрушечную собаку, которую он может трогать, играть.
2.Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребёнком, чтобы он не тревожился.
Перед сном нельзя:
1.Устраивать шумные игры.
2.Смотреть страшные фильмы
3.Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.
Перед сном надо:
1.Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат, гномов.
2.Спокойно разговаривать
3.Создавать обстановку мира, покоя и уюта
Дорожный травматизм.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
-Придерживайтесь правой стороны.
-Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
-Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
-Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
-Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
-Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
-Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
-Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
-Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
-Не стойте с ребенком на краю тротуара.
-Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
-Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
-Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
-Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
-Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
-Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
-Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
-Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
-Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
-При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
При посадке и высадке из транспорта
-Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
-Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
-Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
-Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
-Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
-Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
-Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
-Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
-Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
-Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
-Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
-Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
-Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
-Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
-Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
-Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
-Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Правила поведения в общественном транспорте.
-Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
-Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
-В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
-В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
-Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
-Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
-Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
-Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
-Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
-Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
-Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
-Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
-К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
-Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
-В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
Агрессивный ребенок.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
-Когда это началось?
-Как ребёнок проявляет агрессию?
-В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
-Что явилось причиной агрессивности?
-Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
-Что на самом деле хочет ребёнок?
-Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".
"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО”"
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ"
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
"ПО КОЧКАМ"
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
"ЖУЖА"
(для детей с 6 лет)
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.
Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу.
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.).
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
26. Прежде чем приступить к работе, при помощи незамысловатого опросника попробуйте определить ваши взаимоотношения с собственным ребенком.
Учим стихи правильно.
v Выяснить все непонятные слова и выражения.
v Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
v Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
v Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.
v Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.
v Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.
v Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.