1) Подвижные игры: младшая группа
Описание . Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте. Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг... и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку — и дети убегают на свои места.
МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ
Цель. Закрепить умение детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст, реагировать на сигнал. О п и с а н и е . Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой! Затем воспитатель вызывает 2— 3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ
Цель: закрепить умение детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками –крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места. Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.
ПРЫГАЙ К ФЛАЖКУ
Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; сохранять равновесие при прыжках. Описание. Воспитатель чертит на площадке линию, на расстоянии 2-3 м от нее ставит подставки с флажками. Затем он предлагает двум-трем детям подойти к линии и прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны поднять их, помахать и снова поставить на место. Обратно возвращаются бегом.
ВОРОБУШКИ И КОТ
Цель. Закрепить умение детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. О п и с а н и е . Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. По сигналу «Воробушки вылетают на дорогу» дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом. У к а з а н и я к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.
ЛОШАДКИ
Цель. Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро. О п и с а н и е . Дети распределяются в пары по желанию: один — лошадка, другой — кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
НЕ ЗАМОЧИ НОГ
Цель: закрепить умение детей энергично отталкиваться двумя ногами, мягко приземляться на обе ноги. На площадке выкладывают из палок, камешков, шишек ручеек (шириной 20—30 см). Дети встают к ручейку и по сигналу «прыг» перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «домой» снова перепрыгивают. Если все дети сразу справились с заданием, воспитатель делает ручеек пошире (до 30—40. см), говоря: «Много воды в ручейке, стал он широкий».
С КОЧКИ НА КОЧКУ
Цель. Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.
На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30—35 см. Расстояние между кружками примерно 25—30 см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный воспитателем ребенок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперед. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, он шагом возвращается обратно. Затем упражнение выполняет следующий.
ПОЙМАЙ КОМАРА
Цель. Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях.
Описание. Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1 —1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих — комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал».
У к а з а н и я к п р о в е д ен и ю . Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧИКИ
Цель: закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
Описание. На площадке проведена черта. По сигналу воспитателя дети прыгают на обеих ногах по площадке, согнув руки в локтях. По сигналу «Домой!» «зайчата» бегут к черте и становятся за нее.
КРОЛИКИ И СТОРОЖ
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, согласовывая движения рук и ног.
Описание: дети располагаются за чертой, проведенной на площадке, они – кролики. По сигналу «Скок-поскок, все на лужок» все кролики выпрыгивают на полянку, скачут по полянке, щиплют травку. По сигналу «Сторож» все кролики убегают за черту.
СНЕЖОК
Цель: упражнять в подпрыгивании на месте, мягко приземляясь на полусогнутые ноги, выполнять движения в соответствии с текстом. Описание .Дети стоят в кругу, держась за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом:
Выпал беленький снежок, собираемся в кружок. Мы потопаем, мы потопаем! (топают)
Будем весело плясать, будем ручки согревать, Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают)
Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей, Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают).
ЛЯГУШКИ
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, перепрыгивании через черту, мягко приземляясь на полусогнутые ноги. Закрепить умение действовать по сигналу воспитателя.
Описание. На середине площадки воспитатель чертит круг. Дети стоят за кругом. Воспитатель говорит: Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Ква-ква-ква, ква-ква-ква! Скачет, вытянувши ножки.
Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишия воспитатель хлопает в ладоши - пугает лягушек. Дети перепрыгивают черту и присаживаются на корточки – лягушки прыгают в болото.
ЗАЙКИ-ПРЫГУНЫ
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах между предметами, энергично отталкиваясь ногами от пола и взмахивая руками, согласовывая движения рук и ног.
Описание. Воспитатель расставляет кубики (кегли, набивные мячи) в ряд на расстоянии 50 см один от другого. Дети-«зайки» выполняют прыжки на двух ногах –«лапках» между «пеньками».
ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ
Цель: упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
Описание. Дети становятся в полукруг перед воспитателем, и они вместе произносят: Зайка серый умывается, Зайка в гости собирается, Вымыл носик, вымыл хвостик, Вымыл ухо, вытер сухо! В соответствии с текстом дети выполняют движения, а затем прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, - направляются в «гости».
ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК…
Цель: упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, быстро реагировать на сигнал.
Описание. На одной стороне зала находится «мышка», на другой – дети. Прыжками на двух ногах дети приближаются к «мышке». Воспитатель произносит: Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик: Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. На последнем слове дети быстро убегают в свой «домик» (за черту – шнур), а воспитатель их догоняет.
Цель: закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, приземляться на полусогнутые ноги.
Описание. Дети стоят у черты на одной стороне зала. По сигналу «Воробьишки, ищите зернышки» дети прыгают на двух ногах по площадке, приседают, стучат одним пальчиком по ладошке другой руки и прыгают дальше. По сигналу «Воробьишки, домой!» возвращаются к черте.
ПРЫГАЙ – ХЛОПАЙ!
Цель: развивать умение прыгать ритмично под хлопки указанным способом.
Описание. Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами. По предложению воспитателя одни ритмично хлопают, другие прыгают на двух ногах на месте. После 12-16 прыжков меняются ролями. Варианты: прыжки на месте на двух ногах, прыжки ноги врозь – ноги вместе.
НОЖКИ
Описание. Дети стоят шеренгой, воспитатель напротив на расстоянии 15-20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.
Ножки, ножки, бежали по дорожке. (бегут) Бежали лесочком, прыгали по кочкам (прыгают на двух ногах вперед). Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. (прыгают на двух ногах на месте, останавливаются) Нашли сапожок. (все бегут назад к исходной линии.
Подвижные игры с метанием 2 младшая группа
МЯЧ В КРУГУ
Цель. Закрепить умение детей прокатывать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при ката ИИ; развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание. Дети садятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя, а затем по желанию перекатывают мяч от одного к другому. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Воспитатель стоит вне круга и подсказывает, кому катить мяч, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками посильнее, показывает, как лучше это сделать, подает мяч детям, Или он выкатился из круга.
ЛОВИ МЯЧ (ПОЙМАЙ МЯЧ)
Цель. Закреплять умение детей бросать мяч в определенном направлении и ловить его, развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Описание. Дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на расстоянии 1 м. Называя ребенка, воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить. Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками одновременно снизу или от груди.
КОТ И МЫШИ
Цель. Учить детей ловить друг друга одним касанием, приучать ориентироваться в комнате, на площадке. Описание. На одной стороне площадки мышки-детки, на другой – котвоспитатель. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Цель. Учить детей ловить друг друга одним касанием, приучать ориентироваться в комнате, на площадке. Описание. Играющие располагаются по одной стороне площадки, на другой - медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит. После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом. Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.
ПРОКАТИ МЯЧ
Цель. Закрепить умение детей прокатывать мячи, в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при ката ИИ; развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Описание. Дети садятся на пол в круг или полукруг; воспитатель, держа мяч в руках, становится в центр круга или напротив сидящих полукругом детей. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч, затем катят его к воспитателю. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Когда дети хорошо усвоят это упражнение, вместо воспитателя в центре круга может находиться ктонибудь из них. Малыши, сидя на полу, могут держать ноги врозь или скрестив их перед собой.
ПОПАДИ В ЦЕЛЬ
Цель. Развивать элементарные навыки попадания в цель, метать правой и левой рукой, развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Описание. Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели — это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзинок). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие. Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.
КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ МЕШОЧЕК
Цель. Развивать навыки метания вдаль правой и левой рукой, ловкость, координацию движений. Описание. 5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно. Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.
СБЕЙ КЕГЛЮ
Цель. Учить детей прокатывать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании; развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Описание. На одной стороне площадки чертят 3—4 кружка, в них ставят большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см). На расстоянии 1 – 1,5 м от них обозначают шнуром линию. 3—4 детей подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспитатель ставит кегли на место. Правила: катить в кеглю, расположенную напротив стоящего ребенка; бежать за мячом только после того, как все закончили катание.
БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ
Цель: учить действовать по сигналу быстро, приучать ориентироваться в пространстве, развивать ловкость Описание. Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте. У к а з а н и я к п р о в е д ен и ю . Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали его.
ПОПАДИ В КРУГ
Цель. Развивать элементарные навыки попадания в горизонтальную цель, метать правой и левой рукой, развивать глазомер, ловкость, координацию движений, умение действовать по сигналу воспитателя. Описание. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1 —1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ
Описание. Дети стоят в кругу. Воспитатель с мячом стоит в центре круга. Бросает мяч каждому ребенку и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок ловит мяч бросает его опять воспитателю и называет свое имя.
ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ
Описание. Воспитатель раздает детям мячи и предлагает с ними поиграть, бросая вверх и стараясь поймать после броска. Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; если мяч упал, его можно поднять и продолжать упражнение.
Подвижные игры с ползанием, лазанием. 2 младшая группа
ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ
Цель. Совершенствовать у детей навыки ползания на четвереньках, чередуя движения рук и ног, не опуская головы. Описание. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 3—4 м на пол положен флажок или погремушка. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках доползти до погремушки, взять ее, встать и погреметь (или помахать флажком над головой), затем положить погремушку на пол и вернуться на свое место.
ПЕРЕЛЕЗЬ ЧЕРЕЗ БРЕВНО
Цель . Совершенствовать у детей навыки ползания на четвереньках, побуждать их к этому движению, учить переползать препятствие прямо (боком).
Описание. Дети располагаются на стульях. Впереди на расстоянии 2,5 м лежит бревно (скамейка, продолговатый ящик, бруски крупного строительного материала). Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Воспитатель вызывает когонибудь из детей и предлагает на четвереньках доползти до бревна, переползти через него, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку. У к а з а н и я к п р о в е д ен и ю . Воспитатель следит за тем, чтобы дети, приблизившись к препятствию, не вставали, а переползали через него на четвереньках.
КРУТАЯ ГОРКА
Цель. Закреплять умение детей лазать на четвереньках по наклонной доске. Описание. На вторую перекладину лесенки кладется доска с зацепами шириной 30 см. ребенок встает на четвереньки, проползает по доске, берется за перекладину лесенки, выпрямляется и слезает вниз.
ЧЕРЕЗ ОБРУЧ К ПОГРЕМУШКЕ
Цель . Совершенствовать у детей навыки ползания, побуждать их к этому движению, учить проползать под препятствием, не задевая его.
Описание. Через обруч к погремушке (флажку, ленточке). Обозначается исходная линия. На расстоянии 3 м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к двум стульям прикрепляется вертикально к полу обруч. За ними через 2 м лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стула или в обруч, доползают до ленточки, берут ее, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнения выполняют следующие. Правила: ползать указанным воспитателем способом; подползая, не задевать ножки стула или обруч; ползти до ленточки.
ОБЕЗЬЯНКИ Цель . Совершенствовать у детей навыки лазания по гимнастической стенке чередующим шагом, не пропуская реек; воспитывать смелость и ловкость.
Описание. Воспитатель предлагает детям — обезьянкам — по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку, начиная с первой,— взобраться на дерево за фруктами или орехами. Остальные дети сидят или стоят и смотрят. Затем взбираются другие.
МЫШИ В КЛАДОВОЙ
Цель. Закреплять умение детей умение подлезать под препятствие, не задевая его; приучать действовать по сигналу. Описание. Дети— мышки находятся за чертой на одной стороне площадки — это их дом. Посередине площадки несколько дуг (высота 40. см), лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дуги или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой. Правила: подползать не задевая дугу или веревку; убегать по сигналу.
Цель. Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, приучать их помогать им. О п и сан и е . Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35—40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают. У к а з а н и я к п ро вед ен и ю. Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали за нее.
КОТ И МЫШИ
Цель. Приучать детей подлезать под препрятствие, не задевая его; бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя. О п и с а н и е . Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (дуга, стул, веревка). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети — мышки — выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.
КОТЯТА И РЕБЯТА
Цель: закреплять умения детей лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек; действовать по сигналу. Описание. Подгруппа детей изображает котят, остальные— их хозяева (у каждого I—2 котенка). Котята на заборчике— на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают— просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью. Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).
КРОЛИКИ
Цель: упражнять в подлезании под веревку не касаясь руками пола в группировке, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, согласовывая движения рук и ног.
Описание. Дети располагаются за веревкой, натянутой на высоте 50 см от пола, - они кролики в клетках. По сигналу воспитателя: «Скок-поскок на лужок» - все кролики выбегают из клеток (подлезают под шнур, не касаясь руками пола), скачут (прыжки на двух ногах), щиплют травку. На сигнал: «Сторож!» - все кролики убегают обратно (но не подлезают под шнур, а забегают сбоку).
ПРОПОЛЗИ ПО МОСТИКУ
Цель: упражнять в ползании на четвереньках по ограниченной поверхности, координируя движения рук и ног.
Описание. На пол кладется доска – это мостик. На другом ее конце ставится корзина с мячами. Ребенок на четвереньках ползет по доске, сходит с нее, берет мяч, играет с ним (бросает вверх, ловит), кладет в корзину и возвращается, чтобы повторить упражнение.
Подвижные игры с бегом 2 младшая группа
ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. О п и с а н и е . Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками крылышками. По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. О п и с а н и е . Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3—4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик. У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю . Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
ПРИНЕСИ ИГРУШКУ
ОГУРЕЧИК
С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЫШКАХ
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. О п и с а н и е . Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Цель. Закреплять умение детей ходить и бегать в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом, убегать по окончании слов. Описание. Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне — медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь рычит, Он на нас сердит». После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.
Цель. Закреплять умение детей бегать в указанном направлении в своем темпе, не наталкиваясь на бегущих рядом.
Описание. Дети стайкой бегут в указанном направлении на расстояние до 10 м.
МЫШИ И КОТ
Цель: упражнять детей бегать врассыпную, не сталкиваясь друг с другом, уметь быстро реагировать на сигнал. Описание. Дети — мышки на одной стороне площадки, кот — воспитатель - на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок. Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.
КАРУСЕЛЬ
Цель: закрепить умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, не сужая круг, согласовывая свои движения с движениями рядом стоящих детей. Описание. Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:
«Еле, еле, еле, еле Тише, тише, не спешите, Завертелись карусели. Карусель остановите! А потом, потом, потом Раз-два, раз-два. Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра.
Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.
БЫСТРЕЙ К СВОЕМУ ЛИСТУ
Цель: упражнять в беге в прямом направлении всей группой по сигналу воспитателя.
Описание. Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой — березы. Подгруппы встают на противоположных сторожах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, крутятся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.
БЫСТРО ВОЗЬМИ ПРЕДМЕТ
Цель: упражнять в беге друг за другом по кругу, умении быстро реагировать на сигнал. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Описание. Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками), которых должно быть на1—2 меньше, чем играющих. На сигнал «Бери!» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»
СКОРЕЕ В КРУГ
Цель: развивать ловкость и быстроту движений, умение реагировать на сигнал.
Описание. На площадке чертят (выкладывают из камешков, шишек) круг (диаметром 4 м) и середине - круг по-меньше (диаметром 2 м). Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал «скорее в круг» дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их . Пойманные останавливаются на месте. Затем они снова встают за большой круг.
КУРЫ В ОГОРОДЕ
Цель: закрепить умение бегать по площадке врассыпную, реагировать на сигнал.
Описание. Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство — огород. С одной стороны его — дом сторожа, с другой — курятник, в нем куры — дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их — хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
НАЙДИ СВОЙ ДОМИК
Цель: закрепить умение бегать легко в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, находить свое место.
Описание. Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенки, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
ВОРОБУШКИ И КОТ
Цель: развивать умение бегать врассыпную, с одной стороны площадки на другую, реагировать на сигнал.
Описание. «Кот» располагается на одной стороне зала, а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к коту вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит. На слова «будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).
ЛОВКИЙ ШОФЕР
Цель: закрепить умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; действовать по цветовому ориентиру. Описание. Дети располагаются произвольно по всему залу, в руках у каждого ребенка руль (обруч). По сигналу воспитателя: «Поехали!» - дети – «машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях, стараясь не мешать друг другу. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то все машины останавливаются. Если зеленый – продолжают движения.
КОРШУН И ПТЕНЧИКИ
Цель: упражнять в ходьбе и бегу врассыпную, занимая всю площадь зала; умении быстро убегать по сигналу воспитателя. Описание. Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на стульчиках). ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - «птенчики» быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.
ПТИЦА И ПТЕНЧИКИ
Цель: закрепить умение детей действовать по сигналу воспитателя, бегать врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга. Описание. Воспитатель говорит: «Я буду птица, а вы – птенчики», предлагает посмотреть на большой круг (из шнура) – это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели птенчики зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики вылетают из гнезда. «Птица-мама» летает вместе с птенцами по всему залу. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг.
КОРШУН И ЦЫПЛЯТА
Цель: закрепить бег с ловлей и увертыванием. Описание. С одной стороны зала положен шнур – за ним располагаются «цыплята» - это их дом. Сбоку домика на стуле располагается «коршун»водящий, которого назначает воспитатель. Дети- «цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются – «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу воспитателя: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать (дотронуться).
АВТОМОБИЛИ
Цель: упражнять в ходьбе и беге в чередовании, ориентируясь на цветовой ориентир.
Описание. Дети берут в руки обручи – «рули». Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, и дети выполняют бег по всему залу, стараясь не задевать друг друга – «автомобили разъезжаются». Через некоторое время воспитатель поднимает флажок желтого цвета, и дети переходят на ходьбу. Ходьба и бег чередуются. В конце игры воспитатель поднимает флажок красного цвета – «автомобили» останавливаются.
Подвижные игры с ходьбой. 2 младшая группа
Цель: закрепить умение детей в ходьбе с высоким подниманием колена, ногу ставить на опору с носка, не топать.
Описание. Дети идут небольшой группой или колонной, высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут высоким шагом.
МЫШКИ
Цель: закрепить умение детей в ходьбе на носках, ногу ставить мягко, бесшумно.
Описание. Дети идут небольшой группой или колонной на носках, «как мышки». После 4-5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут на носках.
КАРАВАЙ
Цель: закрепить умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание. Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.
На Сережин день рожденья Испекли мы каравай. (Идут по кругу, взявшись за руки) Вот такой вышины (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки) Вот такой низины (присаживаются на корточки) Вот такой ужины (Сходятся к центру круга) Вот такой ширины (отходят назад, расширяя круг) Каравай, каравай (хлопают в ладоши) Кого хочешь, выбирай (стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр).
НЕ ЗАДЕНЬ
Цель: упражнять детей в ходьбе змейкой между предметами, не задевая их, сохраняя интервал друг от друга.
Описание. Дети идут друг за другом, обходя положенные в ряд предметы (кубики, шишки, камешки и т.п.).
ТИШИНА
Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному, действовать в соответствии с текстом. Развивать выдержку.
Описание. Дети идут в обход площадки в колонне по одному и гово
рят:
Тишина у пруда. Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши.
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 сек). Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.
КТО СОБЕРЕТ БОЛЬШЕ ШИШЕК
Цель: упражнять в ходьбе между предметами, действовать по сигналу.
Описание. На площадке раскладывают шишки, камешки. Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки. Отмечается тот, кто собрал больше. Правила: собирать после сигнала, нельзя отбирать предметы у товарища.
ПОЕЗДКА НА ДАЧУ
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом в колонне по одному, парами; умении действовать по сигналу.
Описание. Дети распределяются на две группы: одна, например, ожидает поезд в намеченном месте на станции; другая изображает поезд (дети двигаются по площадке друг за другом). По сигналу поезд приближается к станции, останавливается. Дети размешаются в нем и двигаются уже все вместе. Правила: дружно действовать по сигналу.
ПРОЙДИ В ВОРОТА
Цель: развивать четкость, ритмичность шага в соответствии с ритмом текста.
Описание. Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев). Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками, в правой руке у детей флажки. В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном). Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова:
«На зарядку утром рано Мы выходим с барабаном. Он гремит, гремит, гремит, В ногу всем шагатъ велит».
С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в воротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение. Правила: в ходьбе па месте шагать энергично, поднимал колени.
ВВЕРХ И ВНИЗ
Цель: упражнять в ходьбе в горку и с горки.
Описание. Подняться в горку и спуститься с нее в свободном построении или в колонне. Использовать целесообразную длину шага (в горку шаг более мелкий). Правила: идти по свободному месту, не толкать друг друга.
РОВНЫМ КРУГОМ
Цель: закрепить умение ритмично идти по кругу, сохраняя интервал, не сужая круг; в повторении движений за водящим.
Описание. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.
Усложнение:
Дети выполняют движение за водящим.
2. Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов: Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Ну-ка, Валя, выходи, Что нам делать, покажи!
Правила: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.
У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ
Цель: упражнять в ритмичной ходьбе врассыпную, умении находить свое место в колонне. Описание. Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселей: Тра-та-та, тра-та-та! Па сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту. Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.
ПОЙДЕМ В ГОСТИ
Цель: упражнять в ходьбе в прямом направлении, сохраняя правильную осанку, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Описание. Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы. Правила: переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.
Цель: упражнять в ходьбе в одной колонне по сигналу водящего.
Описание. Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, даст звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей. Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать. Варианты: сделать 2—3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути движения трамвая поставить какое-либо препятствие: доску (мостик) — дети проходят по доске.
МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ
Цель: упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом, водить хоровод, не сужая круг.
Описание. Играющие становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют соглпсно его содержанию. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, качаем головой.
Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем.
Дети соединяются в круг. И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Дети бегут по кругу, держась за руки и стараясь не упасть. Воспитатель говорит: «Стой!» дети останавливаются.
ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии с текстом. Описание. Дети строятся в круг. Идут за воспитателем и говорят:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, в ямку – бух!
Дети идут друг за другом, на слова «по камушкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «в ямку – бух» присаживаются на корточки. «вылезли из ямки», - говорит воспитатель и дети поднимаются.
БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ
Цель: развивать внимание, ловкость.
Описание. Дети стоят в кругу, немного расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит шишки. Ведущий находится в середине круга. Он старается взять шишку. Играющий, к которому направляется водящий, приседает, закрывает шишку руками и не дает до нее дотронуться. Как только водящий отходит, ребенок встает. Тот, кто не успел защитить свою шишку, выходит из круга. Он временно не участвует в игре.
ЦВЕТЫ И ПЧЕЛКИ
Описание. Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит между ними и говорит: «Посадила цветы, поливала их, солнышко их обогрело, стали цветы подрастать» - дети медленно поднимаются. «Пчелки прилетели» - дети бегают врассыпную по всей площадке. «И на цветочки сели» - дети приседают.