Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Методы и формы
Методы:
- Наглядный метод - иллюстрирование, демонстрация, наблюдение, ИКТ;
Основные средства:
- применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.; с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.;
- различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
✓ объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
✓ печатные пособия (картины, плакаты, образцы, тетради)
✓ проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
ИКТ :
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
4.Создание презентаций в программе Power Point.
5. Подготовка компьютерных игр с интернет ресурсов.
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Основные средства: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
- Методы практического обучения:
✓ упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
✓ приучение;
✓ технические и творческие действия
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
4.Методы эстетического восприятия:
✓побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
✓побуждение к сопереживанию;
✓культурный пример;
✓драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
5.Методы проблемного обучения
✓проблемная ситуация;
✓познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
✓диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
✓метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
✓экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
✓прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);
✓метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно- экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
6.Методы поддержки эмоциональной активности
✓игровые и воображаемые ситуации;
✓похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
✓придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
✓игры-драматизации;
✓сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
✓элементы творчества и новизны;
✓юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
7.Метод психосенсорного развития
✓Методы развития психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
✓Методы усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук) с опорой на
максимальное включение органов чувств.
Основные средства:
✓раздаточный материал (шаблоны для работы с контуром (для раскрашивания, обводки, заполнения, вырезания, сгибания, обрывания и др.)
✓электронные образовательные ресурсы: мультимедийная техника, электронный
демонстрационный материал, и т.п.);
✓оборудования для сенсорных комнат (зеркала, светодиодное оборудование,
звуковоспроизводящее оборудование, оборудование для различных тактильных восприятий и ощущений и др.);
✓аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеоролики, презентации, познавательные фильмы на цифровых носителях;
✓наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
✓ демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
✓ спортивное оборудование
8. Стимулирования и мотивации - познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания; образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. (предвосхищение, оценка, рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
Методы контроля и самоконтроля
✓ Педагогическое наблюдение;
✓ Беседы
✓ Рефлексивные методы
✓ Создание ситуаций для изучения поведения ребенка
✓ Мониторинг
✓ Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
✓ Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей
✓ Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой – это четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
✓ Нетрадиционная форма обучения.
1. Арттерапия
2. Игротерапия
3. Интегрированные занятия
4. Игры-соревнования
5. Сюрпризные моменты
6. Самоуправление
7. Компьютерные занятия («Роботошка», « Умная пчелка», "3D –ручка»)
8. Конструирование (ТИКО, ЛЕГО, Дары Фребеля)
Технологии:
1. Клубный час
2. Рефлексивный круг
3. Волшебный телефон
4. Педагогическая проблемная ситуация
5. Здоровье сбережение
6. Дети - волонтеры
7. Ситуация месяца
8. Развивающие общение
9. Социальная акция