Для родителей

Корнилова Людмила Игоревна

Я призываю родителей активно участвовать в жизни класса. Их мнение и поддержка очень важны! Я провожу регулярные встречи, семинары и родительские собрания, где можно обсудить успехи и трудности  ребенка, а также узнать больше о жизни школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема

«Первый раз в первый класс»

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

Задачи:

1.познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

2.познакомить родителей друг с другом;

3.познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

4.познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

5.совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

6.анкетирование родителей;

7.выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1.Карандаши, бумага, ручка. 2.Анкеты. 3.Чистые листы бумаги.

4.Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

2. ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

3. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

• В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

• Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

• Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

• Для детей характерна высокая утомляемость

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

 знания и умения

 взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

 взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

- Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Информация 2. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило:

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Тренинг 2 (цветные карандаши)

- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда правило: - никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните : то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка . Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

4. Подведение итогов

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

ЛАДОШКАНа столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

На обратной стороне листа поделитесь своими впечатлениями о нашем первом собрании.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

  • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
  • Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
  • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
  • Для детей характерна высокая утомляемость



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема

«Мотивы учения младшего школьника»

  «Мотивы учения младших школьников»

Задачи: рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.

.

«Учение - это серьезный труд,

требующий организованности,

дисциплины,  волевых усилий

со стороны ребенка».

В. А. Крутецкий

Беседуя с вами, уважаемые родители, я слышала такие высказывания: «Не хочет идти в школу», «Не хочет делать уроки», «Пока не скажу, не сделает»,  «Не проконтролирую, не выполнит», и т.д. и т. п. Это не удивительно. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Исходя из этого, я решила посвятить это родительское собрание изучению мотивации учения школьника.

Говоря научным языком, мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действиями и причинами, которые его объясняют.

Проще говоря, мотивация - это отношение школьника к учению. Как же развиваются отношение к учению?

Динамика отношения к учению.

Правильное отношение к учебе формируется у младших школьников далеко не сразу. Семилетние дети обычно положительно воспринимают перспективу школьного обучения. Можно даже говорить о наличии у детей о своеобразной потребности в этом. Но указанная потребность отличается характерными особенностями. Это, точнее говоря, еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнавать новое, а потребность стать школьником, что не одно и тоже.

Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» «занятого» члена семьи. Если спросить первоклассника, вскоре после 1 сентября, что ему особенно нравится в школе, он чаще всего ответить так: «Как учительница учила руку поднимать», «Как мы завтракали».

Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение- это не новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Если ко всему этому ребенок не привык, если он пользовался дома излишней свободой, родители не требовали строго соблюдения режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.

Родители должны мягко, но настойчиво приучать школьника к новому режиму жизни, внушать ему мысль, что учение не праздник, не игра, а серьезная напряженная работа, однако очень интересная, т.к. позволит узнать много нового, нужного.

Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родителей.

В дальнейшем высокие отметки становятся важнейшим мотивом учения. Хорошо ли это? Психологи провели интересный эксперимент: через некоторое время после проведения контрольных работ они задавали младшим школьникам вопросы: «Какую отметку ты  получил?», «Какие допустил ошибки?», «Как ты их исправил?». Оказалось, что свои отметки помнят все ученики без исключения. Ошибки свои запоминали лишь пятая часть, а то, как их исправил, еще меньше. Получается, что вначале ученики вообще не помнят значения отметки, а когда начинают понимать, отметка у них заслоняет все. Отметка становится самоцелью учения.

Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, без осознания ее значения. В произношении звуков, написании элементов букв еще очень много от игры. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Ученик начинает понимать, что учение дает возможность узнать много интересного и полезного.

Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям, осознанным чувством долга.

Динамику мотивов учения младшего школьника можно схематично иллюстрировать следующими последовательными его ответами на вопрос о том, зачем надо учиться:

1. «Потому что на уроках интересно руку поднимать»;

2. «Чтобы не огорчать маму»;

3. «Чтобы пятерки получать»;

4. «Чтобы узнать много нового»;

5. «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».

Результат тестирования учащихся нашего класса.

1 уровень     негативное отношение к школе.

2 уровень     низкий уровень мотивации.

3 уровень     положительное отношение к школе, но школа привлекает

                       больше внеучебными сторонами.                                                                            

4 уровень     средний уровень.

5 уровень     высокая школьная мотивация и учебная активность.

Анализ учителем (психологом) уровня мотивации обучения каждого ученика.

Но я бы не стала целиком доверять результатам только одного теста. Чтобы объективно оценить мотивацию учения, нужно учесть мнение родителей, успеваемость соответственно возможностям учащихся, и мнение учителя, результаты труда школьника.

Несформированная внутренняя позиция школьника, низкая мотивация  вызывает у ребенка трудности в обучении.

У детей с высокой мотивацией занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительные эмоции, а  игры, интересовавшие ребенка в дошкольном возрасте, теряют свою привлекательность.

Бывают случаи, когда у детей более сильными остаются игровые мотиву. Это проявление в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, невнимателен, в то время, как в игре он может быть очень сосредоточенным.

В таких случаях нужно особое внимание уделить формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник; развивать познавательные интересы и стремления овладеть школьными навыками так же, как остальные.

Далее идет анализ ответов на вопрос «Ты часто рассказываешь о школе родителям?»

Практика показывает, что низкая несформированная мотивация( нежелание учиться), чаще всего бывает в трех случаях:

Во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать желания, преодолевать трудности, и у него сформировалось своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению. Следовательно, надо учить преодолевать трудности.

Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, у которых заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)

И наконец, в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь(будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у  ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложным при этом является такие случаи, когда не желание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребенка. Следовательно, нужно реально оценивать способности своего ребенка.

Не секрет, что мотивация ученика связана с отношением его родителей к учебе, школе, учителю. Это отношение хорошо просматривается через читательские дневники( проводится анализ работы в читательских дневниках).

Если у вашего ребенка мотивом учения является стремление не огорчить родителей, а родители этим учением не интересуются, то соответственно мотивация не развивается, а, наоборот, опускается вниз. (Приводятся примеры из контингента класса).

ВЫВОД.

Семья и школа должны работать вместе, дружно. Как одна семья, без школы, не может, обучить своего ребенка, также школа, без семьи, этого сделать не может.       

 

Методика оценки уровня школьной мотивации

учащихся начальных классов.

    1.Тебе нравиться в школе или не очень?

а) не нравится

б) не очень

в) нравиться

              2.   Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе   часто хочется оставаться дома?

                 а) чаще хочется оставаться дома

                 б) бывает по-разному

                 в) иду с радостью

              3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

                 а) остался бы дома

                 б) не знаю

                 в) пошел бы в школу

              4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

                 а) нравится

                 б) бывает по-разному

                 в) не нравится

              5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

                 а) да

                 б) не знаю

                 в) нет

              6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

                 а) хотел бы

                 б) не знаю

                 в) не хотел бы

              7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

                 а) не рассказываю

                 б) редко

                 в) часто

              8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

                 а) да

                 б) точно не знаю

                 в) нет

              9. У тебя в классе много друзей?

                 а) нет друзей

                 б) мало

                 в) много

             10. Тебе нравятся твои одноклассники?

                 а) не нравятся

                 б) не очень

                 в) нравятся

         

 Начисляется за вариант «а» - 1, «б» - 2, «в» - 3.

         

 0-9 -  негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

          10-14 -  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

          15-20 -  низкий уровень

          21-24 -  средний уровень

          25-30 -  высокая школьная мотивация и учебная активность.



Предварительный просмотр:

Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления

Цель: Организация комплексной коррекционной работы с учащимися 1-го класса, испытывающими трудности в обучении письму и чтению.

Задачи:

  1. Осветить понятия «школьные трудности» и «трудности обучения письму и чтению», а также важность создания условий для эффективного формирования навыков письма и чтения в кратком информационном сообщении.
  2. Охарактеризовать причины трудностей обучения письму и чтению конкретных учащихся класса.
  3. Обсуждение и выбор формы организации работы по коррекции трудностей конкретных детей в имеющихся условиях.
  4. Определить систему и график взаимодействия учителя и родителей.
  5. Дать общие и конкретные рекомендации родителям учащихся, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

Повестка:

  1. Причины и характеристика трудностей обучения письму и чтению в первом классе (на материале исследования учащихся класса).
  2. Определение характера помощи детям, испытывающим трудности в обучении письму и чтению.
  3. Согласование системы взаимодействия учителя, специалистов (логопеда, психолога) и родителей.
  4. Рекомендации родителям учащихся, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

План

1. Введение в проблему.

  • Трудности обучения и необходимость их раннего выявления. Взаимосвязь трудностей обучения и учебной неуспеваемости. Общие причины школьных трудностей (нагрузки, стрессы, перенапряжение) и их возможные последствия (снижение эффективности обучаемости, неуспеваемость, тревожность и др.)
  • Письмо и чтение как базовые школьные навыки, уровень эффективности владения которыми влияет на весь процесс обучения ребенка в школе.

2. Трудности формирования навыков письма и чтения.

  • Понятия и термины (дисграфия – нарушение письма; дислексия – комплексные нарушения письма и чтения и др.)
  • Комплексные факторы, обуславливающие трудности обучения письму и чтению. Группы риска: часто болеющие, медлительные, гиперактивные, леворукие дети.
  • Выделение групп риска в третьем классе: часто болеющие дети – 5 человек; медлительные дети – 6 человек; гиперактивные – 2; леворукие – 1 ребенок.

3. Организация коррекции трудностей.

Возможные формы организации работы по коррекции трудностей:

  1. индивидуальные программы;
  2. занятия в динамических группах;
  3. организация работы в малых группах на уроках;
  4. занятия со специалистами (логопедом, психологом);
  5. организация помощи родителей детям в преодолении трудностей обучения.

4. Рекомендации родителям. 

  1. Общие рекомендации родителям детей испытывающих трудности в обучении письму и чтению. Основные правила организации занятий дома. Принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
  2. Рекомендации родителям часто болеющих, медлительных, гиперактивных, леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению. Раздаточный материал с рекомендациями.

5. Подведение итогов собрания.

Освещение проблемы трудностей обучения письму и чтению учащихся.

Осмысление конкретных факторов и причин имеющихся трудностей у детей.

Выбор и определение форм работы по их преодолению.

Рекомендации родителям по работе с детьми дома. Определение системы взаимодействия (индивидуальные беседы, собрания, анкетирование родителей для выявления степени эффективности домашних занятий).

Раздаточный материал:

  1. Принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
  2. Основные правила организации занятий дома.
  3. Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.
  4. Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

Принципы помощи детям, имеющим трудности обучения

Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

Пятый принцип организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Основные правила организации занятий дома

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Чтобы правильно организовать занятия с ребенком, необходимо соблюдать основные правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 10–15 минут;
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15–20 минут обязательно делать паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю (в 10 дней) встречаться с учителем (психологом, логопедом) и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала. Рекомендуется кольцевой принцип: через 1–2 дня первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой: это один из самых вредоносных факторов – это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку обучение в школе.

  • Характерная особенность медлительных детей, о которой следует помнить,  трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Поэтому между разными видами деятельности необходимо делать перерывы, паузы и предварительно готовить ребенка к следующему занятию: «Через 15 минут будем заниматься математикой», «Ты помнишь, что через 10 минут будем выполнять задание по математике?» и т.д.
  • В процессе занятия необходимо говорить медленно и спокойно, иногда, для того, что бы ребенок все усвоил, требуется многократное повторение. В конце занятия необходимо убедиться, что ребенок понял учебный материал.
  • Советуем родителям не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно.
  • Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка – ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!
  • Ежедневно необходимо делать упражнения на движение. Можно использовать игры со сменой скорости движений: 1) ходьба – бег – ходьба медленная; 2) хлопки ладонями медленно – быстро – медленно и т.п. Проводить эти занятия можно в любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными, в форме веселой игры.

Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку?

  • Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.
  • Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если они корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти.
  • Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
  • Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих занятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.
  • Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.
  • Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения.

 

Родительское собрание

Тема

«Школьная тревожность и пути преодоления»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 3 классе «Мой ребёнок становится трудным…»

Слайд 2

Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей. 2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка. 3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Слайд 3

Трудный ребёнок – это ребёнок, который: - не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут; - нарушает распорядок дня; - портит домашнее имущество; - издевается над младшими и стариками; - дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей; - мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости; - не может найти общий язык с окружающими;

Слайд 4

Трудный ребёнок – это ребёнок, который: - портит домашнее и школьное имущество; - издевается над младшими и стариками; - выходит за рамки приличия; - мешает проведению уроков; - не выполняет школьные требования; - прогуливает учебные занятия, не хочет учиться; - постоянно обманывает, ворует, ругается матом; - испорчен улицей, связан с плохой компанией.

Слайд 5

Анкетирование детей Если ты задержался после школы, то: Если ты получишь плохую оценку, то

Слайд 6

3. За плохую отметку тебя: 4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

Слайд 7

5. Если тебя накажут несправедливо ,ты: 6. Если тебя обидели. ты своих обидчиков:

Слайд 8

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к : 8. Если в доме гости:

Слайд 9

9. Если о тебя говорят плохо, то твои родители: 10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

Слайд 10

Предлагаю для обсуждения следующие вопросы: -причины трудности ребёнка; - как вести себя с трудным ребёнком; - способы решения проблем в общении с ребёнком.

Слайд 11

Анкета - нет контакта с родителями; - непонимание в семье; - неприятие ровесниками, одноклассниками; - влияние «плохой» компании; - влияние улицы, телевизора; - мало занимаются детьми, не уделяют должного внимания; - ребёнок рождается таким; - частые скандалы в семье.

Слайд 12

Причины детской неуправляемости. Причина первая – борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

Слайд 13

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.

Слайд 14

Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым . Ребёнок мстит за: неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!» сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; за унижение друг друга в кругу семьи; за потерю одного из родителей в результате развода; за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания; за родительскую ложь и хамелеонство; за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу

Слайд 15

Причины детской неуправляемости. Причина четвёртая – неверие в свой успех. Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Слайд 16

Как себя вести с трудным ребёнком: -спокойно выслушивать; - разговаривать, опираясь на доверительные отношения; - найти контакт; - заинтересовать его; - уделять больше внимания, любви;

Слайд 17

Меры воспитательного воздействия: «Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» А.С. Макаренко

Слайд 18

«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко

Слайд 19

Притча В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

Слайд 20

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии ,но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

Слайд 21

С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит », - сказал ему наставник. Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: « Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает ».

Слайд 22

Итоги собрания Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.

Слайд 23

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ Не унижайте и не оскорбляйте ребенка! Не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку. Избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов. Отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”. Объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка. Отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.

Слайд 24

Удачи и терпения!