Русский язык 2 класс. Повторение и закрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 2 класс.
Тема: Повторение и закрепление
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о пройденных тем 1 четверти; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи :
1. Личностные УУД:
-формирование ценностно-смысловой ориентации; -развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
2. Регулятивные УУД:
-умение планировать свою работу; -учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
3. Познавательные УУД:
-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно - следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
-умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; -формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, доска, проектор, листы с заданиями для групп.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок - у нас гости, мы гостям всегда рады. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки. Повернитесь друг к другу, подарите улыбку своему однокласснику.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Ребята, вы готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс. Все получится у нас!
2.Актуализация опорных знаний и умений.
УСПЕХ ВСЕГДА ПРИДЕТ К ТОМУ, КТО ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ИДЕТ К НЕМУ.
- Чтобы добиться хороших успехов, мы должны с вами трудиться. Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Давайте сегодня усердно и активно поработаем. Согласны? (Да). Чтобы наш открытый урок для гостей получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка. В начале урока выполним упражнение на внимание.
Разминка «Да» или «Нет»:
В алфавите 33 буквы.(да) В неделе 8 дней.(нет)
Гласный звук образует слог. (да) В радуге семь цветов.(да)
В слове день три буквы.(нет) В слове цветы первый слог ударный.(нет)
- Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка. Нарисуйте СМАЙЛИК.
1. Минутка чистописания. Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.
— Что общего у этих букв?(Гласные) На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)
— Назовите буквы, которые обозначают один звук. (О, А, У, И, Ы, Э.)
— Назовите буквы, которые могут обозначать два звука. (Е, Я, Ё, Ю)
— Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
2.Орфографическая минутка. Словарная работа.
В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар.)
Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)
Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.) Запись слов на доске.
- Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие (звучит музыка). Закройте глазки и представьте, то, что вы услышите. Что вы услышали? Вы идёте по красивой поляне, где растут красивые цветы, греет ласковое, тёплое солнце. Вам тепло и уютно. Вдруг перед вами появляется лес, не простой, а заколдованный. Открыли глазки. Мы с вами попадаем в ЦАРСТВО русского языка.
3.Повторение изученного материала.
1.- Какая бывает речь? (Устная и письменная) Что такое устная речь? Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы). Что такое письменная речь? Письменная речь - это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь – это такая речь, которую мы читаем и пишем. Что значит речь про себя? Речь про себя – это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя. В каких жизненных ситуациях пользуются этими формами речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше? Обоснуйте свой ответ.
2. - Что такое диалог? Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц. Что такое монолог? Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
3. - Что такое текст? Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
- Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)
- Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)
- Распределите названия частей текста по порядку. Деление текста на части: начало, основная часть, концовка.
4. - Что такое предложение? (Законченная мысль.)
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Как называются эти предложения?
- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу.)
- Что такое второстепенные члены предложения? (Все остальные слова.)
- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)
- Как подчёркиваются главные члены предложения?
- Как называются предложения, которые состоят только из главных членов?
-Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов?( Распространенные)
- Как связаны слова в предложениях? (По смыслу. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпаются. Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.)
5. - Что значит определить лексическое значение слова? (Что обозначает слово.) Где узнать, что обозначает незнакомое слово? Воспользоваться словарем (толковым).
6. - Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются? У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.
В предложении «Плывут облака». Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это - переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.
7. - Расскажите, что такое синонимы. В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
- Какова роль синонимов в речи? (Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях.)
8. - Что такое антонимы? Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
9.- Что такое омонимы? Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова.
ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.
10.- Какие слова мы называем родственными? В русском языке есть слова – «родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными. Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
11. - Что такое ударение? Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова. В каких случаях ударение в словах не ставится?
Физминутка «Улуг паза кiчiг»
4. Закрепление пройденного материала.
Прочитайте ТЕКСТ.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
- Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
5. Самостоятельная работа.
1) Прочитайте задание.
1 вариант | 2 вариант |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
2) Прочитайте задание.
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Обсуждение допущенных ошибок. Работа в парах.
3) Коллективная работа.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляне, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
- Это текст? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. Дуб.
На поляне стоит могучий дуб. Рядом с дубом растет молодой дубок. Осенью на землю падают дубовые листья.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чем пополнился ваш кузовок? Какими новыми знаниями русского языка?
- О чём сегодня, придя, домой, вы расскажете своим родным?
Рефлексивная позиционная дискуссия:
- Каким образом, я смогу полученные на уроке знания использовать в будущей жизни? Что все знания могут и должны использоваться в жизни.
- Всем спасибо! Урок окончен. Давайте теперь оценим наши успехи. Проверим, как повысилась ваша самооценка. Нарисуйте второй СМАЙЛИК.
Д/з работа на карточках