Для родителей

Карташова Людмила Александровна

Здесь собраны полезные ссылки, советы, памятки для родителей основной школы.

       

10 правил для родителей

 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 

2. Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.     

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь - как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.      

4.  Не думай, что ребенок твой - он Божий.    

5.  Не относись к его проблемам свысока. 

6.  Не унижай! 

7.  Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.     

8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.    

9. Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 

10.  Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«От лица ребенка» для общения с ним

1. Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, «что я есть» и я стану еще лучше.

2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.

3. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле, неповторимый.

4. Больше думайте о том какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего эмоционального состояния.

5. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.

6. Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживала меня.

7. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать в чем их ощутимый для меня вред.

8. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

9. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире, поэтому не бейте меня сейчас, от этого я не стану лучше.

10. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.

11. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать, чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим.

12. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах.

13. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из -за тебя в моей жизни ничего не складывается' Из-за тебя в доме скандалы!». Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

14. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

 15. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

16. Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете меня, когда делаете замечания и пр. Если одобряете - одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое - я это вижу и испытываю смятение и неуверенность во всем.

17. Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похожую на вас.

18. За проявление моих чувств не хвалите и не ругайте меня, помогите мне осознать, что чувства просто есть и испытывать их может каждый, чувствовать не запрещается и не стыдно.

19. Дарите мне "каждый день хотя бы полчаса времени своей жизни и пусть эти полчаса будут принадлежать только мне, ли о ком я ни о чем не думайте в это время, креме меня. Этим вы заполните мой эмоциональный вакуум я буду твердо уверен в том, что вы меня любите, и я вам н ужен.

20. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной об этом наедине.

Советы родителям на каждый день.

1. Говорить сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко! Не бойтесь повторять это.

2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», "Вечно ты». Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

5. Внушаете ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!

6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Рекомендации родителям подросткового возраста.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу подростка: - бытовые: хорошее питание, полноценный сон, спокойная обстановка, удобное и уютное место для занятий и т.д. - эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случаи неудачи и т. п. - культурные: обеспечьте ребёнка справочниками, пособиями, атласами и т.д.

2. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для запоминания.

3. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспеваете.

4. Не оставляйте без внимания свободное время ребёнка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.

5. Не сравнивайте своего ребёнка, и его успехи с другими, лучше сравните его с самим собой - это более обнадеживает.

6. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.

7. Акцентируйте внимание на различные виды деятельности, общения подростков, оказывайте помощь в налаживании контактов со сверстниками.

8. Развивайте познавательную и социальную активность подростков



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям выпускников

  • Проговаривайте с ребёнком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсуждайте, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребёнок понял, что семья, безусловно, верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи.
  • Поддерживайте у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
  • Для повышения интеллектуальной активности организуйте рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета.
  • Чтобы не наступало «хроническое утомление», через каждые 40-50 минут ребёнок должен сменить вид деятельности. Желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
  • Не настаивайте на том, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, - некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.
  • Дайте возможность, чтобы ваш выпускник при желании мог рассказать выученный материал вам, так как проговаривание закрепляет материал в памяти, а также снимает панику.
  • Внимательно следите за режимом питания ребенка, так как экзамен вызывает у школьника сильный стресс и велика вероятность развития заболеваний сердечно - сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.



Предварительный просмотр:

Тест "Какие Вы родители?"

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:95&n=a6b04c4d1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

Результат

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

> Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

> От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:95&n=a6b04c4d

> Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?



Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы

в интересах личности ребёнка.    

Карташова Л.А.

   

Учреждения образования являются одними из важнейших социальных институтов, которые обеспечивают реальное взаимодействие ребенка, родителей и общества.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Почему учителя стремятся привлечь родителей в школу? Потому что мы отдаем себе отчет в том, что обучением, воспитанием и образованием занимается не только учебное заведение, но семья и общество, причем, в отличие от учебных заведений, в течение всей жизни. Поэтому школа может стараться как угодно, а ученик дома и на улице получит такое «обучение», «воспитание» и «образование», что все внутришкольные попытки обречены на неудачу.

И школа, и родители понимают, что у них появился опасный конкурент- это «улица» в широком смысле этого слова - среда обитания ребенка: это и игры-стрелялки на домашнем компьютере, и курение за углом школы и пиво на дискотеке, и сцены насилия на телеэкране – все это оказывается эмоционально более привлекательным для ребенка, чем общение с родителями дома или с учениками и учителями в школе. Выход здесь только один – использовать все возможные ресурсы и средства на повышение эмоциональной привлекательности для детей семьи и школьной среды.

Безусловно, работа с родителями велась и ведется. Традиционные родительские собрания – известная форма работы классного руководителя. Родители приходят на такие собрания с ручками и блокнотами, они благодарны классному руководителю за информацию об их детях. За просветительскую работу, за педагогические советы. Я считаю, такая форма не в полной мере реализует родительский потенциал. Очень важно, чтобы родители спрашивали совет не только у учителя, но и друг у друга. Нужна особая родительская кооперация, общность. Ведь родители понимают друг друга совсем иначе чем, мы, учителя.

Родительский Комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на содействие классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Родительский Комитет оказывает неоценимую помощь классному руководителю в разных ситуациях: помогает в установлении контактов с родителями, вовлекает остальных родителей в совместную деятельность с детьми, влияет на формирование культуры родительского общения, является посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях, выступает с предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе.

Через работу Родительского Комитета родители должны стать активными участниками учебно – воспитательного процесса. Только в условиях тесной работы учителя перестанут винить родителей за неуспеваемость и поведение ребенка, а родители предъявлять претензии к школе за жесткие требования и отсутствие понимания индивидуальных особенностей их детей.

Я являюсь классным руководителем 10А профильного (физико-математического и химико-биологического) класса. При формировании 10 профильных классов, велась большая работа по профориентационной работе с родителями и детьми. Проводились родительские собрания, с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, анкетирование среди родителей по выбору профиля учащихся и выбору экзаменов. В школе для обучающихся были организованы спецкурсы в 8-х классах и элективные курсы в 9-х классах.

Классные руководители проводили диагностику интересов и склонностей обучающихся, составляли индивидуальные карты обученности и развития каждого ученика. На родительских собраниях каждый родитель знакомился с результатами анкетирования детей и с их индивидуальными достижениями.

В течении учебного года и на стадии формирования профильных классов проводились индивидуальные консультации с «колеблющимися» родителями, в результате чего мы смогли сформировать физико – математическую группу.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Не секрет, что патриотическое воспитание в наше время – это одна из актуальных и серьёзных проблем общества. Социально – патриотическое воспитание направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

На протяжении многих лет класс посещает участницу ВОВ, бывшего директора школы № 4 Елизавету Ивановну Сосновцеву.

Вопрос о посещении обсуждается с родителями на родительских собраниях. Родители поддерживают нашу инициативу, дома ведут беседы с детьми о правилах поведения, советуют детям, в какой форме поздравить ветерана, какое стихотворение выбрать для поздравления с Днём учителя, Днём пожилого человека, Новым годом, 8 Марта.

Общаясь с Елизаветой Ивановной, ребята узнают о нелёгком труде педагога в годы войны, о труде наших женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни на что, наш народ выстоял и победил. Елизавета Ивановна в первые годы войны прошла курсы снайпера и готовилась идти на фронт. Но военком оставил её в городе, в тылу, объяснив, что больше пользы Елизавета Ивановна принесёт, обучая детей. Она рассказывала о том, как не хватало еды в школьной столовой для детей, как ребятишки вместе с педагогом ходили на поля колхоза и собирали мерзлую картошку, капусту и из этого варили суп. Хлеба давали 20 г и этим скудным куском ребятишки старались поделиться с учителем. И неизменным является прочтение Елизаветой Ивановной стихотворения, которое она готовит к нашей встрече. Эти встречи не проходят бесследно, оставляя в сердцах детей неизгладимый след и не оставляют родителей равнодушными.  

Большую роль в воспитании патриотизма играет участие классного коллектива в демонстрациях, приуроченных ко Дню Победы. Участие в акции «Бессмертный полк» стало возможным благодаря совместным действиям родителей, учеников и классного руководителя. Ученики вместе с родителями искали фотографии родственников, участников ВОВ. А чтобы портреты героев заняли свое место в «Бессмертном полку», родители помогали детям увеличить и распечатать фотографии, сделать планшеты.

Важным условием для патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории вызывает сильные эмоции как у детей, так и родителей, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Родительский Комитет, совместно классным руководителем организует и участвует в различных мероприятиях: Дне Знаний, Последнем Звонке, Новом Годе и многих других. В этом году 10А класс участвует в конкурсе «Лучший ученический класс» и помощь родителей и родительского комитета станет одной из ступенек к высокому результату.

При правильно выстроенных взаимоотношениях родителей и школы это становится для родителей не дополнительной обязанностью и обузой, а осознанием необходимости активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, создания единого социально-воспитательного пространства «Семья – Школа». От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.