2. Научно-методическая деятельность

Урядова Ольга Сергеевна

Тема самообразования: Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС

Основным элементом системы професиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой - урок. Современный урок необходимо рассматривать как звено продумнной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития личности учащихся. Поэтому в структуру современного урока следует внести новые этапы и элементы, связанные с достижением личносного результата, таким образом, наряду с традиционным вопросом "Чему учить?" у современного учителя важнейшим становиться вопрос "Как учить? или "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться? и "Как мне этому научиться?"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_literatury.docx13.96 КБ
Microsoft Office document icon nauchno-metodicheskaya_rabota.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Список литературы

1. А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова. Урок в развивающем обучении. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.

2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

3.Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

4.Соловьева, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.

5.Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.

6. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm
7. Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе
http://festival.1september.ru/articles/527236/

 8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011г.

9. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. – М.: ВАКО, 2014 г.

10. Гальскова Н.Д,, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. –М.: Издательский центр Академия, 2008

11. Мильруд Р.П. Методология и методика развития методики обучения иностранным языкам. // Иностранный язык в школе, 2005г. №5

12. Федеральный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы. – М.: 2009г.

13. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: 2009 г.



Предварительный просмотр:

В связи с введением стандартов второго поколения ФГОС были определены следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

- социализацию;

- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость внести соответствующие изменения для того чтобы современный учитель смог успешно справиться со всеми поставленными задачами.

Для успешной реализации ФГОС на уроках английского языка необходимо применение современных методик образования. На своих уроках я применяю следующие технологии.

Информационно-коммуникативные технологии. Все большее применение в организации учебного процесса находят информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), а так же совершенствуют иноязычную речевую деятельность. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Следующая технология, которую я активно использую на уроках это – Игра. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-то одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т. д.) или целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т. д. Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие — коллективно. Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10–12 минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Проектная методика. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формирует творческие способности. Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

Всю работу я разделяю на три этапа. На первом этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Переходя к обсуждению проблемных вопросов, учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Переведи предложения с русского на английский» и т. д. На первом уроке я предлагаю ученикам проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.

Второй этап (уроки 2–8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т. д. Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.

Третий этап — защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.

Я анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.