Проектная деятельность
Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности.
В Законе РФ «Об образовании» говорится об одном из принципов государственной политики - это воспитание граждан в духе почтительного отношения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
Ребёнок – это субъект собственной жизни, он творит её и постигает важность своей индивидуальности, под влиянием школы, семьи, социума в нём формируется духовно-нравственная культура, что даёт основу для развития социально активной личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства.
Проектная деятельность, организованная во внеурочное время уникальна с точки зрения воспитания нравственных норм, принятых в традиционной культуре (уважения к семье, к старшим по возрасту людям и т.д.); развития в ребёнке его духовных и нравственных начал; а также выявления и осознания своего потенциала; пробуждения чувства удовлетворения от полученного результата.
Под проектной деятельностью понимается обоснованный, спланированный и осознанный труд, направленный на формирование у детей определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Проектная деятельность состоит из трёх периодов: подготовительного, основного и итогового.
Подготовительный период проекта достаточно продолжителен и трудоёмок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.
Основной период включает в себя несколько этапов.
1.Организационный этап включает в себя определение темы и количества участников проекта.
2.Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику, поняли способы деятельности и оценили свои возможности.
3.Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигают ребята, учитель лишь направляет их, задавая наводящие вопросы. Дети самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом.
4.Этап поиска предусматривает деление детей на творческие группы, каждая из которых будет решать определённые задачи проекта, т.е. кто-то занимается сбором информации (библиотека, музей, Интернет и т.д.), другая группа продумывает, как использовать полученную информацию в рамках проекта.
5.Этап промежуточных результатов и выводов имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отследить их эффективность и недочёты, необходимость своевременной коррекции.
6.Этап текущей рефлексии (см. пункт 2) помогает участникам проекта сформулировать полученные результаты, скорректировать цели дальнейшей работы. Рефлексия выступает как способ самопознания и необходимый инструмент мышления, помогающая осознать собственную индивидуальность.
Итоговый период состоит из 2 этапов:
1.Этап защиты и оппонирования проходит публично в виде презентации, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители), где дети дают самооценку своего проекта, а также ребята - оппоненты задают вопросов, которые продумывают заранее. Устанавливается регламент (10 минут).
2.Этап оценки проекта, которая должна носить стимулирующий характер, то есть все участники проекта должны быть награждены памятными подарками, грамотами или дипломами.
В проектной деятельности очень высока роль классного руководителя, который:
o организует и внимательно контролирует каждый этап работы;
o следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата и решение поставленных задач;
o оказывает посильную помощь в защите и оформлении презентаций.