Опыт работы по теме "Организация развития старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности"

Петровская Марина Владимировна

 Анализ современной практики дошкольного образования показывает, что потенциальные возможности дошкольного детства не всегда используются полностью. В практике превалирует научение навыкам и умениям в различных видах деятельности. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего, формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь декларируются или не ставятся вообще. Опыт работы в дошкольном учреждении убеждает меня в том, что роль театральной педагогики в решении задач воспитания и развития детей очень велика. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства и сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств и тем самым создаёт условия для воспитания целостной творческой личности. В работе над спектаклем интегрируется содержание образования из различных областей знаний, открываются каналы познавательной, поисковой совместной деятельности, накапливается социальный опыт ребёнка.                                    

                                Опыт работы по теме  

              «Организация развития старших дошкольников

                 в музыкально-театрализованной деятельности»

  

   Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он может сочетать сразу несколько видов деятельности. Склонность и интерес ребёнка к полидеятельности заставляет педагогов искать новые формы организации педагогического процесса в детском саду.  Не становится исключением и музыкальная деятельность, которая нуждается в обновлении форм, методов и приёмов. Необходимо применение гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный и диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы организации деятельности.                       Основное содержание раздела «Музыка»  представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. Назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять, понимать идею художника, композитора, режиссёра, зависит от работы педагога. Важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. Именно эти задачи помогает решать театральная педагогика.

   С 2012 года работаю над темой по самообразованию «Организация условий для развития артистических способностей старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности». В этом направлении выстроена система работы с детьми, родителями и педагогами.

    Одним из компонентов художественно-эстетического развития дошкольников является музыкально-театрализованная деятельность. Именно этот вид деятельности позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития музыкальных и творческих способностей, формирования выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического развития.

                                         Актуальность темы                      

      Опыт работы в дошкольном учреждении убеждает меня в том, что роль театральной педагогики в решении задач воспитания и развития детей очень велика. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства и сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и тем самым создаёт условия для воспитания целостной творческой личности. В работе над спектаклем интегрируется содержание образования из различных областей знаний, открываются каналы познавательной, поисковой  совместной деятельности, социальный опыт ребёнка.

   Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка.

   Поэтому считаю необходимым  активно использовать музыкально- театрализованные игры, музыкальные спектакли, детские оперы, мюзиклы  в своей профессиональной деятельности, так как в музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара - развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.          

   На основании опыта работы в детском саду  пришла к выводу о необходимости создания системы работы по музыкально-театрализованной деятельности, состоящей из взаимосвязанных между собой компонентов:

- обновление содержания образования (выбор соответствующих программ и технологий);

- создание условий для музыкально- театрализованной деятельности;

- организация образовательного процесса (работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом);

- координация работы с другими учреждениями и организациями (МБОУ СОШ №7, МДШИ, КДЦ «Восток»).

   Систему работы по организации музыкально-театрализованной деятельности в детском саду строю на основе знаний возрастных особенностей детей с учётом их индивидуально-личностных особенностей.

  В основу системы работы легли такие принципы:

1. Доступность драматического материала и сценического выражения, что предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.

2. Последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений.

3. Опора на игровую деятельность.

4. Синтезирование различных видов искусства.

   Теоретической и методологической основой моей работы является рассмотрение общих закономерностей творческого развития личности в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

  В сочетании с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы  использую в работе парциальные программы:

По музыкальному воспитанию: «Топ-хлоп, малыши», Т.Сауко, А.Буренина; «Ритмическая мозаика», Буренина А.И.; «Учусь творить. Элементарное музицирование, речь, движения», Тютюнникова Т.Э.

По театрализованной деятельности: «Театр-творчество-дети», Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович; «Маленький актёр», Григорьева Т.С.

   Использование данных программ даёт мне возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщения к музыке, театральному искусству.

   Из всех программ  выделяю именно программу «Маленький актёр», Григорьева Т.С., так как в ней прослеживается связь музыкального и театрального искусств. В её основе – интеграция образовательных областей, что позволяет параллельно обогащать знания дошкольников об окружающем мире, развивать двигательную сферу  и эстетические чувства. Эта программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его индивидуальности. В ней систематизированы  средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов  дошкольного детства. Ведущий принцип программы – вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания.

Цель:   Развивать творческие способности дошкольников средствами музыкально-драматического искусства.

Реализацию поставленной цели добивалась через решение ряда задач:

- сформировать у детей навыки творческой деятельности;

- развивать вокально-певческие навыки (чистоту интонирования, правильное звукообразование, певческое дыхание, дикцию, умение петь в ансамбле);

- развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;

- развивать навыки исполнительского мастерства;

- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

- развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

- развивать навыки концертной деятельности.

       Для понимания сущности, содержания и основных направлений работы по музыкально-театрализованной деятельности проводится мониторинг уровня развития музыкальных и артистических способностей.     Мною апробирована методика диагностики театрализованной деятельности, разработанная Т.С. Комаровой. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

                  Критерии:

  1. Основы театральной культуры.
  2. Речевая культура.
  3. Эмоционально-образное развитие.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Основы коллективной творческой деятельности. 

  В октябре 2015 года было проведено диагностическое обследование воспитанников старшей группы в количестве 20 человек. Целью диагностики ставила определение уровня развития навыков театрализованной деятельности. (Приложение 1.)

  Для проверки эффективности проведённой работы  в мае 2016 года была проведена повторная диагностика уровня развития навыков театрализованной деятельности.  (Приложение 2.)

   Полученные данные свидетельствуют о росте всех показателей развития навыков театрализованной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что выбранная система работы по музыкально- театрализованной деятельности является эффективной.

Полноценная работа по организации музыкально-театрализованной деятельности невозможна без взаимодействия,  как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим мною были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:

1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей по темам: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Интеграция музыкального развития с разделами основной общеобразовательной программы ДОУ»; «Художественно- эстетическое развитие детей посредством театрального искусства».

2. Организация условий для музыкально-театрализованной деятельности: специальное помещение со сценой и зрительным залом, костюмы  и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, компьютер, фортепиано).

3. Создание учебно-методического обеспечения:

-методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;

-картотека стихов, потешек, загадок, сказок;

-сценарии досугов и праздников;

-картотеки дидактических музыкальных игр;

-фонотека, медиатека по данному направлению;

-библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.

4. Организация студии «Музыкальный театр кукол и актёров   

 «Волшебный сундучок»» на базе МБДОУ детского сада ЗАТО Циолковский,    

кружка «Музыкальный театр» на базе МБОУ СОШ № 7, в котором занимаются  дети – выпускники МБДОУ детского сада  ЗАТО   Циолковский.

5. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах.

6. Участие в муниципальных, городских, областных и Всероссийских музыкальных  и  театральных фестивалях, конкурсах и выступлениях.

   В процессе музыкально-театрализованной деятельности использовала:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения для развития дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмические минутки (логоритмика);

- упражнения для развития пластики; 

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловедения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой.

   В процессе работы  убедилась в том, что чем полнее и эмоциональнее восприятие литературного произведения, тем выше уровень театрального воплощения.    Для целенаправленной занятий с дошкольниками музыкально-театрализованной деятельностью в 2012 году на базе МБДОУ детского сада ЗАТО Циолковский (Углегорск) мною был организован кружок «Музыкальный театр кукол и актёров «Волшебный сундучок»». На занятиях дети последовательно знакомятся с видами театра, историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; у них формируется умение понимать основную идею литературного произведения (пьесы) и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения. У детей формируются навыки кукловождения, способность подбирать музыкальные характеристики героев и музыкальные фрагменты к единицам сюжета, развивается умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыки, формируются образные исполнительские умения и навыки и т.д.

   Театрализованная деятельность является основой творческого и интеллектуального развития детей в нашем музыкальном театре, она способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех познавательных процессов. Чем раньше и больше разных ролей ребёнок перепробует в детском театре, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. Поэтому театрализованная деятельность является мощным инструментом развития всех качеств личности, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры, способствует интеграции всех образовательных областей, что соответствует ФГОС.   Главная цель кружка «Музыкальный театр «Волшебный сундучок»» - развитие творческой личности, артистических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Наш детский театр – музыкальный. В нём много движений, действия. Тематика деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку; сценический репертуар побуждает их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарный запас детей, совершенствуется звуковая культура речи, так как исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

     В своей деятельности мы руководствуемся целевыми ориентирами, определёнными ФГОС ДО, которые являются основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

 Система критериев отслеживания результативности и эффективности театрализованной деятельности дошкольников:

     1.  Представление об основах театрального искусства.

2.  Владение основами певческой и общемузыкальной культуры.

3.  Выразительность речи в повседневной жизни.

4.  Эмоциональное выражение состояния героев.

5.  Усвоение детьми норм этикета.

6.  Умение соотносить движения с темпом, ритмом.

    Механизм отслеживания:

- речевые игры, инсценировки, музыкальные игры;

- театральные постановки;

- мастер-классы;

- концерты, фестивали, конкурсы.

      В процессе создания спектакля дети выступают как сорежиссёры, предлагают разнообразные идеи, способы их воплощения. Их творчество не ограничено условными рамками, они свободны в проявлении своего замысла, в воплощении игровых образов. Мы соблюдаем позицию равнокомпетентного партнёрства, что обеспечивает эмоциональное благополучие детей, их самореализацию в ситуации успеха.

    Опыт практической работы, полученный мною в процессе занятий с детьми музыкально- театрализованной деятельностью позволяет использовать отдельные приёмы в работе всего педагогического коллектива, распространять опыт по театрализованным технологиям на заседаниях педагогических советов, на методическом объединении педагогов МБДОУ детского сада ЗАТО Циолковский. Мною подготовлены доклады на темы: «Кукольный театр – детям», «В мастерской папы Карло», «Театральный игротренинг», «Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций дошкольников»  и другие.

   В декабре 2012 года  принимала участие на научно-практической конференции в рамках Федеральной целевой программы развития образования по теме «Развитие вариативных форм дошкольного образования на основе компетентностного подхода» в ГАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, где выступила с докладом «Развитие интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в музыкально- театрализованной деятельности". В октябре 2013 года на диссеминации инновационных подходов я делилась опытом по теме «Развитие интегративных качеств личности старших дошкольников в музыкальной театрализованной деятельности". В декабре 2015 года представила опыт работы по теме "Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми" на базе ГАУ ДПО "АмИРО".

   Детский музыкальный театр «Волшебный сундучок» пользуется поддержкой всего педагогического коллектива МБДОУ детского сада ЗАТО Циолковский, а также заинтересованностью и помощью родителей. При подготовке спектакля все взрослые включаются в работу, связанную с изготовлением декораций, пошивом костюмов и организацией выступлений. Выступления проводятся не только перед воспитанниками МБДОУ детского сада  ЗАТО Циолковский, но и в МБОУ СОШ №7, МДШИ, в КДЦ «Восток». Наш театральный коллектив принимает активное участие при подготовке общегородских мероприятий, участвует в праздничных концертах «С Днём рожденья, Циолковский!», «День Защитника Отечества», «День Народного единства», «8-марта – Женский день», «День Победы»; фестивалях народного творчества, солдатской песни и других. Театр «Волшебный сундучок» осуществляет творческое взаимодействие с детскими коллективами МДШИ, ежегодно принимает участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты».

   В процессе театрализованной деятельности, выступая перед зрителями  с  театральными постановками, дети накапливают впечатления о способах артистической выразительности. Регулярность включения в театрализованную деятельность, системность, а не спонтанность позволяет добиться высоких результатов. Важно, что активное участие принимают взрослые, проявляют заинтересованность родители, совместно с детьми и воспитателями занимаются  изготовлением костюмов, декораций, атрибутов, афиш. Это сплачивает детский коллектив и делает работу нашего театра творческой, а значит, интересной.

  Каждый год наш музыкальный театр «Волшебный сундучок» принимает участие в городском конкурсе детских театральных коллективов г. Свободного «Родники творчества». На конкурс были представлены мюзиклы:

2011г. – «Кошкин дом» (1-е место);

2012 г. – «Муха-цокотуха» (2-е место);

2013 г. – «Бременские музыканты» (1-е место);

2014 г. – « Дюймовочка» (1-е место);

2015 г. – «Кот в сапогах» (2-е место);

2016 г. – «Волшебник Изумрудного города» (2-е место);

2017 г. – «Лесная сказка или новые приключения Красной Шапочки» (2-е место).

  В 2014 г. музыкальный театр «Волшебный сундучок» принял участие в рамках Первого Всероссийского Фестиваля-конкурса «Созвучие Сердец», приуроченного к году культуры и получил звание Лауреата в номинации «Художественное слово и театральное искусство».

  В 2014г. вокальная группа "Росинка"  получила Диплом Министерства образования и науки Амурской области за 2-е место в номинации "Песенная" в областном фестивале народного творчества "Журавушка".

  В 2016 г. вокальная группа "Росинка" получила Диплом Министерства образования и науки Амурской области за участие в  конкурсе хоровых коллективов среди образовательных организаций Амурской области.

  В 2017 г. вокальная группа "Росинка" получила Диплом Министерства образования и науки Амурской области за 3-е место в конкурсе хоровых коллективов среди образовательных организаций Амурской области.

  В 2017 г. вокальная группа "Росинка" стала Лауреатом 1-й степени в рамках Всероссийского вокального фестиваля-конкурса "Чудо-песенка"

   В 2017 г. музыкальный театр «Волшебный сундучок» стал Лауреатом 1-й и 2-й степени во Всероссийском конкурсе детского театрального творчества «Петрушка».

  Музыкальный театр «Волшебный сундучок» проводит показательные выступления перед дошкольниками и родителями. Эти выступления пользуются неизменным успехом и популярностью.

 Через сеть Интернет осуществляю взаимодействие с коллегами из других ДОУ, в том числе, из других городов России (общение, обмен опытом).

 Мои Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/users/1115176;

Мой <a href = "http://nsportal.ru/petrovskaya-marina-vladimirovna" > Сайт музыкального руководителя</a>

   Видеоролики с выступлениями театра "Волшебный сундучок" и вокальной группы "Росинка" транслируются на видеохостинге "YouTobe".

   Все достижения музыкального театра «Волшебный сундучок» отражают результативность и эффективность деятельности, направленной на развитие музыкальных, артистических, творческих способностей наших артистов.

   В дальнейшем планирую развивать  и совершенствовать деятельность детского музыкального театра «Волшебный сундучок», привлекать новых артистов, взаимодействовать с педагогами и родителями с целью раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.  Наш театр будет продолжать участвовать в конкурсах, выступать перед детьми и родителями, принимать активное участие в общегородских праздниках и мероприятиях. Всё это способствует процессу самопознания и самовыражения личности каждого воспитанника, усиливает адаптационные способности дошкольников, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности,  реализации личности в совместной творческой деятельности.

   Таким образом, считаю, что деятельность нашего музыкального театра «Волшебный сундучок» соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО: формировать у дошкольников любознательность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, инициативность и самостоятельность, способность к фантазии, воображению, творчеству. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, у них развивается способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.