Портфолио ученицы
Формирование портфолио обучающегося начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio1_1-ilovepdf-compressed.pdf | 2.94 МБ |
formirovanie_portfolio_obuchayushchegosya_nachalnoy_shkoly.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формирование портфолио обучающегося начальной школы
(выступление на пед. чтении)
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Учебный “портфолио” в начальной школе– специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
В нашей Востовской школе принято положение о портфолио обучающегося начальных классов и утверждено директором школы
В документе прописаны:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи.
3. Порядок формирования портфолио.
4. Структура портфолио обучающегося начальной школы.
Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:
1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создание для каждого обучающегося ситуации переживания успеха;
- поддержка высокой учебной мотивации обучающегося;
- поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
- формирование навыков учебной деятельности;
- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействие индивидуализации образования, обучающегося;
- закладывание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ребенка;
- укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей (законных представителей) к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Каждое портфолио обучающегося имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (оформляется педагогом)
2. Содержание
3. Раздел «Социально-личностное развитие обучающегося «Мой мир» состоит из следующих подразделов
- Личные данные ребенка.
- «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.
- «Моё село» - рассказ о родном селе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями.
- «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. В нашем портфолио небольшой рассказ о своей семье.
- «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, творческих объединениях школы-интерната.
- Сведения о занятости в кружках. В какие кружки ходит ребенок.
4. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика «Моя учёба»
(достижения обучающегося в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.)
4. 1 «Моя школа» - рассказ о школе
4.2 «Мои учителя».
4.3 Мои оценки (здесь прослеживается триместровым и годовые оценки со 2 кл.)
4.4 Техника чтения (отмечает сам ребенок)
4.5 Предметы: Математика, Русский, Литературное чтение, Окружающий мир (какие достижения по предметам)
4.6 Мои проекты. (проекты ребенка)
5. Раздел «Духовно-нравственное и физическое развитие ребенка «Копилка достижений» или «Мои достижения»
«Мои достижения» - размещены грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма ребенка по следующим видам:
- Мои достижения в учебе (грамоты. Дипломы за отличную учебу)
- Мои достижения в спорте ( ребенок занимается разными видами спорта и соответственно в портфолио указывается вид спорта).
- Каратэ, лыжи, плавание.
3. Мои достижения в музыке ( в данном случае гитара).
6. Раздел «Мое творчество»
«Мое творчество» - в этом разделе творческие работы ребенка: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию.
7. Раздел «Отзывы и предложения».
Вывод: Интерес к сбору портфолио вызывает не только у ребят, но и у родителей. Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.