Портфолио ученицы

Формирование портфолио обучающегося начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Формирование портфолио обучающегося начальной школы

(выступление на пед. чтении)

    Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе– специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

В нашей Востовской школе принято положение о портфолио обучающегося начальных классов и утверждено директором школы

В документе прописаны:

1. Общие положения.

2. Цели и задачи.

3. Порядок формирования портфолио.

4. Структура портфолио обучающегося начальной школы.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создание для каждого обучающегося ситуации переживания успеха;
  • поддержка высокой учебной мотивации обучающегося;
  • поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействие индивидуализации образования, обучающегося;
  • закладывание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ребенка;
  • укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей (законных представителей) к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Каждое портфолио обучающегося имеет следующую структуру:

 1. Титульный лист (оформляется педагогом)

 2. Содержание

 3. Раздел «Социально-личностное развитие обучающегося «Мой мир» состоит из следующих подразделов

  1.  Личные данные ребенка.
  2. «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.
  3. «Моё село» - рассказ о родном селе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями.
  4. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. В нашем портфолио небольшой рассказ о своей семье.
  5. «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  6. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, творческих объединениях школы-интерната.
  7. Сведения о занятости в кружках. В какие кружки ходит ребенок.

 

4. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика «Моя учёба»

(достижения обучающегося в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.) 

         4. 1 «Моя школа» - рассказ о школе

         4.2 «Мои учителя».

         4.3   Мои оценки (здесь прослеживается триместровым и годовые оценки со 2 кл.)

         4.4 Техника чтения (отмечает сам ребенок)

         4.5 Предметы: Математика, Русский, Литературное чтение, Окружающий мир (какие достижения по предметам)

         4.6 Мои проекты. (проекты ребенка)

5. Раздел «Духовно-нравственное и физическое развитие ребенка «Копилка достижений» или «Мои достижения»

 «Мои достижения» - размещены грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма ребенка по следующим видам:

  1. Мои достижения в учебе (грамоты. Дипломы за отличную учебу)
  2. Мои достижения в спорте ( ребенок занимается разными видами спорта и соответственно в портфолио указывается вид спорта).

- Каратэ, лыжи, плавание.

           3.   Мои достижения в музыке ( в данном случае гитара).

6. Раздел  «Мое творчество»

        «Мое творчество» - в этом разделе творческие работы ребенка: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию.

7. Раздел «Отзывы и предложения».

       Вывод: Интерес к сбору портфолио вызывает не только у ребят, но и у родителей. Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.