Мы за здоровый образ жизни!

Подборка материала для воспитания у обучающихся желания вести здоровый образ жизни!smileyyes

                                                                                                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра- викторина: "Питание и здоровье"
Автор:Булгакова И.А..

Место работы: 

 Ольхово-Ильинский филиал МБОУ «Уметская СОШ»

Регион: 

 Тамбовская область, Уметский район

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

 Классный руководитель

Класс(ы): 

 5 класс

Предмет(ы): 

 Внеклассная работа

Цель урока: 

 Цели: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья и личной ответственности за свое физическое и психологическое состояние.

Используемое оборудование: 

 

плакаты “режим питания”, “Здоровый образ жизни”, “Ягоды”,

рисунки ребят о здоровом образе жизни,

презентация

 

Краткое описание: 

 Внеклассное мероприятие в 6 классах в форме игры-викторины. Направлено на воспитание у учащихся норм и правил здорового образа жизни.В ходе мероприятия учащиеся выполняют ряд заданий:отгадывают загадки и пословицы о здоровом питании,создают группы продуктов по пищевой совместимости, составляют правильный режим питания

 

Вступительное слово учителя.

 

Ребята, сегодня на классном часе, поговорим с вами о самом важном для нашего организма, без чего существование человека невозможно, речь пойдет о питании.

 

Еда, пища, питание… Эти слова мы произносим довольно часто. Накануне нашего классного часа мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.

 

Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” - это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время.

 

С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек питающийся рационально, может жить 120-150 лет.

 

Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.

Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (Говорят дети).

 

Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания.

Что может повлиять на состояние здоровья?

 

(Образ жизни, состояние окружающей среды, питание и др.)

Отчего в большей степени, на ваш взгляд, зависит здоровье? Древние греки, например, мало болели, но долго жили? Отчего же им так везло?

 

(Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались).

 

Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)

 

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.

В здоровом теле (здоровый дух)

Голову держи в холоде (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Любящий чистоту (будет здоровым)

Кто курит табак (тот сам себе враг).

 

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

Что же мешает человеку быть здоровым?

 

(вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…)

Назовите принципы здорового рациона питания.

 

(Натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д.

 

Викторина “Витамины”

 

Назовите продукты питания, которые содержат витамины.

Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.

Какие витамины вы знаете?

Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).

Какие витамины продают в аптеках?

Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)

 

Работа с плакатом “Ягоды”.

 

Рассказ ученика о витаминах. Показ презентации.

 

Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

 

Ребята, а что значит разнообразие пищи?

 

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей).

Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?

Какие овощи вы выращиваете в своих огородах?

 

Физминутка “Вершки и корешки”

 

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

 

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

 

Работа со стихотворением “Про овощи”

 

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли

Помидыни росли,

Редисвекла, челук, и репуста.

 

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).

 

Отгадывание загадок.

 

1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков - горох.

 

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.

 

3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу - лук.

 

4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.

 

5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван - ежевика.

 

6. Маленький, горький, луку брат - чеснок.

 

7. На сучках висят шары – посинели от жары - слива.

 

8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву - яблоко.

 

 Игра – упражнение “Притяжение”

 

Командам даются карточки с названием какого-либо продукта питания (хлеб, молоко, сельдь, соленый огурец, банан, морковь, шашлык, семечки, шоколад, кефир, торт, чеснок, томат, картофель, перец, фруктовый сок, петрушка, яблоко, йогурт).

 

Участники игры должны организовать подгруппы с учетом совместимости продуктов питания.

 

Почему возникли именно такие подгруппы? (Эти подгруппы сочетаются друг с другом и дополняют их. Например, белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей – на 85-90%. Вообще овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов).

 

Ребята, к нам в школу пришла посылка. Почтальон Печкин…(стихотворение)

 

Выступление повара школьной столовой. Показ презентации “Основные питательные вещества”.

 

Как видите из таблицы, все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью.

 

Ребята, хочу добавить, что каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её следует есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой работой.

 

Игра “Знатоки”

 

Подписать крупы, и назвать каши, которые из них варят. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

 

Отгадать сказки по отрывку из текста.

“Мишкина каша” Н. Носова

“Каша из топора” Русская народная сказка

 

Ребята, Т.Н., уже говорила о том, что нужно соблюдать режим. Сейчас посмотрим сценку “Режим дня”.

 

А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

 

Работа с плакатом “Режим питания 6-классников”.

 

Итак, соблюдение режима дня позволяет хорошо учиться и укрепить здоровье.

 

Ребята, почему говорят, что питание должно быть рациональным? Что такое рациональное питание? (Это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима). Цитата М.В. Ломоносова, на доске, “Матерью здоровья является умеренное употребление пищи”.

 

Сегодня люди начали изучать питание предков.

 

Рассказ ученика о русской кухне. Показ презентации “Блюда русской кухни”

 

Счастливую и полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Обратите внимание на плакат “Здоровый образ жизни”. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен” быть здоровым. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни: правильное дыхание, двигательная активность, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание.

 

Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”

 

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

 

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!

 

Закончить цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”.

 

 

 

 

 

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

Данные об авторе

Автор(ы): 

 Селютина Е.Н.

Место работы, должность: 

 МОУ "СОШ №14" имени А.М.Мамонова

Регион: 

 Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

 Классный руководитель

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Внеклассная работа

Цель урока: 

 Цели: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья и личной ответственности за свое физическое и психологическое состояние.

Используемое оборудование: 

 

плакаты “режим питания”, “Здоровый образ жизни”, “Ягоды”,

рисунки ребят о здоровом образе жизни,

презентация

 

 

 

Краткое описание: 

 Внеклассное мероприятие в 6 классах в форме игры-викторины. Направлено на воспитание у учащихся норм и правил здорового образа жизни.В ходе мероприятия учащиеся выполняют ряд заданий:отгадывают загадки и пословицы о здоровом питании,создают группы продуктов по пищевой совместимости, составляют правильный режим питания

 

Вступительное слово учителя.

 

Ребята, сегодня на классном часе, поговорим с вами о самом важном для нашего организма, без чего существование человека невозможно, речь пойдет о питании.

 

Еда, пища, питание… Эти слова мы произносим довольно часто. Накануне нашего классного часа мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.

 

Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” - это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время.

 

С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек питающийся рационально, может жить 120-150 лет.

 

Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.

Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (Говорят дети).

 

Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания.

Что может повлиять на состояние здоровья?

 

(Образ жизни, состояние окружающей среды, питание и др.)

Отчего в большей степени, на ваш взгляд, зависит здоровье? Древние греки, например, мало болели, но долго жили? Отчего же им так везло?

 

(Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались).

 

Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)

 

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.

В здоровом теле (здоровый дух)

Голову держи в холоде (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Любящий чистоту (будет здоровым)

Кто курит табак (тот сам себе враг).

 

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

Что же мешает человеку быть здоровым?

 

(вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…)

Назовите принципы здорового рациона питания.

 

(Натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д.

 

Викторина “Витамины”

 

Назовите продукты питания, которые содержат витамины.

Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.

Какие витамины вы знаете?

Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).

Какие витамины продают в аптеках?

Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)

 

Работа с плакатом “Ягоды”.

 

Рассказ ученика о витаминах. Показ презентации.

 

Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

 

Ребята, а что значит разнообразие пищи?

 

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей).

Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?

Какие овощи вы выращиваете в своих огородах?

 

Физминутка “Вершки и корешки”

 

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

 

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

 

Работа со стихотворением “Про овощи”

 

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли

Помидыни росли,

Редисвекла, челук, и репуста.

 

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).

 

Отгадывание загадок.

 

1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков - горох.

 

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.

 

3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу - лук.

 

4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.

 

5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван - ежевика.

 

6. Маленький, горький, луку брат - чеснок.

 

7. На сучках висят шары – посинели от жары - слива.

 

8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву - яблоко.

 

 Игра – упражнение “Притяжение”

 

Командам даются карточки с названием какого-либо продукта питания (хлеб, молоко, сельдь, соленый огурец, банан, морковь, шашлык, семечки, шоколад, кефир, торт, чеснок, томат, картофель, перец, фруктовый сок, петрушка, яблоко, йогурт).

 

Участники игры должны организовать подгруппы с учетом совместимости продуктов питания.

 

Почему возникли именно такие подгруппы? (Эти подгруппы сочетаются друг с другом и дополняют их. Например, белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей – на 85-90%. Вообще овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов).

 

Ребята, к нам в школу пришла посылка. Почтальон Печкин…(стихотворение)

 

Выступление повара школьной столовой. Показ презентации “Основные питательные вещества”.

 

Как видите из таблицы, все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью.

 

Ребята, хочу добавить, что каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её следует есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой работой.

 

Игра “Знатоки”

 

Подписать крупы, и назвать каши, которые из них варят. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

 

Отгадать сказки по отрывку из текста.

“Мишкина каша” Н. Носова

“Каша из топора” Русская народная сказка

 

Ребята, Т.Н., уже говорила о том, что нужно соблюдать режим. Сейчас посмотрим сценку “Режим дня”.

 

А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

 

Работа с плакатом “Режим питания 6-классников”.

 

Итак, соблюдение режима дня позволяет хорошо учиться и укрепить здоровье.

 

Ребята, почему говорят, что питание должно быть рациональным? Что такое рациональное питание? (Это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима). Цитата М.В. Ломоносова, на доске, “Матерью здоровья является умеренное употребление пищи”.

 

Сегодня люди начали изучать питание предков.

 

Рассказ ученика о русской кухне. Показ презентации “Блюда русской кухни”

 

Счастливую и полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Обратите внимание на плакат “Здоровый образ жизни”. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен” быть здоровым. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни: правильное дыхание, двигательная активность, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание.

 

Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”

 

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

 

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!

 

Закончить цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”.

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Овощи и соки

Урок- игровая информация.

     Цели:  знакомство  с разнообразием фруктов и овощей, их значением для организма. Приобщение к правильному питанию; коррекция сознания по отношению к своему здоровью.

        Ход  занятия

     I.  Информационная  справка.

        Картофель

     Родина картофеля - Чили. В Россию овощ попал в конце XVII века, как предполагают, по инициативе Петра I. Крестьяне сначала не хотели выращивать картофель на своих полях, устраивали бунты, однако, несмотря ни на что, уже к 1870 году картофель распространился в России практически повсеместно. Раньше основу рациона преимущественно составляли зерновые культуры. Теперь картофель в какой-то степени вытеснил их.

     По калорийности он в 2-3 раза превосходит другие овощи. Основной энергетический материал картофеля - это углеводы, которые представлены главным образом крахмалом. Белок картофеля по своему составу близок к белку животного происхождения. Его аминокислоты хорошо сбалансированы и поэтому легко усваиваются организмом человека. Кроме прочего картофель богат калием (свыше 500 мг на каждые 100 г овоща), витамином С (приближается к лимонам и апельсинам), витаминами группы В, клетчаткой, органическими кислотами.

     Сок сырых клубней применяется при заболеваниях желудка. Свежим тёртым картофелем можно лечить некоторые воспалительные поражения кожи. При заболевании верхних дыхательных путей успешное воздействие оказывает вдыхание пара горячего варёного картофеля.

     Знаете ли вы, что большинство ценных для здоровья веществ заключено в верхнем слое картофеля? При чистке картофеля надо всякий раз помнить об этом и не срезать слишком толстый слой кожуры. А ещё лучше готовить овощ <<в мундире>>, опускать его в кипящую воду и варить в кастрюле с закрытой крышкой. Но, пожалуй, особенно полезен картофель с кожурой, запечённой в духовке. Это вкусное блюдо представляет максимальную витаминную ценность.

                Капуста

     Капусту по достоинству оценили ещё задолго нашей эры. В Древней Греции, Риме её соком для заживления смазывали раны.

     На Руси капуста появилась достаточно давно. Славяне первыми начали квасить капусту. В давние времена, когда после сбора кочанов начиналась их рубка, устраивали своеобразные маленькие представления с хороводами, шуточными песнями, плясками непременным угощением пирогами с капустой - так называемые <<капустники>>.

     Одним из самых больших достоинств капусты является её способность длительно сохранять имеющийся в неё витамин C (в течение 7 - 8 месяцев без снижения). Таким свойством не обладает ни один овощ, а из фруктов витамин С сохраняют  только цитрусовые (апельсины, мандарины и лимоны).

        Морковь

     Первые сведения о моркови как о культурном растении относятся к 2000 - 1000 г до н.э. Родиной наших современных культурных форм моркови является побережье Средиземного моря, оттуда она потом распространилась по всему свету.

     По содержанию витамина А (каротина) морковь, пожалуй, не знает себе равных среди других овощей. Благодаря содержанию каротина морковь способствует хорошему росту детей, она особенно полезна тем, кто испытывает большие зрительные нагрузки или страдает нарушением зрения.

     Однако морковь - это не только <<копилка>> каротина, в ней содержатся и другие витамины: РР, В1, В2, В6, С, К, Д, Е. Благодаря наличию в ней меди и железа морковь полезна для профилактики малокровия. В ней много растительных волокон, которые очищают организм от промышленной грязи, устанавливают правильный обмен веществ всей внутренней среды организма. Её считают весьма полезной при болезнях сердца, почек, желудка и кишечника.

     Ценные вещества в моркови находятся прямо под кожурой. Поэтому чем тоньше слой вы будете срезать, тем больше сохраните витаминов. Из этих же соображений не снимают кожуру с молодой моркови.

        Лук  и  чеснок

     Лук оценили по достоинству ещё задолго до нашей эры. Древние египтяне так высоко оценили его, что изображали на своих памятниках. Столь же большой популярностью пользовался у древних народов и чеснок. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Чесноком клялись при заключении всякого рода договоров и соглашений. С давних пор лук и чеснок славились своими лечебными свойствами. Уже давно было подмечено, что даже один запах чеснока или лука способен отгонять от человека болезни, так как в них содержатся летучие вещества (так называемые фитонциды).    

     В чесноке имеются витамины С, группы В, соли железа, магния, меди, йода, а также жиры, клетчатка, полисахариды. Чеснок улучшает состав крови, предотвращает образование тромбов, с успехом применяется в борьбе с раковыми опухолями.

     Для большинства из нас лук и чеснок - первые домашние лекарства, к которым мы обращаемся при простудных заболеваниях. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Кашица лука и чеснока быстро излечивает насморк. Свежим тёртым луком врачуют ушибы. Соком лука выводят также веснушки. Луковицы, разрезанные на дольки и приложенные ко лбу и вискам, нередко устраняют головную боль. Аналогичным действием обладает и чеснок. Словом, оба эти растения служат нам пищей и лекарством.

        Огурец

     Кажется, не было таких времён на Руси, когда садились к столу без огурцов (свежих, малосольных или солёных). А ведь каких-нибудь 300-400 лет тому назад наши предки даже не подозревали о том, что существуют такие плоды. Родина огурцов - Северо-Западная Индия. Там и поныне огурцы встречаются в диком виде в лесу, обвивая деревья, как лианы. Заборы в деревнях оплетены огурцами. Не случайно эти овощи первыми стали употреблять индийцы. Затем огурцы попали в страны Ближнего Востока. В Греции существовало поселение под названием <<Город огурцов>>. Древние не только восхищались вкусовыми качествами огурцов, но и находили им достойное медицинское применение. Огуречный сок зарекомендовал себя как незаменимое косметическое средство от старения кожи. Толчёные огуречные семена примешивали к пудре, растёртый огурец применяли для разглаживания морщин. Практически всем этим широко пользуется и современная косметология.

     Огурец - чемпион среди овощей по количеству содержащейся в нём воды (96,8%). Огурцы содержат нежную клетчатку, играющую важную роль в поддержании микрофлоры кишечника, соли калия и другие минеральные соли.

     А вот витаминов в огурцах не много. Есть каротин, но его почти в 10 раз меньше, чем в помидорах. И витамина С в огурцах немного, примерно в 5-7 раз меньше, чем в тех же помидорах.

     Если уж делать салаты из огурцов, то непременно с зелённым луком, укропом, петрушкой, помидорами и другой зеленью. Полезные свойства различных овощей будут дополнять друг друга.

        Помидоры

     Когда Колумб со своими спутниками ступил на берег открытого им материка, то в числе прочих заморских диковинок ему показали ярко-красные <<яблоки>>, росшие на маленьких кустиках. Местные жители называли их <<томатль>>, откуда и пошло название <<томат>>.

     Французы же за красный цвет плодов, символизирующий любовь, называли эти овощи <<пом-де-амур>>, что означает <<яблоко любви>>. Как важную культуру помидоры стали разводить не сразу.

     Их считали прекрасным декоративным украшением беседок и выращивали в горшках на окнах среди других комнатных растений.

     Одними из первых распробовали помидоры португальцы и итальянцы, вскоре они появились и в России. Наша страна оказалась среди первых, где начали выращивать помидоры как сельскохозяйственную культуру.

     В помидорах содержатся витамины С (приблизительно столько же, сколько в лимонах и апельсинах), В1, В2, Р, К, каротин, фосфор, железо. В помидорах довольно много калия, который поддерживает нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

     Помидоры обладают нежной клетчаткой, которая сохраняет жизнедеятельность кишечной микрофлоры. Зимой и весной помидоры можно заменить консервированным томатным соком, в котором сохраняются все полезные свойства этого овоща.

        Овощные и фруктовые соки - продукты

         повышенной биологической ценности

     Содержание воды во многих соках достигает 90%, но это поистине <<живая вода>>: она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Соки почти не требуют энергетических затрат на усвоение и сразу включаются в обмен веществ, ускоряя биологические реакции.

     Соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение, содержат природные антиокислители, подавляют микробную флору. Наконец, соки - это существенный источник витаминов, минеральных солей и полезных микроэлементов.

     Лучше всего употреблять сок за 30-40 минут до еды, либо в промежутках между основными приёмами пищи. Соки нужно делать из свежих, неподпорченных овощей, фруктов, ягод и сразу же пить. При хранении сока даже в холодильнике начинается брожение и порча, к тому же разрушаются витамины. Консервированные соки действуют менее активно, чем свежие.

        Полезные  свойства соков

     Морковный сок считается <<королём>> овощных соков. Он комбинируется практически со всеми другими соками. Богатство каротином способствует стимуляции синтеза белка и ускорению роста. Вот почему этот сок особенно рекомендуется детям, отстающим в физическом развитии. Сок содержит многие витамины, большое количество железа, кобальта, меди. Всё это способствует нормализации обмена веществ, улучшению кроветворения и переноса кислорода.

     Свекольный сок  стимулирует образование эритроцитов  и улучшает поступление кислорода к мышцам, что обусловлено содержащимися в свекле железом и фолиевой кислотой. Довольно высокое содержание витаминов С, Р, В1,, В2, РР выполняет их дефицит после физических нагрузок, особенно в весенний период. Свекольный сок богат йодом. Поэтому считают, что он улучшает память, особенно при атеросклерозе. Высокое содержание магния способствует нормализации нервно-мышечной возбудимости при нервных перегрузках и стрессах. При этом хорошо расширяются кровеносные сосуды.

     Томатный сок  в консервированном виде - укрепляющий, освежающий и утоляющий жажду напиток. Однако непосредственно приготовленный сок намного полезнее. В нём сохраняются сильнодействующие фитонциды, подавляющие процессы брожения и гниения в кишечнике. Он стимулирует образование желудочного сока, улучшает деятельность сердца (так как богат калием). Высокое содержание органических кислот (молочный, яблочный) активизирует обмен веществ, повышает щелочной резерв крови. По содержанию аскорбиновой кислоты томатный сок не уступает цитрусовым.

     Огуречный сок -  хорошее мочегонное средство. Он обладает способностью укреплять сердце и сосуды. Это связано с большим содержанием калия (до 40%). Сок может быть также полезен при тяжёлых физических нагрузках. Известна способность огуречного сока повышать аппетит, сохранять свежесть и тонус кожи, успокаивать и укреплять нервную систему.

     Картофельный сок -  в свежем виде обладает способностью тормозить секрецию пищеварительных желез. Поэтому он может применяться самостоятельно либо в комплексе с другими средствами при лечении гастритов и даже язвенной болезни желудка, сопровождающейся повышенной кислотностью желудочного сока.

     Капустный сок - содержит в своём составе так называемый витамин U, который действует как защитное средство желудка и стенок кишечника или, другими словами, обладает противоязвенным действием. Наряду с этим капустный сок способствует нормализации нарушенного жирового обмена и оказывает благоприятное воздействие при атеросклерозе. Кроме того, сок обладает способностью тормозить превращение углеводов в жиры. Поэтому капустный сок необходим и всем лицам с избыточной массой тела.

     Яблочный сок -  приятный кисло-сладкий напиток, освежающий, утоляющий жажду, оказывающий общеукрепляющее действие. Высокое содержание сахаров (преимущественно фруктозы) и органических кислот способствует нормализации обмена веществ и восстановлению организма после физических нагрузок. Довольно много в  соке кроветворных элементов - железа и магния. Он богат калием, натрием и кальцием в оптимальных соотношениях, поэтому хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему. Весьма полезен физкультурникам, занимающимся бегом. Рекомендуют его и тем, кто занимается умственным трудом и ведёт малоподвижный образ жизни.

     Виноградный сок  считается одним из лучших среди фруктовых соков. Он обладает тонизирующим и общеукрепляющим действием. В связи с чем его рекомендуют при истощении нервной системы (астении) и упадке сил. Богатство виноградным сахаром (глюкозой) обуславливает его антитоксические свойства, положительное влияние на мышечный тонус, особенно сердечной мышцы. Глюкоза придаёт виноградному соку высокую калорийность. Напиток обладает бактерицидными и мочегонными, слабительными, потогонными, отхаркивающими свойствами. Он снижает содержание холестерина в крови и повышенное артериальное давление. Пить сок нужно за час до еды три раза в день. Можно использовать консервированный виноградный сок.

     

     II.  Игра <<Доскажи словечко>>.

        1.  На грядке привалился на бочок

             Солидный, крутолобый ... (кабачок).

        2.  Хвост зелёный, красная головка,

             Это остроносая ... (морковка).

        3.  От частой поливки едва не промокла

             Мохнатая тёмно-лиловая ... (свекла).

        4.  Он красный, как глаз светофора,

             Среди овощей нет сочней ... (помидор).

        5.  Любит расти на воле -

             Не в саду, а в чистом поле -

             Целой зарослью дремучей.

             Он усатый и ползучий,

             Спрятал ядрышки в стручке,

             Саблевидном кулачке.

             Не раскусишь, коль засох,

             Называется ... (горох).

        6.  Наш огород в образцовом порядке:

             Как на параде, построились грядки.

             Словно в защиту ограда вокруг -

             Пики зелёные выставил .. (лук).

        7.  Он совсем не хрупкий,

             Прячется в скорлупке.

             Заглянешь в середину -

             Увидишь сердцевину.

             Из плодов он твёрже всех,

             Называется ... (орех).

        8.  Он белый, как мяч футбольный,

             Если спелый - все довольны.

             Так приятен он на вкус!

             Что это за шар? (Арбуз).

        9.  Круглый бок, жёлтый бок,

             Сидит на грядке колобок.

             Что же это, дети? (Репка).

        10.  Вырастаю всем на диво,

                Высока, стройна, красива,

                Прячу в светлые перчатки

                Золотистые початки.

                Пусть не слаще я арбуза,

                Но сытнее я ... (кукуруза).

      III.  Конкурс <<Фруктовый салат>>.         

     Дети выбирают для своего салата любые фрукты, любой способ приготовления. Салат должен иметь название. В конце конкурса авторы делятся своими рецептами.

     IV.  Чайнворд <<Витаминный сезон>>.

1

2

3

4

10

9

8

7

6

5

11

12

13

     Вопросы:

     1.  Ягода колючего куста.

     2.  Овощ в ста одёжках.

     3.  Мини-персик.

     4.  Блюдо и растение.

     5.  Помидор.

     6.  Карета для Золушки.

     7.  Сочный заморский фрукт.

     8.  Основа для пива.

     9.  Крупная жёлтая ягода.

     10.  Запретный райский фрукт.

     11.  Без окон без дверей, полна горница людей.

     12.  Лимон, мандарин, апельсин (общее название).

     13.  Напиток из фруктов и овощей.

     Ответы:

     1. Крыжовник. 2. Капуста. 3. Абрикос. 4. Салат. 5. Томат. 6. Тыква. 7. Ананас.

8. Солод. 9. Дыня. 10. Яблоко. 11. Огурец. 12. Цитрус. 13. Сок.

     V.  Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

.  Игра <<Доскажи словечко>>.

        1.  На грядке привалился на бочок

             Солидный, крутолобый ... (кабачок).

        2.  Хвост зелёный, красная головка,

             Это остроносая ... (морковка).

        3.  От частой поливки едва не промокла

             Мохнатая тёмно-лиловая ... (свекла).

        4.  Он красный, как глаз светофора,

             Среди овощей нет сочней ... (помидор).

        5.  Любит расти на воле -

             Не в саду, а в чистом поле -

             Целой зарослью дремучей.

             Он усатый и ползучий,

             Спрятал ядрышки в стручке,

             Саблевидном кулачке.

             Не раскусишь, коль засох,

             Называется ... (горох).

        6.  Наш огород в образцовом порядке:

             Как на параде, построились грядки.

             Словно в защиту ограда вокруг -

             Пики зелёные выставил .. (лук).

        7.  Он совсем не хрупкий,

             Прячется в скорлупке.

             Заглянешь в середину -

             Увидишь сердцевину.

             Из плодов он твёрже всех,

             Называется ... (орех).

        8.  Он белый, как мяч футбольный,

             Если спелый - все довольны.

             Так приятен он на вкус!

             Что это за шар? (Арбуз).

        9.  Круглый бок, жёлтый бок,

             Сидит на грядке колобок.

             Что же это, дети? (Репка).

        10.  Вырастаю всем на диво,

                Высока, стройна, красива,

                Прячу в светлые перчатки

                Золотистые початки.

                Пусть не слаще я арбуза,

                Но сытнее я ... (кукуруза).



Предварительный просмотр:

      Чайнворд <<Витаминный сезон>>.

1

2

3

4

10

9

8

7

6

5

11

12

13

     Вопросы:

     1.  Ягода колючего куста.

     2.  Овощ в ста одёжках.

     3.  Мини-персик.

     4.  Блюдо и растение.

     5.  Помидор.

     6.  Карета для Золушки.

     7.  Сочный заморский фрукт.

     8.  Основа для пива.

     9.  Крупная жёлтая ягода.

     10.  Запретный райский фрукт.

     11.  Без окон без дверей, полна горница людей.

     12.  Лимон, мандарин, апельсин (общее название).

     13.  Напиток из фруктов и овощей.



Предварительный просмотр:

“ЗОЖ - основа счастливого человека”

                                                                                             

 

Задачи урока:

 -дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

-убедить учащихся о необходимости вести здоровый образ жизни;

-объяснить роль здоровья в жизни человека и общества;

-выяснить факторы здоровья.

Оборудование: презентация, листки бумаги для ответов на тест.

                                                             

Учитель.  Здравствуйте, ребята. Каждый день мы произносим это, встречаясь с учителями, одноклассниками, знакомыми. А задумывались ли вы, что оно означает?

       Когда мы произносим «здравствуйте», то искренне желаем тем, с кем  встречаемся, добра и радости и наше сердце открывается для искренних и добрых людей, мы желаем друг другу здоровья, так как слово «здравие означает здоровье.

 А почему мы желаем ежедневно друг другу здоровья?

 Учащиеся предлагают свои варианты ответов,  наиболее активным выдаются жетоны.                                

   Ответ: здоровье - самая главная ценность для человека.

 Учитель. Сегодня у нас необычный урок.

                                                               

Мы вместе с вами дадим представление, что такое  здоровый образ жизни;

 убедимся о необходимости вести здоровый образ жизни;

объясним роль здоровья в жизни человека и общества;

 выясним факторы здоровья

                                                                                     

        Учитель.  Выскажете своё мнение о том , что почему  “9/10 нашего счастья основаны на здоровье”.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Тем, кто правильно ответил

 выдаются жетоны.

 Ответы: здоровый человек  весел, энергичен, у него много творческих идей, меньше проблем в семье, на работе и т.д.

Учитель. У вас на столах лежат листочки. На них вы будете давать ответы на викторину, которую я вам представлю на следующих слайдах.

1.Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?

2.Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы?

3.Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?

4.Верно ли, что от курения ежегодно погибает более  10 000 человек?

5.Правда ли, что съев банан поднимается настроение?

6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?

7.Правда ли, что есть безвредные наркотики?

8.Отказаться от курения легко?

9.Правда ли, что молоко полезнее йогурта?

10.Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги?

11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?

12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?

13.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой?

14.Правда ли, что ежедневно надо выпить 2 стакана молока?

15.Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов?

Учитель.В викторине 15 вопросов. Если вы согласны с утверждением ставите “плюс”, не согласны “минус”.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель. Ребята, посчитайте сколько у вас получилось “+”. У кого больше 7, встают. Прошу вас вытянуть руки вперёд, поднять вверх, в стороны, опустить. Сцепите руки за спину, присядьте. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем?

Учащиеся Ответ:  физкультминутку, зарядку…

Учитель. Одним словом, мы занимаемся активным образом жизни. Он способствует укреплению здоровья?

Учащиеся. Ответ:  Да.

Учитель. Что же является первым фактором ЗОЖ?

Учащиеся. Ответ:  Активный образ жизни.

                             

 Учитель. Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болел один раза в году? А кто два и более раз?

                               

Учитель.        Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым

                               

  Учитель. Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет- это  то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

                               

Учитель. Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению

Учитель. А какие усилия надо предпринять, чтобы укреплять свое здоровье с юных лет?

Учащиеся рассуждают по этому вопросу. Тем, кто правильно ответил,  выдаются жетоны.      

Ответы: закаливание, правильное питание, воздержание от вредных привычек и т.д.  

Учитель. Из перечисленных усилий вы назвали закаливание.  Японцы  начинают закаливаться с 4-х лет, так как большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся сохранить его, начиная с юных лет. А как надо начинать закаливание?

                                   

            Учитель. Правильное питание, которое вы тоже указали, является одним из факторов здоровья.

                                     

 Учитель.  «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное». А молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов.

                                                 

Учитель.  Перед вами представлены наиболее необходимые продукты питания для растущего молодого человека.

 Учитель. В песне на стихи Л. Куксо и композитора Е. Птичкина из спектакля «Льды уходят в океан» поется, что « Всякое случается на жизненном пути, жизнь прожить – не поле перейти…» И действительно бывают дни, что с одноклассниками, родителями поссорился, в школе двойку получил и т.д. в итоге получил стресс. Но нужно научиться избегать утомления, стрессов.

Учитель. Например, если вы сильно заработались и чувствуете “всё, больше не могу!” – выйдите на свежий воздух, сделайте несколько дыхательных упражнений, улыбнитесь природе. Нет такой возможности – подойдите к крану, включите холодную воду и пусть она льётся на руки.

Да, жизнь преподносит неприятные сюрпризы, настроение подавленное, а это сказывается на здоровье. Что посоветовать? Главное - не зацикливайтесь, вспоминайте о всем хорошем , что подарила вам жизнь.

Учитель. А теперь похлопаем в ладоши. Громче, громче, громче!!! Почему у вас улучшилось настроение?

Учащиеся высказывают своё мнение.  Тем, кто правильно ответил,  выдаются жетоны. Ответы: весело, задорно, массаж ладоней и так далее.

Учитель. Да ребята, на ладонях у нас огромное количество биологически активных точек, которые “массажируют” через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение.

Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

Учитель. Итак, о каких факторах здоровья мы сейчас говорили?

Учащиеся. Ответ: свежий воздух, хорошее настроение, режим дня.

        

Учитель. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни – система поведения человека, включая физическую культуру, творчество, высоконравственное отношение ко всему окружающему.

Учитель. На  здоровье человека также воздействует социальная среда. Например, малыши пытаются копировать взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.

Назовите вредные для здоровья  привычки человека.

Учащиеся отвечают: курение, алкоголизм, наркомания…

Учитель. Да ребята, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство,  наркомания, курение.  Давайте с вами докажем что это так.

Учитель. Что вызывает раннее пристрастие к алкоголю у подростков?

Учащиеся рассуждают и отвечают, что быстро подростки привыкают к спиртному, у них наблюдаются психические расстройства, становятся более конфликтными, лживыми, склонными к воровству…

Учитель. Ребята, мы слышим такие выражения: 1“Попробуй - вредных последствий не будет”. Так ли это?

Учащиеся отвечают: употребление подростком алкоголя приводит к снижению успеваемости, неспособности заниматься целенаправленной деятельностью, впоследствии этот подросток может стать распространителем наркотиков. У некоторых подростков передозировка алкоголя может привести к летальному исходу.

     

Учитель.  “Попробуй, если не понравится - прекрати приём”. Так ли это?

Учащиеся рассуждают. Наиболее активные получают жетоны.

Ответы: Прежде всего, при употреблении любых видов наркотиков, “лёгкого” или “тяжёлого”, страдает воля, ослабевают волевые качества личности. А именно - человек прекращает учиться, бросает работу…

 Учитель. Да, я согласна с вами. Человек становится неспособен к продуктивной деятельности. Действительно, все хотят удовлетворить свое любопытство, а конец, как правило, трагичен: загублена человеческая жизнь.

                                                     

Учитель. О пьянстве сложено немало пословиц. Объясните,  как вы понимаете смысл некоторых из них. «У пьяного ум слепой».

Учащиеся отвечают: человек в пьяном состоянии не может контролировать свои действия, так как алкоголь, прежде всего, влияет на клетки головного мозга, разрушая их. Поведение пьяного становится неадекватным.

                                                           

Учитель. «Вино полюбил - семью погубил»

Учащиеся. Ответ: Люди, употребляющие спиртные напитки не имеют полноценной, полной, здоровой семьи. В такой семье прежде всего, страдают дети, пожилые родители. Детям стыдно за поведение своих родителей.

Учитель. Итак, делаем выводы: факторами здоровья являются

Учащиеся называют : активный образ жизни, правильное питание, свежий воздух, хорошее настроение, соблюдение режима дня, закаливание.

Учитель. Наш урок, ребята, подошёл к концу. Но вы дома ещё раз подумайте, от каких вредных привычек вам надо избавиться, что приобрести, закрепить для достижения главное цели жизни – быть здоровым, красивым, стройным, внешне привлекательным. А сейчас поднимите руки, кто выбрал для своей жизни девиз : «Я за здоровый образ жизни». Молодцы! Все « Мы за здоровый образ жизни»

                                                     

Подведём итог. Выявляем наиболее активных участников нашего урока, которые набрали наибольшее  количество жетонов и ставим им “отлично”.



Предварительный просмотр:

План – конспект обучающей беседы

 на тему:

«Для чего нужен сон?»

Цели:

- формировать у детей представление о сне и его функциях

- ознакомление с правилами подготовки ко сну

Воспитатель обращает внимание детей на «спящую» куклу.

- Что делает Маша?

- Почему нельзя шуметь?

- Чтобы не разбудить, не нарушить сон.

- Что будет если разбудить Машу?

- Она не выспится, у нее будет плохое настроение, ее организм не отдохнет и не восстановит свои силы.

- Как вы думаете, почему Маша спит днем?

- Что же такое сон? Для чего он нам нужен?

- Когда мы спим наши органы отдыхают. Как вы думаете, все ли органы отдыхают во сне?

- Когда мы спим мы видим сны. А вы видите сны? Какие сны вам снятся? Какие чаще – плохие или хорошие?

Дети рассказывают о своих снах.

- Даже те, кто говорит, что не видит снов, видят их каждую ночь, только их утром не могут их вспомнить. На сон уходит много времени, может в это время лучше погулять, поиграть? Как вы думаете, что бы с нами было, если бы мы не спали так долго?

Во сне человек восстанавливает сои силы, приводит в порядок сои мысли. Сон лечит, поэтому больной человек спит больше.

- А как вы думаете, почему говорят: «Утро вечера мудренее»?

- Ночью наш мозг отдыхает. Поэтому утром легче найти решение проблемы, которую вы не могли решить вечером. Еще его ничего не отвлекает и он может размышлять. Например, А.С. Пушкину  часто снились стихотворения. А известный композитор Л. Бетховен однажды сочинил во сне музыкальное произведение.

Но для того, чтобы мозг отдыхал нужно уметь правильно готовиться ко сну, правильно спать, не спорить с родителями, если они говорят, что пора ложиться спать.

- Что же следует делать перед сном, а чего делать нельзя?

- У меня есть разные карточки, на одних нарисовано то, что мешает сну, а на других, что помогает. Нужно разложить их на две группы.

Содержание карточек:

Мешает сну:

  1. Свет в окне
  2. Неудобная, мятая постель
  3. Включенный телевизор

Помогает сну:

  1. Чистая постель
  2. Пижама
  3. Зашторенные окна

Дети раскладывают карточки, аргументируя свои ответы.

- А что вы делаете перед сном? Как готовитесь к нему?

- Что бы хорошо спать в комнате должен быть свежий воздух, хорошо бы прогуляться с мамой перед сном. Чтобы сон был крепким нужна чистая удобная постель и просторная одежда. Перед сном нельзя бегать и громко кричать, сильно наедаться, заниматься, долго смотреть телевизор.

- А что нужно говорить перед сном? Не забываете ли вы говорить эти слова дома? Что говорят вам перед сном ваши родители?

- Теперь возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте свои сны.

Включается тихая, спокойная музыка.



Предварительный просмотр:

Занятие «Как беречь глаза»

Цель: формировать правильное и бережное отношение к своему зрению, соблюдать правила для укрепления и сохранения зрения.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение:

Береги свои глаза

Чтобы глаза твои, дружок,                        На яркий свет смотреть нельзя –
Могли на долго сохраниться,                   Тоже портятся глаза.
Запомни два десятка строк                        Телевизор в доме есть,
К тебе они взывают со страницы:              Но, пожалуйста, не лезь
Глаз поранить очень просто –                   К самому экрану
Не играй предметом острым!                    И смотри не всё подряд,
Глаза не три, не засоряй,                           А передачи для ребят.
Лежа книгу не читай; 

Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до твоих глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь.

                                                                                                    Н.Орлова

 2.Воспитатель спрашивает

–Кто мне скажет, как правильно сидеть за столом?
– Почему ты так думаешь?
(Объяснение ответа)

3. Давай потренируемся (практические упражнения):

Воспитатель учит детей правильной посадке за столом (когда ребенок рисует, лепит, рассматривает картинки в книге и т.д.):

  • Спина прямая.
  • Ноги стоят на полу.
  • Расстояние от стола до груди примерно равна ширине ладони.
  • Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 40 сантиметров.

4. Составляем вместе «Правила хорошего зрения»: 

  • Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны!
  • Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге, альбому, тетради!
  • Смотри по телевизору только самые интересные и полезные детские передачи!
  • Близко к телевизору не садись!
  • Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами!
  • Не три глаза грязными руками! Ухаживай за ними, мой их!
  • Ежедневно выполняй гимнастику для глаз!
  • Побольше ешь продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)!

  • “Весёлая неделька” гимнастика для глаз
  • - Всю неделю по - порядку,
    Глазки делают зарядку.
    - В понедельник, как проснутся,
    Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву
    И обратно в высоту.
  • Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
  • - Во вторник часики глаза,
    Водят взгляд туда – сюда,
    Ходят влево, ходят вправо
    Не устанут никогда.
  • Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
  • - В среду в жмурки мы играем,
    Крепко глазки закрываем.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем глазки открывать.
    Жмуримся и открываем
    Так игру мы продолжаем.
  • Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
  • - По четвергам мы смотрим вдаль,
    На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали
    Глазки рассмотреть должны.
  • Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
  • - В пятницу мы не зевали
    Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять
    В другую сторону бежать.
  • Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
  • - Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
    Чтобы бегали зрачки.
  • Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
  • - В воскресенье будем спать,
    А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись
    Нужно воздухом дышать.
  • Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
  • - Без гимнастики, друзья,
    Нашим глазкам жить нельзя!



Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга «Да - здоровому образу жизни»

 

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

 

Ход тренинга:

-       Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся.

-       Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что мы всем вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? 

-       Здоровье для человека – одна из главных ценностей. 
Давайте поприветствуем друг друга на разных языках.

-       Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).

 

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закаляться, и с зарядкою дружить.

 

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

 

Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!

 

- Мы предлагаем вам немного поиграть.

И первая игра называется - «Ассоциации». (Задания по отрядам).

- Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5).

Слово: Здоровье.

(Время для подбора ассоциаций – 2 минуты, во время выполнения задания играет музыка).

Каждый отряд зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.

-       И так, здоровье для вас – это…

(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).

-       А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.

-       Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание.

У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

И сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

 

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

 

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.

 

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья».

Упражнение со словами-ассоциациями.

Нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

Время на выполнение задания – 1 минута.

Озвучиваются выводы по упражнению.

 

Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках».

Давайте произнесем девиз все вместе.

Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1.Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

- Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя?

- Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести здоровый образ жизни.

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/biologiya/konspekty-i-stsenarii/item/854-stsenarij-treninga-da-zdorovomu-obrazu-zhizni