Космос - это интересно!
Разработки для проведения Дня Космонавтики!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«День космонавтики» (праздничное соревнование) . | 21.27 КБ |
Викторина. | 12.39 КБ |
Загадки о космосе. | 49.56 КБ |
Игра-соревнование «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС». | 13.27 КБ |
"Космический КВН" - посвящается Дню космонавтики . | 26.64 КБ |
Стихи о космосе и космонавтах | 82.02 КБ |
12 апреля – День космонавтики | 23.82 КБ |
Космические эстафеты «День космонавтики» | 15.42 КБ |
Разработка классного часа «Он был первым» | 21.45 КБ |
Викторина ко Дню космонавтики | 12.65 КБ |
Игра по астрономии. | 16.93 КБ |
День Космонавтики. | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«День космонавтики»
(праздничное соревнование) – 5 класс
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.»
К.Э. Циолковский
На стенах висят портреты покорителей космоса и рисунки учащихся. На стендах видны книги, посвященные космосу. (Звучит фрагмент песни «Я — Земля…», музыка В.Мурадели, слова Е. Долматовского.)
Я — Земля,
Я своих провожаю питомцев.
Сыновей, дочерей…
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!
Добрый день, юные космонавты! Как вы знаете, дорогие мои, 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник — День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди начали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
С давних времен звездное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо…
До нас дошли изображения хрустального купола, накрывающего плоскую Землю. Этот купол украшен множеством сверкающих звезд. Чтобы такое небо не упало, его пришлось поместить на спинах гигантских слонов,
которые, в свою очередь, покоились на панцире огромной черепахи… Ну, ачудо-черепаха плавала в море…
Прошли тысячелетия, прежде чем люди смогли доказать, что Земля имеет форму шара. Наблюдения за небом позволили сделать вывод о том, что она вращается вокруг Солнца, делая один оборот в год.
Потом люди построили самолеты, поднялись в небо и, взирая с огромной высоты, смогли еще раз убедиться в том, что Земля — это огромный шар.
Учитель. В 1955 г. в СССР было принято решение о строительстве стартовой площадки. Стройка развернулась на юге страны, вдали от городов и населенных пунктов. Место запуска космических ракет держали в строгом секрете. Но теперь о космодроме Байконур знают все, более того, его часто посещают зарубежные гости.
Пятьдесят лет назад, 4 октября 1957 г., отсюда был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. Первого в мире! Этот день составляет славу нашей науки. Через месяц (4 ноября 1957 г.) в космос стартовал второй искусственный спутник, в его кабине находилась маленькая пассажирка — собака Лайка, которая благополучно перенесла перегрузки, связанные с преодолением земного притяжения. После этого все заговорили о возможном полете в космос человека… Кто же будет первым: русский или американец? Оставалось много технических вопросов, например, как создать надежную систему возвращения с орбиты. Ведь по законам физики спутник во время снижения должен сгореть как спичка в плотных слоях атмосферы.
В последующие годы наши ученые продолжали запускать аппараты с животными на борту, стараясь отработать технику их приземления. Так, 20 августа 1960 г. в космос полетели сразу две собаки. Белка и Стрелка. День полета первого в мире космонавта неуклонно приближался. 12 апреля 1961 г. гражданин нашей страны военный летчик Юрий Гагарин поднялся в космос, его
корабль совершил один виток вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Наши конструкторы, инженеры, служащие и рабочие, занятые в космической индустрии, сделали то, что на тот момент было не под силу ни одной стране в мире!
Давайте мысленно перенесемся в тот славный день. Вот по радио передают важное сообщение… У радиоприемников собрались люди, затаив дыхание, они слушают голос диктора: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль — спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин нашей страны, летчик Гагарин Юрий Алексеевич». Основоположник отечественной космонавтики, Константин Эдуардович Циолковский, предвидел эту победу. Сергей Павлович Королев, генеральный конструктор и создатель космических кораблей, осуществил его мечту.
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные «Последние известия».
А он летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная» —
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них.
И я недаром это вспоминаю:
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего.
Земля узнала простого, обаятельного парня, проложившего дорогу к звездам…
Ах, этот день 12 апреля.
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее.
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской.
Тот праздник в пестром пламени знамен.
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
После полета Юрия Гагарина прошло … лет. К стартам космических ракет мы стали относиться, как к чему-то обыкновенному, и уже не за горами полет пилотируемого корабля на Марс.
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам.
Тот цели своей добьется.
Сначала космонавтами были только военные летчики, потом в их число попали инженеры и врачи, наконец, в космос полетела женшина…
Наши дни победами увенчаны.
Не дивиться многому нельзя.
Но когда штурмует космос женщина —
Это здорово, друзья!
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там.
То в гости к себе пригласим.
Когда у одного космонавта спросили: «С чего начинается дорога в. космос?», он ответил: «С мечты». Но былью мечта становится только у трудолюбивых и настойчивых людей.
Мы спешим скорее в школу,
В наш четвертый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Придет день: дорогой света
Полетим и мы
К тайным, сказочным планетам,
В дальние миры.
Ребята, я вижу, что вы все очень хотите побывать в космосе.
Яркие звезды в небе горят.
Как они манят в дорогу ребят.
Послышится голос: «Внимание— взлет!»
И вот уж ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые милой Земли.
Спешили с тобой подружиться. Луна,
Чтоб ты не скучала все время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть:
Надеюсь, успеем к тебе заглянуть…
Стоп, стоп. Прежде старта надо назвать три главных правила, которые чтут все космические путешественники. Надо вспомнить о дисциплине, трудолюбии, дружбе и взаимовыручке. Итак, я буду начинать правило, а вы поможете мне его закончить…
Член команды, не забудь,
Коли выбрал звездный путь:
Перво-наперво, у нас…
Дети. Выполнить любой приказ.
Чтобы космонавтом стать.
Надо очень много знать.
Любой космический маршрут открыт…
Дети. Для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых…
Дети. Не возьмем мы на орбиту.
Внимание! Внимание! Всем приготовиться к пуску!
Дети. Есть, приготовиться к пуску!
Пристегнуть ремни!
Дети. Есть, пристегнуть ремни!
Запустить двигатели!
Дети. Есть, запустить двигатели!
(Звучит песня «Земля в иллюминаторе» в исполнении группы «Земляне».)
Появляются два лунатика.)
1-й лунатик. Запустить двигатели… Лучше и не запускайте, все равно не полетите.
Ребята, кто это?
Дети. Инопланетяне какие-то…
2-й лунатик. Мы с Луны к вам прилетели. А вот вы куда без всякой подготовки собрались, интересно?
Дети. На Луну!!!
Отставить запуск двигателей!
Дети. Есть, отставить запуск двигателей!
А ведь и правда, готовясь даже к обыкновенному путешествию, ну скажем в горы, умные люди долго тренируются, пишут план действий. А мы с вами собрались лететь к звездам… Словом, готовы ли вы прямо сейчас пройти испытания, которым подвергаются космонавты перед полетом?
Итак, первое испытание — «Центрифуга». Вызываются две команды.
(Необходимое оборудование: скамейки, прыгалки, небольшие доски, к которым с помощью магнитов можно крепить бумагу, на небольших листах написаны цифры: 1, 2, 3,4, 5 — по числу играющих. Все это надо приготовить по одному комплекту для каждой команды.)
Ребята, взявшие первые номера, поворачиваются три раза на одной ножке, затем бегут по скамейке, прыгают пять раз, вращая прыгалку, и возвращаются на свое место, закрепив на магнитной доске свой номер. Следующий игрок делает то же самое, и так, пока вся команда не пройдет эстафету.
1-й лунатик. Да, бегать и прыгать вы умеете, ничего не скажешь. Но это еще не все, что должен уметь космонавт!
Второе испытание. Конкурс называется «Одевание космонавта». Выступают две команды. (Оборудование: мячи, магнитные доски, фигурки человека и элементы космического скафандра — из бумаги. Готовится по одному комплекту для каждой команды.)
Два члена команды бегут к доске, зажав мяч между собой. Они одевают две детали костюма на фигурку космонавта, прикрепленную кдоске. Затем ребята быстро возвращаются на свои места. Следующая пара проделывает то же самое и т.д.
2-й лунатик. Молодцы, быстро надели скафандр! А теперь посмотрим, что вы умеете делать своими руками.
В орбитальных лабораториях всегда есть работа. Космонавты ставят физические эксперименты, ведут монтаж сложного оборудования, настраивают электронные приборы. Ну а нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора небольшого робота. (Оборудование: конструктор «Него» по одному на команду.)
1-й лунатик. Вот какие молодцы, опять с таким сложным заданием справились! А можно, теперь мы сами для них задание придумаем?
Попробуйте!
2-й лунатик. Знаете, мне еще никто и никогда не дарил цветы, а мне бы очень хотелось…
1-й лунатик. Подарите нам букетик!
Ну что ж, цветы в космосе — этим нас не удивишь. На околоземной орбите не раз летали биологические лаборатории, где российские ученые не только цветы — птиц выращивали.
(Оборудование: цветная бумага, проволока, цветочный горшок и клей.)
Задание: вырастить цветы в космическом корабле. Уточняю — букет из пяти цветов. У кого это получится быстрее и лучше? Участвуют по два представителя от каждой команды.
2-й лунатик. Спасибо, ребята за цветы. Больше вас не станем экзаменовать. Садитесь поудобнее. Теперь мы тоже хотим вам показать, на что способны лунатики. (Исполняют лунный танец.)
1-й лунатик. Ребята, сегодня вы себя показали смелыми, ловкими, умелыми. Мы гордимся вами и считаем, что вы достойны стать космонавтами. Неважно, кто сейчас победил, ведь победила дружба, а это самое главное в космосе и на Земле. Помогайте всегда друг другу, относитесь к своим товарищам с добротой и пониманием.
2-й лунатик. И еще: никогда не забывайте, что все начинается с мечты. Не бойтесь мечтать и не ленитесь при ее осуществлении. А сейчас нам пора домой. Нас ждут на Луне. До новых встреч!
Дети. До свидания!!! (Лунатики уходят.)
На этом наш праздник-состязание окончен.
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА
1. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос?
А) Космический корабль
B) Космический лайнер
С) Космическая лодка
D) Космический баркас
2. К какому классу небесных тел относится Солнце?
А) Планетам
B) Звездам
С) Кометам
D) Космическому мусору
4. Что сказал Гагарин в первую секунду полета?
А) Поехали!
B) Полетели!
С) Наконец-то!
D) Хочу домой!
5. Название какой планеты в переводе на русский означает «страх»?
А) Венера
B) Марс
С) Плутон
D) Фобос
7. Как фамилия космонавта, впервые осуществившего выход в открытый космос в 1965 году?
А) Армстронг
B) Гагарин
С) Леонов
D) Титов
8. Какое из этих созвездий не является зодиакальным?
А) Лев
B) Орион
С) Скорпион
D) Козерог
9. Какая из этих установок применяется для тренировки и космонавтов, и подводников?
А) Центрифуга
B) Барокамера
С) Имитатор невесомости
D) Камера-обскура
1. Сколько звезд в Солнечной системе?
А) Одна
B) Две
С) Три
D) Не сосчитать
2. Почему сначала в космос запускали зверей, а не сразу человека?
А) Чтобы лучше узнать действие космоса на живой организм
B) Никто не хотел туда лететь
С) Собак не жалко
D) Денег не было
3. Какого из этих созвездий не существует?
А) Овен
B) Скорпион
С) Стрелок
D) Снайпер
4. Как звали первую женщину-космонавта?
А) Валентина Терешкова
B) Мариванна
С) Жанна Д'Арк
D) Ксения Собчак
9. Что в переводе на русский означает слово «планета»?
А) Круглая
B) Блуждающая
С) Большая
D) Космическа
Предварительный просмотр:
Загадки о космосе
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете — На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
Днем спит, ночью глядит. (Луна)
Планета Солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает.
А слог второй под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот
Кто город Франции узнает. (Марсель)
Пояс зодиака
Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в … (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди … (Рыб).
А в апреле из … (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в … (Тельце) -
Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в … (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к … (Раку),
Меломан — на грядку к маку.
Август школы открывает,
… (Лев) за солнце убегает.
За окном «засентябрит»,
… (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из … (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в … (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется … (Стрелец).
Предварительный просмотр:
Игра-соревнование «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС».
Ведущий:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
1 конкурс: “Визитная карточка”.
1. Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
2. Ждет нас быстрая ракета.
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс –
Звезды, в гости ждите нас!
3. Мчатся ракеты к далеким мирам,
К подвигам сердце рвется…
Кто верит крылатым,
Как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
2 конкурс: “Полет во вселенную”
Команде выдается лист бумаги. В течение двух минут из нее нужно сделать бумажный самолет. Затем экипажу предстоит с трех попыток запустить самолет на дальность полета.
З конкурс: “Невесомость”
Экипажам предлагаются астрономические и космические термины с перепутанными буквами. Команда должна за одну минуту составить слова из предложенных буквосочетаний:
1. 1/ напаелт /планета/
2/ омокдомрс /космодром/
З/ етплкесо /телескоп/
2. 1/ кписунт /спутник/
2/ ааакгитлк /галактика/
3/ нуал /луна/
3. 1/ вадзез /звезда/
2/ сотковнам /космонавт/
3/ етзин / зенит/
4 конкурс: “Инопланетянин”.
Каждому экипажу дается возможность на листе бумаги за I минуту нарисовать инопланетянина.
5 конкурс: “Слаженность экипажей”
Из мозаики сложить пословицу и прочитать. Кто быстрее, тот и победил.
1. / Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
2. / Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3. / Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
6 конкурс “Эрудиты”.
Экипажи должны письменно ответить на вопросы:
I/ Слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым
существам на Земле.
2/ Все то, что существует на Земле и за ее пределами /Вселенная/.
З/ Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты,
спутники. /Космодром/.
4/ Один оборот спутника вокруг Земли /Виток/.
5/ Круглое застекленное окно в самолете, космическом корабле. /Иллюминатор/.
6/ Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца /Планета/.
7 конкурс – «Выход в открытый космос».
Проводится эстафета. Для этого члены команд строятся по росту, впереди – самые высокие. Первый ученик просовывает левую руку между ног. Следующий – берет эту руку правой рукой. Остальные участники продолжают цепочку таким же образом.
Побеждает команда, первой замкнувшая цепочку.
8 конкурс – «Открой свою звезду»
Команды отгадывают названия песен и исполняют их.
Для 1-й команды: песня об использовании улыбки в качестве электричества. («Улыбка»)
Для 2-й команды: песня о животном, которого знает каждая дворняжка. («Песня Чебурашки»)
Для 3-й команды: песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. («Если долго-долго…»)
Предварительный просмотр:
"Космический КВН" - посвящается Дню космонавтики .
.
Предварительный просмотр:
Стихи о космосе и космонавтах
«Жить и верить — это замечательно, Перед нами небывалые пути, Утверждают космонавты и мечтатели Что на Марсе будут яблони цвести». |
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ — 12 апреля Сыны и дочери планеты голубой пространства Шагает эра космоса вперед! Хранит в душе он первую любовь, Когда День космонавтики справляют, Всех, кто с Земли за пультом наблюдает, Всех, кто с космической наукой Она была и будет нам нужна! *** Нам Циолковский напророчил, *** Сказал «поехали» Гагарин, Эпоха странствий и открытий, Наступят дни, когда пространство Вот будет жизнь! Но все же вспомним, | День Космонавтики. На небо ночью все смотрели? Красавец месяц среди звёзд Пусть звёздный дождь в него нальётся, Галактик меркнет свет игриво, Космос Я хотел бы слетать на луну, Долететь до далёких орбит, На планетах других побывать, Расспросить, как живётся им там, Все о чём-то мечтают всегда, ЗВЁЗДНАЯ МЕЛОДИЯ Стою я у окна…. Загадочны, таинственны, влекущи, Зачем? Я не хочу! Не надо, звёзды! Я растворяюсь в этих дивных звуках, Ночь, подожди! Не уходите, звёзды! Исчезла сказка. Или сон — не знаю. | В ЛАБОРАТОРИИ АЭРОДИНАМИКИ За рядом елей голубых Воздуходувная труба А вот – помятая папаха, Он на ненужном КПП, Встаёт от бритвенного края, Бред овладеет головой: Но вдруг Всевышний замечает: Благодарение судьбе: Освобождаю слух от ваты, |
Посвящается первому космонавту Ю. А. Гагарину Не боялся? Ерунда! *** *** Вращение! Надежною рукой Но он был ПЕРВЫМ, кто вернулся! | Ко Дню КосмонавтикиКосмонавтики День, как же ты еще молод! Не забыты герои — люди чести и долга. Людям тоже дано все прошедшее помнить, Но в тебе все же больше успеха и счастья. Космонавтики День – наша радость и гордость. Те, кто в космос сегодня уже не летает, Космонавты Земли, Разрешите поздравить Гаврюшкин Александр Евгеньевич | В кабинете космонавта Юрию Гагарину |
Созвездье Гагарина Ты мир подружил с удивительной сказкою, Все ближе, все ближе нам небо бескрайнее, | ПЕРВЫЙ Мать и сын Это он ворвался в наше завтра, И с такой материнской силой, |
НА РОДИНЕ ГАГАРИНА ВЕСНА На родине Гагарина весна, - … Он улыбнулся звездам и мирам, |
ПОЛЁТ Это мы – вся плоть и кровь народа, И сегодня за чертой вселенской Созвездия И в звериной шкуре сидя И глядел в молчаньи долгом И тогда с мечтою вместе С той поры живут на небе, Сыны и дочери планеты голубой Григоре Виеру Ракета Вот так pадyга на небе - А над pадyгой – pакета И на звёзднyю доpожкy | Космонавту И пусть они взлетали не в ракете, За ту черту земного притяженья, И может быть, не меньшею отвагой Но не затем той памяти кровавой Они горды, они своей причастны И выправкой, и складкой губ, и взглядом, Так сохранилась ясной и нетленной, Он был первым, кто вернулся! *** Кнопка старт и дюзы взвизг, *** Для страны виток свой первый *** Прошли года, сейчас другое время. Но он был ПЕРВЫМ, кто вернулся! |
Слышу голос из прекрасного далека, Прекрасное далеко Слышу голос из прекрасного далека, Прекрасное далеко Я клянусь, что стану чище и добрее Прекрасное далеко *** Сказал «поехали» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась. Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда. Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить! Вот будет жизнь! Но все же вспомним, Что кто-то первым полетел… Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел. *** автор Любовь Алейниковаhttp://www.stihi.ru/avtor/lyubava1За компьютером сижу, Монитор – иллюминатор, Управляю стрелками, Полетаю мимо звёзд, |
автор Андрей Кошенко Вот повезло же людям, Как здорово лететь себе, А тут – географичка Обедать только супом Сто сальто с пируэтом И телевизор вечером Тут столько всяких |
Предварительный просмотр:
12 апреля – День космонавтики
Ученик читает стихотворение.
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Ведущий 1: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”
Ведущий 2: Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий 1: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Ведущий 2: Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.
Представляем:
Историк; Физик; Астроном; Космонавт; Инженер космической техники; Эколог; Врач.
Корреспондент 1: Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?
Историк: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, У. Оберта, Пельтри.
Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею.
Показ презентации учащихся “А звезды, тем не менее, так близко, но все так же далеки”.
Корреспондент 2: Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?
Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Жизнь на Земле зарождалась и развивалась в постоянном присутствии силы тяготения и приспособлена к ней. Не будь её, не существовало бы и самой Земли, Луны, планет, Солнца, Галактики. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Для иллюстрации скажу: для тела массой 1т эта работа равноценна поднятию огромного авианосца массой 65000т на вершину Исаакиевского собора в С-Петербурге! Затратив эту работу, мы выведем тело на поверхность сферы земного тяготения. Итак, любой космический полет, связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.
Корреспондент 3: Когда же было преодолено земное тяготение?
Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.
Корреспондент 4: От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?
Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.
Корреспондент 5: Каким требованиям должен отвечать космонавт?
Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.
Корреспондент 6: Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?
Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.
Корреспондент 7: Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?
Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. В начале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли экономичный и надежный. К.П. Феоктистов, сотрудник КБ С.П. Королева, предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта. Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.
Корреспондент 8.: Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?
Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.
Корреспондент 9: Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.
Историк: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.
Корреспондент 10:. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?
Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.
Показ презентации учащихся “Вес и невесомость”
Корреспондент 11: Как космонавт ориентируется в космосе без “верстовых столбов”?
Астроном: Это одна из важнейших и сложнейших задач “плавания” в космосе – космонавигация, определение своего точнейшего положения в безбрежном космическом пространстве. Единственные ориентиры в космосе – небесные тела, включая Землю, Луну, Солнце, планеты, но, увы, эти ориентиры непрерывно перемещаются, и с очень большой скоростью. Астрономам большая точность была ни к чему, а вот космонавтам – другое дело. На помощь приходят звезды: они практически неподвижны на небе и их расположение неизменно. Часто в качестве “верстового столба” используют Канопус, вторая по яркости из всех звезд небосвода. Расположение Канопуса на небе оказалось удачным для этой цели – почти под прямым углом относительно направления на Солнце. “Глаза” автоматов – оптических датчиков, ловят нужный ориентир – тот же Канопус, Солнце, Землю.
Корреспондент 12: А как Земля? Какая она с той высоты?
Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.
Корреспондент 13:. Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?
Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.
Ведущий 1: Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.
Ведущий 2:. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.
Ученик читает стихотворение.
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Предварительный просмотр:
Космические эстафеты «День космонавтики»
Состав команды : 8 человек
Победители: Команда, набравшая наибольшее количество "звёзд".
Инвентарь: гимнастические палки(32 шт), фишки(4 шт), обручи(16 шт), гимнастические скамейка( 4 шт),стойки для прыжков(4 шт), кубики (32 шт), кружочки из картона(32шт)
Программа
1. Построение, приветствие команд.
Здравствуйте экипажи! Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие и будем собирать звёзды. Полёт невозможно совершить без экипажа, который хорошо знает своё дело. А экипажем управляет кто? Правильно командир! Давайте сейчас выберем командиров ваших экипажей. На раздумье вам даётся 30 сек.
2. Представление командиров:
1 экипаж-
2 экипаж-
3 экипаж-
4 экипаж-
Итак вы выбрали командиров. Молодцы! Ребята, а без чего ещё невозможен космический полёт? Правильно без космического корабля!
3. Сейчас капитанам предлагаю подойти ко мне и наугад выбрать себе и своему экипажу космический корабль.
1 экипаж- "Мир"
2 экипаж-"Союз"
3 экипаж-"Земля"
4 экипаж-"Планета"
Итак, корабль есть, капитан есть, в принципе можно начинать наш нелёгкий путь. Но для начала давайте немного разомнёмся.
4. Разминка для космонавтов. ( по 2 вопроса на команду, в случае если команда отвечает правильно на вопрос, то она получает звезду, если же ответ неправильный, то команда не получает ничего. За звёздами выходит капитан экипажа и прикрепляет к своему кораблю. А в конце нашего путешествия мы подсчитаем кол-во звёзд у каждой команды. И у кого их будет больше всех, тот и победил)
1)Какая планета в солнечной системе самая маленькая?( Плутон)
2)Как зовут человека, который первый отправился в космос?(Ю. Гагарин)
3)Какие животные побывали в открытом космосе? (Белка, стрелка)
4)Назовите женщин - космонавтов ?(Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
5)Какая планета солнечной системы самая яркая на небе ночью (Венера)
6)Кто был генеральным конструктором первых советских космических кораблей?(Королёв)
7)Какая планета самая большая в солнечной системе?(Юпитер, больше Земли в 13 раз)
8)В каком году и на каком корабле полетел Ю.Гагарин в космос? (12 апреля 1961 г. на корабле «Восток")
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут,
Ведь полёт - нелёгкий труд!
5. Эстафета - построить космический корабль. Перед командой на полу лежат 8 гимнастических палок. По сигналу первый участник берёт 1 гимнастическую палку, добежав до фишки оставляет там палку, вовращается и передаёт эстафету следующему участнику, последний участник бежит до фишки, оставляет там палку и бежит обратно. В итоге из палок у вас там должен получится космический корабль. Это задание ещё и на сообразительность. Как нужно положить 8 палок, так чтобы получился красивый корабль. Команда, оказавшаяся 1-ая на исходных позициях получит звезду.
Мы приветствуем экипажи.
Желаем полететь на другую планету.
Захватить с собой храбрость и смелость,
А в игре показать умелость.
6. Эстафета: Итак, ну а теперь нам нужно выбрать маршрут.
"Выбираем маршрут" Проползти по скамейке ( подтягиваясь у упоре лёжа на животе по скамейке), перепрыгнуть через обруч, перелезть под стойкой для прыжков, добежать до фишки и вернуться обычным бегом.
Мы попали в невесомость. Внимание, приближаемся к планете Луна! Идём на посадку!
Экипажи приготовиться к "высадке на луну"
7. Эстафета "Высадка на луну" Бег по обручам ( 4шт), расставленных на полу до фишки и обратно.
8. Эстафета: "Луноход" (с положения «упор лёжа сзади с согнутыми ногами сзади» дойти до фишки, оббежать её и вернуться бегом к команде)
9. Эстафета: "Собери звёздные камни". Всей командой в полном приседе, взявшись за плечи впередиидущего « змейкой» обойти все фишки, дойти до последней, каждый должен в одну руку взять "звёздный камень" (кружочки из картона) и в таком же положении вернуться на финиш, но уже по прямой. Финиш по последнему участнику в команде.
10. Эстафета: Сложить контур « Большой медведицы" на полу.(собрать большую медведицу из кубиков, кто быстрее
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
«Он был первым»
Цель занятия:
- Расширить знания детей о первом полете человека в космос;
- Познакомить их с биографией Ю.А.Гагарина;
- Развивать познавательные способности учащихся;
- Развивать коммуникативность, информационную грамотность;
- Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну; стремление стать настоящим гражданином России;
- Формировать активную жизненную позицию.
Возрастная категория: 5- 6 классы
Оборудование: компьютер, проигрыватель, материалы периодической печати (газеты за апрель 1961г. из музейной экспозиции), видеоинтервью с К.Т.Серединой, которая присутствовала на встрече молодежи и студентов с Ю.Гагариным в Москве.
Ход классного часа.
- Вступительное слово учителя.
- Монтаж в сопровождении с презентацией.
Ученик 1 (знакомит с биографией Ю.Гагарина):
(слайды 3-4)
Во время оккупации гитлеровцами Гжатского района семью Гагариных фашисты выгнали из дома. Она ютилась в землянке. В 1943 г. смоленская земля была очищена от фашистских захватчиков, и семья переехала в Гжатск. С детства Юра увлекался самолетами. Он мечтал стать летчиком. Юрий знал, что от пилота требуется многое, и старался вырабатывать в себе смелость, упорство, закалял волю. Особое внимание уделял физической подготовке. Любил кататься на коньках, неплохо играл в футбол и баскетбол. В Доме пионеров он мастерил авиамодели, читал книги по воздухоплаванию.
Ученик 2
Окончив 6 классов, Юрий Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище, где получил профессию формовщика-литейщика. Затем поехал учиться в Саратовский индустриальный техникум. Но мечта стать летчиком не оставляла юношу. Не случайно вещь, которую он самостоятельно отлил из металла была модель самолета.
(слайд «Путь в космонавтику»)
Ученик 1
Любовь к авиации привела Юрия Гагарина сначала в Саратовский аэроклуб, а затем в Чкаловское военное авиационное училище летчиков, которое он закончил в 1957 году. Затем Гагарин служил в частях истребительной авиации на Северном флоте. Как один из талантливых и мужественных летчиков-истребителей, он был зачислен в отряд космонавтов.
Ученик 2
Огромное трудолюбие, настойчивость и смелость позволили Юрию Алексеевичу в совершенстве овладеть сложной космической техникой и выполнить программу специальной летной и парашютной подготовки. Именно ему Родина доверила совершить первый в истории человечества полет в космос!
(слайд «Он сказал «Поехали!»)
Звучит грамзапись «Из речи Ю.Гагарина перед полетом в космос и голос Ю.Гагарина во время старта.
Чтец (стихотворение В.Котова «Слава тебе, наш герой!»)
(слайд «Земля встречает героя»)
Учитель: Первого космонавта Земли радушно встречали на всех материках и континентах. В школьном музее хранятся газеты за 1961 год, которые разносят весть о первом космонавте, сообщают о поездках Гагарина по планете (показать). В нашем городе живет К.Т.Середина, которая присутствовала на встрече молодежи и студентов с Ю.Гагариным в Москве. Предлагаю посмотреть видеоинтервью с нашей героиней.
(слайд «Гагарин на Донской земле»)
Ученик 1.
Радушно встречала первого космонавта донская столица, где он побывал в июне 1967 года. Ю.Гагарин познакомился с городом Ростовом-на-Дону, его жителями. На стене домика, где он останавливался, на левом берегу Дона, Юрий Алексеевич оставил свой автограф и надпись: «С искренней благодарностью за гостеприимство и трогательную заботу. Со всем самым добрым». На набережной реки стоит памятник Юрию Гагарину. Скульптор О.П.Голосов отмечал: «Я старался передать простоту и открытость его характера, особую, очень добрую гагаринскую улыбку, от которой как бы все светлело вокруг».
Ученик 2.
Гагарин побывал в станице Вешенской, гостил у нашего знаменитого земляка М.А.Шолохова.
(слайд «Знаете, каким он парнем был»)
Люди, знавшие Гагарина, отзывались о нем с теплотой и любовью, отмечали его лучшие качества.
С.П.Королев, генеральный конструктор космического корабля «Восток»: «Он открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности…»
Ученик 2.
А.Леонов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР: «Гагарин был прирожденным лидером»
П.Попович, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт: «Юру отличало терпение, героическое упорство, осторожность, предусмотрительность, мужество и воля».
Учитель: Юрий Гагарин очень любил детей. У него было две дочери Елена и Галина. После полета, несмотря на занятость, он нашел время написать письмо-напутствие детям 26 апреля 1961 г.
(слайд «Гагарин-детям»)
«Помните, друзья, путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошее сочинение по литературе, через контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы. Он, этот полет, начинается на ваших спортивных площадках, в ваших слесарных и столярных мастерских, в полях, где вы помогаете взрослым. Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы»
Завершается классный час песней «Я -Земля».
Предварительный просмотр:
Викторина ко Дню космонавтики
1.Как называется ракета. На которой Гагарин полетел в космос?(Восток 1»
2.Сколько по времени длился полёт Гагарина в космос? (108 минут)
3.Сколько лет было Гагарину, когда он полетел в космос? (27 лет)
4.Сколько лет было Гагарину, когда он погиб? (34года)
5.Где родился Гагарин?(деревня Клушино)
6.Каким был позывной Гагарина? (кедр)
7.Где похоронен Гагарин?( в Москве , у Кремлёвской стены)
8.Какую фразу,ставшую известной, сказал Гагарин, после запуска ракеты? (Поехали!)
9.Имя первой женщины – космонавта? ( Валентина Терешкова)
10.Как называется книга, которую написал Гагарин после полёта в космос?( Дорога в космос)
11.Как звали женщину – космонавта, которая первая вышла в открытый космос?( Светлана Савицкая)
Викторина ко Дню космонавтики
1.Что означает слово «космос»?(Вселенная)
2.Какие объекты во Вселенной вы знаете?( Звёзды, планеты, кометы…)
3.Как называется ближающая к нам звезда? ( Солнце)
4.Сколько планет в солнечной системе? (девять)
5.Назовите космонавта, совввершившего первый космический полёт? (ЮАГагарин)
6.Сколько времени длился первый космический полёт?(1 час 48 мин)
7.Кто первым вышел в открытый космос? ( Алексей Леонов)
8. Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1 раз)
9.Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли?
(Байконур)
10.Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествиепоповерхности Луны? («Луноход»
11.Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)
Улыбка Гагарина
Когда на землю он вернулся.
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта была,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Берёзовый озёрный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума.
Так солнечным морозным утром
Смеётся русская зима.
Она, как чудо нам открылась,
И был таков её размах,
Такая искренность искрилась
В чуть – чуть прищуренных глазах!
На с ней легко в пути великом,
Душе теплей в её тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее б было на земле!!
Предварительный просмотр:
Турнир эрудитов по астрономии, 7 класс
Участвуют несколько команд — лучше из параллельных классов. После 2-го тура самая слабая команда удаляется, но за ней остается право на ответ, если оставшиеся команды не справились с заданием. В случае двух правильных ответов подряд эта команда может быть возвращена на поле игроков вместо выбывшей после очередного тура команды.
Разминка
Игроки каждой команды по очереди называют созвездия. Побеждает команда, игрок которой последней назовет созвездие.
1-й тур
Вопросы распределяются методом жеребьевки (представители команд тянут бумажки с ними из коробки, Которая затем встряхивается). На подготовку ответа командам дается по 2 минуты.
1. Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
2. Когда и кто впервые провел наблюдения в телескоп?
(Галилео Галилей, 1610 г.)
3. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление, а на Луне нет атмосферы.)
4. Назовите ближайшую к Земле звезду. (Солнце.)
5. Можно ли увидеть Венеру в созвездии Ориона?
(Нет, это не зодиакальное созвездие.)
6. Может ли на Луне работать барометр? (Нет, не может, так как у Луны нет атмосферы.)
7. Можно ли, находясь на поверхности планеты Венера, ориентироваться по Солнцу или звездам?
(Нет, нельзя, так как небо Венеры надежно закрыто слоем облаков.)
8. Как называются малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера? (Астероиды.)
9. Какие звезды называются переменными? (Звезды, блеск которых изменяется.)
10. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
11. Что такое эклиптика, и по каким созвездиям она проходит?
(Видимый путь Солнца среди звезд. Проходит по зодиакальным созвездиям.)
12. Когда и как возникла Крабовидная туманность?
(В результате вспышки сверхновой звезды в 1054 г.)
13. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
2-й тур. Кто быстрее?
Задается вопрос, и команда, которая быстрее сориентируется, стучит молотком по столу. Если ответ неправильный, очки вычитаются, и предоставляется возможность ответить другой команде.
1. Какая самая яркая звезда ночного неба? (Сириус.)
2. В каком созвездии находится Полярная звезда?
(В созвездии Малая Медведица.)
3. Кем открыты законы движения планет? (Иоганном Кеплером.)
4. Назовите крупнейшего русского ученого, основоположника космонавтики.
(Константин Эдуардович Циолковский.)
5. Какую дату считают началом космической эры человечества?
(4 октября 1957 г., когда был запущен первый искусственный спутник Земли.)
6. Почему празднование Дня космонавтики приходится на 12 апреля?
(12 апреля 1961 г. состоялся первый полет в космос человека — Юрия Алексеевича Гагарина.)
7. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем.
(Академик Сергей Павлович Королев.)
8. Ио, Европа, Ганимед, Каллисто — что их объединяет?
(Все они — Галилеевы спутники Юпитера.)
9. Какая планета была открыта Вильямом Гершелем в 1781 г.? (Уран.)
10. Какая планета была открыта Карлом Томбо в 1930 г.? (Плутон.)
11. В каком созвездии находится Крабовидная туманность? (В созвездии Тельца.)
12. В чем различие звезды и планеты? (Звезда — самосветящийся раскаленный газовый шар, планета — темное тело, отражающее свет звезды.)
13. Чем отличается телескоп-рефрактор от телескопа-рефлектора?
(У рефрактора объектив линза, у рефлектора — зеркало.)
14. Назовите самый крупный в мире телескоп. (БТА, 6-метровый рефлектор.)
15. Где он находится? (Зеленчук, Северный Кавказ.)
16. Кто впервые измерил скорость света? (Мейкельсон.)
3-й тур
Вопросы распределяются методом жеребьевки. Возможен вариант, когда ответы оцениваются по-разному, в зависимости от сложности: от 1 до 3 баллов.
1. К какому типу галактик относится Солнечная система? (К спиральным.)
2. В атмосфере какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?
(В атмосфере Марса.)
3. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
4. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?
(Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
5. Как называется самая высокая гора на Марсе? Какова ее высота?
(Олимп. Высота около 25 000 м.)
6. Какие бывают метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
7. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
8. Расположение какой из планет не подчиняется правилу Тициуса-Боде? (Нептуна.)
9. У каких двух тел Солнечной системы самые напряженные магнитные поля? (У Солнца и Юпитера.)
10. Как назывался древнейший прибор для определения времени? (Гномон.)
11. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности?
(По перемещению за несколько часов.)
12. Когда можно наблюдать Солнце в зените на земном экваторе?
(21 марта и 23 сентября.)
Предварительный просмотр:
12 апреля – День космонавтики
Ученик читает стихотворение.
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Ведущий 1: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”
Ведущий 2: Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий 1: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Ведущий 2: Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.
Представляем:
Историк;
Физик;
Астроном;
Космонавт;
Инженер космической техники;
Эколог;
Врач.
Корреспондент 1: Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?
Историк: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, У. Оберта, Пельтри.
Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею.
Показ презентации учащихся “А звезды, тем не менее, так близко, но все так же далеки”.
Корреспондент 2: Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?
Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Жизнь на Земле зарождалась и развивалась в постоянном присутствии силы тяготения и приспособлена к ней. Не будь её, не существовало бы и самой Земли, Луны, планет, Солнца, Галактики. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Для иллюстрации скажу: для тела массой 1т эта работа равноценна поднятию огромного авианосца массой 65000т на вершину Исаакиевского собора в С-Петербурге! Затратив эту работу, мы выведем тело на поверхность сферы земного тяготения. Итак, любой космический полет, связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.
Корреспондент 3: Когда же было преодолено земное тяготение?
Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.
Корреспондент 4: От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?
Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.
Корреспондент 5: Каким требованиям должен отвечать космонавт?
Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.
Корреспондент 6: Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?
Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.
Корреспондент 7: Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?
Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. В начале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли экономичный и надежный. К.П. Феоктистов, сотрудник КБ С.П. Королева, предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта. Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.
Корреспондент 8.: Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?
Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.
Корреспондент 9: Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.
Историк: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.
Корреспондент 10:. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?
Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.
Показ презентации учащихся “Вес и невесомость”
Корреспондент 11: Как космонавт ориентируется в космосе без “верстовых столбов”?
Астроном: Это одна из важнейших и сложнейших задач “плавания” в космосе – космонавигация, определение своего точнейшего положения в безбрежном космическом пространстве. Единственные ориентиры в космосе – небесные тела, включая Землю, Луну, Солнце, планеты, но, увы, эти ориентиры непрерывно перемещаются, и с очень большой скоростью. Астрономам большая точность была ни к чему, а вот космонавтам – другое дело. На помощь приходят звезды: они практически неподвижны на небе и их расположение неизменно. Часто в качестве “верстового столба” используют Канопус, вторая по яркости из всех звезд небосвода. Расположение Канопуса на небе оказалось удачным для этой цели – почти под прямым углом относительно направления на Солнце. “Глаза” автоматов – оптических датчиков, ловят нужный ориентир – тот же Канопус, Солнце, Землю.
Корреспондент 12: А как Земля? Какая она с той высоты?
Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.
Корреспондент 13:. Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?
Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.
Ведущий 1: Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.
Ведущий 2:. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.
Ученик читает стихотворение.
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.